РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Тяговый подвижной состав"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.Б "Двигатели внутреннего сгорания локомотивов"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности

23.05.03 Подвижной состав железных дорог

Специализация

№ 1 Локомотивы

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения "

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н., доц. Богославский Александр Евгеньевич предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Двигатели внутреннего сгорания локомотивов" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Тяговый подвижной состав".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.т.н., доц. Лобов Борис Николаевич, Профессор, ЮРГТУ (НПИ).





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Двигатели в с л_С_23.05.03_во_7_ТПС_п36390_42239.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Двигатели внутреннего сгорания локомотивов".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Двигатели внутреннего сгорания локомотивов" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника профессионально-специализированных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Междисциплинарный курс", "Энергетические установки и оборудование подвижного состава";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: Локомотивные энергетические установки и условия их эксплуатации

Умеет: Рассчитывать технико-экономических параметров основных и вспомогательных систем ЛЭУ

Имеет навыки: Владения методами выбора параметров, методами проектирования, моделирования и ЛЭУ, принципами проведения испытаний и настройки ЛЭУ при изготовлении и эксплуатации

ПСК-1.2 - способностью демонстрировать знания локомотивных энергетических установок и условия их эксплуатации, владением методами выбора параметров, методами проектирования, моделирования и ЛЭУ, принципами проведения испытаний и настройки ЛЭУ при изготовлении и эксплуатации, основами расчета технико-экономических параметров основных и вспомогательных систем ЛЭУ

Место дисциплины 1С.Б "Двигатели внутреннего сгорания локомотивов" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Общий курс подвижного состава и железных дорог (Часть 3)", "Прикладная теплотехника", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5.8 лет заочное.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ЗТС, МТС, МТэ.

Дисциплина реализуется в 7 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 50 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
7
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 58   58
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП) 10   10
Самоподготовка 48   48
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 144 50 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 10 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
10 11
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 8 8 2 6
Лекции (Лек) 4 4 2 2
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 4 4   4
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 1 1
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 125   60 65
Контрольная работа (К)        
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП) 10     10
Самоподготовка 115   60 55
Контроль, всего и в т.ч. 9     9
Экзамен (Экз) 9     9
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 144 10 63 81
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 7

1. Теория рабочего процесса турбопоршневых двигателей. (Компетенция/и ПСК-1.2)

1.1. Основные принципы организации рабочего процесса поршневых двигателей: 1) Условия организации рабочего процесса. 2) Требования к организации газообмена. 3) Принципы организации смесеобразования. 4) Способы воспламенения горючей смеси.

1.2. . Расчет процесса наполнения: 1) Основные стехиометрические соотношения. 2) Коэффициент наполнения и коэффициент остаточных газов. 3) Расчет давления и температуры конца наполнения.

1.3. Расчет процессов наполнения и сжатия: 1) Цикл Миллера. Особенности расчета процесса наполнения. 2) Уравнения процесса сжатия. 3) Изменение теплового потока в процессе сжатия, выбор величины среднего показателя политропы сжатия. 4) Геометрическая и действительная степени сжатия. Выбор степени сжатия.

1.4. Расчет процесса подвода тепла: 1) Основные соотношения, используемые при расчете. 2) Определение коэффициента молекулярного изменения. 3) Уравнение сгорания и способы его решения.

1.5. Расчет процессов расширения и выпуска: 1) Изменение теплового потока в процессе расширения, выбор величины среднего показателя политропы расширения. 2) Основные фазы процесса выпуска. 3) Расчет параметров конца выпуска.

1.6. Индикаторные и эффективные показатели работы двигателей: 1) Физический смысл и геометрическая интерпретация среднего индикаторного давления. 2) Расчет среднего индикаторного давления. 3) Механические потери и механический КПД двигателей. 4) Определение эффективных показателей работы и размеров цилиндра двигателя.

1.7. Наддув двигателей: 1) Способы форсирования двигателей. 2) Механический наддув. 3) Газотурбинный наддув. 4) Сравнительные характеристики систем наддува.

1.8. Особенности рабочего процесса двухтактных двигателей: 1) Виды продувок двухтактных двигателей. 2) Расчет продувки двухтактного двигателя. 3) Особенности расчета рабочего процесса двухтактных двигателей.

2. Динамика поршневых двигателей. (Компетенция/и ПСК-1.2)

2.1. . Уравновешивание поршневых двигателей: 1) Уравнения уравновешенности. 2) Анализ уравновешенности двигателей с различной компоновкой. 3) Механизмы для конструктивного уравновешивания, расчет масс противовесов.

2.2. Неравномерность вращения и крутильные колебания коленчатых валов: 1) Расчет крутящего момента многоцилиндрового многорядного двигателя. 2) Неравномерность вращения коленчатого вала и пути ее снижения. 3) Виды и формы крутильных колебаний. 4) Снижение амплитуды крутильных колебаний с помощью демпферов и антивибраторов.

3. Организация эксплуатации локомотивных двигателей внутреннего сгорания. (Компетенция/и ПСК-1.2)

3.1. Системы локомотивных двигателей внутреннего сгорания: 1) Системы охлаждения. 2) Системы смазки. 3) Топливные системы. 4) Системы пуска. Влияние режимов пуска и прогрева на надежность и ресурс двигателей.

3.2. Влияние атмосферных условий на работу турбопоршневых двигателей: 1) Понятие нормальных атмосферных условий. 2) Влияние давления окружающей среды. 3 ) Влияние температуры окружающей среды. 4) Приведение показателей работы двигателя к нормальным условиям.

3.3. Испытания двигателей: 1) Виды и задачи испытания двигателей. 2) Режимы обкаточных испытаний. 3) Реостатные испытания и регулировка двигателей. 4) Измерительные устройства и приборы, применяемые при испытаниях двигателей.

4. Основы конструирования локомотивных двигателей внутреннего сгорания. (Компетенция/и ПСК-1.2)

4.1. Основы проектирования двигателей: ) Основные проблемы проектирования двигателей. 2) Математическое моделирование рабочего процесса.

4.2. Модели сгорания и теплонапряженности: 1) Основные модели процесса сгорания в дизелях. 2) Моделирование теплообмена рабочего тела с основными деталями двигателя. 3) Модели процессов смесеобразования и впрыска топлива.

4.3. Основные направления и перспективы развития турбопоршневых двигателей: 1) Перспективные системы газотурбинного наддува. 2) Пути ограничения тепловой и механической напряженности. 3) Адиабатные двигатели. 4) Турбокомпаундные двигатели.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 16 12   24
2 4 4   15
3 6      
4 6     9
Итого 32 16   48
В т.ч. по интерактивным формам 6 4    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 7
1 Выбор основных параметров проектируемого двигателя. Расчет процесса наполнения 2
Расчет процессов сжатия, подвода тепла и расширения. 2
Определение индикаторных и эффективных показателей работы двигателя 2
Определение основных размеров двигателя, построение индикаторной диаграммы. 2
Расчет составляющих теплового баланса 2
Расчет продувки двухтактного двигателя 2
2 Расчеты по динамике двигателя. 2
Построение диаграмм крутящего момента 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 7
1 Определение коэффициента избытка воздуха при сжигании нетрадиционных видов топлива 2
Особенности расчета рабочего процесса двигателей с внешним смесеобразованием 5
Процессы впрыска и распыливания топлива в дизелях 6
Структура дизельного топливного факела 4
Организация смесеобразования в разделенных и неразделенных камерах 4
Динамика процесса сгорания в дизелях 3
2 Распределение массы по длине шатуна 3
Определение момента инерции коленчатого вала 2
Изучение конструкции демпферов крутильных колебаний 2
Изучение конструкции антивибраторов 2
Конструкция основных элементов систем двигателей 2
Системы пневмозапуска двигателей 2
Основные параметры работы двигателя, регистрируемые МСУ-ТП 2
4 Проектирование основных деталей двигателя в системе АвтоКад 9

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 5.8 лет заочное составляет 115 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Учебно-методический комплекс специализации № 1 «Локомотивы» [Электронный ресурс] : сб. учеб.-метод. материала для самостоят. работы и практ. занятий студентов по дисциплинам кафедры «Локомотивы и локомотив. хоз-во» / А. С. Шапшал, Т. З. Талахадзе, М. Н. Жулькин [и др.] ; ред. А. С. Шапшал ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 355 с. : ил., табл. - Библиогр.: 8 назв. ЭБС РГУПС
2 Учебно-методический комплекс специализации "Локомотивы" [Электронный ресурс] : сб. учеб.-метод. материала для самостоят. работы и лаб. занятий студентов по дисциплинам кафедры "Локомотивы и локомотив. хоз-во" / А. С. Шапшал, Т. З. Талахадзе, М. Н. Жулькин [и др.]. ; ред. А. С. Шапшал ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 252 с. : ил., табл. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
7
ПСК-1.2 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ПСК-1.2 7 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовой проект - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

тема 1;

тема 2;

..;

тема n.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Не предусмотрено.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 7

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Особенности применения различных тепловых двигателей в современной энергетике. Преимущества и недостатки ДВС, области их применения и перспективы развития.
2) Схема и принцип действия 2-х тактных и 4-х тактных ДВС.
3) Процесс впуска в 4-х тактных поршневых ДВС.
4) Процесс сжатия в поршневых ДВС.
5) Внешнее смесеобразование. Особенности работы двигателей с внешним смесеобразованием.
6) Структура топливного факела в дизелях.
7) Однокамерное смесеобразование в дизелях. Особенности смесеобразования в открытых камерах, достоинства и недостатки.
8) Двухкамерное смесеобразование (разделенные и полуразделенные камеры сгорания). Достоинства и недостатки.
9) Особенности реального процесса сгорания в двигателе с внешним смесеобразованием. Явление детонации и методы борьбы с ним.
10) Особенности реального процесса сгорания в дизелях.
11) Процесс расширения в поршневых ДВС.
12) Особенности процесса выпуска в 4-х тактных ДВС.
13) Физический смысл и геометрическая интерпретация среднего индикаторного давления цикла.
14) Особенности определения расчетных индикаторных показателей 2-х тактных ДВС.
15) Механические потери и механический КПД ДВС.
16) Виды продувок 2-х тактных ДВС, их преимущества и недостатки.
17) Основные этапы (фазы) процесса продувки двухтактных ДВС.
18) Обоснование эффективности наддува как средства форсирования ДВС. Виды наддува.
19) Газотурбинный наддув ДВС. Виды газотурбинного наддува, сравнение их эффективности. Расчет мощности турбины и компрессора.
20) Сравнение эффективности газотурбинного и механического наддува.
21) Скоростные характеристики ДВС и потребителей энергии. Особенности применения ДВС в качестве силовых установок наземных транспортных средств.
22) Нагрузочные и универсальные характеристики ДВС, оценка эксплуатационной экономичности транспортного двигателя по этим характеристикам.
23) Рабочий процесс топливной аппаратуры дизелей.
24) Конструкция и работа дизельных форсунок.
25) Конструкция и работа топливных насосов дизелей.
26) Конструкция механизма газораспределения 4-х тактных ДВС. Фазовая диаграмма газораспределения.
27) Особенности конструкции корпусных элементов (остова) поршневых ДВС.
28) Конструкция цилиндровых втулок тепловозных дизелей.
29) Конструкция шатунов рядных и V-образных тепловозных дизелей.
30) Особенности конструкции поршней четырехтактных тепловозных дизелей.
31) Особенности конструкции поршней двухтактных тепловозных дизелей.
32) Конструкция вкладышей коренных и шатунных подшипников тепловозных дизелей. Применяемые антифрикционные материалы.
33) Особенности конструкции коленчатых валов тепловозных дизелей.
34) Принцип действия и особенности конструкции агрегатов наддува тепловозных дизелей.
35) Работа регулятора частоты вращения при снижении нагрузки дизеля.
36) Основные узлы регулятора как составляющие системы автоматического регулирования. Принципы управления дизель-генератором с помощью регулятора частоты вращения и объединенного регулятора.
37) Работа регулятора частоты вращения при увеличении нагрузки дизеля.
38) Влияние изменения атмосферных условий на работу ДВС.
39) Особенности пуска ДВС. Системы пуска.
40) Основные направления и перспективы развития ДВС.
41) Силы, действующие в механизме поршневого ДВС и моменты от этих сил.
42) Причины, вызывающие неуравновешенность поршневых ДВС.
43) Уравновешивание одноцилиндрового двигателя. Кинематические схемы и расчет механизмов для уравновешивания сил инерции вращающихся и поступательно движущихся масс.
44) Оптимальная с точки зрения уравновешенности конфигурация коленчатого вала 4-х цилиндрового 4-х тактного двигателя. Анализ уравновешенности такого двигателя.
45) Оптимальная с точки зрения уравновешенности конфигурация коленчатого вала 6-ти цилиндрового 4-х тактного двигателя. Анализ уравновешенности такого двигателя.
46) Представление кинематичских характеристик кривошипно-шатунного механизма в виде суммы членов бесконечного гармонического ряда.
47) Основные виды испытаний двигателей.
48) Основные регулировки двигателя, выполняемые в процессе реостатных испытаний.
49) Основные параметры работы двигателя, регистрируемые МСУ-ТП.
50) Основные проблемы проектирования двигателей.
51) Основные модели процесса сгорания.
52) Основные модели теплообмена в двигателях.
53) Перспективные системы газотурбинного наддува.
54) Адиабатные двигатели.
55) Турбокомпаундные двигатели.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Определять теоретически необходимое количество воздуха для сжигания 1кг топлива.
2) Определять количество продуктов сгорания топлива в ДВС. Коэффициент молекулярного изменения.
3) Рассчитывать параметры конца сгорания (подвода тепла) в теоретическом цикле ДВС.
4) Выводить уравнения сгорания и определение температуры конца сгорания.
5) Рассчитывать среднее индикаторное давления в цилиндре ДВС.
6) Рассчитывать мощность, КПД и удельный расход топлива ДВС.
7) Определять путь, скорость и ускорение поршня.
8) Рассчитывать мощность турбины и компрессора ГТУ.

9) Строить внешнюю и частичные скоростные характеристики поршневого ДВС.
10) Определять индикаторную работу и среднее индикаторное давление по диаграмме рабочего процесса поршневого двигателя.
11) Строить диаграмму продувки двухтактного двигателя (для различных систем продувки).
12) Определять теоретически необходимое количество воздуха для сжигания 1кг топлива. Коэффициент избытка воздуха.
13) Определите количество продуктов сгорания топлива в ДВС. Коэффициент молекулярного изменения.
14) Рассчитайте параметры конца сгорания (подвода тепла) в теоретическом цикле ДВС.
15) Выводите уравнения сгорания и определите температуру конца сгорания.
16) Рассчитайте среднее индикаторное давления в цилиндре ДВС.
17) Рассчитайте мощность, КПД и удельный расход топлива ДВС.
18) Рассчитайте мощность турбины и компрессора ГТУ.
19) Определите путь, скорость и ускорение поршня.
20) Рассчитывать мощность турбины и компрессора ГТУ.
21) Определять составляющие теплового баланса двигателя.
22) Рассчитывать массу противовесов для уравновешивания двигателей
23) Выполнять приведение параметров работы двигателей к нормальным атмосферным условиям.
24) Проектировать основные сборочные единицы двигателей.
25) Осуществлять обоснованный выбор исходных параметров при проектировании двигателей.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Построения расчетной индикаторной диаграммы.

2) Построения диаграммы время-сечения для прямоточно-щелевой продувки.

3) Построения зависимости пути поршня от угла поворота кривошипа с использованием современных программных продуктов.

4) Формирования систем уравнений для оценки уравновешенности ДВС.

5) Построения диаграмм суммарных сил, действующих на поршень двигателя.

6) Анализа уравновешенности двигателя с произвольным числом цилиндров.

7) Выбора конфигурации коленчатого вала двигателя, обеспечивающую минимальную неуравновешенность при заданном числе цилиндров, компоновке и тактности.

8) Определения составляющих теплового баланса двигателя.

9) Выбора схемы уравновешивающего механизма для различных компоновок двигателей.

10) Анализа влияния угла опережения подачи топлива на основные показатели рабочего процесса поршневого двигателя.

11) Построения диаграммы время-сечения для прямоточно-щелевой продувки.

12) Построения диаграмм суммарных сил, действующих на поршень двигателя.

13) Оценки необходимости применения антивибраторов и демпферов крутильных колебаний.

14) Анализа работы систем двигателя в эксплуатации.

15) Приведения показателей работы двигателя к нормальным условиям.

16) Выбора аппаратуры и приборов для реостатных испытаний дизелей.

17) Чтения чертежей двигателей и их основных узлов и агрегатов.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ПСК-1.2 7 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Балльная оценка за курсовой проект - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Защита курсового проекта.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Учебно-методический комплекс специализации "Локомотивы" [Текст] : учеб. пособие : в 3 ч. Ч. 2 / А. Е. Богославский, А. В. Донченко, А. А. Зарифьян [и др.] ; ред. А. С. Шапшал ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 159 с. : ил. - Библиогр.: 32 назв. ЭБС РГУПС

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Научно-периодическое издание “Локомотив” (ежемесячно) ЭБ public.ru
2 Научно-периодическое издание “Железнодорожный транспорт” (ежемесячно) ЭБ public.ru
3 Научно-периодическое издание “Железные дороги мира” (ежемесячно) ЭБ public.ru
4 Учебно-методический комплекс специализации "Локомотивы" [Текст, Электронный ресурс] : учеб. пособие : в 3 ч. Ч. I / А. С. Шапшал [и др.] ; ред. А. С. Шапшал ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2015. - 117 с. : ил., табл. - Библиогр. ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Богославский А.Е. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Двигатели внутреннего сгорания локомотивов". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Учебно-методический комплекс специализации "Локомотивы" [Электронный ресурс] : сб. учеб.-метод. материала для самостоят. работы и лаб. занятий студентов по дисциплинам кафедры "Локомотивы и локомотив. хоз-во" / А. С. Шапшал, Т. З. Талахадзе, М. Н. Жулькин [и др.]. ; ред. А. С. Шапшал ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 252 с. : ил., табл. ЭБС РГУПС
3 Учебно-методический комплекс специализации № 1 «Локомотивы» [Электронный ресурс] : сб. учеб.-метод. материала для самостоят. работы и практ. занятий студентов по дисциплинам кафедры «Локомотивы и локомотив. хоз-во» / А. С. Шапшал, Т. З. Талахадзе, М. Н. Жулькин [и др.] ; ред. А. С. Шапшал ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 355 с. : ил., табл. - Библиогр.: 8 назв. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И
2 Пакет программ Autocad И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Технологическое оборудование;

Образец техники.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 42239.