РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Тяговый подвижной состав"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.Б "Подвижной состав и тяга поездов"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности

23.05.04 Эксплуатация железных дорог

Специализация

№ 1 Магистральный транспорт

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения "

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н., доц. Шапшал Александр Сергеевич предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Подвижной состав и тяга поездов" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Тяговый подвижной состав".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.т.н., доц. Лобов Борис Николаевич, Профессор, ЮРГТУ (НПИ).





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Подвижной с и т п_С_23.05.04_во_34_ТПС_п36611_41924.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Подвижной состав и тяга поездов".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Подвижной состав и тяга поездов" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Управление эксплуатационной работой (часть IV)", "Управление эксплуатационной работой (часть V)";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: выбор массы и скорости движения поездов

Умеет: расчеты оптимальной массы и скорости пассажирских поездов

Имеет навыки: методами определения сопротивления движению поезда, его массы

ОПК-11 - готовностью к использованию алгоритмов деятельности, связанных с организацией, управлением и обеспечением безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта

Знает: железнодорожный подвижной состав, его устройство, техническую и коммерческую эксплуатацию

Умеет: выявлять неисправности ходовых частей, автотормозов и автосцепки и другого оборудования подвижного состава , а также методы их устранения

Имеет навыки: методами выявления резервов улучшения эксплуатационно- экономических показателей работы железнодорожного транспорта

ПК-5 - способностью осуществлять экспертизу технической документации, надзор и контроль состояния и эксплуатации подвижного состава, объектов транспортной инфраструктуры, выявлять резервы, устанавливать причины неисправностей и недостатков в работе, принимать меры по их устранению и повышению эффективности использования

Комментарии кафедры:

Выбрано частично.


Место дисциплины 1С.Б "Подвижной состав и тяга поездов" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Введение в специальность", "Общий курс транспорта", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5.8 лет заочное.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ДМВ, ДМС, ДМэ, Дэ, ЗМС.

Дисциплина реализуется в 3, 4 семестрах.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 6 зачетных единиц (216 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 85 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
3 4
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 80 80 32 48
Лекции (Лек) 48 48 16 32
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 32 32 16 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
5 5 3 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 59   37 22
Контрольная работа (К)        
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР) 10     10
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 49   37 12
Контроль, всего и в т.ч. 72   36 36
Экзамен (Экз) 36     36
Зачет (За) 36   36  
Общая трудоемкость, часы 216 85 108 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 6   3 3

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 6 зачетных единиц (216 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 14 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
4 5 6
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 10 10 2 4 4
Лекции (Лек) 4 4 2 2  
Лабораторные работы (Лаб)          
Практические, семинары (Пр) 6 6   2 4
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
4 4 1 1 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 189   40 63 86
Контрольная работа (К) 6     6  
Реферат (Р)          
Расчетно-графическая работа (РГР)          
Курсовая работа (КР) 10       10
Курсовой проект (КП)          
Самоподготовка 173   40 57 76
Контроль, всего и в т.ч. 13     4 9
Экзамен (Экз) 9       9
Зачет (За) 4     4  
Общая трудоемкость, часы 216 14 43 72 101
Зачетные единицы (ЗЕТ) 6        

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 3

1. Автономные локомотивы. (Компетенция/и ОПК-11, ПК-5)

1.1. Классификация автономных локомотивов: 1) Паровозы 2) Тепловозы 3) Газотурбовозы 4) Дизель поезда.

1.2. Общее устройство тепловоза: 1) Тепловозные дизели 2) Типы тепловозных передач 3) Экипажная часть локомотивов.

2. Электрический подвижной состав. (Компетенция/и ОПК-11, ПК-5)

2.1. Классификация электроподвижного состава: 1) Электровозы постоянного тока 2) Электровозы переменного тока 3) Электровозы двойного питания 4) Электропоезда.

2.2. Системы энергоснабжения ЭПС: 1) Тяговые подстанции 2) Контактная сеть.

3. Вагоны. (Компетенция/и ОПК-11, ПК-5)

3.1. Классификация и основные типы вагонов: 1)Грузовые вагоны 2) Пассажирские вагоны 3) Основные параметры вагонов.

3.2. Общее устройство вагонов: 1) Тормозное оборудование вагона 2) Кузовное оборудование вагона 3) Технико-экономические характеристики вагонов.

4. Основы организации эксплуатации подвижного состава. (Компетенция/и ОПК-11, ПК-5)

4.1. Расчет размеров движения поездов: 1) Определение числа пар поездов 2) Определение объема работы локомотивного депо.

4.2. Размещение на заданном участке устройств локомотивного хозяйства: 1) Размещение основных депо 2) Размещение оборотных депо 3) Размещение пунктов экипировки и технического обслуживания.

Семестр № 4

5. Уравнение движения поезда и методы его решения. (Компетенция/и ОПК-11, ПК-5)

5.1. Метод интегрирования уравнения движения поезда в форме задачи Коши: 1) Решение уравнения движения поезда 2) Расчет и построение диаграмм ускоряющих усилий 3) Расчет и построение диаграмм замедляющих усилий 4) Расчет и построение диаграмм тормозных усилий.

5.2. Неравномерное движение поезда: 1) Аналитический метод решения уравнения движения поезда 2) Вывод формулы для определения времени хода поезда по участку 3) Вывод формулы для определения пройденного пути поездом.

5.3. Равномерное движение поезда: 1) Вывод формулы для определения массы состава 2) Определение массы состава при кратной тяги 3) Графический метод решения уравнения движения поезда.

5.4. Проверки массы состава с учетом ограничений: 1) Проверки массы состава по длине приемо-отправочных путей станции 2) Проверки массы состава по условиям трогания поезда с места 3) Проверки массы состава с учетом использования кинетической энергии.

5.5. Установление унифицированной массы состава: 1) Определение массы состава для каждого перегона пути 2) Составление тонно-километровой диаграммы 3) Установление унифицированной массы поезда.

5.6. Спрямление профиля пути: 1) Основы спрямления профиля пути 2) Спрямление уклонов 3) Спрямление кривых 4) Определение приведенного уклона.

6. Силы, действующие на поезд, режимы движения. (Компетенция/и ОПК-11, ПК-5)

6.1. Методологические основы теории локомотивной тяги и тяговых расчетов: 1) Связь данной дисциплины с другими науками 2) Построение математической модели движения поезда 3) Режимы движения поезда.

6.2. Сила тяги локомотива: 1) Механизм образования силы тяги 2) Основной закон локомотивной тяги 3) Физическая природа сцепления колес с рельсами 4) Тяговые характеристики локомотива 5) Способы регулирования скорости и силы тяги локомотива 6) Построение тяговых характеристик.

6.3. Силы сопротивления движению поезда: 1) Составляющие основного сопротивления движению поезда 2) Составляющие дополнительного сопротивления движению поезда 3) Сопротивление при трогании с места 4) Мероприятия по снижению сопротивления движению.

6.4. Тормозные силы: 1) Виды тормозов применяемых на сети железных дорог 2) Процесс образования тормозной силы 3) Ограничение тормозной силы 4) Тормозная сила поезда 5) Режимы торможения.

7. Безопасность движения поездов. (Компетенция/и ОПК-11, ПК-5)

7.1. Определение допустимой скорости движения поезда: 1) Определение времени подготовки при торможении 2) Определение пути подготовки при торможении 3) Определение допустимой скорости движения поезда по тормозам 4) Графическое решение тормозной задачи 1.

7.2. Определение потребных тормозных средств: 1) Определение расчетного тормозного коэффициента для различных типов колодок 2) Решение первой тормозной задачи для граничных значений тормозного коэффициента 3) Определение потребных тормозных средств поезда 4) Графическое решение тормозной задачи 2.

7.3. Определение полного тормозного пути: 1) Определение времени подготовки при торможении 2) Построение диаграммы тормозных усилий поезда 3) Определение полного тормозного пути поезда 4) Графическое решение тормозной задачи 3.

8. Методы определения параметров движения. (Компетенция/и ОПК-11, ПК-5)

8.1. Определение скорости движения поезда по участку: 1) Методы определение скорости движения поезда 2) Аналитический метод 3) Графический метод 4) Выбор масштабов 5) Построение кривой скорости методом МПС.

8.2. Определение времени хода поезда по участку: 1) Методы определения времени хода поезда по участку 2) Метод инженера Дегтярёва 3) Метод МПС 4) Определение времени хода поезда методом равномерных скоростей 5) Выбор масштабов построения 6) Техника построения.

8.3. Определение расхода энергоресурсов за поездку: 1) Аналитический метод определения расхода топлива 2) Графический метод определения расхода топлива 3) Аналитический метод определения расхода электроэнергии 4) Графический метод определения расхода электроэнергии.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 4   5
2 4 4   10
3 4 4   10
4 4 4   12
5 8 4   3
6 8 4   3
7 8 4   3
8 8 4   3
Итого 48 32   49
В т.ч. по интерактивным формам 10 6    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 Характеристики колесных пар локомотивов 2
Характеристики двигателей внутреннего сгорания локомотивов 2
2 Характеристики упругих элементов рессорного подвешивания подвижного состава 2
Характеристики электрооборудования подвижного состава 2
3 Характеристики тормозного оборудования вагонов 2
Параметры автосцепных устройств 2
4 Расчет размеров движеения 2
Расчет параметров движения 2
Семестр № 4
5 Расчет массы состава 2
Спрямление продольного профиля пути и его анализ 2
6 Расчет и построение диаграмм ускоряющих и замедляющих усилий поезда 2
Расчет и построение диаграмм тормозных усилий поезда 2
7 Аналитическое определение допустимой скорости движения поезда 2
Графоаналитический метод определения допустимой скорости движения поезда по тормозам 2
8 Расчет и построение кривых скорости и времени движения поезда 2
Технико-экономические расчеты по выбору оптимального режима движения 1
Расчет и построение кривых расхода энергоресурсов за поездку 1

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 Изучение основных характеристик автономных локомотивов 5
2 Изучение систем энергоснабжения электроподвижного состава 10
3 Изучение организации вагонного хозяйства 10
4 Организация ремонта и технического обслуживания подвижного состава 6
Организация экипировки подвижного состава 6
Семестр № 4
5 Факторы, влияющие на сцепление колес с рельсами 1
Повышение использования тяговых свойств локомотива 1
Особенности расчетов при работе поездов повышенной массы и длины 1
6 Электромеханические характеристики ТЭД 1
Тяговые и удельные характеристики ЭПС 1
Тяговые и удельные характеристики автономных локомотивов 1
7 Характеристики реостатного торможения 1
Характеристики рекуперативного торможения 1
Магниторельсовый тормоз 1
8 Использование мощности локомотивов 1
Методы расчета нагревания тяговых двигателей 1
Принципы установления норм массы поезда 1

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 5.8 лет заочное составляет 173 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Учебно-методический комплекс специализации № 1 «Локомотивы» [Электронный ресурс] : сб. учеб.-метод. материала для самостоят. работы и практ. занятий студентов по дисциплинам кафедры «Локомотивы и локомотив. хоз-во» / А. С. Шапшал, Т. З. Талахадзе, М. Н. Жулькин [и др.] ; ред. А. С. Шапшал ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 355 с. : ил., табл. - Библиогр.: 8 назв. ЭБС РГУПС
2 Учебно-методический комплекс специализации "Локомотивы" [Электронный ресурс] : сб. учеб.-метод. материала для самостоят. работы и лаб. занятий студентов по дисциплинам кафедры "Локомотивы и локомотив. хоз-во" / А. С. Шапшал, Т. З. Талахадзе, М. Н. Жулькин [и др.]. ; ред. А. С. Шапшал ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 252 с. : ил., табл. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
3 4
ОПК-11 + +
ПК-5 + +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-11 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
ПК-5 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

организация эксплуатации грузового поезда на участке железной дороги на переменном токе;

организация эксплуатации грузового поезда на участке железной дороги на постоянном токе;

организация эксплуатации грузового поезда на участке железной дороги на тепловозной тяге;

организация эксплуатации грузового поезда на участке железной дороги при кратной тепловозной тяге;

организация эксплуатации грузового поезда на участке железной дороги при кратной электровозной тяге.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 3

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Кузова локомотивов, их типы и особенности конструкции.
2) Тележки локомотивов, их типы и особенности конструкции.
3) Передачи локомотивов.
4) Колёсные пары. Типы колёсных пар.
5) Рессорное подвешивание локомотивов и их типы.
6) Упругие элементы рессорного подвешивания.
7) Схема и принцип действия четырёхтактного Д.В.С.
8) Схема и принцип действия двухтактного Д.В.С.
9) Схема и принцип действия ЭПС на постоянном токе
10) Схема и принцип действия ЭПС на переменном токе
11) Система энергоснабжения на постоянном токе.
12) Система энергоснабжения на переменном токе.
13) Электрические станции систем энергоснабжения железнодорожного транспорта.
14) Линии электропередач (ЛЭПы).
15) Расположение контактной сети в плане.
16) Анкерные участки контактной сети и способы их крепления.
17) Рельсовые цепи.
18) Автосцепки и поглощающие аппараты.
19) Типы пассажирских вагонов.
20) Тормозные средства поезда и их типы.
21) Тормозное оборудование на локомотивах и вагонах.
22) Современные состояния и перспективы развития локомотивов.
23) Виды (типы) графиков движения поездов.
24) Рамы тележек и опорные устройства.
25) Буксы локомотивов, их типы и особенности конструкции.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Определять оборот локомотива: полный и эксплуатационный.
2) Определять оборот локомотивной бригады и его элементы.
3) Определять показатели, характеризующие использование локомотивов, их расчёт.
4) Определять способы обслуживания локомотивов локомотивными бригадами, преимущества и недостатки.
5) Определять способы организации работы локомотивных бригад на заданном участке.
6) Определять способы обслуживания поездов локомотивами.
7) Определять техническую, участковую и маршрутную скорости движения.
8) Размещать ПТОЛ на железнодорожном участке.
9) Определять типы подстанции.
10) Определять типы опор и консолей контактной сети.
11) Определять типы подвесок контактного провода.
12) Определять типы грузовых вагонов.
13) Определять особенности конструкции крытых вагонов и платформ.
14) Определять особенности полувагонов и цистерн.
15) Определять особенности конструкции и типы изотермических вагонов.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Расчёта режима труда и отдыха локомотивных бригад.
2) Определения размеров движения на заданном участке.
3) Определения явочного и списочного штата локомотивных бригад.
4) Определения длины плеча работы локомотивной бригады. Размещение на участке пунктов смены бригад.
5) Определения потребного эксплуатационного парка локомотивов по коэффициенту потребности.
6) Размещения на заданном участке пунктов экипировки локомотивов.
7) Размещения на заданном участке пунктов технического обслуживания локомотивов.
8) Определения суточного бюджета времени локомотива и определения его элементов.
9) Применения различных типов передач тепловозов.
10) Расчёта расхода топлива тепловозами.
11) Расчёта расхода песка тепловозами.
12) Расчёт расхода электроэнергии ЭПС постоянного тока.
13) Расчёт расхода электроэнергии ЭПС переменного тока.
14) Размещения устройств топливоснабжения на железнодорожном участке.
15) Размещения устройств пескоснабжения на железнодорожном участке.

Экзамен. Семестр № 4

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Силы, действующие на поезд и их взаимодействие. Режим работы локомотива.
2) Понятие о математической модели поезда. Уравнение движения поезда и его вывод.
3) Касательная сила тяги локомотива, процесс образования силы тяги.
4) Основной закон локомотивной тяги, сформулировать и дать пояснения.
5) Природа сцепления колёс локомотива с рельсами, понятие о коэффициенте сцепления, порядок его определения.
6) Мероприятия по повышению сцепления колёс локомотива с рельсами.
7) Понятия о тяговой характеристике локомотива, требования, предъявляемые к ней, ограничения присущие ей.
8) Сила тяги тепловоза по дизелю.
9) Сила тяги тепловоза по электрической передаче.
10) Способы регулирования скорости и силы тяги у разных типов локомотивов.
11) Силы сопротивления движению поезда, их классификация. Составляющие основного сопротивления.
12) Зависимость основного сопротивления движению от различных факторов.
13) Дополнительное сопротивление движению поезда от кривизны пути, факторы его определяющие и порядок определения.
14) Дополнительное сопротивление движению при трогании с места, факторы его определяющие и порядок расчёта.
15) Дополнительное сопротивление от уклонов и его определение.
16) Мероприятия по уменьшению сил сопротивления движению поезда.
17) Тормозные силы. Процесс образования тормозной силы и её ограничение.
18) Виды тормозов, применяемых на железнодорожном транспорте и их краткая характеристика.
19) Зависимость коэффициента трения тормозных колодок от различных факторов.
20) Расчётный тормозной коэффициент, физический смысл, порядок расчёта и минимальные значения для тормозных колодок из различных материалов.
21) Спрямление профиля пути. Теоретическое обоснование спрямления уклонов в кривых.
22) Мероприятия по экономии энергоресурсов на тягу поездов.
23) Понятие о технической, участковой и маршрутной скоростях движения поездов.
24) Оценка трудности профиля пути.
25) Понятие о виртуальном коэффициенте и виртуальной длине заданного участка.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Рассчитывать и строить тяговые характеристики.
2) Решать первую тормозную задачу.
3) Решать вторую тормозную задачу.
4) Решать третью тормозную задачу.
5) Анализировать спрямлённый профиль пути, выбирать расчётный и скоростной подъём, наибольший спуск.
6) Решать уравнение движения поезда для случая равномерного движения (вывод зависимости для определения Q).
7) Решать уравнение движения поезда для случая неравномерного движения (вывод зависимости для определения S).
8) Решать уравнение движения поезда для случая неравномерного движения (вывод зависимости для определения t).
9) Определять массу состава при кратной тяге и по тонно-километровым диаграммам.
10) Проверять массу состава по длине П.О.П. станции.
11) Проверять массу состава на трогание с места.
12) Проверять массу состава на преодоление скоростного подъёма с учётом кинетической энергии.
13) Проверять массу состава на нагревание тяговых электрических машин локомотива.
14) Нормировать расходы энергоресурсов на тягу поездов.
15) Рассчитывать удельные равнодействующие усилия для разных режимов работы локомотива.
16) Строить график скорости методом МПС.
17) Строить график времени методом МПС.
18) Определять время хода поезда способом инженера Дегтярёва.
19) Определять время хода поезда по участку методом равномерных скоростей.
20) Выбирать серию локомотива по длине приёмоотправочных путей станций.
21) Выбирать серию локомотива по унифицированной массе состава.
22) Испытывать локомотивов, виды испытаний и методика их проведения.
23) Определять расход дизельного топлива тепловозом за поездку и на единицу работы.
24) Определять расход электроэнергии электровозом за поездку и на единицу работы.
25) Определять расход энергоресурсов локомотивом за поездку графическим способом.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Спрямления профиля пути и его анализа с целью установления расчётного и скоростного подъёмов.

2) Определения массы состава и её проверки по различным ограничениям.

3) Расчёта удельных равнодействующих усилий движения поезда в режиме тяги.

4) Решения задач по вопросам безопасности движения поездов.

5) Определения расхода топлива на тягу поездов.

6) Выбора серии локомотива по длине П.О.П. станции.

7) Решения задач по определению эффективности замены буксовых подшипников скольжения на подшипники качения.

8) Решения задач по определению эффективности замены чугунных тормозных колодок на композиционные.

9) Выбора серии локомотива по заданной унифицированной массе состава.

10) Определения расхода электроэнергии на тягу поездов.

11) Расчёта удельных равнодействующих усилий движения поезда в режиме выбега.

12) Расчёта удельных равнодействующих усилий движения поезда в режиме торможения.

13) Определения расхода электроэнергии на собственные нужды электровоза.

14) Выполнения проверок массы состава с учетом ограничений.

15) Расчёта технико-экономических показателей движения поездов.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-11 3 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
4 5, 6, 7, 8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5, 6, 7, 8 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
5, 6, 7, 8 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
5, 6, 7, 8 Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-5 3 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
4 5, 6, 7, 8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5, 6, 7, 8 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
5, 6, 7, 8 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
5, 6, 7, 8 Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Защита курсовой работы.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Учебно-методический комплекс специализации "Локомотивы" [Текст] : учеб. пособие : в 3 ч. Ч. 1 / А. С. Шапшал, В. М. Коротков, С. А. Шапшал [и др.] ; ред. А. С. Шапшал ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 131 с. : ил. - Библиогр.: 4 назв. ЭБС РГУПС

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Учебно-методический комплекс специализации "Локомотивы" [Текст, Электронный ресурс] : учеб. пособие : в 3 ч. Ч. I / А. С. Шапшал [и др.] ; ред. А. С. Шапшал ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2015. - 117 с. : ил., табл. - Библиогр. ЭБС РГУПС
2 Научно-периодическое издание “Локомотив” (ежемесячно) ЭБ public.ru
3 Научно-периодическое издание “Железнодорожный транспорт” (ежемесячно) ЭБ public.ru
4 Научно-периодическое издание “Железные дороги мира” (ежемесячно) ЭБ public.ru

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Шапшал А.С. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Подвижной состав и тяга поездов". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Учебно-методический комплекс специализации № 1 «Локомотивы» [Электронный ресурс] : сб. учеб.-метод. материала для самостоят. работы и практ. занятий студентов по дисциплинам кафедры «Локомотивы и локомотив. хоз-во» / А. С. Шапшал, Т. З. Талахадзе, М. Н. Жулькин [и др.] ; ред. А. С. Шапшал ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 355 с. : ил., табл. - Библиогр.: 8 назв. ЭБС РГУПС
3 Учебно-методический комплекс специализации "Локомотивы" [Электронный ресурс] : сб. учеб.-метод. материала для самостоят. работы и лаб. занятий студентов по дисциплинам кафедры "Локомотивы и локомотив. хоз-во" / А. С. Шапшал, Т. З. Талахадзе, М. Н. Жулькин [и др.]. ; ред. А. С. Шапшал ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 252 с. : ил., табл. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Образец техники.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 41924.