РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Строительная механика"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.Б "Сопротивление материалов и строительная механика"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности

23.05.03 Подвижной состав железных дорог

Специализация

№ 4 Технология производства и ремонта подвижного состава

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения "

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н., доц. Мишин Валентин Алексеевич предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Сопротивление материалов и строительная механика" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Строительная механика".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

к.т.н., доц. Литвинов Степан Викторович, Заведующий кафедрой "Cопротивление материалов", ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Сопротивление м и с м_С_23.05.03_во_45_Строймех_п42183_42247.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Сопротивление материалов и строительная механика".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Сопротивление материалов и строительная механика" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Детали машин и основы конструирования", "Технология ремонта подвижного состава";

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: технические средства измерений

Умеет: проводить измерения, обрабатывать и представлять результаты

Имеет навыки: навыками проведения физического эксперимента, обработки и интерпретирования результатов измерений

ОПК-1 - способностью применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования

Знает: методы расчета напряжений и запасов прочности

Умеет: выполнять расчеты типовых элементов подвижного состава на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах нагружения

Имеет навыки: анализа прочности конструкций и их узлов

ОПК-7 - способностью применять методы расчета и оценки прочности сооружений и конструкций на основе знаний законов статики и динамики твердых тел, исследовать динамику и прочность элементов подвижного состава, оценивать его динамические качества и безопасность

Знает: методы оцени свойств материалов

Умеет: подбирать необходимые материалы и их свойства для проектируемых деталей

Имеет навыки: навыками проведения физического эксперимента, обработки и интерпретирования результатов измерений

ОПК-12 - владением методами оценки свойств конструкционных материалов, способами подбора материалов для проектируемых деталей машин и подвижного состава

Знает: методы расчета напряжений и запасов прочности

Умеет: выполнять расчеты типовых элементов подвижного состава на прочность, жесткость и устойчивость при различных видах нагружения

Имеет навыки: анализа прочности конструкций и их узлов

ОПК-13 - владением основами расчета и проектирования элементов и устройств различных физических принципов действия

Комментарии кафедры:

• Из OПК-1 способность применять методы теоретического и экспериментального исследования.

• Из OПК-7 способность применять методы расчёта и оценки прочности конструкций на основе знаний законов статики и динамики твёрдых тел.

• Из ОПК-12 владением методами оценки свойств конструкционных материалов.

• Из ОПК-13 владением основами расчета и проектирования элементов устройств.


Место дисциплины 1С.Б "Сопротивление материалов и строительная механика" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Математика", "Теоретическая механика", "Физика".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: МРС.

Дисциплина реализуется в 4, 5 семестрах.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 7 зачетных единиц (252 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 100 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
4 5
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 96 96 64 32
Лекции (Лек) 48 48 32 16
Лабораторные работы (Лаб) 16 16 16  
Практические, семинары (Пр) 32 32 16 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
4 4 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 107   69 38
Контрольная работа (К)        
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР) 30   15 15
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 77   54 23
Контроль, всего и в т.ч. 45   9 36
Экзамен (Экз) 36     36
Зачет (За) 9   9  
Общая трудоемкость, часы 252 100 144 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 7   4 3

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 4

1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС. ЦЕНТРАЛЬНОЕ РАСТЯЖЕНИЕ И СЖАТИЕ. (Компетенция/и ОПК-1)

1.1. Основные понятия сопротивления материалов: 1) Цель курса. Основные определения. Расчетная схема. Классификация внешних сил. Гипотезы о свойствах материала. 2) Метод сечений. Внутренние силовые факторы. 3) Понятие о полном напряжении в точке и его составляющих.

1.2. Напряжения и деформации при растяжении и сжатии: 1)Внутренние усилия и деформации при растяжении и сжатии. Закон Р. Гука. Построение эпюр. 2)Напряжения и деформации в брусе с учетом собственного веса. Ступенчатый брус равного сопротивления. 3)Анализ напряженного состояния при растяжении (сжатии).

1.3. Механические характеристики материалов: 1)Диаграмма растяжения малоуглеродистой стали. Условная и истинная диаграмма растяжения. Понятие о наклепе. 2). Допускаемые напряжения, условие прочности, подбор сечений. 3)Диаграммы растяжения различных материалов. Основные модели механики разрушения при растяжении и сжатии. 4)Потенциальная энергия деформации при растяжении и сжатии. Работа деформации.

1.4. Статически неопределимые задачи при растяжении и сжатии: 1) Степень статической неопределимости. Уравнения совместности деформаций. 2) Температурные и монтажные напряжения. 3) Основные методы расчета конструкций (метод разрушающих нагрузок, метод допускаемых напряжений, метод предельных состояний).

2. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЛОСКИХ ФИГУР. (Компетенция/и ОПК-13)

2.1. Основные геометрические характеристики плоских фигур: 1)Статические моменты плоских фигур. Центр тяжести плоской фигуры. 2) Моменты инерции плоских фигур. 3) Центробежный и полярный моменты инерции. 4) Моменты инерции простейших фигур. Моменты инерции составных фигур.

2.2. Главные оси и главные моменты инерции: 1) Зависимость между моментами инерции фигур при параллельном переносе осей. 2) Зависимость между моментами инерции фигур при повороте осей. 3) Главные оси и главные моменты инерции. 4) Радиус инерции. Эллипс инерции.

3. НАПРЯЖЕННОЕ И ДЕФОРМИРОВАННОЕ СОСТОЯНИЕ В ТОЧКЕ. (Компетенция/и ОПК-7)

3.1. Сложное напряженное состояние: 1) Напряжения в точке. Тензор напряжений. Виды напряженных состояний. Главные площадки и главные напряжения. 2) Обобщенный закон Гука для изотропного материала. Тензор деформации. 3) Удельная потенциальная энергия деформации, и ее деление на энергию изменения объема и формы.

3.2. Оценка прочности материалов при сложном напряженном состоянии: 1) Теории прочности в расчетах на сложное сопротивление. 2) Эквивалентное напряжение. Теории прочности. 3) Деформируемое состояние в точке. Связь между напряжениями и деформациями.

4. СДВИГ. КРУЧЕНИЕ. (Компетенция/и ОПК-13)

4.1. Сдвиг (срез): 1) Понятие о чистом сдвиге. Анализ напряженного состояния при чистом сдвиге. 2) Закон Гука при сдвиге. Модуль сдвига. Зависимость между упругими постоянными материала.. 3)Потенциальная энергия деформации при чистом сдвиге. 4) Практические расчеты на сдвиг, смятие и срез.

4.2. Кручение: 1) Общие понятия и допущения. Построение эпюр крутящих моментов. 2) Напряжения и деформации при кручении стержня с круглым поперечным сечением. Условия прочности и жесткости. 3)Потенциальная энергия при кручении круглого вала.

5. ПЛОСКИЙ ПРЯМОЙ ИЗГИБ. (Компетенция/и ОПК-13)

5.1. Внутренние силовые факторы при изгибе: 1) Основные понятия: внутренние силовые факторы при изгибе; типы балок, опорные связи и опорные реакции. 2) Дифференциальные зависимости между q, Q и M. Правила построения эпюр. 3) Примеры построения эпюр.

5.2. Напряжения в поперечном сечении балки: 1) Понятие нейтрального слоя и нейтральной линии 2) Нормальные напряжения при изгибе 3) Касательные напряжения при изгибе.

5.3. Расчет балок на прочность: 1) Условие прочности при изгибе 2) Подбор сечения балки по условию прочности.

5.4. Расчет балок на жесткость: 1) Дифференциальное уравнение изогнутой оси балки. Интегрирование дифференциального уравнения изогнутой оси балки. 2) Определение наибольшего прогиба балки при произвольном приложении нагрузки. 3) Метод начальных параметров. Универсальное уравнение упругой линии балки. 4) Статически неопределимые двух опорные балки.

6. СОПРОТИВЛЕНИЕ ДИНАМИЧЕСКИМ И ПЕРИОДИЧЕСКИ МЕНЯЮЩИМСЯ ВО ВРЕМЕНИ НАГРУЗКАМ. (Компетенция/и ОПК-7)

6.1. Расчеты на выносливость: 1) Понятие об усталостном разрушении и его причины. 2) Параметры и виды циклов напряжений. Понятие о пределе выносливости. Диаграмма предельных амплитуд. Факторы, влияющие на предел выносливости. 3) Ползучесть и релаксация.

6.2. Удар: 1) Понятие удара. Механические процессы, сопровождающие удар. 2) Расчет на удар при осевом действии нагрузки. Учет массы тела, испытывающего удар. 3) Механические свойства материалов при ударе. 4) Расчеты движущихся с ускорением элементов конструкций.

Семестр № 5

7. СЛОЖНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ. (Компетенция/и ОПК-12, ОПК-13)

7.1. Пространственный и косой изгиб: 1) Основные понятия. 2) Внутренние силовые факторы при пространственном изгибе бруса. 3) Напряжения и перемещения при косом изгиб. Уравнение и свойства нейтральной линии.

7.2. Изгиб с растяжением или сжатием и кручением: 1) Изгиб с растяжением или сжатием. Проверка на прочность. 2) Изгиб с кручением. Понятие о суммарных и эквивалентных моментах. Поверка на прочность при изгибе с кручением.

8. ВНЕЦЕНТРЕННОЕ НАГРУЖЕНИЕ. (Компетенция/и ОПК-7)

8.1. Внецентренное растяжение и сжатие: 1) Основные понятия. 2). Уравнение и свойства нейтральной линии. 3) Ядро сечения. Построение ядра сечения для простейших фигур.

9. УСТОЙЧИВОСТЬ СЖАТЫХ СТЕРЖНЕЙ. (Компетенция/и ОПК-13)

9.1. Основы теории расчета на устойчивость: 1) Устойчивая, неустойчивая и безразличная форма упругого равновесия. Понятие о критической силе и критическом напряжении. 2) Вывод формулы Эйлера для критической силы. Гибкость стержня. 3) Влияние способа закрепления концов стержня на значение критической силы.

9.2. Расчет на устойчивость сжатых стержней: 1) График критических напряжений. Пределы применимости формулы Эйлера. 2) Формула Тетмайера – Ясинского. 3) Методика расчета сжатых стержней. Рациональные формы поперечного сечения сжатых стоек.

10. СТАТИЧЕСКИ НЕОПРЕДЕЛИМЫЕ СИСТЕМЫ. (Компетенция/и ОПК-1, ОПК-13)

10.1. Определение перемещений в упругих системах: 1)Единичные перемещения. 2)Интеграл Мора (общая формула перемещений). 3)Правило Верещагина.

10.2. Метод сил: 1)Степень статической неопределимости. 2)Основная система метода сил. 3)Канонические уравнения метода сил.

10.3. Расчет статически неопределимых систем методом сил: 1) Примеры расчета простейших статически неопределимых балок методом сил.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 8 4 8 9
2 4 4   9
3 4 2   9
4 4 2 4 9
5 8 4 4 9
6 4     9
7 4 6   5
8 2 2   5
9 4 4   5
10 6 4   8
Итого 48 32 16 77
В т.ч. по интерактивным формам 20 8 4  

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 4
1 Л.р.№1 "Испытание на растяжение малоуглеродистой стали" 2
Л.Р.№2 "Определение модуля упругости стали при растяжении" 2
Л.р.№3 "Определение коэффициента Пуассона" 2
Л.р.№4"Испытание на сжатие стали, чугуна и древесины" 2
4 Л.р. №6 «Испытание на кручение стали, чугуна и древесины».Л.р. №7 «Определение модуля сдвига стали при кручении». 2
Л.р. №8 "Исследование напряжений при кручении трубы". 2
5 Л.р.№9 Исследование напряжений при изгибе двутавровой балки. 2
Л.р.№10 Определение перемещений при плоском изгибе. 2

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 4
1 1) Расчеты на растяжение и сжатие. 2)Статически неопределимые задачи при растяжении(сжатии). 4
2 1) Определение положения центра тяжести сложной фигуры. Моменты инерции площадей фигуры. 2) Главные оси и главные моменты инерции сечений. 4
3 1) Линейное и плоское напряженное состояние. Теории прочности. 2
4 1) Расчеты на сдвиг (срез)и кручение. 2
5 1) Построение эпюр ВСФ. 2) Расчеты на прочность и жесткость. 4
Семестр № 5
7 1)Расчеты на косой изгиб. 2)Расчеты на прочность при внецентренном действие нагрузки. 3)Построение ядра сечения при внецентренном действие нагрузки. 6
8 1)Расчеты на внецентренное действие нагрузки. 2
9 1) Расчеты на устойчивость.2) Расчеты на устойчивость сжатого стержня с применением коэффициента продольного изгиба. 4
10 1)Расчеты с применением метода сил. 2)Построение эпюр ВСФ для статически неопределимых рам. 4

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 4
1 История сопротивления материалов как науки. Расчеты с учетом температурных напряжений, влияние концентраторов напряжений на допускаемые напряжения. 9
2 Вычисление главных центральных моментов инерции сложных сечений. Практическое применение эллипса инерции. 9
3 Применение теорий прочности в расчетах. Выбор теорий прочности. 9
4 Основные понятия о кручении некруглых профилей. Статически неопределимые случаи кручения. Понятие о расчете сварных швов. 9
5 Балки равного сопротивления. Полная проверка прочности. 9
6 Расчеты на прочность с использованием КД 9
Семестр № 5
7 Совместное действие крутящих и изгибающих моментов с продольной силой. Практическое применение понятия ядра сечения. 5
8 Расчеты параметров ядра сечения. 5
9 Рациональные формы сечения сжатых стоек. Порядок подбора сечений сжатых стоек по допускаемому напряжению на устойчивость. Частные случаи действия динамической нагрузки. 5
10 Расчеты с использованием метода сил. 8

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Методическое обеспечение самостоятельной работы студентов по дисциплине "Сопротивление материалов" [Текст] : учеб.-метод. комплекс / РГУПС ; ред. И.А. Нахимович. - Ростов н/Д : [б. и.], 2010. - 117 с. : ил. - Библиогр.: 4 назв. ЭБС РГУПС
2 Муратов А. С. Введение в сопротивление материалов : учеб. пособие / А.С. Муратов, Б.А. Шемшура, В.А. Мишин ; РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2009. - 140 с. ЭБС РГУПС
3 Личковаха, А. С. Расчет статически неопределимых плоских рам методом сил [Текст] : учеб. пособие / А. С. Личковаха, И. А. Нахимович ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2019. - 81 с ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
4 5
ОПК-1 + +
ОПК-7 + +
ОПК-12   +
ОПК-13 + +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-1 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
ОПК-7 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
ОПК-12 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
ОПК-13 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

РГР№1 - расчеты на растяжение-сжатие,кручение и изгиб;

РГР№2 - расчеты на прочность,жесткость и устойчивость.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 4

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Основные задачи, решаемые в курсе сопротивления материалов. Понятие прочности, жесткости, устойчивости, упругости и пластичности.
2) Понятие о внешней силе, классификация внешних сил. Понятие о расчетной схеме.
3) Понятие о внутренней силе. Метод сечений. Внутренние силовые факторы.
4) Понятие о полном напряжении в точке и его составляющих.
5) Понятие о продольной силе. Правила её определения. Понятие об эпюре. Роль эпюр в прочностных расчетах.
6) Закон Р. Гука при одноосном напряженном состоянии. Понятие о жесткости сечения бруса при растяжении (сжатии).
7) Диаграмму растяжения малоуглеродистой стали. Прочностные параметры и параметры пластичности.
8) Статические моменты плоских фигур. Понятие о центре тяжести плоской фигуры.
9) Моменты инерции плоских фигур. Центробежный и полярный моменты инерции.
10) Зависимость между моментами инерции фигур при параллельном переносе осей.
11) Зависимость между моментами инерции фигур при повороте осей.
12) Главные оси и главные моменты инерции. Понятие о радиусе инерции и эллипсе инерции.
13)Понятие о сложном напряженном состоянии. Напряжения в точке. Тензор напряжений.
14) Виды напряженных состояний. Главные площадки и главные напряжения.
15) Обобщенный закон Гука для изотропного материала. Тензор деформации.
16) Понятие эквивалентного напряжения при сложном напряженном состоянии.
17) Понятие о чистом сдвиге. Анализ напряженного состояния при чистом сдвиге.
18) Основные понятия о практических расчетах на сдвиг, смятие и срез.
19) Основы построения эпюр крутящих моментов.
20) Условия прочности и жесткости при кручении.
21) Понятие о главных напряжениях при кручении.
22) Внутренние силовые факторы при изгибе.
23) Дифференциальные зависимости между q, Q и M при изгибе.
24) Расчет балок на прочность. Нормальные напряжения в поперечном сечении балок при чистом изгибе.
25) Касательные напряжения в поперечном сечении балок при поперечном изгибе. Формула Д.И. Журавского.
26) Понятие о расчете балок на жесткость. Дифференциальное уравнение изогнутой оси балки.
27) Понятие об усталостном разрушении и его причины.
28) Параметры и виды циклов напряжений. Понятие о пределе выносливости.
29) Диаграмма предельных амплитуд. Факторы, влияющие на предел выносливости.
30) Понятие удара. Механические процессы, сопровождающие удар.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Пояснить понятие центрального растяжения (сжатия).
2) Сформулировать сущность метода сечений.
3) Объяснить порядок построения эпюры продольной силы.
4) Объяснить понятие абсолютной продольной деформации и абсолютной поперечной деформации стержня при растяжении-сжатии.
5) Перечислить внутренние силовые факторы, возникающие в поперечных сечениях бруса в общем случае нагружения.
6) Объяснить соответствие внутренних силовых факторов и основных видов деформаций.
7) Записать и пояснить формулу для определения относительной продольной деформации стержня.
8) Записать и объяснить формулу для определения нормальных напряжений в поперечных сечениях бруса при деформации растяжение-сжатие.
9) Перечислить геометрические характеристики плоских сечений и дать их определения.
10) Дать понятие главных, центральных и главных центральных осей сечения.
11) Сформулировать понятие центра тяжести сечения.
12) Записать зависимость между моментами инерции относительно параллельных осей.
13) Записать и пояснить формулу для определения положение центра тяжести составной фигуры.
14) Сформулировать понятия линейного, плоского и объемного напряженного состояния.
15) Сформулировать и пояснить закон парности касательных напряжений.
16) Сформулировать назначение теорий прочности. Понятие об эквивалентном.
17) Дать определение главных напряжений и главных площадок.
18) Сформулировать правило определения крутящего момента в рассматриваемом сечении.
19) Записать и объяснить формулу для касательных напряжений в поперечном сечении вала.
20) Записать и объяснить формулу для относительного угла закручивания сечения вала.
21) Записать и пояснить условие прочности и условие жесткости при кручении вала.
22) Сформулировать закон Гука при сдвиге и записать его математическое выражение.
23) Сформулировать правило определения изгибающего момента в поперечном сечении балки.
24) Сформулировать правило определения поперечной силы в поперечном сечении балки.
25) Записать формулу Журавского для касательных напряжений и пояснить.
26) Записать и пояснить формулу для нормальных напряжений в произвольной точке сечения при изгибе.
27) Записать и пояснить условие прочности при изгибе.
28) Дать определение предела выносливости.
29) Сформулировать понятие циклов напряжений. Перечислить основные характеристики
цикла напряжений.
30) Дать определение предела выносливости. Изобразить и пояснить кривую усталости.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Построения эпюры продольной силы.
2) Проверки бруса на прочность при растяжении (сжатии).
3) Проверки бруса на жесткость при растяжении (сжатии).
4) Определения относительной линейной деформации при растяжении (сжатии).
5) Определения относительной поперечной деформации при растяжении (сжатии).
6) Определения напряжений в наклонных сечениях при растяжении (сжатии).
7) Определения механических характеристик материала по диаграмме растяжения (сжатия).
8) Определения допускаемой силы для бруса при растяжении (сжатии).
9) Проверки размера сечения бруса при растяжении (сжатии).
10) Расчета на растяжение (сжатие) с учетом собственного веса.
11) Расчета на сдвиг (срез).
12) Проверки вала на прочность при кручении.
13) Проверки вала на жесткость при кручении.
14) Подбора сечения вала по условию прочности при кручении.
15) Подбора сечения вала по условию жесткости при кручении.
16) Определения наибольшего крутящего момента, который может быть приложен к стальному стержню.
17) Построения эпюры крутящего момента.
18) Определения координат центра тяжести составного сечения.
19) Определения осевых моментов инерции при параллельном переносе осей.
20) Построения эпюр изгибающих моментов и поперечных сил.
21) Проверки балок на прочность при изгибе.
22) Проверки балок на жесткость при изгибе.
23) Подбора сечения балки по условию прочности при изгибе.
24) Определения перемещений поперечного сечения балки методом начальных параметров.
25) Расчета с учетом сил инерции и динамического коэффициента.

Экзамен. Семестр № 5

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Пространственный и косой изгиб. Основные понятия. Внутренние силовые факторы при пространственном изгибе бруса.
2) Напряжения и перемещения при косом изгибе.
3) Уравнение и свойства нейтральной линии при косом изгибе.
4) Порядок построения нейтральной линии при косом изгибе.
5) Внецентренное растяжение и сжатие. Основные понятия. Напряжения при внецентренном растяжении (сжатии).
6) Уравнение и свойства нейтральной линии при внецентренном растяжении(сжатии). Ядро сечения.
7) Порядок построения ядра сечения при внецентренном растяжении(сжатии).
8) Изгиб с растяжением или сжатием. Проверка на прочность.
9) Изгиб с кручением. Понятие о суммарных и эквивалентных моментах.
10) Проверку на прочность при изгибе с кручением.
11) Устойчивая, неустойчивая и безразличная формы упругого равновесия. Понятие о критической силе и критическом напряжении.
12) Вывод формулы Эйлера для критической силы.
13) Понятие гибкости стержня. Пределы применимости формулы Эйлера.
14) Расчеты на устойчивость стержней за пределами пропорциональности.
15) Понятие степени статической неопределимости систем.
16) Метод сил. Канонические уравнения метода сил.
17) Понятие о потенциальной энергии деформации системы.
18) Понятие об обобщенных силах и обобщенных перемещениях.
19) Перемещения в упругих системах, единичное перемещение.
20) Теорему о взаимности работ и перемещений(теорема Бетти).
21) Определение перемещений в упругих системах с помощью интеграла Мора. Правило Верещагина.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Сформулировать понятие косого изгиба.
2) Записать и пояснить формулу для определения угла между осью и плоскостью действия полного момента при косом изгибе.
3) Объяснить понятие основной системы, применяемое при расчетах статически неопределимых систем.
4) Объяснить понятие заданной системы, применяемое при расчетах статически неопределимых систем.
5) Дать определение внецентренного растяжения(сжатия).
6) Сформулировать понятие ядра сечения при внецентренном сжатии и пояснить практическое применение этого понятия.
7) Записать формулу для определения напряжений при внецентренном растяжении и пояснить смысл входящих в неё элементов.
8) Записать формулу для определения напряжений при внецентренном сжатии и пояснить смысл входящих в неё элементов.
9) Сформулировать понятие сложного сопротивления. Привести примеры.
10) Записать и пояснить формулу для максимальных напряжений в сечении при косом изгибе.
11) Записать и пояснить формулу для нормальных напряжений в произвольной точке сечения при косом изгибе.
12) Сформулировать и пояснить правило Верещагина для определения перемещений в упругих системах.
13) Перечислить и пояснить свойства нейтральной линии при внецентренном сжатии (растяжении).
14) Пояснить понятие ядра сечения при внецентренном растяжении (сжатии) и его практическое применение.
15) Дать определение критической силы.
16) Пояснить понятие потери устойчивости прямого стержня.
17) Пояснить, от чего зависит значение коэффициента приведения длины в формуле Эйлера при расчете на устойчивость. Привести примеры.
18) Записать и пояснить формулу Эйлера, пределы её применимости.
19) Записать и пояснить формулу Тетмайера–Ясинского, пределы её применимости.
20) Записать и пояснить условие устойчивости стержня с применением коэффициента продольного изгиба.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Проверки на прочность при косом изгибе.

2) Подбора сечения балки по условию прочности при косом изгибе.

3) Определения положения нейтральной линии при косом изгибе.

4) Расчета на изгиб с кручением.

5) Расчета на прочность при кручении с растяжением(сжатием).

6) Расчета на прочность при внецентренном растяжении (сжатии).

7) Определения положения нейтральной линии при внецентренном растяжении(сжатии).

8) Определения размеров ядра сечения для произвольного сечения.

9) Проверки прочности вала при изгибе с кручением.

10) Расчета коэффициента динамичности.

11) Расчета на прочность с применением коэффициента динамичности.

12) Расчета по определению критической силы для сжатого стержня.

13) Расчета сжатых стержней по коэффициенту снижения допускаемых напряжений.

14) Расчета с применением метода сил.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-1 4 1 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
1 Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
5 10 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
10 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
10 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
10 Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-7 4 3, 6 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
3, 6 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
3, 6 Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
5 8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
8 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
8 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
8 Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-12 5 7 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
7 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
7 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
7 Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-13 4 2, 4, 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 4, 5 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
2, 4, 5 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
4, 5 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
2, 4, 5 Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
5 7, 9, 10 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
7, 9, 10 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
7, 9, 10 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
7, 9, 10 Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Защита расчетно-графической работы.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Агаханов, М. К. Сопротивление материалов [Электронный ресурс] : курс лекций / М. К. Агаханов, В. Г. Богопольский. — Электрон. текстовые данные. — М. : Московский государственный строительный университет, Ай Пи Эр Медиа, ЭБС АСВ, 2017. — 178 c. ЭБС IPRBooks
2 Соколов С.А. Строительная механика и металлические конструкции машин [Электронный ресурс] : учебник / С.А. Соколов. — Электрон. текстовые данные. — СПб. : Политехника, 2016. — 423 c. — 978-5-7325-1093-5. ЭБС IPRBooks

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Сопротивление материалов [Текст] : учеб. пособие для вузов ж.-д. трансп. / А.М. Лукьянов ; Учеб.-метод. центр по образованию на ж.-д. трансп. - М. : Маршрут, 2008. - 559 с. : ил., табл., прил. - (Высшее профессиональное образование). - Библиогр.: 13 назв. - ISBN 978-5-89035-555-3 УМЦ ЖДТ
2 Сопротивление материалов [Текст] : тексты лекций / А.С. Муратов, Б.А. Шемшура ; РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2011. - 220 с. : рис., табл. - Библиогр. : 6 назв. - Заказ № 5684, 128 экз ЭБС РГУПС
3 Расчеты элементов конструкций по допускаемым напряжениям и предельному состоянию [Текст, Электронный ресурс] : учеб. пособие / А. С. Муратов, Б. А. Шемшура, А. С. Личковаха ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2014. - 41 с. ЭБС РГУПС
4 Основы теории напряженного состояния в точке. Теории прочности [Текст] : учеб. пособие / С. Ф. Маклаков, В. А. Мишин, И. А. Нахимович ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2016. - 59 с. ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Мишин В.А. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Сопротивление материалов и строительная механика". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Нахимович И.А. Расчет на растяжение и сжатие: учебно-методическое пособие к практиче-ским занятиям и для выполнения РГР по сопротивлению материалов / И.А. Нахимович; Рост. гос. ун-т путей сообщения. – Ростов-н/Д, 2017. – 36 с.: ил. Библиогр.: 4 назв. ЭБС РГУПС
3 Маклаков, С. Ф.Определение геометрических характеристик поперечных сечений стерж-ней : учебно-методическое пособие / С.Ф. Маклаков, И.А. Нахимович ; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов-н/Д, 2017. – 32 c. ЭБС РГУПС
4 Кротов,С.В. Расчеты брусьев на изгиб и кручение: учеб.-метод. пособие / С.В. Кротов; Рост. гос. ун-т путей сообщения. – Ростов н/Д, 2017. – 57 с.: ил. Библиогр. – 5 назв. ЭБС РГУПС
5 Нахимович И.А. Расчет сжатых стержней на устойчивость: учебно-методическое к практическим занятиям и для выполнения РГР по сопротивлению материалов / И.А. Нахимович; Рост. гос. ун-т путей сообщения. – Ростов-н/Д, 2017. – 36 с.: ил. Библиогр.: 4 назв. ЭБС РГУПС
6 Сопротивление материалов: лабораторный практикум: учебно-методическое по-собие / И.А. Нахимович, С.Ф. Маклаков, А.С. Личковаха, В.А. Мишин, Б.А. Шемшура; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 64 с. : ил. – Библиогр.: с. 62. ЭБС РГУПС
7 Личковаха А.С. Расчёт статически неопределимых плоских рам методом перемещений : учебно-методическое пособие / А.С. Личковаха, И.А. Нахимович ; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 63 с. : ил. – Библиогр. : с. 62. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Лабораторное оборудование.

1) Универсальная гидравлическая машина УРМ-20.

2) Машина для испытания на растяжение ИР-200.

3) Рычажно-маятниковая машина РММ-5.

4) Машина на кручение маятникового типа.

5) Установка для испытаний на изгиб.

6) Установка для испытания на устойчивость.

7) Электронный измеритель деформации.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 42247.