РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Изыскания, проектирование и строительство железных дорог"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.В.ОД "Теория математической обработки геодезических измерений (ТМОГИ)"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

21.03.02 Землеустройство и кадастры

Программа академического бакалавриата

Кадастр недвижимости

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.э.н. Соболева Ольга Николаевна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.В.ОД "Теория математической обработки геодезических измерений (ТМОГИ)" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Изыскания, проектирование и строительство железных дорог".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

Хошафян Алексей Арсенович, генеральный директор, ООО "Аршин".





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БВОД_Теория м о г и (_Б_21.03.02_во_5_ИПС_п37916_41384.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Теория математической обработки геодезических измерений (ТМОГИ)".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Теория математической обработки геодезических измерений (ТМОГИ)" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых и вариативных дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника профессиональных, дополнительных профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и профилем подготовки "Кадастр недвижимости".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Земельно-кадастровые геодезические и фотограмметрические работы", "Фотограмметрия и дистанционное зондирование", "Экономико-математические методы и моделирование";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: основы теории вероятности и методы статистики

Умеет: обрабатывать результаты непосредственных и косвенных измерений

Имеет навыки: использования техники уравнивания геодезических измерений

ПК-5 - способностью проведения и анализа результатов исследований в землеустройстве и кадастрах

Знает: виды ошибок измерений и способы их определения

Умеет: оценивать точность полученных результатов измерений, выявлять и устранять причины возникновения недопустимых значений измерений

Имеет навыки: определения точности линейных и угловых измерений при изготовлении межевых и технических планов

ДПК-5 - умением использовать знание основ технических дисциплин для развития и совершенствования технологий кадастра недвижимости

Место дисциплины 1Б.В.ОД "Теория математической обработки геодезических измерений (ТМОГИ)" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав вариативной части (В.ОД).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Геодезия", "Информатика", "Математика".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ЗЗБ, СЗБ.

Дисциплина реализуется в 5 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 50 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
5
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб) 16 16 16
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 49   49
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР) 15   15
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 34   34
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 108 50 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 11 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
7 8
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 8 8 4 4
Лекции (Лек) 4 4 4  
Лабораторные работы (Лаб) 2 2   2
Практические, семинары (Пр) 2 2   2
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 1 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 93   40 53
Контрольная работа (К)        
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР) 15     15
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 78   40 38
Контроль, всего и в т.ч. 4     4
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 4     4
Общая трудоемкость, часы 108 11 45 63
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 5

1. Основы теории ошибок измерений. (Компетенция/и ПК-5, ДПК-5)

1.1. Основные понятия и свойства случайных ошибок: 1) Задачи, решаемые с помощью теории ошибок измерений. 2) Прямые и косвенные измерения. 3) Ошибки измерений и их виды. 4) Постановка задачи. 5) Характеристика результатов измерений. 6) Основные свойства случайных ошибок измерений.

1.2. Критерии, применяемые при оценке точности геодезических измерений: 1) Средняя ошибка. 2) Вероятная ошибка. 3) Средняя квадратическая ошибка(с.к.о.). 4) Предельная ошибка. 5) Математические связи между ошибками. 6) Абсолютные и относительные ошибки.

2. Равноточные измерения. (Компетенция/и ПК-5, ДПК-5)

2.1. Простая арифметическая средина: 1) Определение принципа равноточных измерений. 2) Формула для вычисления простой арифметической средины. 3) С.к.о. простой арифметической средины. 4) Формулы, по которым оцениваются результаты равноточных измерений. 5) Порядок обработки ряда равноточных измерений. 6) Пример по обработке измерений.

2.2. Оценка точности по разностям двойных равноточных измерений: 1) Постановка задачи. 2) С.к.о., характеризующая точность любой из разностей двойных измерений. 3) Выявление систематических ошибок, в результатах измерений. 4) С.к.о., характеризующая точность любого из результатов измерений. 5) Рассмотрение примера.

3. Неравноточные измерения. (Компетенция/и ПК-5, ДПК-5)

3.1. Понятие о весах равноточных измерений: 1) Определение понятия «неравноточные измерения». 2) Вес – новая характеристика точности измерений. 3) С.к.о. результата измерений, вес которого равен единице. 4) Формула общей арифметической средины. 5) Порядок обработки ряда неравноточных измерений. 6) Пример.

3.2. Веса функций независимо измеренных величин: 1) Обратный вес функции произведения измеренного аргумента на постоянный множитель. 2) Обратный вес функции суммы двух и более измеренных величин. 3) Обратный вес линейной функции. 4) Обратный вес функции общего вида.

4. Метод наименьших квадратов (МНК). (Компетенция/и ПК-5, ДПК-5)

4.1. Параметрический метод уравновешивания: 1) Математическая основа принципа МНК. 2) Система уравнений поправок в параметрическом методе. 3) Приведение уравнений поправок к линейному виду. 4) Переход от уравнений поправок к нормальным уравнениям. 5) Методы решения нормальных уравнений.

4.2. Коррелатный метод уравнивания: 1) Постановка задачи. 2) Понятие об условных уравнениях (уравнениях связи). 3) Геометрический смысл условных уравнений. 4) Рассмотрения примера для составления условных уравнений.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 5   4 8
2 3 8 4 8
3 4 8 4 10
4 4   4 8
Итого 16 16 16 34
В т.ч. по интерактивным формам 4      

Лабораторный практикум

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Свойства случайных ошибок измерений 2
Оценка точности функций независимо измеренных величин 2
2 Равноточные измерения 4
3 Неравноточные измерения 4
4 Веса функций независимо измеренных величин 4

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
2 Оценка точности по разностям двойных равноточных измерений 8
3 Оценка точности по разностям двойных неравноточных измерений 8

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Основы теории ошибок измерений 8
2 Равноточные измерения 8
3 Неравноточные измерения 10
4 Уравнения поправок в МНК 8

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 78 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Добрынин, Н.Ф. Математическая обработка геодезических измерений: учебное пособие./ Н.Ф. Добрынин, М.С. Плешко; ФГБОУ ВО РГУПС. – 2-е изд., доп. и перераб. - Ростов н/Д, 2017, - 72 с. (ЭБС РГУПС) ЭБС РГУПС
2 Практикум по дисциплине «Теория математической обработки геодезических измерений»: учебно-методическое пособие / Н.Ф. Добрынин, О.Н. Соболева; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 33с. (ЭБС РГУПС) ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
5
ПК-5 +
ДПК-5 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ПК-5 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
ДПК-5 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

расчетно-графическая работа "Решение задач по теории ошибок измерений".


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 5

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Задачи, решаемые с привлечением теории ошибок измерений.
2) Непосредственные и посредственные измерения.
3) Критерии, по которым оцениваются результаты геодезических измерений.
4) Измерения, относящиеся к равноточным.
5) Измерения, относящиеся к неравноточным.
6) Ошибки измерений и их виды.
7) Свойства ошибок измерений.
8) Математические связи между различными мерами оценок точности геодезических измерений.
9) Абсолютные и относительные ошибки.
10) Технологию оценки точности функций независимо измеренных величин.
11) Порядок обработки ряда равноточных измерений.
12) Порядок обработки ряда неравноточных измерений.
13) Веса неравноточных измерений.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Вычислять среднюю ошибку.
2) Вычислять вероятную ошибку.
3) Вычислять среднюю квадратической ошибки.
4) Определять относительную ошибку.
5) Определять веса геодезических измерений.
6) Выполнять оценку функций независимо измеренных величин.
7) Определять веса функций неравноточных измерений.
8) Оценивать точность по разностям двойных измерений.
9) Составлять параметрические уравнения.
10) Составлять условные уравнения.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) применения существующих способов уравнительных вычислений, используемых в землеустройстве и кадастрах.

2) выбора способов уравновешивания в зависимости от вида информации в результатах измерений.

3) применения технологии составления условных уравнений.

4) обработки ряда равноточных измерений.

5) обработки ряда неравноточных измерений.

6) оценки точности равноточных измерений.

7) оценки точности неравноточных измерений.

8) определения весов измерений.

9) оценки точности по разностям двойных измерений.

10) выявления систематических ошибок в результатах геодезических измерений.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-5 5 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
2, 3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ДПК-5 5 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
2, 3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Защита расчетно-графической работы.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Добрынин, Н.Ф. Математическая обработка геодезических измерений: учебное пособие./ Н.Ф. Добрынин, М.С. Плешко; ФГБОУ ВО РГУПС. – 2-е изд., доп. и перераб. - Ростов н/Д, 2017, - 72 с. (ЭБС РГУПС) ЭБС РГУПС

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Землеустройство, кадастр и мониторинг земель [Текст] : научно-практический журнал/ учредитель: Некоммерческое партнерство ИД " Просвещение". - М. : ИД "Панорама", "Политэкономиздат". - ISSN 2074-7977. - Выходит ежемесячно НТБ РГУПС
2 Маркузе Ю. И. Теория математической обработки геодезических измерений [Электронный ресурс] : Учебное пособие для вузов / Маркузе Ю. И. - Москва : Академический Проект, Альма Матер, 2015. - 248 с. ЭБС IPRbooks ЭБС IPRBooks

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Соболева О.Н. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Теория математической обработки геодезических измерений (ТМОГИ)". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Практикум по дисциплине «Теория математической обработки геодезических измерений»: учебно-методическое пособие / Н.Ф. Добрынин, О.Н. Соболева; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 33с. (ЭБС РГУПС) ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Персональные компьютеры.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 41384.