РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Тяговый подвижной состав"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.Б "Механическая часть электроподвижного состава"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности

23.05.03 Подвижной состав железных дорог

Специализация

№ 3 Электрический транспорт железных дорог

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения "

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н. Лященко Алексей Михайлович предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Механическая часть электроподвижного состава" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Тяговый подвижной состав".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.т.н., доц. Лобов Борис Николаевич, Профессор, ЮРГТУ (НПИ).





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Механическая ч э с_С_23.05.03_во_89_ТПС_п37764_42287.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Механическая часть электроподвижного состава".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Механическая часть электроподвижного состава" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных, профессиональных, профессионально-специализированных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: законы транспортной механики

Умеет: применять методы расчета и оценки прочности конструкций

Имеет навыки: исследования динамики и прочности элементов подвижного состава

ОПК-7 - способностью применять методы расчета и оценки прочности сооружений и конструкций на основе знаний законов статики и динамики твердых тел, исследовать динамику и прочность элементов подвижного состава, оценивать его динамические качества и безопасность

Знает: принципы разработки и внедрения технологических процессов по ремонту механической части подвижного состава

Умеет: выявлять причины отказов элементов механической части подвижного состава

Имеет навыки: работы с технологической документацией по ремонту узлов механической части подвижного состава

ПК-8 - способностью разрабатывать и внедрять технологические процессы производства и ремонта подвижного состава, маршрутные карты, карты технического уровня, инструкции, выявлять причины отказов и брака, некачественного производства и ремонта подвижного состава и его узлов, способностью обосновывать правильность выбора необходимого оборудования и средств технического оснащения, изучать и распространять передовой опыт, способностью осуществлять приемку объектов после производства ремонта

Знает: конструкцию механической части электроподвижного состава

Умеет: анализировать причины возникновения неисправностей механической части

Имеет навыки: применения современных методов расчета деталей и узлов механической части

ПСК-3.2 - способностью демонстрировать знания механической части электроподвижного состава, разрабатывать технологическую документацию по производству и ремонту оборудования электроподвижного состава, владением методами анализа и расчета деталей узлов механической части, в том числе с применением современных компьютерных технологий, методами анализа причин возникновения неисправностей и разработки проектов модернизации отдельных узлов в соответствии с требованиями по обслуживанию и ремонту таких узлов

Место дисциплины 1С.Б "Механическая часть электроподвижного состава" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Динамика подвижного состава", "Основы механики подвижного состава", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5 лет заочное.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ЗЭС, ЛЭэ, МЭС, МЭэ.

Дисциплина реализуется в 8, 9 семестрах.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 6 зачетных единиц (216 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 89 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
8 9
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 84 84 36 48
Лекции (Лек) 56 56 24 32
Лабораторные работы (Лаб) 2 2   2
Практические, семинары (Пр) 26 26 12 14
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
5 5 2 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 82   61 21
Контрольная работа (К)        
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР) 30   15 15
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 52   46 6
Контроль, всего и в т.ч. 45   9 36
Экзамен (Экз) 36     36
Зачет (За) 9   9  
Общая трудоемкость, часы 216 89 108 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 6   3 3

Вид обучения: 5 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 6 зачетных единиц (216 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 22 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
11 12 13 14
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 16 16 2 4 4 6
Лекции (Лек) 6 6 2   4  
Лабораторные работы (Лаб) 2 2       2
Практические, семинары (Пр) 8 8   4   4
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
6 6 1 2 1 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 181   33 62 31 55
Контрольная работа (К)            
Реферат (Р)            
Расчетно-графическая работа (РГР) 30     15   15
Курсовая работа (КР)            
Курсовой проект (КП)            
Самоподготовка 151   33 47 31 40
Контроль, всего и в т.ч. 13     4   9
Экзамен (Экз) 9         9
Зачет (За) 4     4    
Общая трудоемкость, часы 216 22 36 72 36 72
Зачетные единицы (ЗЕТ) 6          

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 8

1. Особенности конструкции механической части ЭПС. (Компетенция/и ОПК-7, ПК-8, ПСК-3.2)

1.1. Цели и задачи курса. Показатели качества механической части ЭПС: 1) Цели курса 2) Задачи курса 3) Показатели качества механической части ЭПС (показатели назначения, безопасности и надежности) 4) Показатели динамических качеств ЭПС.

1.2. Упругие и диссипативные элементы рессорного подвешивания ЭПС: 1) Упругие элементы 2) Диссипативные элементы 3) Упруго-диссипативные элементы 4) Упруго-вязкие связи 5) Особенности выбора параметров упруго-диссипативных связей.

1.3. Узлы соединений колесных пар с рамой тележки: 1) Требования к узлам соединений 2) Конструктивные разновидности узлов 3) Поддержание работоспособности и диагностика неисправностей узлов 4) Особенности разработки технологической документации по производству и ремонту узлов.

1.4. Узлы соединений кузова с тележками: 1) Классификация узлов 2) Конструктивные разновидности узлов 3) Поддержание работоспособности и диагностика неисправностей узлов 4) Особенности разработки технологической документации по производству и ремонту узлов.

2. Рессорное подвешивание ЭПС. (Компетенция/и ПК-8, ПСК-3.2)

2.1. Анализ характеристик элементов рессорного подвешивания: 1) Анализ характеристик элементов рессорного подвешивания и их изменений в процессе эксплуатации 2) Принципы выбора параметров рессорного подвешивания 3) Влияние схем и параметров рессорного подвешивания на показатели динамических качеств ЭПС 4) Методы поддержания работоспособности деталей рессорного подвешивания.

3. Тяговые передачи ЭПС. (Компетенция/и ПК-8, ПСК-3.2)

3.1. Условия работы тяговых передач и предъявляемые к ним требования: 1) Структурная схема тягового привода 2) Характеристика элементов схемы 3) Основные элементы тяговой передачи 4) Условия работы тяговой передачи 5) Требования к тяговым передачам.

3.2. Классификация тяговых приводов по динамическим свойствам: 1) Степень развития замкнутого контура кинематической цепи 2) Степень подрессоривания корпусов двигателя и редуктора 3) Связь поворота редуктора с вертикальными перемещениями колесной пары 4) Чувствительность привода к крутильным колебаниям 5) Условия работы в динамике шарнирных узлов муфт.

3.3. Тяговые передачи 1-го класса: 1) Конструкции тяговых передач 2) Преимущества и недостатки 3) Поддержание работоспособности и диагностика неисправностей 4) Особенности разработки технологической документации по производству и ремонту.

3.4. Тяговые передачи 2-го класса: 1) Конструкции тяговых передач 2) Преимущества и недостатки 3) Поддержание работоспособности и диагностика неисправностей 4) Особенности разработки технологической документации по производству и ремонту.

3.5. Тяговые передачи 3-го класса и безредукторный тяговый привод: 1) Конструкции тяговых передач 2) Преимущества и недостатки 3) Поддержание работоспособности и диагностика неисправностей 4) Особенности разработки технологической документации по производству и ремонту.

4. Муфты, используемые в тяговых передачах ЭПС. (Компетенция/и ПК-8, ПСК-3.2)

4.1. Муфты, используемые в тяговых передачах ЭПС: 1) Муфты продольной компенсации 2) Муфты поперечной компенсации 3) Особенности разработки технологической документации по производству и ремонту муфт.

4.2. Нагрузка на тяговые передачи и режимы их работы: 1) Режимы нагружения тяговой передачи 2) Способы снижения динамических моментов 3) Динамические свойства тяговых приводов 4) Методы поддержания работоспособности неподрессоренных частей тяговых приводов.

Семестр № 9

5. Основы расчетов конструкций, деталей и узлов механической части ЭПС. (Компетенция/и ОПК-7, ПСК-3.2)

5.1. Основные методы прогнозирования работы механической части ЭПС в условиях эксплуатации и ремонта: 1) Основные теории, используемые в расчетах механической части 2) Континуальные системы 3) Элементы расчетных схем конструкций ЭПС.

5.2. Основные свойства конструкционных материалов: 1) Однородность и изотропность 2) Упругость, пластичность, текучесть, хрупкость, ползучесть, релаксация 3) Геометрическая и физическая нелинейности 4) Свойства сталей, легких сплавов и композиционных материалов 5) Диаграммы «напряжение-деформация» 6) Упругие постоянные конструкционных материалов 7) Снижение металлоемкости конструкций механической части ЭПС.

5.3. Краевые задачи и задачи на собственные значения при анализе прочности, устойчивости и жесткости конструкций ЭПС: 1) Общая характеристика задач прочности, устойчивости и жесткости 2) Уравнения в частных производных и граничные условия 3) Начальные условия для нестационарных краевых задач 4) Задачи на собственные значения 5) Примеры решения задач 6) Понятие о методе конечных элементов и методе конечных разностей.

6. Основы прочности конструкций ЭПС. (Компетенция/и ОПК-7, ПСК-3.2)

6.1. Основы статической прочности конструкций ЭПС: 1) Основы теории статической прочности 2) Закон Гука и уравнения статической прочности для деформаций «растяжения-сжатия» и сдвига 3) Нормальные и касательные напряжения на элементарном параллелепипеде 4) Тензоры напряжений и деформаций 5) Обобщенный закон Гука в матричной форме.

6.2. Расчетные силы и режимы нагружения экипажной части ЭПС: 1) Нормативные расчетные силы и схемы их приложения 2) Кососимметричная нагрузка, действующая на раму тележки 3) Нормативные расчетные режимы нагружения экипажной части.

6.3. Прочность конструкций ЭПС при переменных нагружениях: 1) Понятие усталостной прочности 2) Виды циклов нагружения и их параметры 3) Пределы выносливости 4) Кривые усталости 5) Уравнения кривых усталости 6) Гипотеза линейного накопления повреждений.

6.4. Прочность конструкций ЭПС при переменных нагружениях (продолжение): 1) Особенности усталостных изломов 2) Способы повышения усталостной прочности 3) Диаграммы предельных напряжений для асимметричного цикла с учетом и без учета концентрации напряжений 4) Обобщенная диаграмма предельных напряжений 5) Коэффициенты запаса усталостной прочности 6) Элементы экипажа ЭПС, оцениваемые на сопротивление усталости.

6.5. Метод конечных элементов в расчетах конструкций механической части ЭПС: 1) Суть метода конечных элементов 2) Виды конечных элементов 3) Использование метода в задачах статической и динамической прочности 4) Примеры расчетов конструкций ЭПС.

7. Прогнозирование безотказной работы деталей и узлов механической части. (Компетенция/и ОПК-7, ПСК-3.2)

7.1. Прогнозирование безотказности деталей и узлов механической части: 1) Связь задачи с теорией надежности 2) Постепенные внезапные отказы по причине износа или нарушения прочности 3) Пробег экипажа до появления усталостной трещины 4) Вероятность безотказной работы при постепенных отказах 5) Детали средней надежности и высоконадежные детали 6) Экономическая целесообразность повышения надежности деталей.

7.2. Испытания механической части ЭПС: 1) Цели проведения испытаний 2) Научно-исследовательские испытания 3) Заводские наладочные и приемо-сдаточные испытания 4) Заводские предварительные испытания 5) Приемочные испытания 6) Сертификационные испытания 7) Эксплуатационные испытания 8) «Испытательное кольцо» ВНИИЖТа.

8. Основы расчетов конструкций и узлов ЭПС на жесткость, устойчивость и износ. (Компетенция/и ПК-8, ПСК-3.2)

8.1. Основы жесткости конструкций ЭПС: 1) Проблемы обеспечения требуемой изгибной и крутильной жесткости кузовов 2) Нормативные требования 3) Особенности расчетов кузовов.

8.2. Основы жесткости конструкций ЭПС (продолжение): 1) Уравнение свободных изгибных колебаний кузова 2) Определение собственных частот как решение задачи на собственные числа 3) Мероприятия по повышению изгибной и крутильной жесткости кузовов.

8.3. Основы устойчивости конструкций ЭПС: 1) Устойчивость равновесия и устойчивость движения 2) Общая и местная устойчивость 3) Формы потери устойчивости элементов конструкций ЭПС 4) Уравнение прямоугольной пластины, равномерно сжатой в продольном направлении и критические силы 5) Методы решения задач устойчивости.

8.4. Основы устойчивости конструкций ЭПС (продолжение): 1) Устойчивость стержневых элементов 2) Гибкость стержня 3) Критическая сила как собственное число задачи продольного изгиба 4) Нормативные требования 5) Коэффициент запаса устойчивости и методы его повышения.

8.5. Контактная задача для системы «колесо-рельс»: 1) Контактная задача Герца 2) Определение размеров пятна контакта 3) Определение нормальных и касательных напряжений 4) Изменение геометрии пятна при износе поверхностей трения 5) Применение в расчетах на прочность и изнашивание 6) Лубрикация и модификаторы трения.

8.6. Основы расчетов на износ: 1) Классификация видов изнашивания 2) Характеристика видов изнашивания 3) Примеры расчетов на износ 4) Повышение износостойкости поверхностей трения.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 6 2   10
2 6 4   12
3 6 4   12
4 6 2   12
5 8 2 2 2
6 8 4   2
7 8 4   1
8 8 4   1
Итого 56 26 2 52
В т.ч. по интерактивным формам 56 26 2  

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 9
5 Определение параметров винтовой пружины 2

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 8
1 Изучение работы связей тележек с кузовом магистрального электровоза 2
2 Перераспределение нагрузок между осями колесных пар 4
3 Изучение тяговой передачи 4
4 Основы расчетов муфт продольной и поперечной компенсации 2
Семестр № 9
5 Расчет винтовой цилиндрической пружины 2
6 Расчет напряжений в зоне контакта колеса с рельсом 4
7 Матричный расчет рамы тележки как статически неопределимой системы 4
8 Расчет конструкции ЭПС на жесткость, устойчивость и износ 4

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 8
1 Особенности рессорного подвешивания скоростного и высокоскоростного ЭПС 10
2 Влияние схем и параметров рессорного подвешивания на показатели динамических качеств 12
3 Особенности тягового привода электровоза ЭП20, скоростного и высокоскоростного ЭПС. Безредукторный тяговый привод. Анализ технологической документации по ремонту механической части 12
4 Нагрузка на тяговые передачи и режимы их работы 12
Семестр № 9
5 Современное программное обеспечение в расчетах механической части ЭПС (информация из Интернета) 2
6 Основы прочности конструкции ЭПС 2
7 Вероятность безотказной работы при постепенных отказах 1
8 Контактная задача для системы «колесо-рельс». Повышение износостойкости поверхностей трения 1

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 5 лет заочное составляет 151 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Волков И.В., Булавин Ю.П. Основы статистической обработки данных в локомотивном хозяйстве: Учебное пособие.- Ростов н/Д, 2003.- 96 с. + ЭР НТБ РГУПС ЭБС РГУПС
2 Волков И.В. Механическая часть электрического подвижного состава: Учебно-метод. пособие по курс. проектированию с примерами компьютерных расчетов.- Ростов н/Д: РГУПС, 2011.- 50 с. + ЭР НТБ РГУПС ЭБС РГУПС
3 Волков И.В., Булавин Ю.П., Рубан В.Г. и др. Механическая часть электрического подвижного состава: Учебное пособие. – Ростов н/Д: РГУПС, 2007. – 92 с. + ЭР НТБ РГУПС ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
8 9
ОПК-7 + +
ПК-8 + +
ПСК-3.2 + +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-7 8 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
9 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
ПК-8 8 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
9 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
ПСК-3.2 8 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
9 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

расчетно-графическая работа на тему: «Расчет тяговой передачи магистрального электровоза» (8-й семестр);

расчетно-графическая работа на тему: «Расчет основных параметров рессорного подвешивания магистрального электровоза» (8-й семестр);

расчетно-графическая работа на тему: «Оценка прочности элементов рамы тележки магистрального электровоза» (9-й семестр);

расчетно-графическая работа на тему: «Оценка нагруженности оси колесной пары магистрального электровоза» (9-й семестр);

расчетно-графическая работа на тему: «Оценка нагруженности конструкций и узлов экипажной части магистрального электровоза (9-й семестр).


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 8

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Показатели качества механической части ЭПС (показатели назначения, безопасности и надежности)
2) Показатели динамических качеств ЭПС
3) Упругие элементы рессорного подвешивания
4) Диссипативные элементы рессорного подвешивания
5) Упруго-диссипативные элементы рессорного подвешивания
6) Особенности выбора параметров упруго-диссипативных связей
7) Классификация узлов соединений колесных пар с тележкой и кузова с тележками
8) Требования к узлам соединений колесных пар с тележкой и кузова с тележками
9) Конструктивные разновидности узлов соединений колесных пар с тележкой и кузова с тележками
10) Поддержание работоспособности и диагностика неисправностей узлов соединений колесных пар с тележкой и кузова с тележками
11) Классификация силовых характеристик элементов рессорного подвешивания
12) Принципы, положенные в основу схем рессорного подвешивания
13) Анализ характеристик элементов рессорного подвешивания и их изменений в процессе эксплуатации
14) Принципы выбора параметров рессорного подвешивания
15) Влияние схем и параметров рессорного подвешивания на показатели динамических качеств ЭПС
16) Методы поддержания работоспособности деталей рессорного подвешивания
17) Структурная схема тягового привода
18) Характеристика элементов схемы тягового привода
19) Основные элементы тяговой передачи
20) Условия работы тяговой передачи
21) Требования к тяговым передачам
22) Классификация тяговых приводов по динамическим свойствам
23) Конструкции тяговых передач классов I, II, III
24) Преимущества и недостатки тяговых передач классов I, II, III
25) Поддержание работоспособности и диагностика неисправностей тяговых передач
26) Муфты продольной и поперечной компенсации
27) Режимы нагружения тяговой передачи
28) Способы снижения динамических моментов
29) Динамические свойства тяговых приводов
30) Методы поддержания работоспособности неподрессоренных частей тяговых приводов

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Разратывать технологическую документацию по производству и ремонту узлов соединений колесных пар с тележкой и кузова с тележками
2) Разратывать технологическую документацию по производству и ремонту элементов рессорного подвешивания
3) Разратывать технологическую документацию по производству и ремонту тяговых передач
4) Разратывать технологическую документацию по производству и ремонту муфт тяговых передач

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Основами теории, используемой в расчетах механической части
2) Понятиями о континуальных системах и их математическом описании
3) Постороением расчетных схем конструкций ЭПС
4) Понятиями об однородность и изотропность конструкционных материалов
5) Понятиями об Упругость, пластичность, текучесть, хрупкость, ползучесть, релаксация конструкционных материалов
6) Способами расчета систем с геометрическими нелинейностями конструкций и физической нелинейностью материала
7) Понятиями о свойствах сталей, легких сплавов и композиционных материалов
8) Способами построения диаграммы «напряжение-деформация» для конструкционных материалов
9) Применением упругих постоянных конструкционных материалов
10) Способами снижения металлоемкости конструкций механической части ЭПС
11) Методами общей оценки характеристик задач прочности, устойчивости и жесткости

Экзамен. Семестр № 9

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Цели проведения испытаний механической части
2) Научно-исследовательские испытания ЭПС
3) Заводские наладочные и приемо-сдаточные испытания ЭПС
4) Заводские предварительные испытания
5) Приемочные испытания
6) Сертификационные испытания
7) Динамико-прочностные испытания и по воздействию на путь
8) Эксплуатационные испытания.
9) «Испытательное кольцо» ВНИИЖТа
10) Виды циклов нагружения и их параметры
11) Пределы выносливости
12) Кривые усталости
13) Уравнения кривых усталости
14) Гипотеза линейного накопления усталостных повреждений
15) Особенности усталостных изломов
16) Способы повышения усталостной прочности
17) Диаграммы предельных напряжений для асимметричного цикла с учетом и без учета концентрации напряжений
18) Обобщенная диаграмма предельных напряжений
19) Коэффициенты запаса усталостной прочности
20) Элементы экипажа ЭПС, оцениваемые на сопротивление усталости согласно нормам расчета экипажной части
21) Связь задачи усталостной прочности с теорией надежности
22) Постепенные и внезапные отказы по причине износа или нарушения прочности
23) Пробег экипажа до появления усталостной трещины
24) Вероятность безотказной работы при постепенных отказах по причине усталостного разрушения детали
25) Детали средней надежности и высоконадежные детали
26) Экономическая целесообразность повышения надежности деталей
27) Проблемы обеспечения требуемой изгибной и крутильной жесткости кузовов
28) Нормативные требования к жесткости кузовов
29) Особенности расчетов кузовов
30) Уравнение свободных изгибных колебаний кузова
31) Определение собственных частот изгибных колебаний кузова как решение задачи на собственные числа
32) Мероприятия по повышению изгибной и крутильной жесткости кузовов
33) Устойчивость равновесия и устойчивость движения
34) Общая и местная устойчивость
35) Формы потери устойчивости элементов конструкций ЭПС
36) Уравнение прямоугольной пластины, равномерно сжатой в продольном направлении и критические силы
37) Методы решения задач устойчивости
38) Устойчивость стержневых элементов
39) Гибкость стержня
40) Критическая сила как собственное число задачи продольного изгиба
41) Нормативные требования к устойчивости стержневых систем
42) Коэффициент запаса устойчивости и методы его повышения
43) Контактная задача Герца
44) Определение размеров пятна контакта колеса с рельсом
45) Определение нормальных и касательных напряжений в контактной задаче
46) Изменение геометрии пятна при износе поверхностей трения
47) Применение решения контактной задачи в расчетах на прочность и изнашивание
48) Лубрикация и модификаторы трения
49) Классификация видов изнашивания
50) Характеристика видов изнашивания
51) Примеры расчета узлов трения механической части на износ
52) Повышение износостойкости поверхностей трения
53) Основные методы диагностики неисправностей элементов механической части ЭПС

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Разратывать технологическую документацию по производству и ремонту колесных пар
2) Разратывать технологическую документацию по производству и ремонту рам тележек
3) Диагностировать механическую часть.
4) Оценивать результаты планово-предупредительного ремонта

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Методами решения уравнений в частных производных и граничных условий.

2) Способами выбора начальных условий для нестационарных краевых задач.

3) Методами решения задач на собственные значения.

4) Методами решения задач на собственные значения при расчете конструкций механической части.

5) Методом конечных элементов в расчетах механической части.

6) Способом выбора вида конечных элементов.

7) Основами теории статической прочности.

8) Применением закон Гука и уравнений статической прочности для деформаций «растяжения-сжатия» и сдвига.

9) Методами построения нормальных и касательных напряжений на элементарном параллелепипеде.

10) Способами расчета тензоров напряжений и деформаций.

11) Способом записи обобщенного закона Гука в матричной форме.

12) Нормативными значениями расчетными сил и схем их приложения.

13) Способами расчета кососимметричной нагрузки, действующей на раму тележки.

14) Нормативными расчетными режимами нагружения экипажной части.

15) Понятиями усталостной прочности.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-7 8 1 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1 Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
9 5, 6, 7 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5, 6, 7 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
5 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
5, 6, 7 Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-8 8 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
9 8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
8 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
8 Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПСК-3.2 8 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
9 5, 6, 7, 8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5, 6, 7, 8 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
5 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
5, 6, 7, 8 Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Зачет (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Защита расчетно-графической работы.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Электрические железные дороги: Учебное пособие /С.В. Володин, В.В. Иванов и др. Под ред. Ю.Е. Просвирова, В.П. Феоктистова. М.: ФГОУ "Уч. метод. центр по образованию на ж.д. трнаспорте, 2010. – 356 с. УМЦ ЖДТ
2 Асинхронный тяговый привод локомотивов [Электронный ресурс] : учеб. пособие / А.А. Андрющенко, Ю.В. Бабков, А.А. Зарифьян - М. : УМЦ ЖДТ, 2013. УМЦ ЖДТ

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Рубан В.Г., Матва А.М. Решение задач динамики железнодорожных экипажей в пакете Mathcad: Учебное пособие.- Ростов н/Д, РГУПС. 2009.- 99 с. + ЭР НТБ РГУПС ЭБС РГУПС
2 Конструкция и динамика электрического подвижного состава // А.С. Мазнев, А.М. Евстафьев. - ФГБОУ "Учебно-метод. центр по образованию на ж.-д. транспорте" 2013 г. УМЦ ЖДТ
3 Механика и трибология движения колесной пары в рельсовой колее : монография / Г.С. Гура. - М.: УМЦ ЖДТ, 2013. – 528 с. УМЦ ЖДТ
4 Теория и конструкция локомотивов / Под ред. Г.С. Михальченко. – М.: Маршрут, 2006. – 584 с. НТБ РГУПС
5 Конструкция электроподвижного состава : учеб. пособие / Ермишкин И.А. - М.: УМЦ ЖДТ, 2015. – 376 с. УМЦ ЖДТ

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Лященко А.М. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Механическая часть электроподвижного состава". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Волков И.В., Булавин Ю.П., Рубан В.Г. и др. Механическая часть электрического подвижного состава: Учебное пособие. – Ростов н/Д: РГУПС, 2007. – 92 с. + ЭР НТБ РГУПС ЭБС РГУПС
3 Механическая часть электрического подвижного состава: учебно-методическое пособие по проведению лабораторных работ / Рубан В.Г. - РГУПС, 2017. + ЭР НТБ РГУПС ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И
2 Программный продукт: пакет MathCAD (ауд. М212) И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Персональные компьютеры.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 42287.