РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Тяговый подвижной состав"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.Б "Теория систем автоматического управления"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности

23.05.03 Подвижной состав железных дорог

Специализация

№ 3 Электрический транспорт железных дорог

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения "

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н. Жулькин Михаил Николаевич предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Теория систем автоматического управления" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Тяговый подвижной состав".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.т.н., доц. Лобов Борис Николаевич, Профессор, ЮРГТУ (НПИ).





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Теория с а у_С_23.05.03_во_7_ТПС_п37975_42361.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Теория систем автоматического управления".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Теория систем автоматического управления" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Производство и ремонт подвижного состава (часть 2)", "Техническая диагностика подвижного состава (часть 2)";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования

Умеет: применять методы математического анализа и моделирования

Имеет навыки: применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования

ОПК-1 - способностью применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования

Знает: методы построения и анализа систем управления

Умеет: применять полученные знания для разработки и внедрения средств автоматизации в технологических процессах

Имеет навыки: анализа качества систем управления и средств автоматизации

ОПК-11 - способностью применять полученные знания для разработки и внедрения технологических процессов, технологического оборудования и технологической оснастки, средств автоматизации и механизации

Знает: математические и статистические методы

Умеет: использовать математические и статистические методы для оценки и анализа показателей надежности систем управления подвижным составом

Имеет навыки: создания и оптимизации параметров систем управления подвижным составом

ПК-4 - способностью использовать математические и статистические методы для оценки и анализа показателей безопасности и надежности подвижного состава

Место дисциплины 1С.Б "Теория систем автоматического управления" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Математика", "Теоретическая механика", "Электроника и электротехника".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5 лет заочное.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ЗЭС, ЛЭэ, МЭС, МЭэ.

Дисциплина реализуется в 7 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 5 зачетных единиц (180 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 84 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
7
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 80 80 80
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб) 16 16 16
Практические, семинары (Пр) 32 32 32
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
4 4 4
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 60   60
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 60   60
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 180 84 180
Зачетные единицы (ЗЕТ) 5   5

Вид обучения: 5 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 5 зачетных единиц (180 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 22 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
10 11
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 10 10 4 6
Лекции (Лек) 4 4 4  
Лабораторные работы (Лаб) 4 4   4
Практические, семинары (Пр) 2 2   2
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
12 12 4 8
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 149   64 85
Контрольная работа (К) 12     12
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 137   64 73
Контроль, всего и в т.ч. 9     9
Экзамен (Экз) 9     9
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 180 22 72 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 5      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 7

1. Фундаментальные принципы управления. (Компетенция/и ОПК-1, ОПК-11)

1.1. Введение. Основные определения и положения: 1) Краткий исторический очерк развития точной науки управления. 2) Значение автоматизации производственных и транспортных процессов, как одного из основных направлений технического прогресса. 3) Современные требования к прикладной теории управления.

1.2. Системы автоматического управления: 1) Задачи, решаемые САУ 2) Требования, предъявляемые к САУ 3) Фундаментальные принципы управления 4) Основные виды САУ.

2. Математическое описание САУ. (Компетенция/и ОПК-1, ОПК-11)

2.1. Временные динамические характеристики САУ: 1) Линеаризация дифференциальных уравнений. 2) Решение линейных дифференциальных уравнений. 3) Преобразования Лапласа.

2.2. Частотные характеристики САУ: 1) Простейшие сигналы. 2) Передаточные функции. 3) Комплексный коэффициент передачи. 4) Амплитудно-частотная характеристика. Фазово-частотная характеристика.

3. Линейные САУ. (Компетенция/и ОПК-11, ПК-4)

3.1. Типовые динамические звенья линейных систем: 1) Классификация. 2) Простейшие звенья. 3) Звенья первого, второго и третьего порядка. 4) Апериодические и колебательные звенья. 5) Звено запаздывания.

3.2. Соединения звеньев: 1) Типовая схема САР. 2) Преобразования структурных схем. 3) Теоремы о соединении звеньев.

3.3. Уравнения динамики и статики типовой САР: 1) Анализ качества процессов. 2) Основные понятия и показатели качества.

3.4. Частотные оценки качества: 1)Оценка качества по распределению полюсов и нулей передаточной функции. 2) Интегральные оценки качества.

4. Устойчивость линейных САР. (Компетенция/и ОПК-11, ПК-4)

4.1. Устойчивые и неустойчивые состояния систем: 1) Устойчивость движения. 2) Положения А.М.Ляпунова. 3) Алгебраические критерии устойчивости. 4) Критерий Рауса-Гурвица.

4.2. Частотные критерии устойчивости: 1)Принцип аргумента. 2) Критерий устойчивости Михайлова. 3) Критерий устойчивости Найквиста.

4.3. Синтез линейных систем автоматического управления: Синтез линейных систем автоматического управления.

4.4. Коррекция САУ: 1) Синтез по распределению полюсов и нулей передаточной функции. 2) Синтез по логарифмическим частотным характеристикам. 3) Оптимизация параметров САУ.

5. Нелинейные САУ. Импульсные САУ. (Компетенция/и ОПК-11, ПК-4)

5.1. Основы теории нелинейных систем автоматического управления: 1) Понятие о нелинейных системах. 2)Типовые нелинейные элементы и их характеристики.

5.2. Устойчивость нелинейных систем: 1) Понятие устойчивости. 2) Критерий абсолютной устойчивости состояния равновесия. 3) Общий критерий устойчивости процессов.

5.3. Процессы в нелинейных системах: 1) Понятия состояния равновесия и автоколебаний. 2) Возможные режимы нелинейных систем. 3) Фазовые траектории.

5.4. Нелинейные импульсные системы: 1) Виды дискретных систем. 2) Основные характеристики импульсных систем. 3) Стохастические процессы. 4) Реакция нелинейной системы на случайное воздействие. 5) Дисперсия ошибки.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 4 2 10
2 4 4 2 10
3 8 8 4 12
4 8 8 4 14
5 8 8 4 14
Итого 32 32 16 60
В т.ч. по интерактивным формам 32 32 16  

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 7
1 Ознакомление с ПК МВТУ 2
2 Моделирование САР с использованием ПК МВТУ 2
3 Типовые блоки САУ 2
Простейшая одноконтурная система управления. 2
4 Критерии устойчивости линейных САУ 2
Оптимизация параметров линейной САУ. 2
5 Устойчивость нелинейной САУ. 2
Моделирование САУ с терморегулятором 2

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 7
1 Основные определения и положения 2
Системы автоматического управления 2
2 Временные динамические характеристики САУ 2
Частотные характеристики САУ 2
3 Типовые динамические звенья линейных систем 2
Соединения звеньев 2
Уравнения динамики и статики типовой САР 2
Частотные оценки качества 2
4 Устойчивые и неустойчивые состояния систем 2
Частотные критерии устойчивости 2
Синтез линейных систем автоматического управления 2
Коррекция САУ 2
5 Основы теории нелинейных систем управления. 2
Устойчивость нелинейных систем 2
Процессы в нелинейных системах 2
Нелинейные импульсные системы 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 7
1 Фундаментальные принципы управления 10
2 Математическое описание САУ 10
3 Линейные САУ 12
4 Устойчивость линейных САР 14
5 Нелинейные САУ. Импульсные САУ 14

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 5 лет заочное составляет 137 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Учебно-методический комплекс специализации "Локомотивы" [Электронный ресурс] : сб. учеб.-метод. материала для самостоят. работы и лаб. занятий студентов по дисциплинам кафедры "Локомотивы и локомотив. хоз-во" / А. С. Шапшал, Т. З. Талахадзе, М. Н. Жулькин [и др.]. ; ред. А. С. Шапшал ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 252 с. : ил., табл. ЭБС РГУПС
2 Учебно-методический комплекс специализации № 1 «Локомотивы» [Электронный ресурс] : сб. учеб.-метод. материала для самостоят. работы и практ. занятий студентов по дисциплинам кафедры «Локомотивы и локомотив. хоз-во» / А. С. Шапшал, Т. З. Талахадзе, М. Н. Жулькин [и др.] ; ред. А. С. Шапшал ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 355 с. : ил., табл. - Библиогр.: 8 назв. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
7
ОПК-1 +
ОПК-11 +
ПК-4 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-1 7 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ОПК-11 7 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ПК-4 7 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

передаточные функции. АЧХ, ФЧХ. Устойчивость САУ.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 7

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Что называется управлением?
2) Что называется автоматическим управлением?
3) Какой частный случай управления называется регулированием?
4) Что называется системой автоматического управления?
5) Что является основной задачей автоматического управления?
6) Что называется объектом управления?
7) Что называется управляемой величиной?
8) Что называется управляющим органом?
9) Что называется чувствительным элементом?
10) Что такое входная и выходная величины?
11) Что называется управляющим воздействием?
12) Что называется возмущением?
13) Что называется отклонением от заданной величины?
14) Что называется управляющим устройством?
15) Что называется задающим устройством?
16) Что называется функциональной схемой и из чего она состоит?
17) В чем отличие сигнала от физической величины?
18) В чем суть принципа разомкнутого управления?
19) В чем суть принципа компенсации?
20) В чем суть принципа обратной связи?
21) Что называется статическим режимом САУ?
22) Что называется статическими характеристиками САУ?
23) Что называется уравнением статики САУ?
24) В чем отличие нелинейных звеньев от линейных?
25) Как построить статическую характеристику нескольких звеньев?
26) В чем отличие астатического регулирования от статического?
27) Как сделать статическую САР астатической?
28) Что называется статической ошибкой регулятора, как ее уменьшить?
29) Что называется астатизмом САР?
30) Какой режим САУ называется динамическим?
31) Что называется уравнением динамики? Каков его вид?
32) Что называется линеаризацией?
33) В чем геометрический смысл линеаризации?
34) В чем состоит математическое обоснование линеаризации?
35) Почему уравнение динамики САУ называется уравнением в отклонениях?
36) Что называется передаточной функцией звена?
37) Что называется динамическим коэффициентом усиления звена?
38) Что называется характеристическим полиномом звена?
39) Что называется нулями и полюсами передаточной функции?
40) Что называется динамическим звеном?
41) Что называется структурной схемой САУ?
42) Что называется элементарными и типовыми динамическими звеньями?
43) Перечислите типичные схемы соединения звеньев САУ?
44) Как преобразовать цепь последовательно соединенных звеньев к одному звену?
45) Как преобразовать цепь параллельно соединенных звеньев к одному звену?
46) Как преобразовать обратную связь к одному звену?
47) Что называется прямой цепью САУ?
48) Что называется разомкнутой цепью САУ?
49) Что называет типовыми входными воздействиями? Для чего они нужны?
50) Что называется переходной характеристикой?
51) Что называется импульсной переходной характеристикой?
52) Что называется временными характеристиками?
53) Что называется безынерционным звеном, его уравнение динамики, передаточная функция, вид переходной характеристики?
54) Что называется интегрирующим звеном, его уравнение динамики, передаточная функция, вид переходной характеристики?
55) Что называется апериодическим звеном, его уравнение динамики, передаточная функция, вид переходной характеристики?
56) Что называется колебательным звеном, его уравнение динамики, передаточная функция, вид переходной характеристики?
57) Что называется консервативным звеном, его уравнение динамики, передаточная функция, вид переходной характеристики?
58) Что называется идеальным дифференцирующим звеном? Почему его нельзя реализовать?
59) Что называется реальным дифференцирующим звеном, его уравнение динамики, передаточная функция, вид переходной характеристики?
60) Что называется частотными характеристиками?
61) Что такое и как получить АФЧХ, ВЧХ, МЧХ, АЧХ, ФЧХ, ЛАЧХ, ЛФЧХ?
62) Как построить годограф АФЧХ?
63) Почему для построения ЧХ разомкнутых одноконтурных САУ удобно пользоваться логарифмическими характеристиками?
64) Что называется законом регулирования?
65) Как реализовать пропорциональный закон регулирования?
66) Зачем в регулятор добавляют дифференцирующие и форсирующие звенья?
67) Зачем в регулятор добавляют интегрирующие звенья?
68) Что понимают под устойчивостью САУ в малом и в большом?
69) Какой вид имеет решение уравнения динамики САУ?
70) Как найти вынужденную составляющую решения уравнения динамики САУ?
71) Какой вид имеет свободная составляющая решения уравнения динамики САУ?
72) Какой вид имеют корни характеристического уравнения?
73) Чем отличаются правые и левые корни характеристического уравнения?
74) Сформулируйте условие устойчивости систем по Ляпунову.
75) Что такое граница устойчивости?
76) Что такое критерии устойчивости?
77) Сформулируйте необходимое условие устойчивости САУ (правило Стодолы).
78) Сформулируйте критерий Гурвица.
79) В чем достоинства и недостатки алгебраических критериев устойчивости?
80) Что называется частотными критериями устойчивости САУ?
81) Сформулируйте критерий устойчивости Михайлова.
82) Сформулируйте критерий устойчивости Найквиста.
83) Что называется запасом устойчивости по модулю?
84) Что называется запасом устойчивости по фазе?
85) Как влияет коэффициент усиления САУ на запасы устойчивости?
86) Что называется частотой среза?
87) Что такое область устойчивости?
88) Что называется качеством управления и зачем его оценивать?
89) Что относится к прямым оценкам качества управления?
90) Что называется косвенными методами оценки качества управления?
91) Когда используются оценки качества управления при ступенчатом воздействии, и когда при периодическом?
92) Как влияет на качество управления близость корня характеристического полинома САУ к мнимой оси комплексной плоскости?
93) Как определить колебательность САУ?
94) Что называется интегральными критериями качества САУ?
95) Как определить линейную и квадратичную оценки качества управления?
96) В чем недостатки линейной и квадратичной оценок качества управления?

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Составить функциональную схему САУ.
2) Составить структурную схему САУ.
3) Идентифицировать параметры объекта управления.
4) Линеаризовать нелинейные характеристики объекта управления.
5) Оценить устойчивость САУ.
6) Определить запас устойчивости по амплитуде и по фазе.
7) Определить основные показатели качества работы САУ.
8) Повысить астатизм САУ.
9) Указать способы повышения качества САУ.
10) Найти оптимальные параметры САУ.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Средствами измерения и контроля физических величин и параметров.

2) Методами описания объектов с помощью дифференциальных уравнений.

3) Аналитическими методами решения дифференциальных уравнений.

4) Численными методами решения систем дифференциальных уравнений.

5) Методами построения фазовых траекторий динамических систем.

6) Методами анализа качества динамических систем и САУ.

7) Методами решения задач оптимизации параметров САУ.

8) Методами решения задач синтеза САУ с заданными свойствами.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-1 7 1, 2 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-11 7 1, 2, 3, 4, 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4, 5 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4, 5 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4, 5 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-4 7 3, 4, 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
3, 4, 5 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
3, 4, 5 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
3, 4, 5 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Учебно-методический комплекс специализации "Локомотивы" [Текст] : учеб. пособие : в 3 ч. Ч. 2 / А. Е. Богославский, А. В. Донченко, А. А. Зарифьян [и др.] ; ред. А. С. Шапшал ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 159 с. : ил. - Библиогр.: 32 назв. ЭБС РГУПС

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Научно-периодическое издание “Железные дороги мира” (ежемесячно) ЭБ public.ru
2 Научно-периодическое издание “Железнодорожный транспорт” (ежемесячно) ЭБ public.ru
3 Научно-периодическое издание “Локомотив” (ежемесячно) ЭБ public.ru
4 Учебно-методический комплекс специализации "Локомотивы" [Текст, Электронный ресурс] : учеб. пособие : в 3 ч. Ч. III / А. С. Шапшал, М. Н. Жулькин, А. А. Зарифьян [и др.] ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2015. - 171 с. : ил., табл. - Библиогр. : 6 назв. ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Жулькин М.Н. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Теория систем автоматического управления". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Учебно-методический комплекс специализации "Локомотивы" [Электронный ресурс] : сб. учеб.-метод. материала для самостоят. работы и лаб. занятий студентов по дисциплинам кафедры "Локомотивы и локомотив. хоз-во" / А. С. Шапшал, Т. З. Талахадзе, М. Н. Жулькин [и др.]. ; ред. А. С. Шапшал ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 252 с. : ил., табл. ЭБС РГУПС
3 Учебно-методический комплекс специализации № 1 «Локомотивы» [Электронный ресурс] : сб. учеб.-метод. материала для самостоят. работы и практ. занятий студентов по дисциплинам кафедры «Локомотивы и локомотив. хоз-во» / А. С. Шапшал, Т. З. Талахадзе, М. Н. Жулькин [и др.] ; ред. А. С. Шапшал ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 355 с. : ил., табл. - Библиогр.: 8 назв. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И
2 Программный комплекс «Моделирование в технических устройствах» ПК МВТУ. (ауд. М211). О

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Персональные компьютеры.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 42361.