РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Безопасность жизнедеятельности"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.Б "Экология транспорта"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности

23.05.06 Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей

Специализация

№ 3 Мосты

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения "

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н., доц. Соколова Галина Николаевна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Экология транспорта" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Безопасность жизнедеятельности".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.т.н., проф. Гапонов Владимир Лаврентьевич, профессор каф. "Безопасность технологических процессов и производств", ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Экология т_С_23.05.06_во_5_БЖД _п41291_41530.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Экология транспорта".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Экология транспорта" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Безопасность жизнедеятельности";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: основные закономерности экологии

Умеет: учитывать оценивать влияние антропогенной деятельности на окружающую срелу

Имеет навыки: предусматривать меры по сохранению и защите экосистемы в ходе своей общественной и профессиональной деятельности

ОК-12 - способностью предусматривать меры по сохранению и защите экосистемы в ходе своей общественной и профессиональной деятельности

Знает: основные закономерностей функционирования биосферы

Умеет: оценивать принципов рационального природопользования для решения задач профессиональной деятельности

Имеет навыки: расчета негативного воздействия на окружающую среду и оценки ущерба за негативное воздействие на окружающую среду

ОПК-6 - способностью использовать знание основных закономерностей функционирования биосферы и принципов рационального природопользования для решения задач профессиональной деятельности

Знает: законодательну и нормативную докуметацию в области экологической безопасности

Умеет: оценить влияние строительных работ по возведению объектов транспортного строительства на окружающую среду

Имеет навыки: разрабатывать мероприятия, обеспечивающие экологическую безопасность в районе сооружения транспортного объекта

ПК-4 - способностью оценить влияние строительных работ по возведению объектов транспортного строительства на окружающую среду и разрабатывать мероприятия, обеспечивающие экологическую безопасность в районе сооружения транспортного объекта

Место дисциплины 1С.Б "Экология транспорта" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Математика", "Физика", "Химия", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: СИВ, СИС.

Дисциплина реализуется в 5 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 50 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
5
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб) 16 16 16
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 49   49
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 49   49
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 108 50 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 5

1. Общая экология и биосфера. (Компетенция/и ОК-12, ОПК-6)

1.1. Экология как наука: 1) Предмет экологии как науки. Основные понятия экологии. 2) Основные закономерности экологии по Б. Коммонеру.

1.2. Биосфера и экологические системы: 1) Учение о биосфере. 2) Фундаментальная роль живого вещества. 3) Круговороты веществ в биосфере. 4) Биотические и абиотические экологические факторы. 5) Экосистемы, трофические взаимодействия.

1.3. Экологические проблемы современности: 1)Влияние экологических факторов на человека и окружающую среду. 2) Экологические проблемы народонаселения и энергетики.

2. Защита атмосферы и физическое загрязнение окружающей среды. (Компетенция/и ОПК-6, ПК-4)

2.1. Атмосфера: 1) Строение атмосферы и физические процессы в ней. 2) Виды загрязнения. Причины загрязнения окружающей среды. Озоновые дыры. Парниковый эффект. Особо опасные загрязнения среды. 3) Мониторинг окружающей среды и его виды. 4) Нормирование качества атмосферного воздуха: ПДК, ОБУВ. Нормирование выбросов – ПДВ, ВСВ.

2.2. Снижение загрязнения атмосферы: 1) Очистка выбросов. 2) Сухие и мокрые способы очистки выбросов. 3) Электрофильтр 4) Очистка выбросов от газообразных загрязняющих веществ. 5) Санитарно-защитные зоны и санитарные разрывы. Классы опасности промышленных предприятий и объектов 6) Наилучшие достижимые технологии.

2.3. Физическое загрязнение окружающей среды: 1) Шум – источники, основные параметры и нормируемые величины. 2) Понятия о расчете шумовых характеристик и методы борьбы с шумом. 3) Электромагнитное загрязнение окружающей среды – источники, способы снижения. 4) Понятие о тепловом и радиационном загрязнении окружающей среды.

3. Защита гидросферы и почв. (Компетенция/и ОПК-6, ПК-4)

3.1. Гидросфера: 1) Общие сведения о воде, ее свойствах, запасах и потребителях. 2) Источники загрязнения водных объектов 3) Нормирование качества воды: ПДК, показатель рН, БПК и другие показатели. 4) ГОСТы, ОСТы, СанПиНы на воду. Виды водоемов. 5) Нормирование сбросов – НДС, ВСС.

3.2. Снижение загрязнения гидросферы: 1) Виды сточных вод. 2) Способы очистки сточных вод. 3) Нормы водоснабжения и водопотребления.

3.3. Почва. Защита земельных ресурсов, флоры и фауны: 1) Понятие о земельных ресурсах, флоре и фауне. Почвы. Загрязнение почв. 2) Проблемы урбанизации. 3) Классы опасности отходов. ФККО. Твердые коммунальные отходы.

3.4. Снижение загрязнения почв: 1) Система сбора и накопления отходов. 2) Способы утилизации отходов. 3) Вторичные материальные ресурсы.

4. Правовые и экономические вопросы охраны окружающей среды. (Компетенция/и ОПК-6, ПК-4)

4.1. Правовые основы охраны окружающей среды: 1) Уровни природоохранного законодательства России. Конституция РФ. Федеральные законы "Об охране окружающей среды", "Об экологической экспертизе". Природохранное и природоресурсное законодательство. 2) Государственная политика в области охраны окружающей среды. 3) Экологический контроль и экспертиза: Государственная и общественная экологическая экспертиза.

4.2. Экономические вопросы охраны окружающей среды.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4   2 10
2 4 12 12 14
3 6 2 2 16
4 2 2   9
Итого 16 16 16 49
В т.ч. по интерактивным формам   4 10  

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Исследования уровня содержания нитратов в свежих овощах и фруктах 2
2 Оценка концентрации газообразных загрязняющих веществ в воздухе 2
Исследование шума от передвижных источников 4
Исследование параметров электромагнитных полей от источников радиочастот 4
Определение завыленнсоти воздуха весовым методом 2
3 Определение кислотности водных растворов c помощью рН – метра 2

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
2 Расчет выбросов вредных загрязняющих веществ при проведении сварочных работ. 2
Расчет выбросов вредных загрязняющих веществ при проведении аккумуляторных работ. 2
Расчет выбросов вредных веществ в атмосферу при пересыпке строительных материалов. 2
Расчет шумовых характеристик от транспортных потока поездов. 2
Расчет размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды 4
3 Расчет нормативов образования отходов от объектов транспорта 2
4 Расчет платы за загрязнение атмосферы 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 История развития экологии. Работы Вернадского В.И., Реймерса Н.Ф., Коммонера Б по биосфере. 5
Экосистемы. Сохранение видового разнообразия экосистем 5
2 Парниковый эффект. Разрушение озонового слоя. Стойкие органические загрязнения (СОЗ): диоксины 6
Физическое загрязнение окружающей среды. Шумовое, тепловое, электромагнитное, радиационное загрязнение. 8
3 Источники загрязнения поверхностных вод 3
Свойств гидросферы. Круговорот воды в природе 2
Очистка сточных вод 4
Защита почв от химического загрязнения 4
Проблемы урбанизированных территорий. Утилизация отходов 3
4 Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды 4
Плата за негативное воздействие на окружающую среду 5

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Т.А. Финоченко, А.Г. Хвостиков. Самостоятельная работа обучающегося / учебно-методическое пособие для самостоятельной работы обучающихся по дисциплинам / Финоченко Т.А., Хвостиков А.Г.; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 8 с. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
5
ОК-12 +
ОПК-6 +
ПК-4 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОК-12 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ОПК-6 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ПК-4 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

шумовое загрязнение урбанизованных территорий и защита территории от шума;

охрана лесов;

гидромелиоративные мероприятия для защиты почв;

утилизация отходов на урбанизированных территориях;

система сбора твердых коммунальных отходов на территории населенных пунктов;

особоохраняемые природные территории;

организация санитарно-защитных зон;

очистка бытовых сточных вод;

организация оборотной системы водоснабжения на предприятиях железнодорожного транспорта.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 5

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Определение экологии как науки.
2) Закономерности экологии по Б. Коммонеру.
3) Понятия экосистемы и биосферы.
4) Характеристику экологических факторов.
5) Экологические проблемы народонаселения и энергетики.
6) Строение атмосферы и физических процессов в ней.
7) Виды и характеристику загрязнений.
8) Причину озоновых дыр и парникового эффекта.
9) Особо опасные загрязнения среды.
10) Принципы нормирования качества атмосферного воздуха: ПДК, ОБУВ.
11) Принципы нормирования выбросов ПДВ, ВСВ, размерность.
12) Общие сведения о воде, ее свойствах, запасах, потребителях.
13) Нормирование качества воды, ПДК, рН, БПХ, ХПК.
14) Способы очистки стоков.
15) Характеристику твердых коммунальных отходов.
16) Способы утилизации отходов.
17) Физические загрязнения окружающей среды.
18) Характеристику химических загрязнений.
19) Характеристику биологических загрязнений.
20) Характеристику механических загрязнений.
21) Шум и его физические характеристики. Влияние шума на здоровье человека.
22) Электромагнитные излучения и его источники. Влияние ЭМИ на здоровье человека.
23) Характеристику физических загрязнений.
24) Понятие о расчетах платежей за негативное воздействие на среду.
25) Правовые основы охраны окружающей среды.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Рассчитать ПДВ от горячих источников для равниной местности.
2) Рассчитать ПДВ от холодных источников для равниной местности.
3) Рассчитать ПДВ от горячих источников для гористой местности.
4) Рассчитать во сколько раз ПДВi вещества для гористой местности будет отличаться от ПДВi вещества для равниной местности.
5) Рассчитать во сколько раз ПДВ SO2 в равнинной местности отличается от ПДВ СО в равнинной местности.
6) Рассчитать во сколько раз ПДВ SO2 в гористой местности отличается от ПДВ СО в гористой местности.
7) Рассчитать шумовой дискомфорт от потока поездов.
8) Анализировать кислотность растворов, зная величину водородного показателя.
9) Рассчитать эквивалентный уровень шума от транспортного потока для расстояния 7,5 м.
10) Рассчитать эквивалентный уровень шума от транспортного потока для расстояния 20 м.
11) Сравнить расчетным путем эквивалентный уровень шума от транспортного потока при скорости автомобилей 40 км/ч и 80 км/ч, для расстояния 7,5 м.
12) Рассчитать во сколько раз изменится значение ПДВ, если высота трубы увеличится в 2 раза.
13) Рассчитать во сколько раз изменится значение ПДВ, если высота трубы увеличится в 3 раза.
14) Рассчитать плату за загрязнение атмосферы, если Мф < ПДВ.
15) Рассчитать плату за загрязнение атмосферы, если ПДВ < Мф < ВСВ.
16) Рассчитать плату за загрязнение атмосферы, если Мф > ВСВ.
17) Рассчитать плату за загрязнение атмосферы, если выбросы не лимитированы.
18) Рассчитать шумовой дискомфорт в помещении аудитории, при значении Lэкв = 75 дБА.
19) Рассчитать шумовой дискомфорт ночью в жилом помещении при Lэкв = 50 дБА.
20) Рассчитать шумовой дискомфорт днем в жилом помещении при Lэкв = 65 дБА.
21) Рассчитать во сколько раз изменится плата за выбросы при Мф < ПДВ, если М1 < М2 в 2 раза для i-того вещества.
22) Рассчитать во сколько раз изменится плата за выбросы при Мф < ПДВ, если М1 > М2 в 4 раза, по М1 - выбрасывается в Ростове, а М2 - в Кисловодске.
23) Интерпретировать закономерности Б. Коммонера.
24) Рассчитать шумовой дискомфорт в помещении территории, если Lэкв = 65 дБА, ширину зеленых насаждений для его ликвидации.
25) Ориентироваться в трофических цепях.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Сравнения ПДВ разных веществ по величине ПДК для холодных источников.

2) Сравнения ПДВ одного вещества по характеристике местности для холодных источников.

3) Определения вредности по величине ПДК для разных веществ.

4) Определения шумового дискомфорта от потока поездов.

5) Расчета ПДС взвешенных веществ.

6) Расчета ПДС нефтепродуктов.

7) Защиты от воздействия диоксинов.

8) Расчета платы за загрязнения атмосферного воздуха.

9) Нормирование физических и химических параметров воды (мутность, цветность, запах, водородный показатель и пр.).

10) Нормирования бактериологического и органического загрязнения воды, БПК, ХПК, коли-индекс, коли-титр.

11) Использования способов очистки сточных вод.

12) Использования физико-химических методов очистки сточных вод.

13) Использования механических методов очистки сточных вод.

14) Использования биологических методов очистки сточных вод.

15) Нормирования шума и борьбы с шумовым дискомфортом.

16) Определения электромагнитных излучений от мобильных телефонов и характеристики их качества.

17) Расчета ширины зеленых насаждений для предотвращения шумового дискомфорта.

18) Сравнительного анализа различных способов утилизации отходов.

19) Снижения вредного влияния автотранспорта на окружающую среду.

20) Сравнения ПДВ разных веществ по величине ПДК для горячих источников.

21) Сравнения ПДВ одного вещества по характеристике местности для горячих источников.

22) Применение методов снижения интенсивности парникового эффекта.

23) Применение методов снижения интенсивности кислотных дождей.

24) Определения влияния экологических факторов на организм.

25) Экологического мышления.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-12 5 1 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-6 5 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-4 5 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
2, 3 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Стадницкий Г. В. Экология [Текст] : Учебник для вузов / Стадницкий Г. В. - Санкт-Петербург : ХИМИЗДАТ, 2017. - 296 с. ЭБС IPRBooks

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Экология [Текст] : учеб. пособие / И. А. Кленова ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 258 с. ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Соколова Г.Н. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Экология транспорта". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Расчеты выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников загрязнения атмосферы [Электронный ресурс] : учебное пособие для практических занятий / Г. Н. Соколова, Т. Г. Шульга, Л. В. Дергачева ; ред. И. В. Лебедева ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 85 с. ЭБС РГУПС
3 Среда обитания [Текст] : учеб.-метод. пособие / Г. Н. Соколова, Л. В. Дергачева, И. А. Кленова [и др.] ; ред. Г. Н. Соколова ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2016. - 109 с. ЭБС РГУПС
4 Соколова Г.Н. Экология. Задачи для практических работ: учебно-методическое пособие/ Г.Н. Соколова; Д.А. Рудиков; ФГБОУ ВО РГУПС.- Ростов н/д, 2018.-72 с. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Лабораторное оборудование.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 41530.