РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Изыскания, проектирование и строительство железных дорог"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.В.ДВ "История геодезии и кадастра"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

21.03.02 Землеустройство и кадастры

Программа академического бакалавриата

Кадастр недвижимости

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.э.н. Соболева Ольга Николаевна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.В.ДВ "История геодезии и кадастра" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Изыскания, проектирование и строительство железных дорог".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

Бегишева Светлана Юрьевна, заместитель начальника , Межрайонный отдел филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ростовской области.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БВДВ_История г и к_Б_21.03.02_во_1_ИПС_п37883_41033.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "История геодезии и кадастра".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "История геодезии и кадастра" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общекультурных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и профилем подготовки "Кадастр недвижимости".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Геодезия", "Картография", "Основы кадастра недвижимости";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: основные социальные, экономические и иные закономерности исторического развития технологий геодезии и кадастра

Умеет: анализировать и оценивать социальную информацию

Имеет навыки: работы в коллективе

ОК-6 - способностью работать в команде, толерантно воспринимая социальные и культурные различия

Знает: отечественный и зарубежный опыт кадастрова-земельных работ, работ по межеванию и картографированию территории

Умеет: анализировать причины научно-технического прогресса в создании приборов и методов для геодезических работ

Имеет навыки: критического восприятия информации

ПК-7 - способностью изучения научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта использования земли и иной недвижимости

Место дисциплины 1Б.В.ДВ "История геодезии и кадастра" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина является дисциплиной по выбору обучающегося (В.ДВ).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин :

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ЗЗБ, СЗБ.

Дисциплина реализуется в 1 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 18 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
1
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 16 16 16
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр)      
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 81   81
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 81   81
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 108 18 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 8 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
1 2
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 4 4 2 2
Лекции (Лек) 4 4 2 2
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр)        
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
4 4 1 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 96   40 56
Контрольная работа (К) 12     12
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 84   40 44
Контроль, всего и в т.ч. 4     4
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 4     4
Общая трудоемкость, часы 108 8 43 65
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 1

1. История развития кадастра. (Компетенция/и ОК-6, ПК-7)

1.1. Возникновение кадастров: 1) История возникновения и развития кадастра 2) Особенности кадастровых работ в Древнем Риме 3) Особенности Миланского кадастра.

1.2. Особенности ведения кадастров в различных странах: 1) Особенности ведения кадастров в странах Западной Европы 2) Особенности ведения кадастров в США и Канаде.

2. История геодезии. (Компетенция/и ОК-6, ПК-7)

2.1. История развития наук о земле, ее формах и размере: 1) История определения формы Земли 2) История определения размеров Земли 3) Создание и построение карт и планов территорий в Древнем мире.

2.2. Возникновение геодезии как науки и ее развитие: 1) Геодезические измерения в Средневековье 2) Период Возрождения геодезии и картографии (XVI-XVII в.в.) 3) Геодезия в Новое время (XVII-XIX в.в.).

2.3. Современный период развития геодезии: 1) Геодезия в XX веке 2) История возникновения фотограмметрических измерений 3) Основные задачи геодезии на современном этапе.

3. История геодезии и кадастра в России. (Компетенция/и ОК-6, ПК-7)

3.1. История возникновения и развития кадастровой и геодезической деятельности в России до ХVIII века: 1) История кадастровых работ 2) Картографирование территории России.

3.2. История кадастровых и геодезических работ в России в XVIII-XX в.в: 1) История кадастровых и геодезических работ в России в период 1718-1765г.г. 2) История кадастровых и геодезических работ в России в период 1765-1917г.г. 3) История геодезических работ в России в советский период.

4. Современный этап развития кадастра недвижимости в России. (Компетенция/и ОК-6, ПК-7)

4.1. Развития кадастра недвижимости в России в к.ХХв. – н.XXIв: 1) Государственный земельный кадастр: понятие, история возникновения и развития 2) Государственный градостроительный кадастр: понятие, история возникновения и развития 3) Государственный кадастр недвижимости.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4     21
2 6     20
3 4     30
4 2     10
Итого 16     81
В т.ч. по интерактивным формам 8      

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Не предусмотрено.


Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Особенности ведения французского кадастра 6
Особенности ведения английского кадастра 6
Направления развития кадастровой деятельности на современном этапе 9
2 Возникновение и развитие геодезии и картографии в Древнем мире: Др.Египете, Др.Греции, Др.Риме, Др. Китае 4
Вклад эпохи Великих географических открытий в развитие геодезии и картографии 6
Эволюция геодезических инструментов 10
3 Кадастровое описание земель в России до XVIII в. 6
«Большой чертеж» государства Российского 4
Изучение Сибири, работы по картографированию открываемых территорий 4
Отечественные исследователи и ученые, внесшие вклад в геодезию, картографию 6
Генеральное межевание России в XVIII в 10
4 Структура и функции Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии 10

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 84 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Соболева О.Н. История геодезии и кадастра: учебное пособие / О.Н. Соболева; ФГБОУ ВО РГУПС.- Ростов-на/Д, 2017.-101с. (ЭБС РГУПС) ЭБС РГУПС
2 Соболева О.Н. История геодезии и кадастра: учебно-методическое пособие для выпол-нения контрольной и самостоятельной работы / О.Н. Соболева; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 23 с. (ЭБС РГУПС) ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
1
ОК-6 +
ПК-7 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОК-6 1 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
ПК-7 1 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

история кадастровых и геодезических работ в России в XVIII-XIXв.в;

история кадастровых и геодезических работ в России в допетровский период;

история кадастровых и геодезических работ в России в советский период;

особенности ведения французского кадастра;

особенности ведения английского кадастра;

отечественные исследователи и ученые, внесшие вклад в развитие геодезии и картографии;

зарубежные исследователи и ученые, внесшие вклад в развитие геодезии и картографии;

история создания и построения карт и планов территорий;

история развития фотограмметрических измерений;

кадастровые работы в Древнем Риме;

особенности Миланского кадастра;

особенности ведения немецкого кадастра.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 1

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) историю кадастровых и геодезических работ в России в допетровский период
2) историю кадастровых и геодезических работ в России в XVIII-XIXв.в.
3) историю кадастровых и геодезических работ в России в советский период
4) Особенности ведения французского кадастра
5) Особенности ведения английского кадастра
6) Основные задачи геодезии на современном этапе
7) отечественных исследователей и ученых, внесших вклад в развитие геодезии
8) зарубежных исследователей и ученых, внесших вклад в развитие геодезии и картографии
9) структуру и функции Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии
10) развитие космической геодезии

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) использовать исторический опыт определения формы и размеров Земли
2) использовать исторический опыт развития геодезических измерений
3) использовать исторический опыт создания и построения карт и планов территорий
4) использовать исторический опыт развития фотограмметрических измерений
5) ориентироваться в основных направлениях международного сотрудничества в области изучения земли, ее формы и размеров
6) сопоставлять результаты Великих географических открытий и уровень развитие геодезии и картографии
7) оценивать вклад работ по созданию «Большого чертежа государства Российского» в развитие картографии России
8) оценивать вклад работ по изучению Сибири в развитие картографии России и зарубежных стран
9) использовать исторический опыт развития геодезии в Новое время (XVII-XIX в.в.).
10) использовать исторический опыт развития геодезии в странах Востока, повлиявший и на науку средневековой Европы

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) использования сведений о кадастровых работах в Древнем Риме.

2) использования сведений о ведении Миланского кадастра.

3) использования сведений о ведении кадастров в странах Западной Европы.

4) использования сведений о ведении кадастров в США и Канаде.

5) использования сведений о создании системы учета недвижимости в современ-ной России.

6) использования сведений о создании и развитии системы Государственного зе-мельного кадастра в России в к.ХХв.

7) использования сведений о создании и развитии системы Государственного гра-достроительного кадастра в к.ХХв.

8) определения предпосылок создания Государственного кадастра недвижимости.

9) использования сведений о геодезических измерениях в Средневековье.

10) использования сведений о периоде Возрождения геодезии и картографии (XVI-XVII в.в.).


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-6 1 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-7 1 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Соболева О.Н. История геодезии и кадастра: учебное пособие / О.Н. Соболева; ФГБОУ ВО РГУПС.- Ростов-на/Д, 2017.-101с. (ЭБС РГУПС) ЭБС РГУПС

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Маланина Е.Н. Государственное управление земельным фондом Российской Федерации [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Маланина Е.Н., Цветков В.А.— Электрон. текстовые данные.— Омск: Омская юридическая академия, 2013.— 108 c. ЭБС "IPRbooks" ЭБС IPRBooks
2 Российская газета: официальное печатное издание Правительства РФ. – М.: ФГБУ «Редакция «Российской газеты». – выходит ежедневно. ЭБ public.ru
3 Землеустройство, кадастр и мониторинг земель : научно-практ. журнал/ учредитель Некоммерческое партнерство ИД "Просвещение" - М.: ИД "Панорама", изд-во "Политэкономиздат". - Выходит ежемесячно. НТБ РГУПС. НТБ РГУПС
4 Энциклопедия кадастрового инженера : учеб. пособие для вузов, Вып. 1/ М.И. Петрушина, В.С. Кислов, А.Д. Маляр и др; ред. М.И. Петрушина. -М.: Кадастр недвижимости, 2007. -655 с.:a-ил.НТБ РГУПС. НТБ РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Соболева О.Н. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "История геодезии и кадастра". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Соболева О.Н. История геодезии и кадастра: учебно-методическое пособие для выполнения контрольной и самостоятельной работы / О.Н. Соболева; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 23 с. (ЭБС РГУПС) ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Персональные компьютеры.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 41033.