РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Безопасность жизнедеятельности"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.В.ОД "Основы природопользования"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

21.03.02 Землеустройство и кадастры

Программа академического бакалавриата

Кадастр недвижимости

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н., доц. Соколова Галина Николаевна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.В.ОД "Основы природопользования" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Безопасность жизнедеятельности".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.т.н., проф. Гапонов Владимир Лаврентьевич, Декан факультета, ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БВОД_Основы п_Б_21.03.02_во_3_БЖД _п37586_42940.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Основы природопользования".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Основы природопользования" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых и вариативных дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и профилем подготовки "Кадастр недвижимости".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Основы землеустройства", "Правовое обеспечение землеустройства и кадастров", "Экология";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: основы законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды

Умеет: использовать знания законодательства в сфере природопользования

Имеет навыки: расчетов ущерба за снос и повреждение зеленых насаждения, ущерба за загрязнение почв и водных объектов и др.

ОК-4 - способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности

Знает: основы законодательства в сфере природопользования

Умеет: проводить классификацию природных ресурсов и применять требования законодательства для рационального использования природных ресурсов.

Имеет навыки: нормирования воздействия на окружающую среду, расчета стоимости природных ресурсов и разработки мероприятий по снижению негативного воздействия на природные объекты.

ОПК-2 - способностью использовать знания о земельных ресурсах для организации их рационального использования и определения мероприятий по снижению антропогенного воздействия на территорию

Знает: виды кадастров природных ресурсов

Умеет: провести оценку качественного и количественного состава природных ресурсов

Имеет навыки: использования данных кадастра природных ресурсов в решении профессиональных вопросов

ПК-5 - способностью проведения и анализа результатов исследований в землеустройстве и кадастрах

Комментарии кафедры:

Компетенции рассматриваются относительно вопросов охраны окружающей среды и природопользования.


Место дисциплины 1Б.В.ОД "Основы природопользования" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав вариативной части (В.ОД).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Право (земельное)".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ЗЗБ, СЗБ.

Дисциплина реализуется в 3 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 50 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
3
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 32 32 32
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 49   49
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 49   49
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 108 50 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 15 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
4 5
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 12 12 4 8
Лекции (Лек) 4 4 4  
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 8 8   8
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 1 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 89   40 49
Контрольная работа (К) 12     12
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 77   40 37
Контроль, всего и в т.ч. 4     4
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 4     4
Общая трудоемкость, часы 108 15 45 63
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 3

1. Природопользование как наука. Правовое регулирование. (Компетенция/и ОК-4)

1.1. Предмет и задачи курса: 1) Введение в курс «Природопользование». 2) Сущность и виды приро-допользования. 3) Региональные эколого-экономические проблемы. .

1.2. Взаимодействие общества и природной среды в процессе производства: 1) Понятие о загрязнении окружающей среды. 2) Материальное загрязнение. 3) Энергетическое загрязнение окружающей среды.

1.3. Правовые и организационные вопросы природопользования: ) Основные правовые принципы рационального природопользования: Конституция РФ. 2) Основные природоохраные и природоресурсные документы. Концепция экологически устойчивого развития общества. 3) Экологический налог, страхование и аудит:.

1.4. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и природопользования: 1) Основные принципы международного сотрудничества. 2) Основные международные соглашения в области ООС и природопользования.

2. Природные ресурсы и природные условия. (Компетенция/и ОПК-2, ПК-5)

2.1. Природные ресурсы как важнейшие объекты окружающей среды: 1) Понятие природных ресурсов. 2) Понятие природных условий. 3) Классификация природных ресурсов. 4) Роль природных ресурсов в расширенном воспроизводстве.

2.2. Природно-ресурсный потенциал: 1) Понятие природно-ресурсного потенциала. 2) Сущность природно-ресурсного потенциала региона. 3 ) Использование земельных ресурсов.

2.3. Природные кадастры: 1) Виды природных кадастров. 2) Красная книга как особый вид природного кадастра.

3. Эколого-экономическая оценка природных ресурсов. (Компетенция/и ОПК-2, ПК-5)

3.1. Природные ресурсы и их экологоэкономическая оценка: 1) Социально- экономическая необходимость эколого-экономической оценки природных ресурсов. 2)Подходы к эколого-экономической оценке природных ресурсов: затратный, рентный, смешанный и др.

3.2. Экономическая эффективность осуществления природоохранных мероприятий:: 1) Финансирование природоохранных мероприятий. 2) Экономические основы рационального использования территорий. 3) Определение экономической эффективности природоохранных мероприятий. 4) Определение экономической целесообразности повышения плотности застройки.

3.3. Экологический налог, страхование и аудит: 1) Экологическое страхование 2) Экологический налог 3) Экологический аудит. 4) Затраты на природоохранные мероприятия.

4. Основы экологического нормирования и рационального использования природных ресурсов. (Компетенция/и ОПК-2)

4.1. Концепция и структура экологического нормирования:: ) Концепция экологического нормирования. 2) Структура экологического нормирования.

4.2. Нормативы качества окружающей среды: 1) Санитарно-гигиеническое нормирование. 2) Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду.

4.3. Основы рационального использования природных ресурсов: 1) Основы рационального использования атмосферы. гидросферы и биоресурсов. 2) Основы рационального использования почв. 3) Альтернативные источники энергии. 4) Безотходные и малоотходные производства. 5) Вторичные материальные ресурсы.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 6   9
2 4 8   14
3 4 6   14
4 4 12   12
Итого 16 32   49
В т.ч. по интерактивным формам 4 2    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 Рост народонаселения местности. 2
Влияние антропогенной деятельности на природные экосистемы. 4
2 Расчет вреда окружающей среде за снос и повреждение зеленых насаждений 8
3 Определение размера вреда, причиненного водным объектам загрязнением водных объектов мусором, отходами производства и потребления 6
4 Определение размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды 6
Определение размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства 6

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 Региональные эколого-экономические проблемы Российской Федерации. 9
2 Природные ресурсы как важнейшие объекты окружающей среды 14
3 Методы эколого-экономической оценки природных ресурсов 14
4 Рациональное использование природных ресурсов. Альтернативные истоники энергии. 12

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 77 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Основы природопользования [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие для практических работ / Г. Н. Соколова ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 48 с. ЭБС РГУПС
2 Самостоятельная работа обучающегося / учебно-методическое пособие для самостоятельной работы обучающихся по дисциплинам / Финоченко Т.А., Хвостиков А.Г.; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 8 с. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
3
ОК-4 +
ОПК-2 +
ПК-5 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОК-4 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ОПК-2 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ПК-5 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

рациональное использование земель;

новая система сбора твердых коммунальных;

от отходов производства ко вторичным материальным ресурсам;

малоотходные и сухие технологии;

межмуниципальные отходоперерабатывающие комплексы;

состояние окружающей среды региона и образование отходов производства и потребления;

рациональное использование водных ресурсов;

очистка бытовых сточных вод;

очистка производственных сточных вод;

сокращение нормативов использования природных вод;

нормативы допустимых сбросов как метод экономического регулирования снижения норм расхода воды.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 3

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Что такое природопользование?
2) Рациональное природопользование.
3) Нерациональное природопользование.
4) Сущность и виды природопользования.
5) Взаимодействие общества и природной среды в процессе производства.
6) Экологические правонарушения и его виды.
7) Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды.
8) Концепция экологически устойчивого развития общества.
9) Природные ресурсы и природные условия.
10) Исчерпаемость природных ресурсов и их воспроизводство.
11) Роль природных ресурсов в расширенном воспроизводстве.
12) Санитарно-гигиеническое нормирование.
13) Международное сотрудничество.
14) Государственные акты по охране окружающей среды.
15) Экономический механизм природопользования.
16) Управление природопользованием. Виды управления.
17) Земельные ресурсы как объект природопользования.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Эколого-экономическая оценка природных ресурсов.
2) Способы эколого-экономической оценки природных ресурсов.
3) Классификация природных ресурсов.
4) Комплексное использование природных ресурсов.
5) Природно-ресурсный потенциал и его значение.
6) Экономическая оценка природных ресурсов.
7) Планирование и финансирование природоохранных мероприятий.
8) Основы экологического нормирования.
9) Нормативы качества окружающей среды.
10) Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду.
11) Определение экономической эффективности мероприятий по вторичному использованию материалов.
12) Социальный и экономический ущерб от загрязнения атмосферного воздуха.
13) Основные принципы решения проблем рационального природопользования.
14) Основные направления рационального использования атмосферы.
15) Экономические основы рационального использования водных ресурсов.1
16) Рациональное использование природных ресурсов
17) Основные направления рационального природопользования в техногенной среде.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Основные правовые принципы решения проблемы рационального природопользования.

2) Порядок определения платы за загрязнение окружающей среды.

3) Базовые нормативы платы. Дифференцированные ставки платы за загрязнение.

4) Экологический налог.

5) Экологическое страхование.

6) Экономические основы рационального использования территорий.

7) Технико-экономическое обоснование отвода земель.

8) Экономическая эффективность мероприятий по вторичному использованию материалов.

9) Образование твердых отходов.

10) Транспортировка твердых отходов.

11) Переработка и утилизация отходов.

12) Вторичное использование сырья.

13) Виды физического загрязнения окружающей среды.

14) Определение экономической целесообразности повышения плотности застройки.

15) Безотходные и малоотходные производства и потребление.

16)Финансирование мероприятий по охране окружающей среды и рациональному природопользованию.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-4 3 1 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-2 3 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-5 3 2, 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Стадницкий Г.В. Экология [Электронный ресурс] : учебник для вузов / Г.В. Стадницкий. — Электрон. текстовые данные. — СПб.: ХИМИЗДАТ, 2017. — 296 c. ЭБС IPRBooks

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Природопользование [Текст] : учеб. пособие / Г.Н. Соколова, И.А. Кленова; РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2010. - 195 с. ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Соколова Г.Н. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Основы природопользования". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Среда обитания : учебно-метод. пособие / Л.В. Дергачева, И.А. Кленова, А.В. Коновалов и др. под ред. Г.Н. Соколовой; Рост. гос. ун-т путей сообщения. – Ростов н/Д, 2016. – 110 с. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 42940.