РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Безопасность жизнедеятельности"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.Б "Безопасность жизнедеятельности"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности

23.05.03 Подвижной состав железных дорог

Специализация

№ 4 Технология производства и ремонта подвижного состава

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения "

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н., доц. Переверзев Игорь Геннадьевич предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Безопасность жизнедеятельности" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Безопасность жизнедеятельности".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.т.н., проф. Гапонов Владимир Лаврентьевич, Декан факультета, ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Безопасность ж_С_23.05.03_во_4_БЖД _п41669_41676.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Безопасность жизнедеятельности".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общекультурных, общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Правоведение", "Правовые основы защиты инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья", "Транспортная безопасность";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности жизнедеятельности

Умеет: использовать нормативные акты в области безопасности жизнедеятельности

Имеет навыки: применения нормативных и правовых актов в области обеспечения безопасности производственного персонала и населения

ОК-6 - готовностью использовать нормативные правовые акты в своей профессиональной деятельности

Знает: меры по сохранению и защите экосистемы в ходе своей общественной и профессиональной деятельности

Умеет: прогнозировать эффективность принимаемых мер по сохранению и защите экосистемы в ходе своей общественной и профессиональной деятельности

Имеет навыки: экологического обеспечения производства и инженерной защиты окружающей среды

ОК-12 - способностью предусматривать меры по сохранению и защите экосистемы в ходе своей общественной и профессиональной деятельности

Знает: основные закономерности функционирования биосферы и человека, глобальные проблемы окружающей среды и экологические принципы рационального использования природных ресурсов, технических средств и технологий

Умеет: прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности с точки зрения биосферных процессов

Имеет навыки: использования основных закономерностей функционирования биосферы и принципов рационального природопользования для решения задач профессиональной деятельности

ОПК-6 - способностью использовать знание основных закономерностей функционирования биосферы и принципов рационального природопользования для решения задач профессиональной деятельности

Знает: факторы окружающей среды, влияющие на жизнедеятельность человека; источники, признаки и последствия проявления и влияния на человека опасных и вредных факторов; законодательство в сфере безопасности труда;основные методы организации безопасности жизнедеятельности производственного персонала, их защиты от возможных последствий несчастных случаев, производственных заболеваний, аварий, катастроф, стихийных бедствий

Умеет: идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации; выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности; выполнять инженерные расчеты, планировать и осуществлять мероприятия по защите персонала объекта от пожаров, техногенных аварий, стихийных бедствий, террористических актов

Имеет навыки: законодательными и правовыми актами в области безопасности и охраны окружающей среды; требованиями к безопасности технических регламентов в сфере профессиональной деятельности; способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях; работы оказания первой помощи пострадавшим

ОПК-8 - владением основными методами организации безопасности жизнедеятельности производственного персонала и населения, их защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий

Место дисциплины 1С.Б "Безопасность жизнедеятельности" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Политология", "Правила технической эксплуатации железных дорог".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: МРС.

Дисциплина реализуется в 4 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 50 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
4
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб) 16 16 16
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 58   58
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 58   58
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 144 50 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 4

1. Человек и среда обитания. (Компетенция/и ОК-12, ОПК-6)

1.1. Основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности в техносфере: 1) Основы физического и умственного труда. 2) Психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление, чувства, эмоции, настроение, мотивации. 3) Факторы, влияющие на надежность действия оператов. 4) Эргономические основы безопасности. 5) Система "человек-машина-среда".

1.2. Характерные состояния системы "человек- среда обитания": 1) Эволюция системы "человек- среда обитания". 2) Переход к техносфере. 3) Критерии и параметры безопасности техносферы.

2. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях. (Компетенция/и ОПК-8)

2.1. Основные источники ЧС и их классификация: 1) Чрезвычайные ситуации и источники их происхождения; 2) Классификация ЧС, поражающие факторы техногенного происхождения.

2.2. Основы защиты населения и производства от ЧС в РФ: 1) Основные способы защиты от поражающих факторов ЧС: инженерная защита, эвакуация и рассредоточение, использование средств индивидуальной защиты. 2) Обеззараживание объектов и территорий. 3) Борьба с терроризмом.

2.3. Устойчивость работы объектов техносферы в ЧС мирного и военного времени, ликвидаций последствий ЧС: 1) Основы устойчивости работы объекта в ЧС, принципы и способы повышения устойчивости их функционирования. 2) Организация и проведение АСИДНР, их содержание, этапы проведения, привлекаемые силы и средства.

3. Негативные факторы техносферы, их воздействие на человека и средства снижения травмоопасности и вредного воздействия технических систем. (Компетенция/и ОК-12, ОПК-6)

3.1. Вредные факторы: 1) Вредные вещества в промышленности, их влияние на организм человека, нормирование. 2) Метеорологические условия производственной среды, их влияние на организм, нормирование. 3) Влияние освещения на зрение, безопасность и производительность труда. Естественное и искусственное освещение, виды, нормирование. 4) Вредное действие виброакустических факторов на организм человека.

3.2. Опасные факторы: 1) Действие электрического тока на организм человека. Критерии электробезопасности. 2) Защитное заземление, защитное зануление, защитное отключение, выравнивание потенциалов. 3) Влияние электромагнитных полей на человека. Нормирование. Критерии защиты. 4) Пожарная безопасность.

4. Безопасность жизнедеятельности в условиях производства. (Компетенция/и ОК-6)

4.1. Теоретические основы БЖД:: 1) Основные понятия и определения, аксиома о потенциальной опасности деятельности. 2) Теория рисков. 3) Принципы, методы и средства обеспечения БЖД.

4.2. Управление безопасностью жизнедеятельности в условиях производства: 1) Основные нормативно-правовые акты (НПА) по охране труда. 2) Органы управления охраной труда. 3) Производственный травматизм. 4) Надзор и контроль за состоянием охраны труда. 5) Ответственность работодателя за нарушение требований НПА по охране труда. 6) Обучение и инструктаж по охране труда.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 2 2 16
2 4 4 2 16
3 4 6 12 16
4 4 4   10
Итого 16 16 16 58
В т.ч. по интерактивным формам 18      

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 4
1 Оценка микроклимата производственных помещений 2
2 Оказание первой помощи при несчастных случаях 2
3 Исследование производственного шума и оценка эффективности звукоизоляции 4
Оценка освещения производственных помещений 2
Исследование эффективности защитного зануления 2
Исследование эффективности защитного заземления 2
Исследование электромагнитных излучений от ПЭВМ 2

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 4
1 Расчет искусственного освещения помещений 2
2 Оценка последствий аварий (катастроф) с газовоздушной смесью и взрывчатыми веществами. 2
Прогнозирование последствий химической аварии на химически опасном объекте и транспорте 2
3 Расчет эффективности звукопоглощения. 4
Расчет защитного заземления 2
4 Расследование несчастного случая на производстве 2
Расчет искусственного освещения помещений 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 4
1 Основы физиологии и психологии труда. Эргономическое обеспечение комфортных условий труда. 8
Классификация работ по тяжести и напряжен-ности труда. Профессиональный отбор. 8
2 Чрезвычайные ситуации и источники их происхождения; Классификация ЧС, поражающие факторы техногенного происхождения; ЧС военного времени. Законодательные акты РФ о защите населения от ЧС. 8
Основные способы защиты от поражающих факторов ЧС: инженерная защита, эвакуация и рассредоточение, использование средств индивидуальной защиты. Обеззараживание объектов и территорий. 8
3 Вредные вещества в промышленности, их влияние на организм человека, нормирование. Метеорологические условия производственной среды, их влияние на организм, нормирование. Влияние освещения на зрение, безопасность и производительность труда. Естественное и искусственное освещение, виды, нормирование. Вредное действие шума на организм человека. 8
Действие электрического тока на организм человека. Критерии электробезопасности. Защитное заземление, защитное зануление, защитное отключение, выравнивание потенциалов. Влияние электромагнитных полей на человека. Нормирование. 4
Пожарная безопасность. 4
4 Основные понятия и определения, аксиома о потенциальной опасности деятельности. Теория рисков Принципы, методы и средства обеспечения БЖД.Основные нормативно-правовые акты (НПА) по охране труда. Органы управления охраной труда 4
Обучение и инструктажи по охране труда 2
Надзор и контроль за состоянием охраны труда. Ответственность работодателя за нарушение требований НПА по охране труда. 2
Производственный травматизм. 2

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Финоченко, Т. А. Самостоятельная работа обучающегося [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие для самостоятельной работы обучающихся по дисциплинам / Т. А. Финоченко, А. Г. Хвостиков ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 8 с. ЭБС РГУПС
2 Производственная санитария и гигиена труда: учеб. пособие / Т.А. Финоченко, Г.Н. Соколова,Т.А. Бойко, Н.Н. Харченко; ФГБОУ ВПО РГУПС.- Ростов н/Д, 2014. – 96 с. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
4
ОК-6 +
ОК-12 +
ОПК-6 +
ОПК-8 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОК-6 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ОК-12 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ОПК-6 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ОПК-8 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

контрольные работы, предусмотренные в учебном плане, проводятся в форме компьютерного тестирования в ЦМКО;

1) Производственное освещение;

2) Учет и расследование несчастных случаев на производстве;

3) Негативное воздействие производственного шума и вибрации на человека;

4) Классификация чрезвычайных ситуаций;

5) Вредное действие пыли, паров и газов на организм. Методы и средства защиты;

6)Методы и средства тушения пожаров;

7)Оказание первой помощи при переломах;

8) Оказание первой помощи при кровотечениях;

9) Оказание первой помощи при ожогах;

10)Действие электрического тока на человека;

11)Вредное действие пыли, паров и газов на организм. Методы и средства защиты;

12) Эвакуация персонала при пожарах, авариях, катастрофах, стихийных бедствиях;

13) Вредное действие электромагнитных полей;

14)Производственная вентиляция.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 4

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1)Принципы, методы и средства обеспечения БЖД.
2) Нормативно-правовые акты по охране труда и ЧС.
3) Особенности физического и умственного труда.
4) Методы и средства снижения травмобезопасности оборудования.
5) Вредное действие пыли, паров и газов на организм. Методы и средства защиты.
6) Вредное действие неудовлетворпительных метеоусловий на организм. Методы и средства защиты.
7) Вредное действие инфракрасных излучений на организм. Методы и средства защиты.
8) Вредное действие шума и вибрации на организм. Методы и средства защиты.
9) Вредное действие электромагнитных полей.
10) Методы расчета искусственного и естественного освещения.
11) Классификация вентиляции по принципу действия,назначению, способам организации воздухообмена.
12) Действие электрического тока на организм. Критерии электробезопасности.
13) Область применения и принцип действия защитного заземления, защитного зануления, защитного отключения.
14) Способы молниезащиты зданий и сооружений.
15) Категории помещений по взрыво- пожарной опасности.
16) Критерии огнестойкости зданий и сооружений. Способы повышения огнестойкости.
17) Методы и средства предупреждения и тушения пожаров.
18) Гигиенические требования к ПЭВМ и организации работ.
19) Виды и опасность стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф.
20) Методы и способы защиты персонала в условиях ЧС.
21) Меры безопасного поведения в зоне проведения террактов.
22) Виды травм.
23) Приемы оказания первой помощи при переломах.
24) Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
25) Приемы оказания первой помощи при ожогах.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Проводить расследования несчастных случаев на производстве.
2) Проводить инструктажи по охране труда работников.
3) Осуществлять контроль за выполнением требований охраны труда и профилактики ЧС.
4) Разрабатывать планы мероприятий по улучшению условий и охраны труда и профилактике тенхногенных ЧС.
5) Выполнять расчеты звукопоглощающих облицовок, глушителей шума.
6) Выполнять расчеты виброизоляции агрегатов и рабочих мест.
7) Выполнять расчеты естественного и искусственного освещения.
8) Выполнять расчеты времени эвакуации людей из зданий и сооружений.
9) Выполнять расчеты зон заражения АХОВ.
10) Выполнять реасчеты зон разрушения при взрывах ГВС и ВВ.
11) Обеспечивать безопасность эвакуации машин и механизмов.
12) Обеспечивать безопасность персонала при пожарах, авариях, катастрофах, стихийных бедствиях.
13) Прогнозировать аварии, катастрофы.
14) Организовать эвакуацию персонала при пожарах, авариях, катастрофах, стихийных бедствиях.
15) Организовывать и проводить аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АС и ДНР) при ЧС.
16) Обеспечивать устойчивость работы предприятия в ЧС.
17) Оказывать первую помощь при переломах.
24) Оказывать первую помощь при кровотечениях.
25) Оказывать первую помощь при ожогах.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Контроля уровней безопасности на производстве.

2) Планирования и реализации мероприятий по повышению безопасности технологических процессов и производств.

3) Измерения уровней звукового давления, уровней вибрации, параметров электромагнитных полей, метеорологических факторов, освещенности с использованием современной измерительной техники.

4) Выполнения оценки радиационной обстановки.

5) Предупреждения и тушения пожаров.

6) Использования способов и технологий защиты в ЧС.

7) Использования способов защиты от опасности поражения электрическим током при прямом и косвенном прикосновении.

8) Использования способов укрытия персонала в защитных сооружениях.

9) Использования способов обеззараживания объектов и территорий.

10) Использования способов защиты при стихийных бедствиях.

11) Оказания первой помощи при переломах.

12) Оказания первой помощи при кровотечениях.

13) Оказания первой помощи при ожогах.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-6 4 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-12 4 1, 3 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 3 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 3 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-6 4 1, 3 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 3 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 3 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-8 4 2 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
2 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
2 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие / И.Г. Переверзев, Т.А. Финоченко, И.А. Яицков [и др.]; ФГБОУ ВО РГУПС. – 2-е изд., пе-раб. и доп. – Ростов н/Д, 2019. – 307 с.: ил. – Библиогр.: с. 304–306. ISBN 978-5-88814-843-3 ЭБС РГУПС

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Защита в чрезвычайных ситуациях : учебное пособие / А.В. Коновалов, М.К. Лобанова, В.Н. Наконечный, М.А. Папсуев и др. - 2014 - 226 с. ЭБС РГУПС
2 Оценка устойчивости промышленных, транспортных и социальных объектов в чрезвычайных ситуациях : учеб. пособие / М.А. Папсуев, А.В. Коновалов; под ред. М.А. Папсуева. - Ростов н/Д, 2013. - 140 с. ЭБС РГУПС
3 Пожарная безопасность: учеб. пособие / А. А. Феденко, С. В. Ситник, В. Н. Наконечный [и др.] ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д : 2015. - 219 с. ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Переверзев И.Г. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Бойко, Т. А. Электробезопасность. Безопасность жизнедеятельности [Текст] : учеб. - метод. пособие к лаб. работам / Т. А. Бойко, Е. Б. Воробьев ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2012. - 32 с. ЭБС РГУПС
3 Безопасность жизнедеятельности в условиях производства. Расчеты [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Т. А. Финоченко, В. А. Фирсов, И. Г. Переверзев [и др.] ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 209 с. ЭБС РГУПС
4 Безопасность жизнедеятельности [Текст] : учеб.-метод. пособие для лаб. работ / Е. П. Чубарь, Т. А. Финоченко, И. Г. Переверзев [и др.] ; ред. Е. П. Чубарь ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 64 с. ЭБС РГУПС
5 Первая помощь при несчастных случаях [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / А. Г. Хвостиков, Т.А. Финоченко ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 46 c. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Лабораторное оборудование.

Л.р. № 1 - Комплекс приборов для измерения параметров микроклимата(анемометр цифровой DT-82, психрометр, барометр), МЭС-200.

Л.р. № 2 - Люксметр-яркомер «Аргус-12», Люксметр-пульсметр «Аргус-07».

Л.р. № 3 - Робот-тренажер «Гоша».

Л.р. № 4 - Анализатор шума SVAN 945 и источники шума, звукопоглощающая камера, частотный модулятор.

Л.р. № 5 - Прибор определения ЭМП ВЕ-метр- АТТ-002.

Л.р. № 6 - Стенд для исследования эффективности зануления.

Л.р. № 7 - Стенд для исследования эффективности защитного заземления.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 41676.