РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Теория государства и права"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.Б "История государства и права зарубежных стран"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

40.03.01 Юриспруденция

Профиль

Гражданское и международное транспортное право

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Авторы-составители Милявская Юлия Викторовна, д.cоц.н., проф. Смоленский Михаил Борисович предлагают настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.Б "История государства и права зарубежных стран" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Теория государства и права".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

к.ю.н. Баринов Эмиль Эдуардович, зав. каф. "Конституционное и муниципальное право", ФГБОУ ВО РГЭУ (РИНХ).





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1ББ_История г и п з с_Б_40.03.01_во_12_ТГП_п40169_42209.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "История государства и права зарубежных стран".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 18.04.2018 № 9.

Целью дисциплины "История государства и права зарубежных стран" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общекультурных, общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Международное право", "Международное частное право", "Уголовное право";

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: основные научные методы и принципы самообразования и самоорганизации; процесс получения информации, необходимой для повышения самообразования

Умеет: осуществлять самоконтроль в ходе повышения своего интеллектуального уровня; дополнять стандартные методы и средства познания инновационными подходами

Имеет навыки: повышения интеллектуального, общекультурного и профессионального развития, самоорганизации и самообразования

ОК-7 - способностью к самоорганизации и самообразованию

Знает: общие тенденции и закономерности в развитии правовых систем зарубежных стран; особенности государственного устройства и правового развития отдельных стран; особенности и этапы становления и развития государства и права зарубежных стран

Умеет: производить сравнительно-правовой анализ правовых норм и институтов зарубежных стран; анализировать и систематизировать фактический материал, содержащийся в документальных источниках

Имеет навыки: повышать уровень своей профессиональной компетенции

ОПК-6 - способностью повышать уровень своей профессиональной компетентности

Место дисциплины 1Б.Б "История государства и права зарубежных стран" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Теория государства и права".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет очно-заоч. бакалавриат.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: .

Дисциплина реализуется в 1, 2 семестрах.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 6 зачетных единиц (216 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 100 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
1 2
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 96 96 48 48
Лекции (Лек) 32 32 16 16
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 64 64 32 32
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
4 4 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 71   49 22
Контрольная работа (К)        
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 71   49 22
Контроль, всего и в т.ч. 45   9 36
Экзамен (Экз) 36     36
Зачет (За) 9   9  
Общая трудоемкость, часы 216 100 108 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 6   3 3

Вид обучения: 4.8 лет очно-заоч. бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 6 зачетных единиц (216 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 26 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
1 2
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 24 24 12 12
Лекции (Лек) 8 8 4 4
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 16 16 8 8
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 1 1
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 145   86 59
Контрольная работа (К)        
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 145   86 59
Контроль, всего и в т.ч. 45   9 36
Экзамен (Экз) 36     36
Зачет (За) 9   9  
Общая трудоемкость, часы 216 26 108 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 6   3 3

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 1

1. Государство и право в странах Древнего Востока: Египет, Вавилон, Индия, Китай/. (Компетенция/и ОК-7, ОПК-6)

1.1. Введение в курс «История государства и права зарубежных стран»: 1)Объект, предмет и задачи курса. Место в системе гуманитарных наук и юридических дисциплин. 2)Методология Истории государства и права зарубежных стран, система методов познания (междисциплинарные и специальные). 3)Периодизация. Типология государства и права. 4)Формационный и цивилизационный подходы. Историография науки.

1.2. История государства и права Древнего Востока: 1)Возникновение древневосточных государств. Особенности социально-экономического и политического развития государств на Древнем Востоке. 2)Древневосточная деспотия. Основные типы и этапы развития древневосточных обществ и государств: общее и особенное в характеристиках государственности Древнего Египта, Древнего Вавилона, Древней Индии и Древнего Китая.

1.3. История государства и права Древнего Востока (ч. 2): 1)Правовые системы государств Древнего Востока, их особенности. 2)Первые писанные памятники права (Законы Хаммурапи, Законы Ману). 3)Основные институты права.

2. Античная цивилизация и античные государства: Древняя Греция и Древний Рим; история римского права. (Компетенция/и ОК-7, ОПК-6)

2.1. Древняя Греция: 1)Древнегреческий полис как основа древнегреческой государственности. Общественный строй и организация власти. Афинская рабовладельческая демократия. 2)Реформы Солона, Клисфена и Перикла. Аристократическая рабовладельческая республика в Спарте. Реформы Ликурга. 3)Основные черты афинского права. Законы Драконта. Основные институты права.

2.2. Древний Рим: 1)Периодизация древнеримской государственности. Рим в «царский» период. Реформы Сервия Туллия. 2)Аристократическая рабовладельческая республика в Риме: социальная структура, государственный строй, кризис республики. Военные диктатуры и переход к империи. 3)Принципат и доминат. Кризис и падение Римской империи.Основные этапы развития римского права, источники права. 4)Законы ХII таблиц – памятник древнейшего периода. Римское право классического и постклассического периодов.

3. Два пути развития средневековых цивилизаций Запада и Востока; феодальное государство и право в странах Европы (Англия, Франция, Германия и др.). (Компетенция/и ОК-7, ОПК-6)

3.1. Особенности средневекового государства и права в Западной Европе: 1)Падение Западной Римской империи. Возникновение раннефеодальных варварских государств. 2)Характерные черты и особенности государств Европы и Востока. Сословность. Сеньориально-вассальная система. 3)Формы феодальной собственности на землю: аллод, бенефиций, феод. 4)Сохранение государственной и общинной форм землевладения на Востоке. 5)Эволюция Западноевропейских и традиционность восточных государственности. 6)Место религии в развитии государства и права Запада и Востока.Эволюция средневекового права. Рецепция римского права.

3.2. Государство и право франков: 1)Особенности становления и этапы развития раннефеодального государства у франков. 2)Государство Меровингов, реформы Карла Мартелла. Создание Франкской империи Каролингов.Источники и институты права. 3)Салическая правда. Развитие института частной собственности на землю.

3.3. Раннефеодальная государственность в Британии и Германии. Образование варварских государств: 1)Основные этапы развития средневекового английского государства. 2)Особенности раннефеодальных англосаксонских государств. Влияние норманнского завоевания на общество и государство Британии. 3)Укрепление королевской власти. 4)Ленная монархия.Эволюция германской государственности. Раннефеодальная монархия. 5)«Священная Римская империя германской нации». Сеньориальная (ленная) монархия. 6)Распад Германии на отдельные княжества.

3.4. Средневековое государство Византии: 1)Становление и развитие государственности Византии. Общественный строй, государственная власть. 2)Особенности византийской императорской власти. Местное управление. 3)Православная (греческая) церковь: её место и роль в истории Византии.Источники византийского права. 4)Кодекс Феодосия. Свод Юстиниана. Эклога. Прохирон. Эпанагога. Василики. Номоканоны.

3.5. Особенности развития права в странах средневековой Западной Европы: 1)Право средневековой Франции. Источники права (кутюмы, ордонансы). Кутюмы Бовези. 2)Ордонансы Людовика ХII и Франциска I. Рецепированное римское право. 3)Городское и каноническое право. Судебная практика. Право феодальной собственности на землю. Брачно-семейное и уголовное право. 4)Право средневековой Германии. Источники, особенности. Общеимперское право. Саксонское зерцало 1230г., «Каролина» 1532г.: источники, структура. Земское право. Ленное право. Городское право. 5)Право средневековой Англии. Особенности источников. «Общее право», его источники. Юрисдикция короля. 6)Судебный прецедент. Суды «справедливости» и «право справедливости». 7) Статутное право. Регулирование права собственности. Обязательственное право. 8)Уголовное и брачно-семейное право. Судебный процесс.

3.6. Сословно-представительная монархия в станах Западной Европы: 1)Сословно-представительная монархия во Франции (XIV-XVIвв.). социальная структура общества. 2)Укрепление королевской власти. Генеральные штаты (1302г.). «Авиньонское пленение пап». Правовая и судебная система. 3)Княжеский характер сословно-представительной монархии в Германии. Коллегия курфюрстов. Ограничение полномочий императора. Золотая Булла 1356г.: закрепление феодальной раздробленности. 4)Власть князей и управление в городах. Органы сословного представительства (рейхстаг и ландтаги).

3.7. Сословно-представительная монархия в станах Западной Европы (ч. 2): 1)Сословно-представительная монархия в Англии. Антикоролевская коалиция. Великая Хартия вольностей 1215г. возникновение и развитие парламента: его состав, структура, компетенция, полномочия. 2)Местное самоуправление. Эволюция судебной системы. Суд присяжных. Суд «справедливости».

4. Религия в период Средневековья. Роль христианства и католической церкви;Средневековые государства Востока: Исламский мир и Арабский халифат, Индия, Япония, Китай; мусульманское право. (Компетенция/и ОК-7, ОПК-6)

4.1. Роль христианской и католической церкви: 1)Значение и роль церкви в истории средневекового общества. Церковь как социально-политическая организация, её иерархия, юрисдикция. 2)Превращение церкви в автономную централизованную политическую и духовную организацию.Упадок церкви (Х-ХI вв.). раскол на Западную и Восточную. Римско-католическая церковь в эпоху расцвета (XI-XVвв.). 3)Папская революция. Папа Римский. Соборы. Церковь и светская власть. 4)Создание специальных церковных трибуналов – инквизиция. Борьба с еретиками. 5)Каноническое право: брачно-семейное право, наследование, гражданско-правовые отношения.

4.2. Средневековые государства Востока: 1)Общая характеристика периода средневековья в государствах Востока. 2)Общие черты и особенности права средневековых восточных государств. Переплетение норм права и морали, их связь с религией. Арабский Халифат – особенности возникновения государственности. Режим теократии, система государственного управления, местное управление. 3)Особенности мусульманского права, его источники: Коран, Сунна. Шариат. 4)Право собственности, обязательственное, семейное право. 5)Преступления и наказания. Правосудие. 6)Этапы развития государства в Китае. Государственный и общественный строй. Император, администрация. Социальная структура. Источники права, кодификация. 7)Право собственности, обязательственное, семейное право. Преступления и наказания. Правосудие. 8)Периодизация феодального государства в Индии. Государственный и общественный строй. Территориальная раздробленность. 9)Особенности сословно-классового деления. Централизация государства. 10)Источники индийского права. Мусульманское право и правовая система Индии. Индусское право. 11)Этапы развития японского феодального государства. Общественный строй: сословная и государственная структура. Первый Сёгунат (XII-XIVвв), второй Сёгунат (XIV-XVIвв). Роль буддийской церкви. Военная организация. 12)Источники японского права: обычаи, императорские указы. Основные правовые институты. Влияние китайского права на право Японии.

Семестр № 2

5. Возникновение и развитие буржуазного государства и права (Англия, США, Франция, Германия и др.).Восток в новое время. (Компетенция/и ОК-7, ОПК-6)

5.1. Абсолютная монархия в государствах Западной Европы: 1)Абсолютизм во Франции (XVI-XVIIIвв.). Предпосылки и причины формирования абсолютной монархии. 2)Классический абсолютизм Франции. Политическое объединение страны. Эдикт 1641г. об ограничении полномочий парламента. Реформы Ришелье. 3)Система личного правление Людовика XIV. 4)Кризис французского абсолютизма во второй половине XVIII века.

5.2. Абсолютная монархия в государствах Западной Европы (ч.2): 1)Особенности абсолютной монархии в Германии. «Княжеский абсолютизм». 2)Реформация, Крестьянская война 1525г., Тридцатилетняя война и их влияние на германскую государственность. Ослабление императорской власти. 3)Полицейское государство Пруссии. «Просвещенный абсолютизм» в Австрии. 4)Незавершенность абсолютизма в Англии: причины, система власти и управления в период абсолютной монархии. 5)Тайный совет. Местное самоуправление. Судебная система.

5.3. Конституционная монархия Англии: 1)Кризис абсолютизма. Предпосылки, особенности, основные этапы и историческое значение английской буржуазной революции. «Долгий» парламент, политические течения. Великая ремонстрация 1641г. 2) Объявление Англии республикой. Изменения в системе государственных органов. Протекторат Кромвеля. Конституционные акты английской революции и периода протектората. Реставрация Стюартов. «Славная революция» 1688г. билль о правах 1689г. 3)Правовое оформление дуалистической монархии. Судебная система и формирование англосаксонской правовой системы. 4)Перерастание дуалистической монархии в парламентарную. 5)Двухпартийная система. Избирательные реформы XIXв. Политическая система и парламентаризм. Особенности управления колониями. Акт о британской Северной Америке 1867г. 6)Особенности системы и источников английского права. 7)Приоритет процессуальных норм. Эволюция прецедентного права. 8)Развитие гражданского права. Реформа уголовного права. Законодательство о труде и профсоюзах.

5.4. Великая французская революция и формирование буржуазного государства во Франции: 1)Великая французская буржуазная революция 1789-99гг.: её предпосылки, особенности и основные этапы. 2)Учредительное собрание. Декларация прав человека и гражданина 1789г., Конституция 1791г. национальное собрание и его компетенция. Судебная власть. 3)Парижские клубы, основные сословные группы. Жирондистский Конвент. 4)Провозглашение республики. Якобинская диктатура. Конституционные акты якобинцев 1793-94гг. 5)Термидорианский переворот. Конституция 1795г. Директория. Государственный переворот 1799г. 6)Наполеона Бонапарта. Конституция 1799г. Правление консулов. Провозглашение империи. Гражданские кодекс Наполеона 1804г. Торговый кодекс 1807г. 7)Уголовно-процессуальный кодекс 1810г. Внешняя политика Первой империи.

5.5. Великая французская революция и формирование буржуазного государства во Франции (ч. 2): 1)Реставрация Бурбонов. Легитимная монархия. Хартия 1814г. Июльская монархия. Хартия 1830г. 2)Расширение роли парламента.Революция 1848г. и провозглашение Второй республики. 3)Конституция 1848г.Вторая империя: государственный переворот Луи Бонапарта 1851г. военная диктатура. 4)Конституция 1852г. Бонапартизм. Государственный строй и право Парижской Коммуны 1871г. 5)Третья республика и её конституционные законы 1875г. 6)Многопартийность, специфика разделения властей. 7)Французская колониальная система. Особенности буржуазной правовой системы во Франции. Оформление трудового и социального законодательства во Франции в конце XIX- начале ХХ вв.

5.6. Государство и право Германии в Новое время: 1)Падение Священной Римской империи германской нации. Германский союз 1815г. Таможенный союз. Революция 1848г. и её влияние на развитие германских государств. Франкфуртская Конституция 1849г. Особенности Прусской монархии. 2)Конституция Пруссии 1850г. Ландтаг – представительный орган: структура, полномочия. Австро-прусская борьба за гегемонию в Германии. северогерманский союз 1866г. и его 3)Конституция 1867г. Канцлер. Парламент.Образование Второй германской империи. Конституция 1871г. Политический, государственный и общественный строй. Управление колониями.Унификация гражданского права Германии. 4)Торгово-промышленное законодательство. Вексельный устав 1847г. Гражданское уложение 1896г. (1900г.). Торговый кодекс 1897г. Уголовное уложение 1871г. УПК 1877г. 5)Торговое и социальное законодательство XIX- начале ХХ вв. Борьба за колониальный передел мира. Четверной союз и подготовка к мировой войне в начале ХХ в.

5.7. Государство и право США: 1)Особенности становления государственности в североамериканских колониях. Война за независимость. Континентальный Конгресс. Декларация независимости 1776г. 2)Юридическое оформление государственности США. Конфедерация. «Статьи Конфедерации» 1781г. Переход к федерации. Конституция 1787г. 3)Система сдержек и противовесов. Билль о правах 1791г. (первые 10 поправок к Конституции). 4)Гражданские и политические права и свободы. Судебная система. Увеличение числа штатов. Создание политических партий. 5)Гражданская война Севера и Юга 1861-64гг. Ликвидация рабства.

5.8. Государство и право США (ч.2): 1)Конституционное развитие США после гражданской войны. 2)Президентская и парламентская реконструкции. Эволюция государственного строя США во второй половине ХIХв. 3)Особенности правовой системы США: источники, влияние англосаксонской системы. Статутное право. 4)Уголовная кодификация. Законодательство о труде. Политика «невмешательства» государства в социальные отношения.

5.9. Государство и право в странах Азии в Новое время.Государство и право в странах Центральной и Юго-Восточной Европы, Южной Америки. Государства и право в странах Азии в ХIХ-ХХвв: 1. "Реставрация Мейдзи"в Японии. Буржуазные реформы 1870-80-х гг. Конституция 1889г. Изменения в государственном строе и политическом режиме Японии между двумя мировыми войнами. 2. Конституция 1946г. Послевоенная политическая система Японии и ее эволюция. 3. Крестьянская война в Китае в середине ХIХв. Революция 1911г. Военная диктатура Юань Шикая. Основные этапы и особенности национально-освободительной борьбы в Китае. 4. Образование КНР и конституционные законы 1978 и 1982 гг.экономические и политические реформы 1980-90-х гг. 5. Колониальные конституционные раформы 1919 и 1935гг. в Индии. Провозглашение независимости. Конституция 1950г. и современное развитие Индии.

6. Образование англосаксонской и континентальной системы права. (Компетенция/и ОК-7, ОПК-6)

6.1. Образование англосаксонской и континентальной систем права: 1)Историко-культурные корни правовых систем. Влияние буржуазных революций на формирование права. 2)Национальные правовые системы, их особенности и содержание. Англосаксонская и континентальная (романо-германская) мировые системы права как самые влиятельные в мире. 3)Колониальный фактор в распространении правовых систем. Источники современного права.

7. Государство и право Новейшего времени (США, Великобритания, Франция, Германия и др.). (Компетенция/и ОК-7, ОПК-6)

7.1. Первая мировая война и её последствия: 1)Политические причины Первой моровой войны. Расстановка сил. Государственно-правовые последствия. Версальская политическая система и её противоречия. Лига Наций. 2)Ноябрьская революция 1918г. в Германии. Веймарская республика и её политический строй. Конституция 1919г. 3)Социалистическая революция в Венгрии в 1919г. Распад Австро-Венгрии. Образование независимых государств в Европе.

7.2. Развитие государства и права зарубежных стран между мировыми войнами: 1)Буржуазные демократии в период между двумя мировыми войнами. Развитие парламентаризма и политического плюрализма. 2)Мировой экономический кризис конца 20-х-начала 30-х годов ХХ века и его политико-правовые последствия.США: «Новый курс» Ф. Рузвельта. 3)Государственное регулирование экономики. Централизация государственной власти. Кодификация права. Конституционные поправки. 4)Великобритания: изменения в политической систем. Демократизация парламента. Развитие партийной системы. 5)Избирательные реформы 1918г и 1928г. Усиление исполнительной власти. Кодификация права. Антиколониальные движения. 6)Франция: изменения в государственном строе и политическом режиме после Первой мировой войны. Народный фронт. Изменения в правовой системе страны.

7.3. Фашистские государства Европы и мира в ХХ веке: 1)Италия: возникновение фашистского движения и приход фашистов к власти. 2)Механизм фашистской диктатуры и его законодательное оформление. 3)Корпоративное государство. 4)Система фашистского государства: вождь, полиция, роспуск политических партий. 5)Падение фашистского режима.

7.4. Фашистские государства Европы и мира в ХХ веке (ч.2): 1)Германия: версальская система, её роль в формировании нацизма. Социально-политическая борьба в 20-30-х годах. Кризис Веймарской республики. 2)Установление и политический механизм нацистской диктатуры. Тоталитаризм. Законодательство фашизма, карательные органы. Экспансия. 3)Вторая мировая война. Испания: свержение монархии. Конституция 1931г. Военно-фашистский мятеж. Гражданская война. Диктатура Франко.Профашистские режимы Болгарии, Польши, Румынии, Венгрии.

7.5. Вторая мировая война: 1)Вторая мировая война: предпосылки, расстановка военно-политических сил в мире. 2)Создание фашистского блока. Антигитлеровская коалиция. Этапы Второй мировой войны. 3)Открытие Второго фронта в Европе. Война с Японией. Атлантическая хартия 1944г. Тегеранская конференция 1943г. 4)Организация ООН в 1945г. Ялтинские и Потсдамские соглашения 1945г. раздел Германии и Европы после Второй мировой войны.

8. Основные тенденции развития государства и права зарубежных стран в XX веке. (Компетенция/и ОК-7, ОПК-6)

8.1. Распад колониальных империй и образование независимых национальных государств: 1)Кризис Британской колониальной империи. Подъем национально-освободительного движения после Второй мировой войны. 2) Раскол мира на три лагеря: капиталистический социалистический и «третий мир». 3)Освобождение колоний от влияния метрополий в Африке, Азии, Ближнем и Среднем Востоке.

8.2. Государство и право зарубежных стран во второй половине ХХ века: 1)США: усиление президентской власти. «Новый федерализм» Р.Рейгана. 2)Великобритания: усиление исполнительной власти и премьер-министра. «Консервативный либерализм» М. Тэтчер. 3)Франция: Конституция 1958г. Правление Ш. де Голля и Франсуа Миттерана. 4)Германия: раздел, образование ФРГ и ГДР. Объединение в 1990г. 5)Италия: установление республики. Правительственные кризисы.

8.3. Основные тенденции развития государства и права в современном мире: 1)Сближение англосаксонской и континентальной систем права. Изменения в источниках. 2)Новые комплексные отрасли права. Изменения в гражданском, торговом, семейном праве. 3)Развитие трудового и социального законодательства. Гуманизация уголовного права и процесса. 4)Реформирование судебной системы. Становление международного права. ООН. 5)Перспективы развития государства и права в мире.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 8   14
2 4 8   14
3 4 8   12
4 4 8   9
5 4 8   5
6 4 8   5
7 4 8   6
8 4 8   6
Итого 32 64   71
В т.ч. по интерактивным формам   2    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Семинар 1-2. Происхождение государства и права.1. Родоплеменной строй. Эволюция общины от родовой к соседской.2. Организация публичной власти в догосударственном обществе.3. «Военная демократия». Признаки ранней государственности.4. Правовые обычаи. Теории происхождения права.Переход к государству. Основные теории происхождения государства. 2
Семинар 3. Судебник царя Хаммурапи.1. Общественный и государственный строй Древнего Вавилона. Реформаторская деятельность царя Хаммурапи.2. Общая характеристика «Судебника Хаммурапи». Основные институты права.3. Правовое положение населения по «Судебнику Хаммурапи».4. Брачно-семейные отношения по «Судебнику Хаммурапи».5. Преступления и наказания по «Судебнику Хаммурапи». 4
Семинар 4. Законы Ману в Древней Индии.1. Возникновение государственности и общественный строй Древней Индии.2. Источники древнеиндийского права. Законы Ману. Основные институты права.3. Правовое положение населения по законам Ману. 4. Брачно-семейные отношения по законам Ману.5. Преступления и наказания по законам Ману. 2
2 Семинар 5. Государственный строй Древней Греции.1. Родоплеменная организация и основные этапы развития республики в Древних Афинах. 2. Афинский полис. Экономические и политические реформы Солона и Клисфена. Реформы Перикла.3. Судебное устройство и судопроизводство в Древних Афинах. Законы Драконта. Судебный процесс над Сократом.4. Общественный строй и особенности государства в Спарте. Реформа Ликурга.5. Пелопоннесская война. Македонское завоевание Древней Греции и эллинистические государства. 2
Семинар 6. Реформы Сервия Туллия. Законы ХII таблиц.1. Возникновение и основные этапы развития Древнеримского государства. 2. Социальное положение населения Древнего Рима.3. Реформы Сервия Туллия.4. Правовой статус рабов по «Законам ХII таблиц».5. Вещное и обязательственное право по «Законам ХII таблиц».6. Брачно-семейные отношения по «Законам ХII таблиц».7. Преступление и наказание по «Законам ХII таблиц». 2
Семинар 7. Римское классическое право.1. Основные этапы развития и источники римского права.2. Публичное и частное (цивильное) право. Квиритское, преторское право и «право народов».3. Правовое положение физических лиц по римскому праву (статус свободы, гражданства, семьи).4. Эволюция гражданского процесса в римском праве: от легисакционного к формулярному и экстроординарному.5. Кодификация римского классического права. Институции Гая. Дигесты. Свод законов Юстиниана. 4
3 Семинар 8. Обычное право раннефеодальных монархий.1. Общая характеристика варварских германских народов. 2. «Салическая правда» как памятник франкского права.3. Преступление и наказание по «Салической правде».4. Судебный процесс по «Салической правде».5. Имущественное и обязательное право по «Салической правде». 1
Семинар 9. Средневековое государство континентальной Европы1. Становление феодального общества и характерные черты средневекового государства.2. Образование, основные этапы развития и политическая децентрализация Франкской империи периода Каролингов.3. Сеньориальная монархия во Франции.4. Становление и политическое развитие Священной Римской империи германского народа.5. Германия в период территориальной раздробленности. «Золотая булла» 1356г. 1
Семинар 10. Особенности средневекового государства в Англии.1. Возникновение и развитие англо-саксонского королевства до середины XI века.2. Особенности государственного развития Англии после норманского завоевания 1066г.3. Принятие и содержание Великой хартии вольностей 1215г.4. Правовое положение населения Англии по Великой хартии вольностей:· Права и привилегии великих баронов· Отражение интересов рыцарей и горожан.5. Значение Великой хартии вольностей в истории государства и права. 2
Семинар 11. Право средневековой Европы.1. Основные системы феодального права Западной Европы. Сеньориальное право. Каноническое право, городское право. 2. Рецепция римского права и начало формирования национальных правовых систем.3. Источники и институты права средневековой Франции.4. Особенности правовой системы средневековой Англии. Семинар 12. Памятники средневекового права Германии1. Памятники средневекового права Германии:А) Саксонское зерцалоБ) Каролина· Общая характеристика документа· Преступление и наказание по «Каролине»· Суд и процесс по «каролине»В) Прусское земское уложение 2
Семинар 13. Государство и право Византийской империи.1. Возникновение и основные этапы развития Византийского государства. 2. Общественный строй Византии.3. Государственное устройство Византийской империи.4. Свод законов Юстиниана как основа византийского права.А) Дигесты или ПандектыБ) ИнституцииВ) Кодекс ЮстинианаГ) Новеллы5. Эволюция византийского права: «Эклога», «Прохирон», «Эпанагога», «Базилики». 1
Семинар 14. Феодальное государство и право южных славян1. общественный строй и формирование государственности южных и западных славян.2. Государство и право Болгарии.3. Государство и право югославских народов (сербов, словенцев, хорватов, черногорцев).4. Государство и право Польши5. Государство и право Чехии. Семинар 1
4 Семинар 15. 1)Создание специальных церковных трибуналов – инквизиция. Борьба с еретиками. 2)Каноническое право: брачно-семейное право, наследование, гражданско-правовые отношения. 4
Семинар 16. 1)Общая характеристика периода средневековья в государствах Востока. 2)Общие черты и особенности права средневековых восточных государств. Переплетение норм права и морали, их связь с религией. Арабский Халифат – особенности возникновения государственности. Режим теократии, система государственного управления, местное управление. 3)Особенности мусульманского права, его источники: Коран, Сунна. Шариат. 4)Право собственности, обязательственное, семейное право. 5)Преступления и наказания. Правосудие. 6)Этапы развития государства в Китае. Государственный и общественный строй. Император, администрация. Социальная структура. Источники права, кодификация. 7)Право собственности, обязательственное, семейное право. Преступления и наказания. Правосудие. 8)Периодизация феодального государства в Индии. Государственный и общественный строй. Территориальная раздробленность. 9)Особенности сословно-классового деления. Централизация государства. 10)Источники индийского права. Мусульманское право и правовая система Индии. Индусское право. 11)Этапы развития японского феодального государства. Общественный строй: сословная и государственная структура. Первый Сёгунат (XII-XIVвв), второй Сёгунат (XIV-XVIвв). Роль буддийской церкви. Военная организация. 12)Источники японского права: обычаи, императорские указы. Основные правовые институты. Влияние китайского права на право Японии. 4
Семестр № 2
5 Семинар 1. Абсолютные монархии в странах Западной Европы. 1.Предпосылки, характерные черты и типы абсолютной монархии в Европе. 2.Классический абсолютизм во Франции и политическое объединение страны. 3.Английский незавершенный абсолютизм и его особенности. Семинар 2. Конституционное законодательство Англии XVII-XVIIIвв. 1.Конституционные акты английской буржуазной революции. 2.Законодательство периода протектората. 3.Акты времен реставрации Стюартов. 4.Формирование конституционной монархии в Англии в к. XVII-XVIIIвв. 5.Конституционное закрепление прав человека: Билль о правах. 4.Княжеский (областной) абсолютизм в Германии. 5.Политика «просвещенного абсолютизма» в Австрии и Пруссии. 2
Семинар 3. Реформирование избирательной системы Великобритании. 1.Избирательное право в бургах и графствах после «Славной революции» (1688-1832гг.) 2.Парламентская реформа 1832г. роль реформы в процессе перерастания дуалистической монархии в парламентарную. 3.Избирательные цензы по «Акту о народном представительстве» 1832г. 4.Избирательные реформы 1867г., 1884-1885гг. «Золотой век»и кризис парламентаризма в Великобритании. 5.«Акт о парламенте» 1911г. и усиление влияния правительства в политической системе. 2
Семинар 4-5. Законодательство Великой французской революции. 1.Законодательные акты Учредительного собрания. «Декларация прав человека и гражданина» 1789г. как основа конституционных принципов и правового статуса человека. 2.Конституция Франции 1791г. - юридическое закрепление первого этапа революции. Государственный строй Франции по Конституции 1791г. (конституционный статус главы государства, Законодательного собрания и судебной власти). 3.Законодательство жирондистов 1792 - 1793 гг. 4.Конституционные акты якобинцев 1793 - 1794 гг. 5.Формирование правовой системы Франции в период Консульства и Первой империи. 2
Семинар 6. Конституция США 1787г. и её развитие. 1.Структура и основные принципы Конституции США 1787г. Билль о правах. Конституционные поправки. 2.Основы государственного строя США. Система разделения властей. 3.Конституционный статус Президента США. 4.Конституционный статус Конгресса США: А).Сенат;Б).Палата представителей. 5.Конституционный статус Верховного Суда США. 2
6 Семинар 7. Возникновение новых национальных государств в Европе. 1.Объединение Италии. Пьемонтский статут 1848г. и изменения политической системы Италии. 2.Русско-турецкая война 1877-1878гг. освобождение славянских народов на Балканах от османского ига. Сан-Стефанский мирный договор и Берлинский трактат. 3.Образование Болгарского царства. Тырновская конституция 1879г. 4.Борьба югославских народов за независимость в XIX веке. Образование сербского государства. Конституция 1888г. 5.Обострение «славянского вопроса» в Европе в начале ХХ века. Предпосылки и повод Первой мировой войны. 4
Семинар 8-9. Правовые системы и основные отрасли европейского права. 1.Основные институты и отрасли буржуазного права. Формирование правовых систем (семей) европейского права: англосаксонской и континентальной. 2.Конституционное право европейских государств. Британская конституция и ее влияние на конституционное законодательство США и Европы. 3.Развитие гражданского права европейских стран. Дуализм частного права. Гражданский кодекс Наполеона 1804г. и Торговый кодекс 1807г. 4.Развитие европейского уголовного права. Уголовное уложение 1871г. и Уголовно-процессуальное уложение 1877г. в Германии. 5.Социальное и трудовое законодательство США и Европы в XIX - начале XX в.в. 4
7 Семинар 10. Первая мировая война и её последствия. 1.Государственно-правовые последствия Первой мировой войны. Версальская политическая система и её противоречия. Лига наций. 2.Ноябрьская революция 1918г. в Германии. Образование Веймарской республики и её политический строй. Конституция 1919г. 3.Социалистическая революция в Венгрии. Распад Австро-Венгерской империи. 4.Образование независимых национальных государств в Европе. 5.Национально-освободительное движение в колониях и зависимых странах. 2
Семинар 11. Буржуазные демократии в период между двумя мировыми войнами. 1.Демократические реформы в капиталистических странах. Мировой экономический кризис конца 1920-х - начала 1930-х г.г. и его политико-правовые последствия. 2.Соединенные Штаты Америки. Развитие политической системы после первой мировой войны «Новый курс» президента Ф. Д. Рузвельта. 3.Великобритания. Изменения в политической системе. Избирательные реформы 1918г. и 1928г. 4.Франция. Изменения в государственном строе и политическом режиме после первой мировой войны. Правительство Народного фронта и его преобразования. 2
Семинар 12. Фашистские государства и военные диктатуры в Европе и мире ХХ века. 1.Государственный строй Италии после первой мировой войны. Фашистский путч и политический режим итальянского фашизма. Корпоративное государство. Внешняя экспансия. 2.Социальная и политическая борьба в Германии 1920 - нач. 1930-х г.г. Кризис Веймарской республики. Установление и политический механизм нацистской диктатуры. 3.Свержение монархии в Испании. Конституция Испанской республики 1931г. Военно-фашистский мятеж 1936г. Гражданская война в Испании. Установление диктатуры Франко. 4.Военный переворот 1923г. в Болгарии и установление профашистского режима власти. 5.Военная диктатура Пилсудского в Польше. Конституция 1935г. 6.Конституция 1923 г. и фашизация политического строя Румынии. 7.Военно-фашистская диктатура Хорти в Венгрии. 8.Военные диктатуры XX века в Азии, Африке и Латинской Америке. 2
Семинар 13. Вторая мировая война и послевоенное устройство мира. 1.Вторая мировая война: предпосылки и расстановка военно-политических сил в мире. Основные этапы Второй мировой войны 1939-1945гг. великая Отечественная война 1941-1945гг. 2.Политико-правовые последствия Второй мировой войны. 3.Послевоенное устройство мира. Организация Объединеннх наций 1945г. ялтинские и Потсдамские соглашения 1945г. раздел Германии и Европы после Второй мировой войны. 4.Установление «народно-демократических» режимов в Европе и Азии. Образование мировой системы социализма. 5.Распад колониальной империи и крушение мировой колониальной системы во второй половине ХХ века. 2
8 Семинар 14. Современное государство зарубежных стран. 1.США после Второй мировой войны. Усиление президентской власти. Программа «Нового федерлизма» Р. Рейгана. 2.Конституционные реформы 1948-49гг. и 1968г. в Великобритании. Усиление власти кабинета и премьер-министра. Политика «консервативного либерализма» М. Тетчер. 3.Франция после Второй мировой войны. Политический строй Четвертой республики и его кризис. Переворот и Конституция 1958г. Государственный строй Пятой республики и его эволюция в 1960-90-е гг. 4.Раздел и оккупационный режим в Германии после Второй мировой войны. Образование ФРГ. Боннская Конституция 1949г. и её основные черты. Образование ГДР. Объединение Германии в 1990г. развитие государственного строя и политической системы объединённой Германии. 5.Италия после Второй мировой войны. Установление республики. Конституция 1948г. и особенности политической парламентской республики в Италии. Правительственные кризисы. 4
Семинар 15. Право зарубежных стран на современном этапе. 1.Сближение англосаксонской и континентальной систем (семей) права. Изменения в источниках права. Возникновение новых и комплексных отраслей права. 2.Основные изменения в гражданском и торговом праве. Тенденции развития имущественных и договорных отношений в европейском праве XX в. Либерализация семейного права. 3.Развитие социального и трудового законодательства новейшего времени в Европе и США. 4.Эволюция уголовного и процессуального права в современных условиях. Гуманизация уголовного права и процесса. 5.Реформирование судебных систем и судопроизводства в зарубежных странах. 6.Становление современного международного права. Устав ООН. Всеобщая декларация прав человека 1948г. Хельсинские соглашения 1975г. ЕЭС и европейское право (европраво). 7.Воздействие международного права на национальные правовые системы. 2
Семинар 16. Основные тенденции развития государства и права в современном мире. 1.«Холодная война» и распад мировой системы социализма в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века. 2.Восстановление демократических государств в Европе и Латинской Америке во второй половине ХХ века. 3.Образование национальных государств в Азии и Африке после распада колониальной системы. 4.Новые перспективы развития государства и права в странах Европы и США в ХХI веке. 5.Государство и право стран Востока на рубеже ХХ-ХХI вв.: основные тенденции развития. 6.Сближение англосаксонской и романо-германской правовых систем. 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 1)Города-государства древних шумеров. Образование древневавилонского централизованного государства. 6
2)Возникновение и развитие древнеиндийской государственности. 4
3)Особенности государственно-правового развития цивилизации Древнего Китая. 4
2 4)Рабство в античном мире. 4
5)Основные этапы развития древнегреческих полисов на примере Афин и Спарты. 6
6)Римская империя - общественный и государственный строй. 4
3 7) Регулирование имущественных отношений по Салической правде. 6
8) Формы феодальной собственности: феод, бенефиций, аллод 6
4 9) Роль христианской и католической церкви в истории средневекового общества. 5
10) Средневековые государства Востока. 4
Семестр № 2
5 12)Двухпартийная система США: принципы функционирования. 5
6 1)История становления и развития англосаксонской и континентальной систем права. 5
7 3)«Новый курс» Ф. Рузвельта.Конституции Франции 1946г. и 1958г. 6
8 4)Политика «консервативного либерализма» М. Тэтчер. Основные тенденции развития государства и права в современном мире. Эволюция мировой политической системы в ХХ веке. 6

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 История государства и права зарубежных стран: учебно-методическое пособие / Ю.В. Милявская; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д, 2014. - 111 с. - Библиогр.: с. 109-110 + ЭР НТБ ЭБС РГУПС
2 Милявская, Ю. В. История государства и права зарубежных стран [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие для практ. занятий и самостоят. работы студентов фак. "Экономика, управление и право" / Ю. В. Милявская ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 49 с. (ЭБС РГУПС) ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
1 2
ОК-7 + +
ОПК-6 + +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОК-7 1 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
2 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ОПК-6 1 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
2 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

курсовой проект не предусмотрен.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

часть 1;

вариант 1. 1. Афинская рабовладельческая демократия. 2. Возникновение и развитие английского буржуазного права;

вариант 2. 1. Буржуазные революции XVII-XIX вв. (общая характеристика). 2. Вещное право по Законам XII Таблиц;

вариант 3. 1. Вавилон в период правления Хаммурапи. 2. Гражданский кодекс Франции 1804г. Уголовный кодекс Франции 1810г;

вариант 4. 1. Великая Французская революция и образование буржуазного государства во Франции. 2. Право средневековой Германии;

вариант 5. 1.Военные диктатуры в Древнем Риме. 2. Законодательство «Нового курса» Ф. Рузвельта;

вариант 6. 1. Война за независимость 1775-83гг.: возникновение и становление США. 2. Золотая Булла 1356г;

вариант 7. 1. Возникновение и эволюция британского парламентаризма. 2. Государственный строй по Конституции Японии 1947г;

вариант 8. 1.Эволюция французского средневекового государства. 2. Государственное устройство по Веймарской Конституции 1919г;

вариант 9. 1. Германия в период нацизма. 2. Правовые памятники Древнего Востока (судебник Хаммурапи и Законы Ману);

вариант 10. 1. Государственный строй первой империи во Франции. 2. Германское Гражданское Уложение 1900г;

часть 2;

вариант 1. 1. Образование и развитие полиса в Спарте. 2. Конституционные законы 3-ей Республики Франции;

вариант 2. 1.Особенности развития Англии после нормандского завоевания . 2. Основные институты буржуазного права;

вариант 3. 1. Парламент Англии в средние века. 2. Конституция Пруссии 1850г;

вариант 4. 1. Сословно-представительная монархия в Западной Европе (общее и особенности). 2. Содержание Французской Конституции 1946г. И государственный строй 4-ой Республики;

вариант 5. 1. Ленная (сеньориальная) монархия (конец XII-XIII вв.). 2. Конституция Германской империи 1871г;

вариант 6. 1. Принципат, доминат. 2. Собственность и обязательство по судебнику Хаммурапи и Законам Ману (сравнительная характеристика);

вариант 7. 1. Основные изменения в форме государственного устройства «Третьей империи» в Германии (30-ег. ХХ в.). 2. «Саксонское зерцало»;

вариант 8. 1. Правовое положение основных групп населения в Древнем Риме. 2. Характеристика Конституции 5-ой Республики во Франции;

вариант 9. 1. Двухпартийная система США: принципы функционирования. 2. Салическая правда;

вариант 10. 1. Македонская держава при Филиппе и Александре. 2. Становление и развитие национальных правовых систем.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 1

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1)Предмет и задачи курса История государства и права зарубежных стран.
2)Общественный и государственный строй стран Древнего Востока.
3)Восточная деспотия (главные черты и особенности).
4)Общественный и государственный строй Древнего Египта.
5)Право в Древнем Египте.
6)Города-государства древних шумеров. Образование древневавилонского централизованного государства.
7)Общественный и государственный строй Древнего Вавилона.
8)Законы Хаммурапи: общая характеристика.
9)Возникновение и развитие древнеиндийской государственности. Варны и касты.
10)Общественный и государственный строй Древней Индии. Империя Маурьев.
11)Законы Ману. Основные институты права.
12)Правовое положение населения по судебнику Хаммурапи и законам Ману.
13)Брачно-семейные отношения по судебнику Хаммурапи и законам Ману.
14)Преступления и наказания по судебнику Хаммурапи и законам Ману.
15)Государственный строй Древнего Китая. Реформы Шан-Яна.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1)Охарактеризовать основные этапы развития древнегреческого государства.
2)Охарактеризовать основные этапы развития демократической рабовладельческой республики в Афинах.
3)Дать общую характеристику Законов Драконта. Охарактеризовать реформы Тезея, Солона, Клисфена.
4)Определить источники права в Афинах.
5)Охарактеризовать Афинскую демократию (понятие, особенности), Государственный строй Афин в V-IV в. до н.э.
6)Охарактеризовать образование государства в Спарте. Особенности государственного строя в Спарте. Реформы Ликурга.
7)Охарактеризовать процесс возникновение государства в Древнем Риме.
8)Дать общую характеристику Римской рабовладельческой республики: общественный и государственный строй.
9)Охарактеризовать генезис римского полиса в царский период: реформы Сервия Туллия.
10)Охарактеризовать диктатуру Суллы. Кризис римской республики. Переход к империи.
11)Дать общую характеристику Римской империи: общественный и государственный строй.
12)Охарактеризовать Принципат и Доминант. Реформы Диоклетиана.
13)Дать общую характеристику Римскому праву. Роль римских юристов в развитии римского права.
14)Охарактеризовать Законы XII таблиц.
15)Охарактеризовать обязательства, брачно-семейное право и наследование по Законам XII таблиц.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1)Анализа становление феодализма и возникновение феодального государства.
2)Анализа феодального права (общая характеристика).
3)Определения и анализа социально-политической борьбы в городах. Городское право.
4)Анализа возникновения и основных этапов развития государства у франков.
5)Анализа варварских правд (общая характеристика).
6)Определения и анализа основных черт Салической правды. Регулирование имущественных отношений по Салической правде.
7)Определения и анализа формы феодальной собственности: феод, бенефиций, аллод.
8)Анализа сословно-представительнаой монархии во Франции.
9)Определения и анализа права средневековой Франции.
10)Анализа возникновения и развития англосаксонских королевств (до ХIв.).
11)Определения и анализа особенностей государственного развития Англии в период раннего феодализм.
12)Анализа Великой Хартии Вольностей 1215г: общая характеристика, основные положения и историческое значение.
13)Определения и анализа сословно-представительной монархии в Англии.
14)Определения и анализа особенностей становления и развития средневекового права Англии.
15)Анализа раннефеодальной и сословно-представительной монархия в Германии.

Экзамен. Семестр № 2

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Предмет и задачи курса «История государства и права зарубежных стран».
2) Общественный и государственный строй стран Древнего Востока.
3) Общественный и государственный строй Древнего Вавилона.
4) Общественный и государственный строй Древней Индии. Империя Маурьев. Варны и касты.
5) Государственный строй Древнего Китая. Реформы Шан-Яна.
6) Общественный и государственный строй Древнего Египта.
7) Особенности становления и развития Афинской демократии.
8) Образование государства и особенности государственного строя в Спарте. Реформы Ликурга.
9) Возникновение государства в Древнем Риме.
10) Римская рабовладельческая республика: общественный и государственный строй.
11) Римская империя: общественный и государственный строй. Принципат и Доминат.
12) Становление феодализма и возникновение феодального государства.
13) Сословно-представительная монархия во Франции.
14) Абсолютная монархия во Франции.
15) Особенности государственного развития Англии в период раннего феодализм.
16) Абсолютная монархия в Англии.
17) Формирование Конституционной монархии в Англии в конце XVII-начале XVIII в.
18) Буржуазное государство и право в Англии в XVII - начале XХ в.
19) Государство и право во Франции в XVII - начале XIХ в. Великая французская революция: причины, этапы.
20) Государственный строй Наполеона I.
21) Вторая империя во Франции.
22) Особенности абсолютной монархии в Германии.
23) Образование Германской империи.
24) Буржуазное государство и право в США в XVIII – ХХ вв.
25) Политика «консервативного либерализма» М. Тэтчер.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Дать общую характеристику Римского права, его источников формирования.
2) Определить особенности Конституции 1871г. Германской империи и Германского гражданского уложения 1900 г.
3) Охарактеризовать Конституцию США 1787г. и её поправки.
4) Дать общую характеристику феодального права Западной Европы.
5) Дать общую характеристику Конституции Пруссии 1850г.
6) Дать общую характеристику Habeas Corpus Act 1679г.
7) Дать общую характеристику и определить историческое значение Великой Хартии Вольностей 1215г.
8) Охарактеризовать Конституционные законы Франции 1875 г. (периода 3-й Республики).
9) Охарактеризовать Конституции 1791 и 1973 гг. во Франции.
10) Дать общую характеристику Каролины как правового памятника Средневековья.
11) Дать общую характеристику Саксонского зерцала как правового памятника Средневековья.
12) Охарактеризовать Законы Драконта. Реформы Тезея, Солона, Клисфена.
13) Дать сравнительную характеристику законам Хаммурапи и законам Ману.
14) Дать сравнительную характеристику правового положения населения по законам Хаммурапи и законам Ману.
15) Дать обобщающую характеристику Гражданского и Уголовного кодексов Наполеона I.
16) Дать общую характеристику Варварских правд.
17) Дать общую характеристику Золотой Булле 1356 г.
18) Охарактеризовать Салическую правду как правовой памятник эпохи Средневековья.
19) Охарактеризовать Декларация независимости США 1776 г.
20) Дать характеристику особенностей становления и развития средневекового права Англии.
21) Дать сравнительную характеристику понятий "преступление и наказание" по законам Хаммурапи и законам Ману.
22) Охарактеризовать Законы XII таблиц.
23) Определить основные институты права в Законах Ману.
24) Охарактеризовать специфику развития права в средневековой Франции.
25) Дать общую характеристику Декларации прав человека и гражданина 1789 г. во Франции.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Анализа Протектората Кромвеля, Славной революции 1688 г. и Билля о правах 1689 г. в целях повышения уровня своей профессиональной компетентности.

2) Анализа «Нового курса» Ф. Рузвельта.

3) Анализа причин возникновения Византийского государства. Его общественный и государственный строй.

4) Определения тенденций развития государства и права зарубежных стран на современном этапе.

5) Анализа процесса возникновения и развития англосаксонских королевств (до ХI в.).

6) Определения тенденций и направлений развития буржуазного государства и права Германии в XIXв.

7) Анализа причин и последствий объединения Германии в 1990 г.

8) Определения особенностей сословно-представительной монархии в Англии.

9) Анализа особенностей раннефеодальной и сословно-представительной монархии в Германии.

10) Анализа государственного строя Парижской Коммуны 1871г.в целях повышения своей профессиональной компетенции.

11) Анализа основных тенденций развития государства и права в США и в странах Европы в ХХ в.

12) Анализа причин и последствий Первой мировой войны для повышения общекультурного и профессионального развития.

13) Анализа причин и последствий Второй мировой войны. Послевоенное устройство мира.

14) Анализ механизма фашистской диктатуры в Германии.

15) Анализа генезиса римского полиса в царский период: реформы Сервия Туллия.

16) Определения и анализа источников права в Афинах.

17) Определения и анализа основных источников права в Древнем Вавилоне и Древней Индии.

18) Определения и анализа основных этапов развития древнегреческого государства.

19) Анализа кризисных явлений римской республики: переход к империи.

20) Определения и анализа особенностей Восточной деспотии.

21) Анализа роли римско-католической церкви в феодальном обществе Западной Европы. Инквизиция.

22) Анализа эволюции права Византии (Эклога, Прохирон, Эпанагога, Василики).

23) Анализа античной диктатуры на примере правления Суллы.

24) Определения и анализа роли римских юристов в развитии римского права.

25) Определения и анализа процесса возникновения и основных этапов развития государства франков.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-7 1 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
2 5, 6, 7, 8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5, 6, 7, 8 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
5, 6, 7, 8 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-6 1 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
2 5, 6, 7, 8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5, 6, 7, 8 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
5, 6, 7, 8 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Прудников М.Н. История государтва и права зарубежных стран в 2 ч. Часть 1. Государство и право в древности и средние века: учебник для академического бакалавриата / М.Н. Прудников.- 8-у изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 436 с. - (Серия: Бакалавр. Академический курс). ISBN 978-5-534-00083-2. ЭБС Юрайт
2 Прудников М.Н. История государтва и права зарубежных стран в 2 ч. Часть 2. Государство и право в современную эпоху: учебник для академического бакалавриата / М.Н. Прудников.- 8-у изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2019. - 395 с. - (Серия: Бакалавр. Академический курс). ISBN 978-5-534-00085-6. ЭБС Юрайт

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Суровень, Д. А. История государства и права зарубежных стран. Древний мир : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Д. А. Суровень. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 709 с. — (Бакалавр и магистр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-08658-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. ЭБС Юрайт

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Милявская Ю.В. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "История государства и права зарубежных стран". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 История государства и права зарубежных стран: учебно-методическое пособие / Ю.В. Милявская; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д, 2014. - 111 с. - Библиогр.: с. 109-110 ЭБС РГУПС
3 История государства и права зарубежных стран: учебно-методическое пособие для практических занятий и самостоятельной работы / Ю.В. Милявская; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – с. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И
2 Консультант плюс О

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 42209.