РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Безопасность жизнедеятельности"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.Б "Безопасность жизнедеятельности"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности

23.05.05 Системы обеспечения движения поездов

Специализация

№ 1 Электроснабжение железных дорог

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения "

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н., доц. Хвостиков Андрей Георгиевич предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Безопасность жизнедеятельности" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Безопасность жизнедеятельности".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.т.н., проф. Гапонов Владимир Лаврентьевич, профессор каф. "Безопасность технологических процессов и производств", ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Безопасность ж_С_23.05.05_во_7_БЖД _п37066_41410.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Безопасность жизнедеятельности".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общекультурных, общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Безопасность технологических процессов", "Эксплуатация технических средств обеспечения движения поездов";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: основные нормативные правовые документы

Умеет: ориентироваться в системе законодательства и нормативных правовых актов, регламентирующих сферу профессиональной деятельности

Имеет навыки: применять нормативные документы открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД") при разработке должностных инструкций

ОК-6 - готовностью использовать нормативные правовые акты в своей профессиональной деятельности

Знает: теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе "человек - среда обитания";

Умеет: использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности

Имеет навыки: методами и средствами обеспечения безопасностижизнедеятельности трудовых коллективов

ОК-12 - способностью предусматривать меры по сохранению и защите экосистемы в ходе своей общественной и профессиональной деятельности

Знает: теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе "человек - среда обитания"

Умеет: выбирать технические средства и технологии с учетом экологических последствий их применения

Имеет навыки: методами экологического обеспечения производства и инженерной защиты окружающей среды

ОПК-6 - способностью использовать знание основных закономерностей функционирования биосферы и принципов рационального природопользования для решения задач профессиональной деятельности

Знает: особенности техники безопасности, охраны труда и окружающей среды при эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте устройств и систем обеспечения движения поездов

Умеет: определять потенциальные угрозы и действия, влияющие на защищенность объектов транспорта и его инфраструктуры

Имеет навыки: методами и средствами обеспечения безопасности жизнедеятельности трудовых коллективов; приемами оценки опасностей и вредностей производства

ОПК-7 - владением основными методами организации безопасности жизнедеятельности производственного персонала и населения, их защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий

Место дисциплины 1С.Б "Безопасность жизнедеятельности" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Транспортная безопасность", "Экология на транспорте", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5.8 лет заочное.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ЗЖС, ЭЖС.

Дисциплина реализуется в 7 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 50 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
7
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб) 16 16 16
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 85   85
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 85   85
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 144 50 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 12 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
10 11
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 10 10 2 8
Лекции (Лек) 2 2 2  
Лабораторные работы (Лаб) 6 6   6
Практические, семинары (Пр) 2 2   2
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 1 1
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 128   60 68
Контрольная работа (К) 12     12
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 116   60 56
Контроль, всего и в т.ч. 4     4
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 4     4
Общая трудоемкость, часы 144 12 63 81
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 7

1. Человек и среда обитания. (Компетенция/и ОК-6)

1.1. Основы физиологии труда и комфортные условия жизнедеятельности в техносфере: 1) Основы физического и умственного труда. 2) Психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление, чувства, эмоции, настроение, мотивации. 3) Факторы, влияющие на надежность действия оператов. 4) Эргономические основы безопасности. 5) Система "человек-машина-среда".

1.2. Характерные состояния системы "человек- среда обитания": 1) Эволюция системы "человек- среда обитания". 2) Переход к техносфере. 3) Критерии и параметры безопасности техносферы.

2. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях. (Компетенция/и ОПК-7)

2.1. Основные источники ЧС и их классификация:: 1) Чрезвычайные ситуации и источники их происхождения; 2) Классификация ЧС, поражающие факторы техногенного происхождения; 3) ЧС военного времени. Законодательные акты РФ о защите населения от ЧС.

2.2. Основы защиты населения и производства от ЧС в РФ: 1) Основные способы защиты от поражающих факторов ЧС: инженерная защита, эвакуация и рассредоточение, использование средств индивидуальной защиты. 2) Обеззараживание объектов и территорий. 3) Борьба с терроризмом.

2.3. Устойчивость работы объектов техносферы в ЧС мирного и военного времени, ликвидаций последствий ЧС: 1) Основы устойчивости работы объекта в ЧС, принципы и способы повышения устойчивости их функционирования. 2) Организация и проведение АСИДНР, их содержание, этапы прове-дения, привлекаемые силы и средства.

3. Негативные факторы техносферы, их воздействие на человека и средства снижения травмоопасности и вредного воздействия технических систем. (Компетенция/и ОПК-6)

3.1. Вредные факторы: 1) Вредные вещества в промышленности, их влияние на организм человека, нормирование. 2) Метеорологические условия производственной среды, их влияние на организм, нормирование. 3) Влияние освещения на зрение, безопасность и производительность труда. Естественное и искусственное освещение, виды, нормирование. 4) Вредное действие виброакустических факторов на организм человека.

3.2. Опасные факторы: 1) Действие электрического тока на организм человека. Критерии электробезопасности. 2) Защитное заземление, защитное зануление, защитное отключение, выравнивание потенциалов. 3) Влияние электромагнитных полей на человека. Нормирование. Критерии защиты. 4) Пожарная безопасность.

4. Безопасность жизнедеятельности в условиях производства. (Компетенция/и ОК-12)

4.1. Теоретические основы БЖД:: 1) Основные понятия и определения, аксиома о потенциальной опасности деятельности. 2) Теория рисков. 3) Принципы, методы и средства обеспечения БЖД.

4.2. Управление безопасностью жизнедеятельности в условиях производства: 1) Основные нормативно-правовые акты (НПА) по охране труда. 2) Органы управления охраной труда. 3) Производственный травматизм. 4) Надзор и контроль за состоянием охраны труда. 5) Ответственность работодателя за нарушение требований НПА по охране труда. 6) Обучение и инструктаж по охране труда.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2 4 2 18
2 6 4 2 22
3 6 4 10 20
4 2 4 2 25
Итого 16 16 16 85
В т.ч. по интерактивным формам 4 10 12  

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 7
1 Оценка микроклимата производственных помещений 2
2 Оказание первой помощи при несчастных случаях 2
3 Исследование производственного шума и оценка эффективности звукоизоляции 4
Оценка освещения производственных помещений 2
Исследование электромагнитных излучений от ПЭВМ 2
Исследование эффективности защитного заземления 2
4 Исследование эффективности защитного зануления 2

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 7
1 Расчет искусственного освещения помещений 2
Расчет естественного освещения помещений 2
2 Оценка последствий аварий (катастроф) с газовоздушной смесью и взрывчатыми веществами. 2
Прогнозирование последствий химической аварии на химически опасном объекте и транспорте 2
3 Расчет эффективности звукопоглощения. 2
Расчет защитного заземления 2
4 Деловая игра «Расследование несчастного случая. Оформление акта формы Н-1». 2
Расчет защитного зануления на отключающую способность 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 7
1 Основы физиологии и психологии труда. Эргономическое обеспечение комфортных условий труда. 9
Классификация работ по тяжести и напряжен-ности труда. Профессиональный отбор. 9
2 Чрезвычайные ситуации и источники их происхождения; Классификация ЧС, поражающие факторы техногенного происхождения; ЧС военного времени. Законодательные акты РФ о защите населения от ЧС. 12
Основные способы защиты от поражающих факторов ЧС: инженерная защита, эвакуация и рассредоточение, использование средств индивидуальной защиты. Обеззараживание объектов и территорий. 10
3 Вредные вещества в промышленности, их влияние на организм человека, нормирование. Метеорологические условия производственной среды, их влияние на организм, нормирование. Влияние освещения на зрение, безопасность и производительность труда. Естественное и искусственное освещение, виды, нормирование. Вредное действие шума на организм человека. 8
Действие электрического тока на организм человека. Критерии электробезопасности. Защитное заземление, защитное зануление, защитное отключение, выравнивание потенциалов. Влияние электромагнитных полей на человека. Нормирование. 4
Пожарная безопасность. 8
4 Основные понятия и определения, аксиома о потенциальной опасности деятельности. Теория рисков Принципы, методы и средства обеспечения БЖД.Основные нормативно-правовые акты (НПА) по охране труда. Органы управления охраной труда 8
Обучение и инструктажи по охране труда 4
Надзор и контроль за состоянием охраны труда. Ответственность работодателя за нарушение требований НПА по охране труда. 6
Производственный травматизм. 7

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 5.8 лет заочное составляет 116 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Финоченко, Т. А. Самостоятельная работа обучающегося [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие для самостоятельной работы обучающихся по дисциплинам / Т. А. Финоченко, А. Г. Хвостиков ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 8 с. ЭБС РГУПС
2 Производственная санитария и гигиена труда [Текст] : учеб. пособие / Т. А. Финоченко, Т. А. Бойко, Г. Н. Соколова [и др.] ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2014. - 95 с. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
7
ОК-6 +
ОК-12 +
ОПК-6 +
ОПК-7 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОК-6 7 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ОК-12 7 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ОПК-6 7 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ОПК-7 7 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

контрольные работы, предусмотренные в учебном плане, проводятся в форме компьютерного тестирования в ЦМКО;

1) Производственное освещение;

2) Учет и расследование несчастных случаев на производстве;

3) Негативное воздействие производственного шума и вибрации на человека;

4) Классификация чрезвычайных ситуаций;

5) Вредное действие пыли, паров и газов на организм. Методы и средства защиты;

6)Методы и средства тушения пожаров;

7)Оказание первой помощи при переломах;

8) Оказание первой помощи при кровотечениях;

9) Оказание первой помощи при ожогах;

10)Действие электрического тока на человека;

11)Вредное действие пыли, паров и газов на организм. Методы и средства защиты;

12) Эвакуация персонала при пожарах, авариях, катастрофах, стихийных бедствиях;

13) Вредное действие электромагнитных полей;

14)Производственная вентиляция.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 7

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1)Принципы, методы и средства обеспечения БЖД.
2) Нормативно-правовые акты по охране труда и ЧС.
3) Особенности физического и умственного труда.
4) Методы и средства снижения травмбезопасности оборудования.
5) Вредное действие пыли, паров и газов на организм. Методы и средства защиты.
6) Вредное действие неудовлетворительных метеоусловий на организм. Методы и средства защиты.
7) Вредное действие инфракрасных излучений на организм. Методы и средства защиты.
8) Вредное действие шума и вибрации на организм. Методы и средства защиты.
9) Вредное действие электромагнитных полей.
10) Методы расчета искусственного и естественного освещения.
11) Классификация вентиляции по принципу действия, назначению, способам организации воздухообмена.
12) Действие электрического тока на организм. Критерии электробезопасности.
13) Область применения и принцип действия защитного заземления, защитного зануления, защитного отключения.
14) Способы молниезащиты зданий и сооружений.
15) Категории помещений по взрыво- пожарной опасности.
16) Критерии огнестойкости зданий и сооружений. Способы повышения огнестойкости.
17) Методы и средства предупреждения и тушения пожаров.
18) Гигиенические требования к ПЭВМ и организации работ.
19) Виды и опасность стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф.
20) Методы и способы защиты персонала в условиях ЧС.
21) Меры безопасного поведения в зоне проведения террактов.
22) Виды травм.
23) Приемы оказания первой помощи при переломах.
24) Приемы оказания первой помощи при кровотечениях.
25) Приемы оказания первой помощи при ожогах.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Разработайте план эвакуации персонала при пожаре.
2) Разработайте план эвакуации персонала аварии.
3) Разработайте план эвакуации персонала при стихийных бедствиях.
4) Перечислите мероприятия по обеспечению безопасность персонала при пожаре.
5) Перечислите мероприятия по обеспечению безопасность персонала при аварии.
6) Перечислите мероприятия по обеспечению безопасность персонала при стихийных бедствиях.
7) Проведите вводный инструктаж.
8) Проведите первичный инструктаж на рабочем месте.
9) Проведите целевой инструктаж.
10) Проведите внеплановый инструктаж.
11) Проведите повторный инструктаж.
12) Проведите расследование несчастного случая на производстве.
13) Проведите расследование несчастного случая на производстве со смертельным исходом.
14) Окажите первую помощь при отсутствии пульса.
15) Разработайте планы мероприятий по улучшению условий труда на предприятии.
16) Проведите контроль за выполнением требований охраны труда на предприятии.
17) Нарисуйте схему защитного заземления и поясните его работу.
18) Нарисуйте схему защитного заземления и поясните его работу.
19) Провести расследование несчастного случая на производстве.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Приведите необходимые исходные данные и последовательность для предварительного расчета бокового естественного освещения помещения.

2) Определить давление ударной волны на расстоянии r=200 м от центра взрыва облака ГВС, образованного при разрушении резервуара с 106 кг сжиженного пропана.

3) Приведите последовательность расчета последствий взрыва ГВС с помощью номограммы «Изменение значений ^Рф (кгс/см2) при взрыве пропанобутановых ГВС в зависимости от массы сжиженного газа Q (кг) и расстояния r (м)» (рис. 1 Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций : сб. задач / М.А. Папсуев, А.В. Коновалов ; РГУПС. - Ростов н/Д, 2006.- 59 с.).

4) Определить зону заражения при разрушении цистерны с аммиаком массой 50 т. Время аварии 1400. Температура окружающей среды 20°С. Погода – переменная облачность. Скорость приземного ветра 3 м/с.

5) Приведите необходимые исходные данные и последовательность для расчета эффективности звукопоглощения.

6) Приведите необходимые исходные данные и последовательность для расчёта заземляющего устройства.

7) Приведите необходимые исходные данные и последовательность к расчету защитного зануления на отключающую способность.

8) Приведите необходимые исходные данные и последовательность расчета номинальных токов плавких вставок и выбора плавких предохранителей.

9) Приведите необходимые исходные данные и последовательность искусственного освещения помещения.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-6 7 1 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-12 7 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-6 7 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
3 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
3 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-7 7 2 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
2 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
2 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Безопасность жизнедеятельности: учеб. пособие / И.Г. Переверзев, Т.А. Финоченко, И.А. Яицков [и др.]; ФГБОУ ВО РГУПС. – 2-е изд., пе-раб. и доп. – Ростов н/Д, 2019. – 307 с.: ил. – Библиогр.: с. 304–306. ISBN 978-5-88814-843-3 ЭБС РГУПС

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Пожарная безопасность [Текст] : учеб. пособие / А. А. Феденко, С. В. Ситник, В. Н. Наконечный [и др.] ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2015. - 219 с. ЭБС РГУПС
2 Защита в чрезвычайных ситуациях [Текст] : учеб. пособие / А. В. Коновалов, М. К. Лобанова, В. Н. Наконечный [и др.] ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2014. - 226 с. ЭБС РГУПС
3 Папсуев, М. А. Оценка устойчивости промышленных, транспортных и социальных объектов в чрезвычайных ситуациях [Текст] : учеб. пособие / М. А. Папсуев, А. В. Коновалов ; ред. М. А. Папсуев ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2013. ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Хвостиков А.Г. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Бойко, Т. А. Электробезопасность. Безопасность жизнедеятельности [Текст] : учеб. - метод. пособие к лаб. работам / Т. А. Бойко, Е. Б. Воробьев ; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2012. - 32 с. ЭБС РГУПС
3 Безопасность жизнедеятельности в условиях производства. Расчеты [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Т. А. Финоченко, В. А. Фирсов, И. Г. Переверзев [и др.] ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 209 с. ЭБС РГУПС
4 Первая помощь при несчастных случаях [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / А. Г. Хвостиков, Т.А. Финоченко ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 46 с ЭБС РГУПС
5 Безопасность жизнедеятельности [Текст] : учеб.-метод. пособие для лаб. работ / Е. П. Чубарь, Т. А. Финоченко, И. Г. Переверзев [и др.] ; ред. Е. П. Чубарь ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 64 с. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Лабораторное оборудование;

Тренажёрный комплекс.

Л.р. № 1 - Комплекс приборов для измерения параметров микроклимата(анемометр цифровой DT-82, психрометр, барометр), МЭС-200.

Л.р. № 2 - Люксметр-яркомер «Аргус-12», Люксметр-пульсметр «Аргус-07».

Л.р. № 3 - Робот-тренажер «Гоша», Тренажер "Максим III-01".

Л.р. № 4 - Анализатор шума SVAN 945 и источники шума, звукопоглощающая камера, частотный модулятор.

Л.р. № 5 - Прибор определения ЭМП ВЕ-метр- АТТ-002.

Л.р. № 6 - Стенд для исследования эффективности зануления.

Л.р. № 7 - Стенд для исследования эффективности защитного заземления.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 41410.