РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Связь на железнодорожном транспорте"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.В.ОД "Теория передачи сигналов"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности

23.05.05 Системы обеспечения движения поездов

Специализация

№ 3 Телекоммуникационные системы и сети железнодорожного транспорта

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения "

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Авторы-составители к.т.н., с.н.с. Лопатин Вадим Федорович, д.т.н., проф. Костоглотов Андрей Александрович предлагают настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.В.ОД "Теория передачи сигналов" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Связь на железнодорожном транспорте".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

Сараев Сергей Игоревич, Главный инженер, Ростовская дирекция связи ЦСС-филиала ОАО "РЖД".





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СВОД_Теория п с_С_23.05.05_во_45_Связь_п36373_40974.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Теория передачи сигналов".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Теория передачи сигналов" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых и вариативных дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных, профессионально-специализированных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и специализацией "Телекоммуникационные системы и сети железнодорожного транспорта".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Многоканальная связь на железнодорожном транспорте", "Оперативно-технологическая связь на железнодорожном транспорте", "Передача дискретных сообщений на железнодорожном транспорте";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: - основы расчета и проектирования элементов и устройств различных физических принципов действия; - основы цифровой вычислительной техники, структуры и функционирование локальных вычислительных сетей и глобальной сети.

Умеет: - проводить анализ и синтез логических устройств, синтезировать с использованием современной микроэлектронной элементной базы цифровые устройства, обеспечивающие заданное функционирование.

Имеет навыки: - экспериментального исследования электрических цепей в рамках физического и математического моделирования.

ОПК-12 - владением основами расчета и проектирования элементов и устройств различных физических принципов действия

Знает: - принципы, основные алгоритмы и устройства цифровой обработки сигналов; - принципы построения телекоммуникационных систем различных типов и способы распределения информации в сетях связи.

Умеет: - проводить математический анализ физических процессов в аналоговых и цифровых устройствах формирования, преобразования и обработки сигналов, оценивать реальные и предельные возможности пропускной способности и помехоустойчивости телекоммуникационных систем; - проводить анализ физических процессов, происходящих в различных направляющих системах, устройствах сверхвысоких частот, в однородных и неоднородных средах, понимать сущность электромагнитной совместимости.

Имеет навыки: - использования техники инженерной и компьютерной графики (ввод, вывод, отображение, преобразование и редактирование графических объектов на компьютере).

ПСК-3.6 - способностью использовать нормативные документы по организации сетей оперативно-технологической телефонной связи, основы организации и функционирования современной общеевропейской системы подвижной связи, основы организации связи для вертикали управления перевозками, владением навыками и методологией проектирования сетей ОТС, методами технического обслуживания аппаратуры ОТС и обеспечения бесперебойности связи

Место дисциплины 1С.В.ОД "Теория передачи сигналов" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав вариативной части (В.ОД).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Математика", "Теоретические основы электротехники", "Электроника".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5.8 лет заочное.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: АКС, ЗКС.

Дисциплина реализуется в 4, 5 семестрах.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 7 зачетных единиц (252 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 101 час.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
4 5
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 96 96 48 48
Лекции (Лек) 48 48 16 32
Лабораторные работы (Лаб) 16 16 16  
Практические, семинары (Пр) 32 32 16 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
5 5 2 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 106   49 57
Контрольная работа (К)        
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР) 10     10
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 96   49 47
Контроль, всего и в т.ч. 45   9 36
Экзамен (Экз) 36     36
Зачет (За) 9   9  
Общая трудоемкость, часы 252 101 108 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 7   3 4

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 7 зачетных единиц (252 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 18 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
5 6 7 8
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 14 14 2 4 2 6
Лекции (Лек) 6 6 2   2 2
Лабораторные работы (Лаб) 2 2   2    
Практические, семинары (Пр) 6 6   2   4
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
4 4 1 1 1 1
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 221   40 58 60 63
Контрольная работа (К)            
Реферат (Р)            
Расчетно-графическая работа (РГР)            
Курсовая работа (КР) 10         10
Курсовой проект (КП)            
Самоподготовка 211   40 58 60 53
Контроль, всего и в т.ч. 13     4   9
Экзамен (Экз) 9         9
Зачет (За) 4     4    
Общая трудоемкость, часы 252 18 43 67 63 79
Зачетные единицы (ЗЕТ) 7          

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 4

1. Основные понятия теории передачи сигналов. (Компетенция/и ОПК-12)

1.1. Общие сведения о системах передачи информации (СПИ): 1) Общие сведения о системах передачи информации (СПИ), информация, сообщение, сигналы; обобщенная структурная схема СПИ, назначение ее элементов; понятия: линия связи, канал связи, система связи.

1.2. Классификация сигналов; характеристики детерминированных сигналов; случайные сигналы и их характеристики; помехи в СПИ.

2. Основные показатели качества СПИ. (Компетенция/и ОПК-12)

2.1. Показатели достоверности передаваемых сообщений.

2.2. Показатели эффективности СПИ.

2.3. Технические характеристики сигналов и каналов связи.

3. Ортогональное представление сигналов. (Компетенция/и ОПК-12)

3.1. Пространства сигналов и помех: линейные пространства, пространство Евклида, пространство Гильберта, пространство Хемминга.

3.2. Частотное и временное представление сигналов как детерминированных и случайных процессов: 1) Обобщенный ряд Фурье. 2) Тригонометрический ряд. 3) Преобразование Фурье. 4) Свойства преобразования Фурье. 5) Спектральные характеристики случайных сигналов. 6) Детерминированные и случайные сигналы, используемые в СПИ, и их спектры; 7) Основные модели случайных сигналов и помех 8) Телеграфный сигнал, гауссовский случайный процесс, гауссовский белый шум.

3.3. Преобразование непрерывных сигналов в дискретные: 1) Теорема Котельникова, интерполяция сигнала. 2) Квантование сигнала по уровню.

4. Модуляция сигналов. (Компетенция/и ОПК-12)

4.1. Аналоговая модуляция: 1) Амплитудная модуляция, балансная модуляция, однополосная модуляция. 2) Угловая модуляция.

4.2. Аналогово-импульсная модуляция: 1) Амплитудно-импульсная модуляция, широтно-импульсная модуляция, фазо-импульсная модуляция.

4.3. Цифровые виды модуляции: 1) Импульсно-кодовая модуляция, нелинейное квантование. 2) Дифференциальная импульсно-кодовая модуляция. 3) Дельта модуляция.

Семестр № 5

5. Элементы теории информации и информационных систем. (Компетенция/и ОПК-12)

5.1. Количественное определение информации.

5.2. Информационные характеристики источника дискретных сообщений.

5.3. Информационные характеристики дискретного канала.

5.4. Информационные характеристики источника непрерывных сообщений.

5.5. Информационные характеристики непрерывного канала.

6. Преобразование сигналов в СПИ. (Компетенция/и ОПК-12, ПСК-3.6)

6.1. Модели непрерывных каналов передачи информации.

6.2. Модели дискретных каналов передачи информации: .

7. Оптимизация качества систем передачи дискретных сообщений. (Компетенция/и ОПК-12, ПСК-3.6)

7.1. Общие сведения о помехоустойчивости систем передачи дискретных сообщений.

7.2. Критерии достоверности.

7.3. Помехоустойчивость оптимальных способов приема дискретных сигналов.

7.4. Помехоустойчивость неоптимальных способов приема дискретных сигналов.

8. Оптимизация качества систем передачи информации непрерывных сообщений. (Компетенция/и ОПК-12, ПСК-3.6)

8.1. Особенности приема непрерывных сообщений и оценки их помехоустойчивости.

8.2. Потенциальная помехоустойчивость передачи непрерывных сигналов.

8.3. Пороговый эффект нелинейных методов модуляции.

8.4. Показатели качества каналов передачи речевых сигналов.

9. Методы повышения достоверности передаваемой информации. (Компетенция/и ОПК-12, ПСК-3.6)

9.1. Кодирование как процесс выражения информации в цифровом виде.

9.2. Кодирование как средство криптографического закрытия информации.

9.3. Общие сведения о помехоустойчивом кодировании.

9.4. Характеристики корректирующих кодов.

9.5. Классификация корректирующих кодов.

9.6. Линейные двоичные коды.

9.7. Корректирующие коды и технические средства кодирования и декодирования.

9.8. Общие сведения о системах передачи информации с обратной связью.

9.9. Основные характеристики СПИ с обратной связью.

10. Методы многоканальной передачи и распределения информации. (Компетенция/и ПСК-3.6)

10.1. Основы теории разделения сигналов.

10.2. Частотное, временное и фазовое разделение сигналов.

10.3. Разделение сигналов по форме. Системы передачи с шумоподобными сигналами.

10.4. Пропускная способность систем многоканальной связи.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 4 4  
2 2 4   12
3 6 4 4 24
4 4 4 8 13
5 2 4    
6 6 4    
7 6 4    
8 6     20
9 6 4   27
10 6      
Итого 48 32 16 96
В т.ч. по интерактивным формам   32 16  

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 4
1 Исследование помех в канале связи 4
3 Исследование процессов дискретизации и восстановления непрерывных сигналов 4
4 Иссследование процесса формирования амплитудно-моделированных сигналов 4
Исследование процесса формирования частотно-модулированных сигналов 4

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 4
1 Технические характеристики каналов связи 4
2 Случайные процессы 4
3 Спектры сигналов 4
4 Модуляция сигналов 4
Семестр № 5
5 Информационные характеристики источников информации и каналов связи 4
6 Модели каналов передачи информации 4
7 Помехоустойчивость систем передачи информации 4
9 Элементы теории кодирования 4

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 4
2 Информационные характеристики типичных дискретных сигналов 12
3 Основные модели случайных сигналов и помех: телеграфный сигнал, белый шум, гауссовский случайный процесс, гауссовский белый шум 12
Свойства преобразования Фурье 12
4 Нелинейное квантование; дифференциальная импульсно-кодовая модуляция; дельта модуляция 13
Семестр № 5
8 Помехоустойчивость каналов передачи речевых сигналов. Показатели качества речи. Расчет разборчивости речи. 20
9 Сравнительная оценка помехоустойчивости систем с различными обратными связями 7
Циклические коды. Коды Хемминга. 20

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 5.8 лет заочное составляет 211 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Лопатин В.Ф., Моченов А.Д., Таран В.Н., Карташев О.О. Теория передачи сигналов: ФГБОУ ВО РГУПС.- Ростов на/Д, 2016.-368 с. ЭИОС РГУПС ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
4 5
ОПК-12 + +
ПСК-3.6   +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-12 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
ПСК-3.6 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

многоканальная цифровая система передачи информации.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

для заочного факультета: "Расчет технических и информационных характеристик канала передачи информации".


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 4

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Обобщенную структурную схему СПИ. Назначение элементов
2) Энергетические характеристики сигналов. Энергия и мощность
3) Взаимно корреляционную функцию сигналов (ВКФ)
4) Авто корреляционную функцию сигнала (АКФ)
5) Классификацию сигналов
6) Классификацию случайных сигналов
7) Информационные характеристики источников сообщений и каналов
8) Показатели достоверности передаваемых сообщений
9) Удельные показатели эффективности СПИ
10) Технические характеристики сигналов и каналов связи
11) Согласование сигналов и каналов связи
12) Линейное пространство сигналов и помех
13) Пространство Евклида
14) Пространство Гильберта
15) Пространство Хемминга
16) Обобщенный ряд Фурье
17) Тригонометрический ряд Фурье
18) Преобразование Фурье
19) Свойства преобразования Фурье
20) Спектральные характеристики случайных сигналов
21) Гауссовский случайный процесс
22) Гауссовский белый шум
23) Дескретизация непрерывных сигналов по времени. Теорема Котельникова
24) Квантование сигналов
25) Интерполяцию сигналов
26) Амплитудную модуляцию
27) Балансную и однополосную модуляцию
28) Угловую модуляцию
29) Частотную и фазовую модуляцию
30) Амплитудно-импульсную модуляцию
31) Широтно-импульсную модуляцию
32) Фазоимпульсную модуляцию
33) Импульсно-кодовую модуляцию. Нелинейное квантование
34) Дифференциальную импульсно-кодовую модуляцию (ДИКМ),
дельта-модуляцию (ДМ)

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) В спектре АМ-сигнала U0=5 В, Uб=1 В, Рб=1 Вт. Определить полную мощность АМ-сигнала
2) В спектре АМ-сигнала U0=5 В, Uб=2,5 В, Рб=1 Вт. Определить полную мощность АМ-сигнала
3) Максимальная и минимальная амплитуды огибающей АМ-сигнала Umax=5 В, Umin=1 В соответственно. Найти коэффициент модуляции
4) Спектр первичного сигнала ограничен частотами Fн= 0,3 кГц, Fв= 3,4 кГц. Определить ширину спектра ЧМ-сигнала, если mчм=10
5) Верхняя частота в спектре первичного сигнала Fв= 15 кГц. Определить ширину спектра ФМ-сигнала, если mфм=20
6) Спектр первичного сигнала ограничен частотами Fн= 0,3 кГц, Fв= 3,4 кГц. Выбрать частоту дискретизации и изобразить спектр дискретизированного сигнала
7) Спектр первичного сигнала ограничен частотами Fн= 0,3 кГц, Fв= 3,4 кГц. Изобразить спектр дискретизированного сигнала при FД= 8 кГц
8) Изобразить спектр периодической последовательности прямоугольных импульсов при длительности импульса 1 мкс, и периоде следования импульсов 5 мкс
9) Изобразить спектр пачки прямоугольных импульсов при N=4, длительности импульса 1 мкс, и периоде следования 3 мкс
10) Изобразить спектр периодической последовательности радиоимпульсов при длительности импульса 1 мкс, периоде следования импульсов 5 мкс и f0 = 100 МГц

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Методика определение локальных характеристик закона распределения случайной величины: исходные данные, последовательность шагов.
2) Методика определения интервала корреляции случайного сигнала с заданной функцией корреляции.
3) Методика определения погрешности дискретизации случайного сигнала с известной спектральной плотностью.

Экзамен. Семестр № 5

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Количественное определение информации
2) Информационные характеристики источника дискретных сообщений
3) Информационные характеристики дискретного канала передачи информации
4) Информационные характеристики источника непрерывных сообщений
5) Информационные характеристики непрерывных каналов
6) Модели непрерывных каналов передачи информации
7) Модели дискретных каналов передачи информации
8) Критерии достоверности
9) Оптимальный когерентный прием дискретных сигналов
10) Помехоустойчивость оптимальных способов приема дискретных сигналов
11) Неоптимальные способы приема дискретных сигналов
12) Помехоустойчивость неоптимальных способов приема дискретных сигналов
13) Оценка помехоустойчивости приема непрерывных сообщений
14) Потенциальная помехоустойчивость сигналов различных способов модуляции
15) Пороговый эффект нелинейных методов модуляции
16) Показатели качества каналов передачи речевых сигналов
17) Кодирование как процесс выражения информации в цифровом виде
18) Кодирование как средство криптографического закрытия информации
19) Принципы помехоустойчивого кодирования
20) Характеристики корректирующих кодов
21) Классификация корректирующих кодов
22) Линейные двоичные коды
23) Порождающая и проверочная матрицы корректирующего кода
24) Кодирующие и декодирующие устройства
кода Хемминга
25) Кодирующие устройства циклического кода
26) Система передачи связи с решающей обратной связью
27) Система передачи связи с информационной обратной связью
28) Основные характеристики систем передачи информации с обратной связью
29) Частотное разделение сигналов в многоканальных системах связи
30) Временное разделение сигналов в многоканальных системах связи
31) Фазовое разделение сигналов в многоканальных системах связи
32) Системы с шумоподобными сигналами

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Определить энтропию дискретного источника с равновероятными и независимыми символами с объемом алфавита m=8.
2) Определить коэффициент избыточности источника с объемом алфавита m=16 и энтропией Н(A/A)=3 бит/симв.
3) Определить производительность источника с энтропией H(A)= 2 ,бит/симв и скоростью выдачи символов V=10000 1/сек
4) Определить среднее количество информации, приходящейся на один символ, передаваемый по каналу, при H(B)=1 бит/симв и H(B/B)= 0,1 бит/симв.
5) Определить пропускную способность дискретного канала с алфавитом m=8 и технической скоростью передачи Rт=1000000 1/с.
6) Определить пропускную способность дискретного канала с алфавитом m=16 и технической скоростью передачи Rт=500 Бод.
7)Определить эпсилон-энтропию гауссовского источника
при мощности сигнала Рс = 32 мВт и допустимой мощности шума Pо = 1мВт.
8) Определить эпсилон-производительность гауссовского источника
при мощности сигнала Рс = 64 мВт, допустимой мощности шума Pо = 1мВт и ширине спектра сигнала 10 кГц.
9) Алфавит источника сообщений состоит из трех независимых символов с безусловными вероятностями появления p1=0,25 p2=0,6 p3=0,15. Найти энтропию источника.
10) Алфавит источника сообщений состоит из трех независимых символов с безусловными вероятностями появления p1=0,25 p2=0,6 p3=0,15. Найти коэффициент избыточности.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Методика выбора корректирующего кода для помехоустойчивого кодирования при заданных исходной безызбыточной комбинации и требуемой вероятности ее правильной передачи.

2) Методика определения количества контрольных символов и их позиций в избыточной комбинации кода Хемминга при заданной безызбыточной комбинации.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-12 4 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
5 5, 6, 7, 8, 9 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5, 6, 7, 8, 9 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
5, 6, 7, 9 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
5, 6, 7, 8, 9 Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПСК-3.6 5 6, 7, 8, 9, 10 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
6, 7, 8, 9, 10 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
6, 7, 9 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
6, 7, 8, 9, 10 Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Защита курсовой работы.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Лопатин В.Ф., Моченов А.Д., Теория передачи сигналов железнодорожной автоматики, телемеханики и связи: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - Волгоград: Издательский дом "Ин-Фолио", 2010 - 367 с. НТБ РГУПС
2 В.Ф. Лопатин, А.Д. Моченов, В.Н. Таран, О.О. Карташев Теория передачи сигналов: ФГБОУ ВО РГУПС.- Ростов на/Д, 2016.-368 с. ЭИОС РГУПС ЭБС РГУПС

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Автоматика, связь, информатика, ежемесячный журнал; ОАО "РЖД" ЭБ public.ru
2 Горелов Г.В. и др. Теория передачи сигналов на железнодорожном транспорте : учебник / под ред. Г.В. Горелова. - М. : УМЦ ЖДТ, 2013. - 532 с. НТБ РГУПС НТБ РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Лопатин В.Ф. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Теория передачи сигналов". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Лопатин В.Ф., Кульбикаян Б.Х. Теория передачи сигналов: Методическое пособие для практических занятий:- ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 41 с. ЭИОС РГУПС ЭБС РГУПС
3 Лопатин В.Ф., Таран В.Н. Исследование процесса формирования частотно-модулированных сигналов: учебно-методическое пособие к лабораторной работе : - ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 12 с. ЭОИС РГУПС ЭБС РГУПС
4 Лопатин В.Ф. , Рогачев И.А. Исследование помех в канале связи. Учебно-методическое пособие к лабораторным работам : - ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 28 с. ЭИОС РГУПС ЭБС РГУПС
5 Лопатин В.Ф., Шандыбин А.В. Исследование процессов дискретизации и восстановления непрерывных сигналов : Методические указания к лабораторной работе : - ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017.– 13 с. ЭИОС РГУПС ЭБС РГУПС
6 Лопатин В.Ф. , Таран В.Н. Исследование процесса формирования амплитудно-модулированных сигналов: учебно-методическое пособие к лабораторной работе :- ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 16 с. ЭИОС РГУПС ЭБС РГУПС
7 Костоглотов А. А., Лопатин В. Ф., Пеньков А. С. Теория передачи сигналов [Текст, Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие к курс. работе /; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2019. - 40 с. ЭИОС РГУПС ЭБС РГУПС
8 Костоглотов А. А. , Лопатин В. Ф.,Пеньков А. С. Исследование методов амплитудной модуляции: учеб.-метод. пособие к лаб. работе :- ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. - 34 с. : ЭИОС РГУПС ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И
2 MATHCAD И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Персональные компьютеры.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 40974.