РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Путь и путевое хозяйство"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.В.ДВ "САПР железнодорожного пути"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности

23.05.06 Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей

Специализация

№ 3 Мосты

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения "

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н. Шаповалов Владимир Леонидович предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.В.ДВ "САПР железнодорожного пути" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Путь и путевое хозяйство".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

Баданин Андрей Дмитриевич, начальник, ДРП - СП ЦДРП филиала ОАО "РЖД".





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СВДВ_САПР ж п_С_23.05.06_во_7_ППХ_п37781_41273.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "САПР железнодорожного пути".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "САПР железнодорожного пути" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и специализацией "Мосты".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Строительство железных дорог";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: конструкторскую документацию, сборочный чертеж, элементы геометрии деталей, аксонометрические проекции деталей, изображения и обозначения деталей, основы компьютерного моделирования

Умеет: запроектировать план, профиль и конструкцию железнодорожного пути и сооружений при реконструкции железнодорожной инфраструктуры

Имеет навыки: Основными методами работы на компьютерах с прикладными программными средствами

ОПК-10 - способностью применять современные программные средства для разработки проектно-конструкторской и технологической документации

Знает: классификацию отказов элементов железнодорожного пути и его сооружений, методы и способы повышения надежности и продления ресурса работоспособности конструкций

Умеет: обеспечить безопасность движения поездов по мостовому сооружению

Имеет навыки: навыками расчета элементов строительных конструкций и сооружений на прочность, жесткость, устойчивость

ПК-1 - способностью разрабатывать проекты и схемы технологических процессов строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации железнодорожного пути, мостов, тоннелей, метрополитенов, а также их обслуживания, с использованием последних достижений в области строительной науки

Место дисциплины 1С.В.ДВ "САПР железнодорожного пути" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина является дисциплиной по выбору обучающегося (В.ДВ).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Информатика", "Математика".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: СИВ, СИС.

Дисциплина реализуется в 7 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 53 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
7
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб) 32 32 32
Практические, семинары (Пр)      
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
5 5 5
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 46   46
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 46   46
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 108 53 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 7

1. Общие понятия расчетов конструкций железнодорожного пути. (Компетенция/и ОПК-10)

1.1. Расчет пути на прочность: Выбор расчетной схемы, предпосылок и допущений к расчету пути на прочность.

1.2. Расчет пути на устойчивость: Выбор расчетной схемы, предпосылок и допущений к расчету пути на устойчивость.

1.3. Расчет конструкций подрельсовых оснований: Выбор расчетной схемы, предпосылок и допущений к расчету подрельсовых оснований.

2. Программное обеспечение расчетов конструкций железнодорожного пути. (Компетенция/и ОПК-10)

2.1. Специализированное программное обеспечение для расчетов конструкций: Обзор возможностей специализированного программного обеспечения.

2.2. Программные продукты для математических вычислений, разработки алгоритмов и визуализации данных: Обзор возможностей программного обеспечения для математических вычислений, разработки алгоритмов и визуализации данных.

2.3. Программы для математического моделирования реализующие методы конечных элементов: Обзор возможностей программного обеспечения для математического моделирования реализующие методы конечных элементов.

3. Компьютерное моделирование. (Компетенция/и ПК-1)

3.1. Понятие модели в компьютерном моделировании: Основные понятия и определения в компьютерном моделировании.

3.2. Классификация видов моделирование: Виды моделирования и их классификация.

3.3. Создание массива исходных данных методами лазерного сканирования: Особенности создания пространственных моделей.

4. Применение программного обеспечения для расчетов и проектирования конструкций железнодорожного пути. (Компетенция/и ОПК-10)


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4   8 6
2 4   8 12
3 4   8 16
4 4   8 12
Итого 16   32 46
В т.ч. по интерактивным формам 4   20  

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 7
1 Построение геометрии расчетной модели. Построение поперечных профилей на основе облаков точек, полученных при наземном лазерном сканировании 2
Задание граничных условий и свойств расчетной модели 2
Вычисление напряжений и деформаций в элементах подрельсовых оснований 4
2 Вычисление напряжений и деформаций в на основной площадке 8
3 Расчет устойчивости склонов. Расчет геотехнических сооружений транспортного комплекса 4
Определение нормальных и касательных сил взаимодействия колеса с рельсом 4
4 Вычисление напряжений и деформаций в земляном полотне и основании 8

Практические занятия (семинары)

Не предусмотрено.


Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 7
1 Блок-схема расчета железнодорожного пути 6
2 Теоретические основы определения напряжений в элементах верхнего строения пути 6
Изучение теоретических основ расчетов железнодорожной колеи 6
3 Изучение методов проектирования расчета технологических процессов производства работ 16
4 Решение инженерных задач с использованием специального ПО 12

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Новакович, В. И. Проектирование и расчет элементов верхнего строения железнодорожного пути [Текст] : учеб. пособие / В. И. Новакович, В. В. Карпачевский, Е. В. Корниенко ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 135 с. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
7
ОПК-10 +
ПК-1 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-10 7 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ПК-1 7 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Не предусмотрено.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 7

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Предпосылки и допущения при расчетах конструкций железнодорожного пути.
2) Основные виды расчетов конструкций железнодорожного пути.
3) Преимущества использования программного обеспечения для расчетов конструкций железнодорожного пути.
4) Классификация программного обеспечения для расчетов конструкций.
5) Специализированные программы для расчетов конструкций.
6) Программные продукты для математических вычислений, разработки алгоритмов и визуализации данных.
7) Программы для математического моделирования реализующие методы конечных элементов.
8) Основные возможности специализированных программы для расчетов конструкций.
9) Основные возможности программ для математических вычислений.
10) Основные возможности программ для математического моделирования.
11) Понятие модели в компьютерном моделировании.
12) Компьютерное моделирование.
13) Классификация видов моделирование.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Расчет увеличения междупутных расстояний в кривых. Последовательность расчета.
2) Расчет прочности основной площадки земляного полотна. Последовательность расчета.
3) Расчет контактных напряжений. Последовательность расчета.
4) Схема контакта колеса с рельсом.
5) Расчетная схема определения напряжений на основной площадке земляного полотна.
6) Схема положения экипажей в кривых на двух соседних путях двухпутной линии.
7) MATLAB. Основные функции. Область применения.
8) Maple. Основные функции. Область применения.
9) Mathcad. Основные функции. Область применения.
10) Mathematica. Основные функции. Область применения.
11) SMath Studio. Основные функции. Область применения.
12) Scilab. Основные функции. Область применения.
13) ANSYS. Основные функции. Область применения.
14) SolidWorks. Основные функции. Область применения.
15) COMSOL Multiphysics. Основные функции. Область применения.
16) Flow3D. Основные функции. Область применения.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Расчет напряжений и деформаций балки в Agros2D.

2) Расчет напряжений и деформаций насыпи в Agros2D.

3) Расчет напряжений и деформаций рельса в Agros2D.

4) Особенности создания расчетной сетки для модели (Agros2D).

5) Создания геометрии для расчетной модели (Agros2D).

6) Задание граничных условий для расчетной модели (Agros2D).

7) Выполнение расчета и визуализация результатов (Agros2D).

8) Построение графика напряжений в заданном сечении (Agros2D).

9) Автоматизация расчета в программе Scilab.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-10 7 1, 2, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-1 7 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
3 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Прокопов, А. Ю. САПР зданий и сооружений [Электронный ресурс] : учеб. пособие / А. Ю. Прокопов, М. В. Прокопова, Я. С. Рубцова ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 50 с. ЭБС РГУПС

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Новакович, В. И. Прикладные задачи расчета железнодорожного пути и искусственных сооружений [Текст] : учеб. пособие / В. И. Новакович, В. В. Карпачевский, Е. В. Корниенко ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 82 с ЭБС РГУПС
2 Научно-популярный, производственно-технический журнал "Путь и путевое хозяйство" ЭБ public.ru
3 Журнал Железнодорожный транспорт: научно-теоретический технико-экономический журнал/ учредитель: ОАО "Российские железные дороги" ЭБ public.ru

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Шаповалов В.Л. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "САПР железнодорожного пути". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Новакович, В. И. Проектирование и расчет элементов верхнего строения железнодорожного пути [Текст] : учеб. пособие / В. И. Новакович, В. В. Карпачевский, Е. В. Корниенко ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 135 с. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И
2 AutoCAD И
3 Scilab И
4 Agros2D И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Персональные компьютеры.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 41273.