РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Теоретическая механика"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.Б "Теоретическая механика"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

23.03.03 Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов

Программа прикладного бакалавриата

Автомобили и автомобильное хозяйство

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н., доц. Олешко Сергей Борисович предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.Б "Теоретическая механика" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Теоретическая механика".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.ф-м.н., проф. Чебаков Михаил Иванович, Зав. отделом, НИИМиПМ ЮФУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1ББ_Теоретическая м_Б_23.03.03_во_34_Термех_п36124_41464.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Теоретическая механика".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Теоретическая механика" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Детали машин", "Сопротивление материалов", "Теория механизмов и машин";

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: реакции связей, условий равновесия плоской и пространственной систем сил, теории пар сил, кинематических характеристик точки, частных и общих случаев движения точки и твердого тела, дифференциальных уравнений движения точки, общих теорем динамики, теории удара

Умеет: выделять конкретное физическое содержание в прикладных задачах будущей деятельности; использовать законы и методы теоретической механики как основы описания и расчетов механизмов транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования

Имеет навыки: элементами расчета теоретических схем механизмов транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования

ОПК-3 - готовностью применять систему фундаментальных знаний (математических, естественнонаучных, инженерных и экономических) для идентификации, формулирования и решения технических и технологических проблем эксплуатации транспортно-технологических машин и комплексов

Место дисциплины 1Б.Б "Теоретическая механика" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Математика", "Физика".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ЗАБ, ТАБ.

Дисциплина реализуется в 3, 4 семестрах.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 9 зачетных единиц (324 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 139 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
3 4
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 128 128 64 64
Лекции (Лек) 64 64 32 32
Лабораторные работы (Лаб) 16 16 16  
Практические, семинары (Пр) 48 48 16 32
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
11 11 8 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 140   63 77
Контрольная работа (К)        
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 140   63 77
Контроль, всего и в т.ч. 45   9 36
Экзамен (Экз) 36     36
Зачет (За) 9   9  
Общая трудоемкость, часы 324 139 144 180
Зачетные единицы (ЗЕТ) 9   4 5

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 9 зачетных единиц (324 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 31 час.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
4 5 6
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 20 20 2 8 10
Лекции (Лек) 10 10 2 4 4
Лабораторные работы (Лаб) 4 4     4
Практические, семинары (Пр) 6 6   4 2
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
11 11   5 6
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 280     142 138
Контрольная работа (К) 24     12 12
Реферат (Р)          
Расчетно-графическая работа (РГР)          
Курсовая работа (КР)          
Курсовой проект (КП)          
Самоподготовка 256     130 126
Контроль, всего и в т.ч. 13     4 9
Экзамен (Экз) 9       9
Зачет (За) 4     4  
Общая трудоемкость, часы 324 31 2 159 163
Зачетные единицы (ЗЕТ) 9        

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 3

1. Простейшие понятия и аксиомы статики:. (Компетенция/и ОПК-3)

1.1. Основные понятия и аксиомы статики:: 1) Понятие силы. 2) Аксиомы статики. 3) Виды связей и их реакции. 4) Принцип освобождаемости от связей. 5) Равнодействующая двух сил. 6) Проекция силы на ось. 7) Силовой многоугольник. 8) Равнодействующая системы сходящихся сил. 9) Теорема о трех силах.

2. Плоская и пространственная системы сил. (Компетенция/и ОПК-3)

2.1. Сходящаяся система сил: 1) Теорема о трех силах. 2) Равнодействующая система сходящихся сил. 3) Силовой многоугольник.

2.2. Система пар сил: 1) Пара силы. 2) Алгебраический и векторный момент пары. 3) Теоремы о парах сил и операциях с ними. 4) Сложение пар.

2.3. Пространственная система сил: 1) Основная теореиа статики и равновесие различных систем сил. 2) Главный вектор. 3) Главный момент. 4) Условия равновесия произвольной системы сил. 5) Условия равновесия плоской системы сил. 6) Условия равновесия сходящейся системы сил. 7) Условия равновесия системы параллельных сил.

2.4. Плоская система сил: 1) Теорема Вариньона. 2) Три формы условий равновесия. 3) Равновесие системы тел.

3. Центр тяжести и теория трения. (Компетенция/и ОПК-3)

3.1. Система параллельных сил:: 1) Центр системы параллельных сил. 2) Методы определения центра тяжести твердого тела. 3) Определение центра тяжести простейших тел.

3.2. Теория трения:: 1) Законы Кулона. 2) Коэффициент сцепления. 3) Коэффициент трения скольжения. 4) Угол и конус трения. 5) Трение скольжения. 6) Трение качения.

4. Простейшие движения твердого тела:. (Компетенция/и ОПК-3)

4.1. Кинематика точки:: 1) Способы задания движения точки. 2) Кинематические характеристики точки при различных видах задания движения точки. 3) Определение скорости при различных видах задания движения точки. 4) Определение ускорения при координатном способе задания ее движения . 5) Разложение ускорения точки на касательное и нормальное ускорение. 6) Частные случаи движения точки.

4.2. Простейшие движения твердого тела:: 1) Уравнения поступательного движения. 2) Теорема о скоростях и ускорениях при поступательном движении твердого тела. 3) Вращение твердого тела вокруг неподвижной оси. 4) Кинематические характеристики при вращательном движении (угловая скорость, угловое ускорение). 5) Скорость и ускорение точки твердого тела.

5. Плоскопараллельное движение твердого тела. (Компетенция/и ОПК-3)

5.1. Плоскопараллельное движение твердого тела. Скорости точек плоской фигуры:: 1) Разложение плоского движения на поступательное движение вместе с полюсом и вращательное движение вокруг оси, проходящей через полюс. 2) Определение скоростей точек плоской фигуры. 3) Теорема о проекциях скоростей. 4) Понятие мгновенного центра скоростей(МЦС). 5) Способы нахождения положения МЦС. 6) Угловая скорость тела.

5.2. Плоскопараллельное движение твердого тела. Ускорения точек плоской фигуры:: 1) Понятие МЦУ(мгновенного центра ускорений). 2) Способы определения МЦУ. 3)Определение ускорений точек плоской фигуры. 4) Угловое ускорение тела.

6. Сложное движение точки. (Компетенция/и ОПК-3)

6.1. Сложное движение точки:: 1) Основные определения( абсолютное, относительное и переносное движения). 2) Скорость и ускорение точки при относительном движении точки. 3) Скорость и ускорение точки при переносном движении точки. 4) Теорема о сложении скоростей при сложном движении 5) Ускорение Кориолиса. 6) Теорема Кориолиса.

Семестр № 4

7. Динамика материальной точки. (Компетенция/и ОПК-3)

7.1. Динамика материальной точки:: 1) Аксиомы динамики. 2)Дифференциальные уравнения движения точки в векторной, координатной форме и в проекциях на оси естественного трехгранника. 3) Две основные задачи динамики свободной материальной точки. 4) Способы интегрирования дифференциальных уравнений движения материальной точки .

7.2. Колебательное движение материальной точки с одной степенью свободы:: 1) Движение под действием упругой силы. 2) Гармонические колебания. 3) Амплитуда, период колебаний. 4) Движение под действием упругой силы и силы сопротивления. 5) Затухающие колебания. 6) Логарифмический декремент затухания. 7) Движение под действием упругой и периодической силы . 8)Вынужденные колебания. 9) Апериодическое движение. 10) Явление резонанса. .

8. Общие теоремы динамики. (Компетенция/и ОПК-3)

8.1. Общие теоремы динамики. Теорема о движении центра масс изменении количества движения системы:: 1) Дифференциальные уравнения движения центра масс. 2) Закон сохранения движения центра масс. 3) Элементарный и полный импульс силы. 4) Закон сохранения количества движения.

8.2. Общие теоремы динамики. Теорема об изменении кинетического момента:: 1) Момент инерции твердого тела относительно точки(полярный момент инерции). 2)Момент инерции твердого тела относительно оси(осевой момент инерции). 3) Теорема Гюйгенса – Штейнера. 4) Радиус инерции. 5) Моменты инерции некоторых тел: стержня, диска, кольца, однородного цилиндра, пластины. 6) Теорема об изменении кинетического момента. 7) Закон сохранения момента количества движения механической системы. 8) Дифференциальное уравнение вращательного движения твердого тела.

9. Кинетическая энергия системы. (Компетенция/и ОПК-3)

9.1. Теорема об изменении кинетической энергии материальной точки и механической системы:: 1)Работа сил. 2) Кинетическая энергия при различных видах движения. 3) Теорема Кенига. 4) Теорема об изменении кинетической энергии материальной точки и механической системы.

10. Принципы механики. (Компетенция/и ОПК-3)

10.1. Принцип Даламбера и принцип возможных перемещений: 1) Сила инерции. 2) Принцип Даламбера для материальной точки и для системы. 3) Связи и их классификации. 4) Возможные перемещения. 5) Элементарная работа на возможном перемещении. 6) Принцип возможных перемещений.

10.2. Общее уравнение динамики системы: 1) Обобщенные координаты, обобщенные скорости и обобщенные силы. 2) Принцип Лагранжа–Даламбера (общее уравнение динамики). 3) Общее уравнение динамики системы в обобщенных координатах.

11. Уравнения Лагранжа второго рода. (Компетенция/и ОПК-3)

11.1. Работа на возможном перемещении: 1) Элементарная работа силы и системы сил. 2) Работа на возможном перемещении. 3) Вычисление обобщенных сил.

11.2. Уравнения Лагранжа 2 рода: 1) Уравнения Лагранжа 2 рода для системы с произвольными связями. 2) Идеальные связи. 3) Уравнения Лагранжа 2 рода для системы с идеальными связями.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4      
2 6 4 4 41
3 4 2 2  
4 4 2 2  
5 8 4 4  
6 6 4 4 22
7 6 6    
8 8 8    
9 6 6    
10 6 6    
11 6 6   77
Итого 64 48 16 140
В т.ч. по интерактивным формам     2  

Лабораторный практикум

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 3
2 Вводное занятие 2
Исследование влияния точки приложения нагрузки на реакции опор ломаной балки 2
3 Определение центра тяжести и исследование устойчивости механической системы 2
4 Определение кинематических характеристик движения точки методами компьютерного моделирования 2
5 Расчет плоского механизма методами компьютерного моделирования 4
6 Определение кинематических характеристик движения точки в сложном движении методами компьютерного моделирования 4

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 3
2 Условия равновесия сходящейся, плоской и пространственной систем 4
3 Определение центра тяжести плоской фигуры 2
4 Кинематика точки. 2
5 Плоскопараллельное движение твердого тела 4
6 Сложное движение точки 4
Семестр № 4
7 Дифференциальные уравнения движения точки. Решение обратных задач динамики 3
Гармонические колебания материальной точки, затухающие колебания 3
8 Использование общих теорем динамики 8
9 Вычисление работы сил. Использование теоремы об изменении кинетической энергии. 6
10 Использование принципов механики 6
11 Использование уравнений Лагранжа 2 рода при решении задач динамики 6

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 3
2 Равновесие системы тел 20
Статически определимые и статически неопределимые системы 10
Статически определимые и статически неопределимые системы 11
6 Сложение вращений твердого тела вокруг параллельных и пересекающихся осей 22
Семестр № 4
11 Малые свободные колебания механической системы с двумя (или n) степенями свободы.Собственные частоты и коэффициенты формы 25
Использование обобщенных координат при решении статических задач 52

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 256 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Теоретическая механика: учеб.-метод. пособие для самостоятельной работы студентов технических специальностей / С.Б. Олешко; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/ Д, 2017 ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
3 4
ОПК-3 + +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-3 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

-РГР Задача С. Определение центра тяжести и реакций опор плоского тела;;

-РГР Задача К. Расчет плоского механизма по заданным уравнениям движения точки ведущего звена;;

- РГР Задача Д. Интегрирование дифференциальных уравнений движения материальной точки.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 3

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Аксиомы статики.
2) Основные понятия статики: сила, система сил, равнодействующая, главный вектор и главный момент системы сил.
3) Связи и реакции связей. Основные виды связей.
4) Основная теорема статики о приведении системы сил к заданному центру.
5) Центр тяжести твердого тела.
6) Теорема Вариньона о моменте равнодействующей.
7) Пара сил. Момент пары сил как вектор. Теория пар сил. Момент силы относительно оси. Случаи, когда он равен нулю.
8) Произвольная система сил. Условия равновесия произвольной пространственной системы сил.
9) Законы трения качения и законы трения скольжения.
10) 3 cпособа задания движения точки. Скорость и ускорение точки .
11) Скорость и ускорение при координатном способе задания движения точки.
12) Естественные оси. Разложение ускорения точки на тангенциальное и нормальное ускорения.
13) Простейшие движения твердого тела. Поступательное и вращательное движение твердого тела.
14) Скорости и ускорения точек тела, вращающегося вокруг неподвижной оси.Угловая скорость и угловое ускорение.
15) Плоскопараллельное движение твердого тела. Скорости точек при плоском движении. Теорема о проекциях скоростей точек плоской фигуры на прямую, соединяющую эти точки.
16) Плоскопараллельное движение твердого тела. Мгновенный центр скоростей.
17) Сложное движение точки (абсолютное, относительное и переносное движения). Теорема Кориолиса.
18) Теорема о сложении скоростей и ускорений при сложном движении, если переносное движение поступательное.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Выбор объекта исследования и изображение активных сил, действующих на объект исследования.
2) Замена связей, наложенных на объект исследования, их реакциями.
3) Момент силы относительно точки как вектор. Момент силы относительно оси. Случаи, когда он равен нулю.
4) Пара сил. Момент пары сил как вектор. Теория пар сил.
5) Возможные случаи приведения произвольной системы сил.
6) Методы (способы) определения центра тяжести.
7) Методы определения центра тяжести: эксперимент, разбиения и дополнения.
8) Центр тяжести. Нахождение центра тяжести простейших фигур: треугольника, дуги окружности и кругового сектора.
9) Трения скольжения. Определение коэффициента трения скольжения
10) Трения качения. Определение коэффициента трения качения.
11) Способы задания движения точки. Скорость и ускорение точки.
12) Определение нормального и тангенциального ускорения точки при различных способах задания её движения.
13) Определение скоростей и ускорений точек при плоском движении.
14) Нахождение мгновенного центра скоростей (МЦС).
15) Определение скоростей и ускорений точек при вращательном движении вокруг неподвижной оси.
16) Определение скорости при сложном движении точки. Теорема о сложении скоростей при сложном движении точки
17) Определение ускорения при сложном движении точки (переносное движение – поступательное).
18) Определение ускорения при сложном движении точки (переносное движение – вращательное).
19) Определение ускорения Кориолиса. Модуль и направление ускорения Кориолиса. Случаи, когда оно равно нулю.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Задача на определение реакций связей для плоской системы сходящихся сил.
2) Задача на определение реакций связей для плоской системы параллельных сил.
3) Задача на определение реакций связей для произвольной плоской системы сил.
4) Задача на определение реакций связей для пространственной системы параллельных сил.
5) Задача на определение реакций связей для произвольной пространственной системы сил.
6) Задача на определение центра тяжести линейных тел.
7) Задача на определение центра тяжести плоских тел.
8) Задача на определение центра тяжести объемных тел.
9) Задача на определение центра тяжести сложных тел.
10) Задача на определение коэффициента трения скольжения.
11) Задача на определение коэффициента трения качения.
12) Задача на определение кинематических характеристик движения точки при векторном способе задания ее движения.
13) Задача на определение кинематических характеристик движения точки при координатном способе задания ее движения.
14) Задача на определение кинематических характеристик движения точки при естественном способе задания ее движения.
15) Задача на определение кинематических характеристик движения точек при вращательном движения тела.
16) Задача на определение кинематических характеристик движения точек при плоскопараллельном движения тела.
17) Задача на определение кинематических характеристик движения точки при сложном движения точки (переносное движение – поступательное).
18) Задача на определение кинематических характеристик движения точки при сложном движения точки (переносное движение – вращательное).

Экзамен. Семестр № 4

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Предмет динамики. Инерциальная система отсчета. Дифференциальные уравнения движения материальной точки
2) Механическая система. Внешние и внутренние силы. Теорема о внутренних силах
3) Две задачи динамики точки.
4) Количество движения материальной точки и системы. Теорема об изменении количества движения.
5) Центр масс. Теорема о движении центра масс.
6) Момент количества движения точки и кинетический момент системы относительно центра и оси. Теорема об изменении кинетического момента.
7) Дифференциальные уравнения вращательного движения.
8) Теоремы об изменении количества движения, о движении центра масс и об изменении кинетического момента.
9) Работа силы на конечном пути. Вычисление работы некоторых сил.
10) Кинетическая энергия материальной точки и системы. Вычисление кинетической энергии при поступательном, вращательном и плоскопараллельном движении системы.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Порядок решения прямых задач динамики точки.
2) Порядок решения обратных задач динамики точки.
3) Дифференциальные уравнения движения материальной точки. Две задачи динамики.
4) Центр масс механической системы. Теорема о движении центра масс.
5) Количество движения материальной точки и системы. Теорема об изменении количества движения.
6) Определение момента количества движения точки и кинетического момента системы относительно оси. Теорема об изменении кинетического момента.
7) Дифференциальные уравнения вращательного движения.
8) Работа силы на конечном пути. Вычисление работы некоторых сил.
9) Кинетическая энергия материальной точки и системы. Вычисление кинетической энергии при поступательном, вращательном и плоскопараллельном движении системы.
10) Использование теоремы об изменении кинетической энергии механической системы.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Прямая задача динамики материальной точки.

2) Обратная задача динамики материальной точки.

3) Задача на исследование свободных гармонических колебаний материальной точки под действием восстанавливающей силы.

4) Задача на исследование затухающих колебаний материальной точки.

5) Задача на исследование вынужденных колебаний.

6) Задача на вычисление осевых моментов инерции однородных тел относительно произвольных осей.

7) Задача на применение теоремы о движении центра масс.

8) Задача на применение закона о сохранении движения центра масс.

9) Задача на применение теоремы об изменении количества движения.

10) Задача на применение закона сохранения количества движения.

11) Задача на применение теоремы об изменении кинетического момента.

12) Задача на применение закона сохранения кинетического момента.

13) Задача на вычисление работы некоторых сил.

14) Задача на применение теоремы об изменении кинетической энергии.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-3 3 1, 2, 3, 4, 5, 6 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 3, 4, 5, 6 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
2, 3, 4, 5, 6 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
4 7, 8, 9, 10, 11 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
7, 8, 9, 10, 11 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Зачет (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Козинцева С.В. Теоретическая механика [Электронный ресурс] : учебное пособие / С.В. Козинцева, М.Н. Сусин.- 2-е изд. — Электрон. текстовые данные. — Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2019. — 153 c. ЭБС IPRBooks

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Сидашов, А.В. Теоретическая механика: учеб. пособие / А.В. Сидашов, В.П. Шехов, Е.А. Василькова; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2019. – 118 с.: 95 ил.– Библиогр.: с. 114. ЭБС РГУПС
2 Горбач, Н. И. Теоретическая механика. Динамика [Электронный ресурс] : учебное пособие / Н. И. Горбач. — Электрон. текстовые данные. — Минск : Вышэйшая школа, 2012. — 320 c. ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Олешко С.Б. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Теоретическая механика". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Теоретическая механика: учеб.-метод.пособие по проведению практических занятий и выполнению расчетно-графических работ для студентов железнодорожных специальностей в 3-х частях.ч.1 Статика / Н.А.Мясникова,Ф.В.Мясников, Е.И. Лунева, А.И. Азоян; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017 ЭБС РГУПС
3 Теоретическая механика: учеб.-метод.пособие по проведению практических занятий и выполнению расчетно-графических работ для студентов железнодорожных специальностей в 3-х частях.ч.2 Кинематика / П.Г. Иваночкин, Е.А. Василькова, В.В. Шубитидзе; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017 ЭБС РГУПС
4 Теоретическая механика: учеб.-метод.пособие по проведению практических занятий и выполнению расчетно-графических работ для студентов железнодорожных специальностей в 3-х частях.ч.3 Динамика / А.В. Сидашов, Н.А. Мясникова, Е.А. Василькова, Д.С. Мантуров; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017 ЭБС РГУПС
5 Теоретическая механика: учеб.-метод. пособие по проведению лабораторных работ для студентов технических специальностей / С.Б. Олешко; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/ Д, 2017 ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И
2 Система компьютерной алгебры Mathcad И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Персональные компьютеры.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 41464.