РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Электрические машины и аппараты"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.В.ДВ "Современные методы диагностики электрических машин"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

13.03.02 Электроэнергетика и электротехника

Программа прикладного бакалавриата

Электромеханика

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель д.т.н., проф. Гиоев Заурбек Георгиевич предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.В.ДВ "Современные методы диагностики электрических машин" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Электрические машины и аппараты".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.т.н., доц. Лобов Борис Николаевич, Профессор, ФГБОУ ВПО ЮРГПУ(НПИ) имени М.И. Платова..





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БВДВ_Современные м д э м_Б_13.03.02_во_7_ЭМА_п35479_40954.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Современные методы диагностики электрических машин".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Современные методы диагностики электрических машин" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы , прежде всего, "Оптимальное управление тяговым электроприводом", в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных, профессиональных, дополнительных профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и профилем подготовки "Электромеханика".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Мастер-класс профильной направленности", "Специальные электрические машины", "Электрические и электронные аппараты";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: методики разработки теоретических моделей физико-математического аппарата для анализа колебательных процессов

Умеет: использовать средства и системы анализа и моделирования параметров диагностики при работе электрической машины

Имеет навыки: использования современных средств контроля и диагностики при ремонте электрических машин

ОПК-2 - способностью применять соответствующий физико-математический аппарат, методы анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования при решении профессиональных задач

Знает: методики моделирования колебательных процессов при ремонте электрических машин

Умеет: анализировать параметры колебательных процессов и их влияние на качество машины

Имеет навыки: использования различных методик контроля и диагностики при ремонте электрических машин

ОПК-3 - способностью использовать методы анализа и моделирования электрических цепей

Знает: методики проектирования электрических машин

Умеет: анализировать и проводить в жизнь проектные решения при ремонте электрических машин

Имеет навыки: владеть математическим аппаратом при проектировании электрических машин

ПК-4 - способностью проводить обоснование проектных решений

Знает: принципы поверочных расчетов при ремонте электрических машин

Умеет: использовать системы автоматизации расчетных работ перед ремонтом электрических машин

Имеет навыки: использования современных средств проектирования и расчетов электрических машин

ДПК-1 - способность к освоению принципов работы и расчету параметров электрических машин и аппаратов, применяемых в электромеханических системах железнодорожного транспорта и других отраслей промышленности

Место дисциплины 1Б.В.ДВ "Современные методы диагностики электрических машин" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина является дисциплиной по выбору обучающегося (В.ДВ).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Оптимальное управление тяговым электроприводом", "Специальные электрические машины".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ЭМБ, ЭМэ.

Дисциплина реализуется в 7 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 7 зачетных единиц (252 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 75 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
7
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 64 64 64
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб) 16 16 16
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
11 11 11
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 141   141
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 141   141
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 252 75 252
Зачетные единицы (ЗЕТ) 7   7

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 7

1. Общие понятия и определения физической акустики, Основные определения из акустики и теории колебаний. (Компетенция/и ОПК-2)

1.1. Общие понятия о колебательных системах и о колебательных движениях в машинах. Основные определения из акустики и теории колебаний.

1.2. Параметры собственной корпусной вибрации (СКВ). Гармонические СКВ: 1) Преобразование Фурье;2) Гармонический анализ функций;3) Возможности спектрального анализа шума и вибраций в ЭМ и трансформаторах.

1.3. Восприятие собственной корпусной вибрации машин и агрегатов. Излучение звуковой энергии.

1.4. Колебательная система с сосредоточенными параметрами.

2. Спектральный анализ – метод исследования СКВ для целей диагностики. (Компетенция/и ОПК-3)

2.1. Ряды Фурье и интеграл Фурье: 1) Понятие о критических скоростях вращения ротора.2) Колебания вала с одной сосредоточенной массой.3) Определение критических скоростей ротора ЭМ на двух опорах.

2.2. Основные определения и теоремы спектрального анализа: 1) Магнитного притяжения.2) Влияние податливости опор.3) Влияние насаженных на вал деталей.4) Влияние гироскопического эффекта вращающихся масс ротора.

2.3. Статические способы спектрального анализа. Статические способы описания СКВ: 1) Принятые допущения об образовании магнитного шума ЭМ постоянного тока.2) Влияние формы паза и воздушного зазора на магнитный шум.3) Влияние нагрузки на магнитный шум в электрической машине.4) Влияние некоторых технологических отклонений на магнитный шум в ЭМ.

2.4. Автокорреляционная функция.

3. Виброакустическая диагностика электрических машин и агрегатов привода. (Компетенция/и ПК-4)

3.1. Общие замечания. Оценочные параметры СКВ. Формирование СКВ в электрических машинах: Исследования влияния на вибрацию и шум в электрической машине технологических погрешностей подшипников качения: овальности, гранности и концелости колец.2) Влияние технологических допусков в гнездах сепаратора, и волнистость и шероховатость дорожек качения подшипника.3) Изучение причин щеточного шума в электрической машине.

3.2. Источники СКВ и шума при действии сил на элементы электрической машины. Причины возникновения СКВ и шума в агрегатах и узлах электрической машины. Динамические силы в опорах электрической машины при возникновении импульсного движения ротора (якоря).

3.3. Механические источники СКВ и шума. Источники СКВ и шума аэро и гидродинамического происхождения в Электрических машинах. СКВ и шум электромагнитного происхождения.

3.4. Общие характеристики работы коллекторно-щеточного аппарата. Зависимость ускорения щетки от угла поворота коллектора.

4. Виброизмерительная аппаратура при диагностике электромеханических систем. (Компетенция/и ДПК-1)

4.1. Линейные и нелинейные преобразования вибрационных сигналов. Усилительно-преобразующие устройства вибрационных сигналов. Назначение согласующих усилителей: 1) Пьезоэлектрические преобразователи для измерения звуковой вибрации.2) Изучение устройств приборов для измерения шума в ЭМ.3) Приборы для записи шума и звуковой вибрации.4) Изучение приборов для анализа звука и вибрации.

4.2. Интегрирующие устройства. Уровень шума и наводок. Амплитудный диапазон: 1) Выбор мест и периодичность измерения собственной корпусной вибрации ЭМ. 2) Выбор мест и периодичность измерения корпусной вибрации трансформатора. 3) Виброакустическая диагностика ЭМ при регулярном измерении вибрации. 4) Способы выявления тренда собственной корпусной вибрации ЭМ.

4.3. Рабочий диапазон частот. Выходное сопротивление и коэффициенты влияния. Анализаторы спектра.

4.4. Обработка результатов виброакустических измерений в электромеханических системах. Диагностирование электрической машины. Использование виброакустических параметров для диагностирования. Оценка технического состояния Электрических машин.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 8 8 8 36
2 8 6 6 33
3 8 2   35
4 8   2 37
Итого 32 16 16 141
В т.ч. по интерактивным формам   8    

Лабораторный практикум

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 7
1 Виброаппаратура и методы измерения корпусной вибрации. 4
Аппаратура для измерения шума в электрических машинах. 4
2 Методы частотного анализа вибрации для обнаружения скрытых дефектов при изготовлении и ремонте электрических машин. 4
Спектральный анализ - метод исследования СКВ электрических машин. 2
4 Диагностика электрической машины. 2

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 7
1 Изучение устройства и принципа действия виброаппаратуры. 4
Изучение устройства шумоизмерительной аппаратуры. 4
2 Метод частотного анализа вибрации для обнаружения скрытых дефектов в электрической машине. 4
Изучение статистических способов спектрального анализа СКВ в электрических машинах. 2
3 Изучение источников СКВ и шума в электрических машинах. 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 7
1 Изучение единиц измерения шума и вибрации в электрических машинах. 18
Изучение вредного влияния колебания и шума на человеческий организм. 18
2 Изучение различных факторов влияния на источники шума и вибрации в ЭМ. 19
Изучение посаженных на вал деталей на шум и вибрацию в ЭМ. 14
3 Изучение технологических дефектов в ЭМ на шум и вибрацию. 17
Влияние технологических дефектов в гнездах сепаратора подшипника качения на шум и вибрацию в ЭМ. 18
4 Изучение устройств приборов для измерения шума в ЭМ. 23
Расчет критериев отбраковки общих уровней собственной корпусной вибрации ЭМ. 14

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Гиоев, З.Г.Некоторые элементы теории колебаний и диагностики тяговых электрических машин. Учебное пособие - 2-е издание, дополненное. Ростов-на-Дону, РГУПС, 2007 ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
7
ОПК-2 +
ОПК-3 +
ПК-4 +
ДПК-1 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-2 7 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ОПК-3 7 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ПК-4 7 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ДПК-1 7 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Не предусмотрено.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 7

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1)Принципы возникновения колебаний.
2)Виды колебаний.
3)Что называется вибрацией.
4)Что называется шумом.
5)Единицы измерения шума.
6)Вредное влияние колебания и шума на человеческий организм.
7)Источники шума и вибрации в ЭМ.
8)Технические возможности разделения источников шума и вибраций.
9)Преобразователь Фурье.
10)Спектр функции.
11)Критическая скорость вращения.
12)Влияние определенных факторов на критическую скорость вращения ротора.
13)Возникновение магнитного шума в электрических машинах.
14)Воздействие технологических погрешностей в ЭМ на шум и вибрацию.
15)Принципы возникновения щеточного шума.
16)Принцип действия пьезоэлектрического датчика.
17)Принцип действия микрофона.
18)Устройство для записи шума и вибрации.
19)Принципы анализа шума и вибрации.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1)Выбирать первичные виброизмерительные приборы.
2)Записывать вибрацию и шум на различные носители информации
3)Работать на спектроанализаторе шума и вибрации в реальном масштабе времени.
4)Обрабатывать экспериментальные результаты виброакустических испытаний.
5)Производить ремонт виброизмерительной аппаратуры.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1)Методами измерения и анализа шума и вибрации в электрических машинах.

2)Прогнозирование технического состояния ЭМ на основании измерения шума и вибрации.

3)Проводить испытания ЭМ на вибропрочность машин.

4)Способами настройки и регулировки виброизмерительной аппаратуры.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-2 7 1 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-3 7 2 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
2 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-4 7 3 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ДПК-1 7 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Копылов, И. П. Электрические машины в 2 т. Том 1 : учебник для академического бакалавриата / И. П. Копылов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 267 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-03222-2. ЭБС ЮРАЙТ ЭБС Юрайт

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Грищенко А.В., Козаченко Е.В. Новые электрические машины локомотивов: Учебное пособие для вузов ж.-д. транспорта. – М.: ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2008. – 271 с. УМЦ ЖДТ
2 Дайлидко А.А. Электрические машины тягового подвижного состава: Учебн. для колледжей ж.-д. транспорта. – М.: Желдориздат, 2000. – 404 с. УМЦ ЖДТ. УМЦ ЖДТ
3 Понкратов Ю.И. Электрические машины вагонов: учеб. пособие. – М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2016. – 191 с. УМЦ ЖДТ
4 Дайлидко А.А. Электрические машины ЭПС: учеб. пособие. – М.: ФГБУ ДПО «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2017. – 245 с. УМЦ ЖДТ
5 Дайлидко А.А. Электрические машины тепловозов и дизель-поездов: учеб. пособие. – М.: ФГБУ ДПО «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте, 2017. – 242 с. УМЦ ЖДТ

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Гиоев З.Г. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Современные методы диагностики электрических машин". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Гиоев З.Г., Электрические машины и привод: учеб. пособие / З.Г. Гиоев; Рост.гос.ун-т путей сообщения. - Ростов н/д, 2008. 104 с. : ил. - Библиогр.: 10 назв. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Лабораторное оборудование.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 40954.