РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Электрические машины и аппараты"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.В.ОД "Общая энергетика"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

13.03.02 Электроэнергетика и электротехника

Программа прикладного бакалавриата

Электромеханика

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н. Шайхиев Алексей Рифкатович предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.В.ОД "Общая энергетика" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Электрические машины и аппараты".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.т.н., доц. Лобов Борис Николаевич, Профессор, ФГБОУ ВПО ЮРГПУ(НПИ) имени М.И. Платова.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БВОД_Общая э_Б_13.03.02_во_2_ЭМА_п35411_40921.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Общая энергетика".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Общая энергетика" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых и вариативных дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и профилем подготовки "Электромеханика".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Теоретические основы электротехники", "Теплотехника", "Электрические машины";

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: методы моделирования электрических цепей при решении профессиональных задач

Умеет: анализировать методы моделирования теоритического и экспериментального исследования

Имеет навыки: Владеть основными методиками по моделированию теоретического и экспериментального исследования при решении профессиональных задач

ОПК-2 - способностью применять соответствующий физико-математический аппарат, методы анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования при решении профессиональных задач

Знает: методики обоснования проектных решений в области электрических машин

Умеет: выполнять работы по обоснованию проектных решений в области электрических машин

Имеет навыки: навыками проведения обоснования результатов проектных решений в области электрических машин

ПК-4 - способностью проводить обоснование проектных решений

Место дисциплины 1Б.В.ОД "Общая энергетика" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав вариативной части (В.ОД).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Введение в профессию".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ЭМБ, ЭМэ.

Дисциплина реализуется в 2 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 5 зачетных единиц (180 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 75 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
2
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 64 64 64
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб) 32 32 32
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
11 11 11
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 96   96
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР) 15   15
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 81   81
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 180 75 180
Зачетные единицы (ЗЕТ) 5   5

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 2

1. ПРОИЗВОДСТВО ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ. (Компетенция/и ОПК-2)

1.1. Общие положения.

1.2. Тепловые электрические станции.

1.3. Газотурбинные и парогазовые силовые установки.

1.4. Гидравлические электрические станции.

1.5. Атомные электростанции.

2. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ ОБ ЭЛЕКТРОУСТАНОВКАХ. (Компетенция/и ОПК-2)

2.1. Режимы работы нейтралей в электроустановках.

2.2. Графики электрических нагрузок.

2.3. Короткие замыкания в электроустановках.

2.4. Способы регулирования напряжения.

3. ОСНОВНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СИСТЕМ. (Компетенция/и ПК-4)

3.1. Синхронные генераторы.

3.2. Силовые трансформаторы.

3.3. . Выключатели высокого напряжения.

3.4. . Измерительные трансформаторы тока.

3.5. Измерительные трансформаторы напряжения.

4. ПОТРЕБЛЕНИЕ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ. (Компетенция/и ПК-4)

4.1. Приемники электрической энергии.

4.2. Схемы цеховых электрических сетей.

4.3. Защитно-коммутационная аппаратура до 1 кВ.

4.4. Предохранители и автоматические выключатели.

4.5. Асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 4 8 21
2 4 4 8 17
3 4 4 8 26
4 4 4 8 17
Итого 16 16 32 81
В т.ч. по интерактивным формам   12    

Лабораторный практикум

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 2
1 Анализ работы теплоэлектроцентралей 2
Анализ работы газотурбинных установок 2
Анализ работы конденсационных электростанций 4
2 Анализ работы атомных электростанций 2
Анализ работы гидроэлектростанций 2
Анализ работы парогазовых установок 2
Анализ работы гидроаккумулирующие станций 2
3 Анализ работы гидроаккумулирующих электростанций 2
Анализ работы ветроаккумулирующих станций 2
Анализ работы паровых и пароводяных тепловых аккумуляторов. 4
4 Анализ работы химических аккумуляторов 2
Анализ работы инерционных и водородных накопителей 2
Анализ работы сверхпроводячих индукционных накопителей и емкостных аккумуляторов 4

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 2
1 Расчет теплоты сгорания топлива 4
2 Расчет параметров состояния пара и параметров теплообменных процессов 4
3 Расчет параметров линии электропередачи 4
4 Расчет параметров работы гидравлической турбины 4

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 2
1 Распределение электрических нагрузок между электрическими станциями различных типов. 14
Перспективы динамики развития электрических станций 7
2 Компенсация реактивной мощности. 8
Качество электроэнергии. 9
3 Открытые распределительные устройства. 10
Закрытые распределительные устройства. 10
Комплектные трансформаторные подстанции. 6
4 Аккумуляция электроэнергии. 5
Топливные элементы. 7
Электростанции на топливных элементах 5

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Баранов Н. Н. Нетрадиционные источники и методы преобразования энергии [Текст] / Баранов Н. Н. - 2012. - 384 с. - ISBN 978-5-383-00651-1 : Б. ц. Книга не входит в базовую версию ЭБС IPRbooks. «+Э.Р.НТБ» ЭБС IPRBooks
2 А.Р. Шайхиев, А.Е Кочин. Методические указания к Расчетно-графической работе по дисциплине «Общая энергетика». – 2016.- 19с. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
2
ОПК-2 +
ПК-4 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-2 2 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
ПК-4 2 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

расчет параметров элементов системы энергоснабжения. По вариантам.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 2

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1)Роль топливо-энергетического комплекса (ТЭК) в развитии экономики России.
2)Первичные виды энергии.
3)Вторичные виды энергии.
4)Классификацию энергетических ресурсов.
5)Назовите основные направления рационального энергоиспользования (энергосбережения).
6)Первый Закон термодинамики.
7)Второй Закон термодинамики.
8)Классификацию тепловых электрических станций.
9)Условия, которые являются основополагающими при выборе типа электростанции.
10)Простейшие (принципиальные) схемы КЭС и ТЭЦ.
11)Тепловые потери и электрический КПД тепловых электростанций.
12)Показатели тепловой экономичности ТЭЦ.
13)Как определить мощность гидростанции?
14)Принципиальные тепловые схемы АЭС.
15)Классификацию гидротурбин. В чем отличие гидротурбин для ГЭС и ГАЭС?
16)Особенности конструкции приливных электростанций (ПЭС).
17)Принципиальные схемы ГэоТЭС.
18)Основные способы использования геотермальной энергии.
19)Принципы преобразования ветровой энергии в электрическую.
20)Классификацию вторичных энергоресурсов (ВЭР).
21)Конструкцию ветровых турбин и основные узлы ветроэнергетических установок.
22)Примеры использования ВЭР в утилизационных энергетических установках.
23)Условия и возможность работы ВЭУ и СЭС в современных энергосистемах?
24)Виды вторичных энергетических ресурсов избыточного давления.
25)Методы производства водорода.
26)Методы прямого преобразования энергии.
27)Принцип действия водородно-кислородного топливного элемента.
28)Конструкцию электрогидродинамических генераторов (ЭГД).
29)Cпособы энергосбережения в энергетических установках.
30)Способы аккумуляции электроэнергии.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1)Определять тепловые потери и электрический КПД тепловых электростанций.
2)Определить мощность гидростанции.
3)Рассчитать электрические нагрузки промышленных предприятий.
4)Рассчитать токовые нагрузки на провода, шины и кабели.
5)Проектировать системы электроснабжения.
6)Проектировать внутрицеховые электрические сети.
7)Рассчитывать электрические нагрузки по электроемкости продукции.
8)Рассчитывать электрические нагрузки по общегодовому электропотреблению.
9)Рассчитывать электрические нагрузки по удельным мощностям нагрузок.
10)Рассчитывать электрические нагрузки по среднегодовому коэффициенту спроса.
11)Определять расчетные нагрузки на различных уровнях систем электроснабжения объектов.
12)Выбрать тип электростанции для автономного энергоснабжения объекта.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1)Методикой расчета тепловых потерь и электрического КПД тепловых электростанций.

2)Методикой расчета мощности гидростанции.

3)Методикой расчета электрической нагрузки промышленных предприятий.

4)Методикой расчета токовых нагрузок на провода, шины и кабели.

5)Методами проектирования систем электроснабжения.

6)Методами проектирования внутрицеховых электрических сетей.

7)Методикой расчета электрических нагрузок по электроемкости продукции.

8)Методикой расчета электрических нагрузок по общегодовому электропотреблению.

9)Методикой расчета электрических нагрузок по удельным мощностям нагрузок.

10)Методикой расчета электрических нагрузок по среднегодовому коэффициенту спроса.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-2 2 1, 2 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
1, 2 Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-4 2 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
3, 4 Дуальная оценка за расчетно-графическую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Защита расчетно-графической работы.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Удалов С.Н. Возобновляемые источники энергии: учеб. пособие / С.Н. Удалов. – 3-е изд., перераб. и доп. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2014. – 459 с. ЭБС "IPRBooks" Наличие в ЭБС: ЭБС "IPRBooks" ЭБС IPRBooks

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Малоземов В. Н. Нетрадиционные и возобновляемые источники энергии [Текст] : учеб.-метод. пособие / В.Н. Малоземов, И.А. Эстрин, Е.А. Малоземова ; РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2011. - 53 с. - Библиогр. : 5 назв. - Заказ № 5692, 131 экз. - 17.43 р. Наличие в НТБ: 20 шт. Наличие в ЭБС: ЭБС "РГУПС" ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Шайхиев А.Р. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Общая энергетика". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Шайхиев А.Р., Кочин А. Е. Общая энергетика/ метод. указания к практическим занятиям. – Ростов н/Д: ФГБОУ ВПО РГУПС, 2015г. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 40921.