РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Электрические машины и аппараты"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.В.ДВ "Мастер-класс профильной направленности"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по направлению подготовки

13.03.02 Электроэнергетика и электротехника

Программа прикладного бакалавриата

Электромеханика

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель д.т.н., доц. Колпахчьян Павел Григорьевич предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.В.ДВ "Мастер-класс профильной направленности" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Электрические машины и аппараты".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.т.н., доц. Лобов Борис Николаевич, Профессор, ФГБОУ ВПО ЮРГПУ(НПИ) имени М.И. Платова.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БВДВ_Мастер-класс п н_Б_13.03.02_во_8_ЭМА_п35372_40880.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Мастер-класс профильной направленности".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Мастер-класс профильной направленности" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и профилем подготовки "Электромеханика".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Междисциплинарный курс";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: методики применения физико-математический аппарата, методов анализа и моделирования, теоретического и эксперементального исследования при решении задач в области электрических машин.

Умеет: выполнять физико-математические расчеты, анализ результатов моделирования, теоретического и эксперементального исследования в области электрических машин.

Имеет навыки: навыками проведения расчетов в области электрических машин с использованием физико-математический аппарата, методов анализа и моделирования, теоретического и эксперементального исследования.

ОПК-2 - способностью применять соответствующий физико-математический аппарат, методы анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования при решении профессиональных задач

Знает: методы анализа и моделирования электрических цепей.

Умеет: выполнять расчеты методами анализа и моделирования электрических цепей.

Имеет навыки: навыками выполнения расчетов методами анализа и моделирования электрических цепей.

ОПК-3 - способностью использовать методы анализа и моделирования электрических цепей

Знает: методики расчетов и анализа результатов используемых при проектировании объектов профессиональной деятельности с соблюдением различных технических, энергоэффективных и экологических требований.

Умеет: эффективно применять методики расчетов и анализа результатов используемых при проектировании объектов профессиональной деятельности с соблюдением различных технических, энергоэффективных и экологических требований.

Имеет навыки: навыками разработок совместных проектов в профессиональной деятельности в соответствии с техническим заданием и нормативно-технической документацией, соблюдая различные технические, энергоэффективные и экологические требования.

ПК-3 - способностью принимать участие в проектировании объектов профессиональной деятельности в соответствии с техническим заданием и нормативно-технической документацией, соблюдая различные технические, энергоэффективные и экологические требования

Место дисциплины 1Б.В.ДВ "Мастер-класс профильной направленности" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина является дисциплиной по выбору обучающегося (В.ДВ).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Введение в профессию", "Проектирование электрических машин", "Электрические и электронные аппараты".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ЭМБ, ЭМэ.

Дисциплина реализуется в 8 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы (108 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 32 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
8
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 24 24 24
Лекции (Лек) 12 12 12
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 12 12 12
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
8 8 8
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 67   67
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 67   67
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 108 32 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 8

1. Синхронные машины. (Компетенция/и ОПК-2)

1.1. Режимы работы синхронных машин.

1.2. Процессы преобразования энергии в синхронных машинах.

1.3. Конструкции синхронных машин.

1.4. Магнитное поле синхронной машины при холостом ходе.

1.5. Расчет магнитной цепи синхронных машин.

2. Коллекторные машины переменного тока. (Компетенция/и ОПК-3)

2.1. Электромеханическое преобразование энергии в коллекторных машинах переменного тока.

2.2. Трехфазные коллекторные двигатели.

2.3. Однофазные коллекторные двигатели.

3. Каскадные соединения электрических машин. Электромашинные преобразователи. (Компетенция/и ПК-3)

3.1. Каскадные соединения асинхронной машины с коллекторными машинами.

3.2. Электромашинные преобразователи.

3.3. Одноякорный преобразователь.

4. Емкостные и индуктивно-емкостные электромеханические преобразователи. (Компетенция/и ОПК-3)

4.1. Емкостные электромеханические преобразователи.

4.2. Индуктивно-емкостные электромеханические преобразователи.

4.3. Биодвигатели.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2 4   21
2 4 4   25
3 4 4   21
4 2      
Итого 12 12   67
В т.ч. по интерактивным формам   6    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 8
1 Исследование характеристик трехфазного синхронного генератора. 4
2 Исследование синхронного генератора, работающего параллельно с сетью. 4
3 Исследование синхронного двигателя с постоянными магнитами на роторе. 4

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 8
1 Пуск синхронных двигателей. 21
2 Синхронные двигатели с улучшенными пусковыми свойствами. 25
3 Регулирование частоты вращения асинхронных двигателей. 21

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Игнатович В.М. Электрические машины и трансформаторы [Электронный ресурс]: Учебное пособие/ Игнатович В.М., Ройз Ш.С.— Электрон. текстовые данные.— Томск: Томский политехнический университет, 2013.— 182 c. ЭБС IRP-books ЭБС IPRBooks

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
8
ОПК-2 +
ОПК-3 +
ПК-3 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-2 8 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ОПК-3 8 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ПК-3 8 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Не предусмотрено.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 8

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Исторические сведения о применении электромеханических систем.
2) Классификация ЭМС. Структурные схемы основных типов ЭМС- следящих, систем стабилизации, программных.
3) Виды обратных связей ЭМС, назначение отдельных элементов.
4) Объекты управления ЭМС.
5) Технологические процессы, как объекты управления.
6) Механические передаточные звенья в ЭМС.
7) Расчет передаточных функций кинематической цепи.
8) Учет упругих свойств звеньев.
9) Одномассовые и многомассовые системы. Порядок расчета.
10) Исполнительные двигатели ЭМС. Диаграммы нагрузки.
11) Условия охлаждения. Перегрузочная способность и ее связь с предельными динамическими характеристиками систем.
12) Выбор мощности исполнительных двигателей.
13) Выбор и согласование типа двигателя (АД, СД, ШД, ДПТ,) с объектом управления.
14) Передаточные функции исполнительных двигателей.
15) Влияние свойств ОУ на передаточные функции двигателя.
16) Управляемые силовые преобразователи, как элемент ЭМС.
17) Порядок выбора и согласования характеристик УСП.
18) Электромеханические управляемые силовые преобразователи.
19) Типовые схемы силовых цепей ЭМС с электромеханическими УСП. Защитная аппаратура, блокировки.
20) Структурные схемы ЭМС с электромеханическими УСП. Типовые обратные связи.
21) Магнитный усилитель, как УСП. Особенности выбора.
22) Передаточные функции магнитных УСП для систем постоянного и переменного тока.
23) Магнитный усилитель в ЭМС с двигателями постоянного тока. Реверсивные привода.
24) Управление трехфазными синхронными двигателями с помощью магнитных усилителей.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Вентильные преобразователи и их применение в электромеханических системах. Порядок выбора.
2) Расчет передаточных функций.
3) Силовые схемы систем с вентильными преобразователями.
4) Защитные и блокировочные цепи.
5) Датчики обратных связей ЭМС. Датчики тока, напряжения,
6) Датчики частоты вращения, угловых и линейных перемещений. Параметры и передаточные функции.
7) Порядок выбора датчиков.
8) Регуляторы. Назначение, особенности выбора.
9) Порядок формирования требований к характеристикам регуляторов.
11) Электромеханические системы стабилизации выходных координат.
12) Основные характеристики, типовые схемные решения систем стабилизации.
13) Системы стабилизации, порядок расчета.
14) Следящие электромеханические системы. Типовые схемные решения.
15) Порядок расчета следящих систем с учетом особенностей их функционирования (позиционные системы, скоростные и комбинированные).
16) Применение методов подчиненного регулирования для формирования структуры ЭМС и выбора параметров обратных связей и регуляторов.
17) Электромеханические системы с шаговыми двигателями.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Структурные схемы систем с шаговыми двигателями. Порядок выбора элементов.

2) Математическое описание процессов преобразования энергии в двигателе постоянного тока с независимым возбуждением.

3) Электромеханические и механические характеристики.

4) Жёсткость механической характеристики.

5) Структурная схема ДПТНВ при регулировании по каналам цепи якоря и обмотки возбуждения.

6) Двигательные и тормозные режимы работы ДПТНВ.

7) Двухзонное регулирование скорости ДПТНВ.

8) Математическое описание процессов электромеханического преобразования энергии в АД.

9) Статические режимы работы электромеханических систем и устойчивость.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-2 8 1 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-3 8 2, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-3 8 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Копылов, И. П. Электрические машины в 2 т. Том 2 : учебник для академического бакалавриата / И. П. Копылов. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 407 с. — (Серия : Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-03224-6. ЭБС Юрайт

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Копылов И.П. Проектирование электрических машин: учебник для бакалавров / под ред. И.П. Копылова. – 4-е изд. испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 276 с. ЭБС Юрайт
2 Трубицина, Н. А. Сборник задач по электрическим машинам и примеры решения [Текст] : учеб. - метод. пособие / Н. А. Трубицина, М. А. Трубицин ; РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2010. - 22 с. - Библиогр. : 3 назв. + ЭР НТБ Наличие в НТБ: 20 шт. Наличие в ЭБС: ЭБС "РГУПС" ЭБС РГУПС
3 Копылов И.П. Проектирование электрических машин: в 2 ч. Часть 1: учебник для академического бакалавриата / И.П. Копылов. – 4-е изд. испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 419 с. ЭБС Юрайт

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Колпахчьян П.Г. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Мастер-класс профильной направленности". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Трубицина, Н. А. Исследование характеристик асинхронного двигателя в различных режимах работы [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие к расчет.-граф. работе / Н. А. Трубицина ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2015. - 28 с. Трубицина, Н. А. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И
2 MathCAD И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Персональные компьютеры;

Образец техники.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 40880.