РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Гражданское право и процесс"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.Б "Экологическое право"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

40.03.01 Юриспруденция

Профиль

Гражданское и международное транспортное право

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.ю.н. Нестерова Надежда Владимировна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.Б "Экологическое право" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Гражданское право и процесс".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.ю.н., проф. Ванин Виталий Владимирович, судья, Пятнадцатый Арбитражный апелляционный суд.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1ББ_Экологическое п_Б_40.03.01_во_5_ГПП_п39712_42827.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Экологическое право".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 18.04.2018 № 9.

Целью дисциплины "Экологическое право" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общекультурных, общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Налоговое право";

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: основные методы, способы и средства индивидуальной самостоятельной работы в рамках изучения экологического права; основные технологии поиска информации в рамках изучения правовых основ природопользования и охраны окружающей среды с целью самоорганизации и самообразования

Умеет: применять основные методы, способы и средства индивидуальной самостоятельной работы в рамках изучения экологического права; основные технологии поиска информации в рамках изучения правовых основ природопользования и охраны окружающей среды с целью самоорганизации и самообразования

Имеет навыки: применения основных методов, способов и средств индивидуальной самостоятельной работы в рамках изучения экологического права; основных технологий поиска информации в рамках изучения правовых основ природопользования и охраны окружающей среды с целью самоорганизации и самообразования

ОК-7 - способностью к самоорганизации и самообразованию

Знает: законодательство Российской Федерации, в том числе Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры Российской Федерации

Умеет: соблюдать законодательство Российской Федерации, в том числе Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры Российской Федерации

Имеет навыки: обладает способностью участвовать в разработке нормативно-правовых актов в области охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования; навыками принимать решения по конкретным казусам с применением действующего законодательства методологическими подходами к выбору теоретического инструментария, соответствующего конкретной решаемой задаче

ОПК-1 - способностью соблюдать законодательство Российской Федерации, в том числе Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры Российской Федерации

Знает: основные понятия экологического права; субъекты и объекты экологических правоотношений; формы собственности на природные ресурсы; функции государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды, виды ответственности за экологические правонарушения

Умеет: анализировать и использовать основы экологического права

Имеет навыки: применения норм экологического права на практике

ОПК-6 - способностью повышать уровень своей профессиональной компетентности

Место дисциплины 1Б.Б "Экологическое право" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Конституционное право".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ПГБ, РГБ.

Дисциплина реализуется в 5 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 65 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
5
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 64 64 64
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 48 48 48
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
1 1 1
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 43   43
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 43   43
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 144 65 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 16 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
4 5
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 12 12 6 6
Лекции (Лек) 2 2 2  
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 10 10 4 6
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
4 4   4
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 119   41 78
Контрольная работа (К) 12     12
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 107   41 66
Контроль, всего и в т.ч. 9     9
Экзамен (Экз) 9     9
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 144 16 47 97
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 5

1. Характеристика экологического права как отрасли российского законодательства. (Компетенция/и ОК-7, ОПК-1, ОПК-6)

2. Экологические правоотношения и экологические права граждан. (Компетенция/и ОК-7, ОПК-1, ОПК-6)

3. Право собственности на природные ресурсы и право природопользования. (Компетенция/и ОПК-1)

4. Эколого-правовой механизм охраны окружающей среды и правовая ответственность. (Компетенция/и ОПК-1)

5. Эколого-правовой режим земель и недропользования. (Компетенция/и ОПК-1)

6. Эколого-правовой режим водопользования и лесопользования. Эколого-правовой режим особо охраняемых природных территорий. (Компетенция/и ОПК-1)

7. Эколого-правовой режим пользования животным миром; эколого-правовая защита атмосферного воздуха. (Компетенция/и ОПК-1)


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2 6   6
2 2 6   6
3 2 10   6
4 2 8   6
5 2 6   6
6 2 6   6
7 4 6   7
Итого 16 48   43
В т.ч. по интерактивным формам 2 2    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Тема Предмет экологического права. 1.Характеристика экологического права как комплексной отрасли. 2.Место экологического права в системе российского законодательства. 3.Метод правового регулирования экологического права. Принципы охраны окружающей среды. 4.Система экологического права. 5.Правовое регулирование экологических общественных отношений в современный период. 6.Экологический кризис в России и потребность перехода от природоресурсного правового регулирования к эколого-правовому регулированию взаимодействия общества и природы. 7.Понятие, особенности, классификация и система источников экологического права 6
2 Тема Экологические правоотношения и экологические права граждан. 1.Объекты и субъекты экологических правоотношений. 2.Содержание экологических правоотношений. 3.Понятие и общая характеристика экологических прав граждан. 4.Юридические гарантии реализации экологических прав граждан, административный и судебный порядок защиты экологических прав граждан. 5.Роль общественных экологических объединений в защите прав граждан.6. Общая характеристика роли правоохранительных органов в обеспечении экологических прав граждан 6
3 Тема Право собственности на природные ресурсы и право природопользования.1.Краткая характеристика права собственности на отдельные природные ресурсы (земля, земли особо охраняемых территорий, лесные объекты, недра, животный мир, водные объекты). 2.Правовой режим континентального шельфа, исключительной экономической зоны РФ и воздушного пространства РФ.3.Понятие, виды и содержание права природопользования.4. Возникновение, изменение и прекращение права природопользования 10
4 Тема Эколого-правовой механизм охраны окружающей среды и правовая ответственность.1.Организационно-правовое обеспечение и экономический механизм охраны окружающей среды. 2.Лицензирование отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды. 3.Стандартизация хозяйственной и иной деятельности. 4.Нормирование качества окружающей среды и стандартизация хозяйственной и иной деятельности в области окружающей среды.5. Государственная экологическая экспертиза производственно-хозяйственной и иной дея-тельности. 6.Общественная экологическая экспертиза.7.Единая государственная система экологического мониторинга. 8.Экологический контроль. 9.Техническое регулирование экологических отношений.10.Классификация экологических стандартов.11.Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС).12.Основные аспекты соотношения экономики и экологии. 13.Экологический контроль и надзор.14.Экологический аудит.15.Понятие правовой ответственности. 16.Дисциплинарная, административная, уголовная, материальная, гражданско-правовая ответственность и эколого-правовая ответственность, предусмотренная специальными нормативно-правовыми актами. 17.Основания освобождения от эколого-правовой ответственности.18. Система профилактических мер, направленная на устранение причин и условий, способствующих экологическим правонарушениям.19. Понятие, виды экологического вреда и способы его устранения 8
5 Тема Эколого-правовой режим земель и недропользования.1.Земля как объект использования, состав государственного земельного фонда. 2.Особенности государственного регулирования режима пользования землей.3.Содержание и субъекты права пользования землей.4.Красная книга почв Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.5.Особенности государственного регулирования эколого-правового режима недропользования, право недропользования и его виды.6.Основные права и обязанности недропользователей 6
6 Тема. Эколого-правовой режим водопользования и лесопользования.1.Понятие и виды водопользования, права и обязанности водопользователей.2.Особенности государственного регулирования эколого-правового режима водопользования.3.Основные направления и мероприятия по охране вод.4.Понятие леса как объекта использования и охраны, состав государственного лесного фонда. 5.Особенности государственного регулирования эколого-правового режима лесопользования: понятие, органы.6.Право лесопользования, его виды.7.Правовая охрана лесов, организация лесной охраны, ответственность за лесопользование.8.Особо охраняемые природные территории: понятие,виды,цели их образования.9. Состав особо охраняемых природных территорий.10. Правовой режим государственных природных заповедников, национальных и природных парков, государственных природных заказников, курортных и рекреационных зон. 11.Правовая охрана памятников природы. 12.Правовая защита редких и находящихся под угрозой уничтожения растений и животных.13. Учет особо охраняемых природных территорий 6
7 Тема. Эколого-правовой режим пользования животным миром и эколого-правовая защита атмосферного воздуха.1.Право пользования животным миром и его виды.2.Правовая охрана животного мира.3.Правовые меры охраны атмосферного воздуха.4.Права граждан, юридических лиц, общественных объединений в области охраны атмосферного воздуха.5.Правовая охрана озонового слоя Земли. 6.Значение озонового слоя.7.Международно-правовые меры охраны озонового слоя. 8.Российское законодательство об охране озонового слоя 6

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 1.Правое регулирование экологических отношений в дореволюционный период. 2.Правовое регулирование экологических отношений в Древнерусском государстве (IX – XII вв.).3. Правовое регулирование экологических отношений с XII по XVIII вв.4. Правовое регулирование экологических отношений с начала XVIII вв. до 1917 г. 5.Правовое регулирование экологических отношений в советский период. 6.Правовое регулирование экологических отношений в послереволюционный, довоенный, послевоенный период. 7.Правовое регулирование экологических отношений с 1970 до 90-х годов.8.Правовое регулирование экологических отношений в современный период. 6
2 1.Понятие загрязняющих веществ. 2.Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования. Объекты хозяйственной и иной деятельности.3. Виды объектов: стационарные и передвижные источники загрязнения. 4.Объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории. 5.Объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории. 6.Объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории. 7.Объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории. 6
3 1.Гарантии и защита права собственности на природные ресурсы.2.Ответственность за нарушение права природопользования. 3.Обеспечение и охрана права природопользования граждан. 6
4 1.Программы повышения экологической эффективности, планы мероприятий по охране окружающей среды. 2.Комплексное экологическое разрешение. 3.Сроки действия разрешения. Декларация о воздействии на окружающую среду.4.Информационное обеспечение охраны окружающей среды. 5.Понятие экологической информации. 6.Элементы экологической информации. Содержание права на экологическую информацию.7. Полнота и достоверность экологической информации.8. Законодательное обеспечение права граждан на экологическую информацию в Российской Федерации. 9.Механизм доступа к экологической информации.10.Государственный учет природных ресурсов и объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. 11.Понятие и виды государственного учета. 6
5 1.Лицензирование недропользования. 2.Лицензионные требования по охране недр и окружающей среды. 6
6 Особенности правового режима охраны памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов. 1.Правовой режим природы курортных, лечебно-оздоровительных и рекреационных зон.2. Понятие лечебно-оздоровительных местностей и курортов.3. Назначение лечебно-оздоровительных местностей и курортов. 4.Округа санитарной и горно-санитарной охраны. 5.Особенности правового режима охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов.6 Понятие рекреационных зон. 6
7 1.Мониторинг и контроль в области охраны объектов животного мира. 2.Правовая охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира.3. Красная книга Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. 7

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 107 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Экологическое право : учеб.-метод. пособие для проведения практ. занятий / Н. В. Нестерова ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д : 2015. - 54 с. - Глоссарий. НТБ РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
5
ОК-7 +
ОПК-1 +
ОПК-6 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОК-7 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ОПК-1 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ОПК-6 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

1. Предмет и метод экологического права;

2. Метод правового регулирования экологического права;

3. Отличие экологического права от других отраслей права;

4. Цели и задачи охраны окружающей среды;

5. Характерные признаки и черты эколого-правовых норм;

6. Подзаконные нормативно-правовые акты как источники экологического права;

7. Экологические правоотношения: понятие и структура;

8. Понятие экологической безопасности;

9. Право природопользования Российской Федерации;

10. Критерии правовой классификации видов природопользования;

11. Объекты и субъекты права природопользования;

12. Понятие и виды государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды;

13. Основные функции государственного управления природопользованием и охраны окружающей среды;

14. Конституционные основы экологического права;

15. Общая характеристика нормативов качества окружающей среды;

16. Классификация нормативов качества окружающей среды;

17. Система государственных стандартов в сфере охраны окружающей среды;

18. Понятие и виды экологического контроля;

19. Экологический мониторинг;

20. Экологическая экспертиза: понятие, принципы, виды, порядок проведения;

21. Общественная экологическая экспертиза;

22. Плата за природопользование и загрязнение окружающей среды;

23. Экологическое страхование;

24. Виды ответственности, наступающие за нарушения экологического законодательства;

25. Особенности ответственности за земельные правонарушения;

26. Понятие экологического преступления. Классификация экологических преступлений;

27. Особенности ответственности юридических лиц за нарушения экологического законодательства;

28. Требования российского законодательства по возмещению вреда, причинённого окружающей среде;

29. Земля как объект охраны окружающей среды;

30. Особенности земли в качестве природного ресурса и её роль в сохранении окружающей среды;

31. Основные функции вод, как объекта использования и охраны окружающей среды;

32. Правовая охрана окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления;

33. Ответственность предприятий за загрязнение окружающей природной среды и нерациональное использование природных ресурсов;

34. Объекты, входящие в состав государственного водного фонда;

35. Функции контроля за использованием и охраной вод;

36. Виды ответственности, наступающие за водные правонарушения;

37. Правовое регулирование животного мира как объекта природной среды;

38. Право пользования лесным фондом;

39. Правовая охрана и защита лесов;

40. Ответственность за нарушение лесного законодательства.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 5

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Формы взаимодействия общества и природы, их развитие на совершенном этапе.
2) Экологический кризис: понятие , причины, способы преодоления.
3) Предмет экологического права. Экологическое право как отрасль права, наука, учебная дисциплина.
4) Система экологического права.
5) Принципы экологического права.
6) Этапы становления и развития экологического права и законодательства.
7) Методы экологического права. Соотношение экологического права с конституционным, административным, гражданским и иными отраслями права.
8) Экологические правовое нормы: понятие, виды, механизм реализации.
9) Понятие и виды экологических правоотношений.
10) Основания возникновения и прекращения экологических правоотношений (общая характеристика).
11) Понятие и классификация источников экологического права.
12) Конституционные основы экологического права.
13) Законодательные акты как источники экологического права. Общая характеристика Федерального закона Российской Федерации "Об охране окружающей среды".
14) Подзаконные акты как источники экологического права.
15) Экологические права и обязанности как правовой институт, элементы правового статуса, объекты экологического права.
16) Экологический механизм охраны окружающей природной среды (общая характеристика).
17) Понятие и состав экологического правонарушения.
18) Административная ответственность за экологические правонарушения.
19) Уголовная ответственность за экологические преступления.
20) Дисциплинарная и материальная ответственность за экологические правонарушения .

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Проанализировать право граждан на благоприятную окружающую среду: понятие, способы обеспечения, механизм реализации.
2) Оперировать понятиями : экологические права и обязанности граждан.
3) Оперировать понятиями :экологические права обязанности общественных и иных некоммерческих объединений.
4) Оперировать понятиями : Объекты экологического права (общая характеристика).
5) Оперировать понятиями :"Окружающая среда", "окружающая природная среда", "природа" как объекты экологического права. Соотношение между этими понятиями.
6) Проанализировать компоненты природной среды: понятие, виды, общая характеристика.
7) Оперировать понятиями :"Природный объект" и "природно-антропогенный объект" как объекты экологического права. Свойства природных объектов.
8) Оперировать понятиями :Природные ресурсы: понятие, классификация. Соотношение понятий "природный ресурс", "природный объект" и "компоненты природной среды".
9) Оперировать понятиями :Право собственности на природные ресурсы в Российской Федерации(общая характеристика).
10) Оперировать понятиями :управление в области охраны окружающей природной среды: понятие, цели, принципы, виды.
11) Проанализировать системы органов государственного управления в области охраны окружающей среды.
12) Оперировать понятиями :Общественное экологическое управление.
13) Оперировать понятиями : Информационный механизм охраны окружающей природной среды.
14) Оперировать понятиями :Экологическое планирование.
15) Оперировать понятиями :Экологический мониторинг.
16) Проанализировать понятие, виды и особенности вреда, причиненного окружающей природной среде экологическим правонарушением.
17) Проанализировать принципы и правовые формы возмещения вреда, причиненного окружающей природной среде экологическим правонарушением.
18) Проанализировать экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатация и выводе из эксплуатации зданий и иных объектов (общая характеристика).
19) Проанализировать экологические требования к военным и оборонным объектам, закрытым административно-территориальным образованьям.
20) Проанализировать экологические требования при размещении, проектирования, строительстве, вводе в эксплуатацию и эксплуатации объектов энергетики.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Владеть понятием - государственные кадастры природных ресурсов.

2) Владеть понятием - нормирование в области охраны окружающей среды: понятие, цели, общие требования к разработке нормативов.

3) Владеть понятием и видами нормативов в области охраны окружающей среды.

4) Владеть нормативами допустимого воздействия на окружающею среду. Их соотношение с нормативами качества окружающей среды.

5) Владеть понятием - Экологическое лицензирование.

6) Владеть понятием - Экологическая сертификация: понятие, объекты, виды, порядок осуществления.

7) Владеть понятием - Экологический контроль: понятие, цель, виды, формы осуществления.

8) Владеть понятием - Экологический аудит: понятие, цель, виды, формы осуществления.

9) Владеть понятием - Государственный экологический контроль. Система органов государственного экологического контроля.

10) Владедеть определением полномочиий должностных лиц, осуществляющих государственный экологический контроль.

11) Владеть понятием - Общественный экологический контроль.

12) Владеть оценкой воздействия на окружающую среду: понятие, цели, принципы, порядок проведения.

13) Владеть понятием - экологическая экспертиза: понятие, цели, принципы, виды.

14) Владеть понятием - Государственная экологическая экспертиза: объекты, субъекты, порядок осуществления. Заключение государственной экологической экспертизы.

15) Владеть понятием - общественная экологическая экспертиза: условия, порядок осуществления и правовые последствия.

16) Владеть понятием - экологические требования в сельском хозяйстве.

17) Владеть понятием - охрана окружающей среды в населенных пунктах.

18) Владеть понятием правовое регулирование обращения с отходами и опасными веществами, в том числе радиоактивными.

19) Владеть понятием правовой режим зон чрезвычайных ситуаций и зон экологического бедствия.

20) Владеть понятием особо охраняемые природные территории и объекты (общая характеристика).


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-7 5 1, 2 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-1 5 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-6 5 1, 2 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Экологическое право : учебник для бакалавриата и специалитета / С. А. Боголюбов [и др.] ; под редакцией С. А. Боголюбова. — 7-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 304 с. — (Бакалавр и специалист). — ISBN 978-5-534-10925-2. ЭБС Юрайт

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Экологическое право : учеб. пособие / Н. В. Нестерова ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д : 2015. - 100 с. - Слов. основных терминов. - Библиогр. НТБ РГУПС
2 Гражданское право : учеб. пособие : в 2 ч. ч. 1 / Н. В. Нестерова ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : 2016. - 143 с. НТБ РГУПС
3 Актуальные проблемы экологического права. Научная школа: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (г. Москва)/Монография под ред. С.А. Богоболюбова, 2017. - 498 с. (ЭБС Юрайт) ЭБС Юрайт
4 Ерофеев, Б. В. Экологическое право России в 2 т. Том 1. Общая часть : учебник для академического бакалавриата / Б. В. Ерофеев ; под научной редакцией Л. Б. Братковской. — 25-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 219 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-09081-9. ЭБС Юрайт
5 Ерофеев, Б. В. Экологическое право России в 2 т. Том 2. Особенная и специальная части : учебник для академического бакалавриата / Б. В. Ерофеев, Л. Б. Братковская. — 25-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 284 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-09082-6. ЭБС Юрайт
6 Боголюбов, С. А. Актуальные проблемы экологического права : монография / С. А. Боголюбов. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 498 с. — (Актуальные монографии). — ISBN 978-5-534-01430-3. ЭБС Юрайт

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Нестерова Н.В. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Экологическое право". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Экологическое право : учеб.-метод. пособие для проведения практ. занятий / Н. В. Нестерова ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д : 2015. - 54 с. НТБ РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И
2 Консультант Плюс О

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 42827.