РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Автоматизированные системы электроснабжения"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.Б "Электропитание и электроснабжение нетяговых потребителей"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности

23.05.05 Системы обеспечения движения поездов

Специализация

№ 1 Электроснабжение железных дорог

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения "

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н., доц. Попова Наталия Андреевна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Электропитание и электроснабжение нетяговых потребителей" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Автоматизированные системы электроснабжения".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

Курилов Дмитрий Олегович, главный инженер, Северо-Кавказской дирекции по энергообеспечению – СП Трансэнерго – ф-ла ОАО «РЖД».





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Электропитание и э н п_С_23.05.05_во_67_АСЭЛ_п35553_40759.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Электропитание и электроснабжение нетяговых потребителей".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Электропитание и электроснабжение нетяговых потребителей" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных, профессионально-специализированных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Контактные сети и линии электропередачи", "Эксплуатация технических средств обеспечения движения поездов (часть 1, часть 2)", "Электроснабжение железных дорог";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: 1.Терминологию и направления применения современных программных средств для разработки проектно-конструкторской и технологической документации. 2. Функциональные возможности, преимущества и недостатки современных программных средств моделирования.

Умеет: 1.Произвести правильный выбор программного средства. 2. Разработать алгоритм действий по достижению поставленной цели. 3. Использовать полученные знания для моделирования автоматизированных систем учета электроэнергии

Имеет навыки: 1. Использовать современные программные средства для разработки технологической документации.

ОПК-9 - способностью применять современные программные средства для разработки проектно-конструкторской и технологической документации

Знает: 1.Основы проектирования систем электроснабжения и электропитания транспортных и промышленных потребителей. 2.Перечень основных нормативных документов (стандарты) по правилам проектирования элементов систем. 3.Физические принципы работы основных элементов системы электропитания и электроснабжения 4.Правила выбора параметров системы электроснабжения .

Умеет: 1.Произвести правильный выбор оборудования. 2.Произвести рациональный выбор варианта построения системы электроснабжения потребителей.3.Проводить анализ полученных результатов путем сравнения с существующими нормативами.

Имеет навыки: Обосновать, разработать, объяснить структуру систем и устройств электропитания и электроснабжения потребителей.

ОПК-12 - владением основами расчета и проектирования элементов и устройств различных физических принципов действия

Знает: 1.Основные характеристики устройств электропитания и электроснабжения потребителей. 2.Системы электроснабжения, автоматики, телемеханики и связи на железнодорожном транспорте и метрополитенах 3. Теоретические основы электрической тяги, техники высоких напряжений. 4. Схемы питания потребителей, методы расчета и средства защиты систем и устройств обеспечения безопасности движения поездов. 5.Теорию преобразования электрической энергии к виду, удобному для питания тяги и экономичному требуемой пропускной и провозной способностей железнодорожной линии.6. Способы организации технического обслуживания и ремонта устройств линий электропередачи трансформаторных подстанций, линейных устройств тягового электроснабжения, автоматики и телемеханики.

Умеет: 1.Выполнять расчеты и выбирать устройства электроснабжения и электропитания потребителей. 2. Читать электрические схемы силовых устройств электропитания и электроснабжения.

Имеет навыки: Достижение уровня может быть сформировано путем последующего изучения специальных дисциплин отдельных специализаций и производственных практик: 1. Использовать технологии, правила и способы организации технического обслуживания и ремонта устройств электроснабжения и электропитания. 2. Определять закономерности функционирования электрических сетей

ПСК-1.6 - способностью демонстрировать знание способов выработки, передачи, распределения и преобразования электрической энергии, закономерностей функционирования электрических сетей и энергосистем, теоретических основ электрической тяги, техники высоких напряжений, технологии, правил и способов организации технического обслуживания и ремонта устройств контактной сети и линий электропередачи, тяговых и трансформаторных подстанций, линейных устройств тягового электроснабжения, автоматики и телемеханики по заданному ресурсу и техническому состоянию, эксплуатационно-технических требований к системам электроснабжения

Место дисциплины 1С.Б "Электропитание и электроснабжение нетяговых потребителей" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Математика", "Теоретические основы электротехники", "Электрические машины".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5 лет заочное.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ЗЖС, ЭЖС.

Дисциплина реализуется в 6, 7 семестрах.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 8 зачетных единиц (288 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 119 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
6 7
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 112 112 48 64
Лекции (Лек) 56 56 24 32
Лабораторные работы (Лаб) 16 16   16
Практические, семинары (Пр) 40 40 24 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
7 7 3 4
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 97   57 40
Контрольная работа (К)        
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР) 10     10
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 87   57 30
Контроль, всего и в т.ч. 72   36 36
Экзамен (Экз) 72   36 36
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 288 119 144 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 8   4 4

Вид обучения: 5 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 8 зачетных единиц (288 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 32 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
8 9 10 11
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 22 22 2 4 8 8
Лекции (Лек) 6 6 2   4  
Лабораторные работы (Лаб) 4 4       4
Практические, семинары (Пр) 12 12   4 4 4
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
10 10 1 2 3 4
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 238   31 95 50 62
Контрольная работа (К) 12     12    
Реферат (Р)            
Расчетно-графическая работа (РГР)            
Курсовая работа (КР) 35         35
Курсовой проект (КП)            
Самоподготовка 191   31 83 50 27
Контроль, всего и в т.ч. 18     9   9
Экзамен (Экз) 18     9   9
Зачет (За)            
Общая трудоемкость, часы 288 32 34 110 61 83
Зачетные единицы (ЗЕТ) 8          

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 6

1. Общие сведения об электроэнергетике и электроснабжение потребителей электрической энергии. (Компетенция/и ПСК-1.6)

1.1. Производство и распределение электрической энергии: 1) Источники электрической энергии и основные виды электростанций.

1.2. История развития электроэнергетики: 1) История развития электроэнергетики трехфазного переменного тока. 2) Принципы и особенности электрификации страны. 3) Структура электро-энергетических систем (ЭЭС). 4) Основные технико-экономические показатели ЭЭС.

1.3. Общая характеристика потребителей электроэнергии: 1) Категории электроприемников. 2) Обобщенные энергетические показатели потребителей.

1.4. Электроснабжение железнодорожных потребителей электрической энергией: 1) Схема питания электрифицированного участка от электрической станции. 2)Схемы питания тяговых подстанций и тяговой сети.

1.5. Электроснабжение нетяговых потребителей: 1)Схемы электроснабжения устройств СЦБ и нетяговых потребителей на неэлектрифицированных участках железных дорог.2)Схемы электроснабжения устройств СЦБ и нетяговых потребителей на электрифицированных линиях.3) Система продольного электроснабжения два провода - рельс (ДПР).

2. Системы и устройства электропитания нетяговых потребителей. (Компетенция/и ОПК-12, ПСК-1.6)

2.1. Химические источники тока (ХИТ): 1) Назначение, классификация. 2) Электрические параметры. 3) Устройство и принципы работы кислотно-свинцовых аккумуляторов. 4) Устройство и принципы работы щелочных аккумуляторов. 5) Аккумуляторные помещения. 6) Перспективные ХИТ.

2.2. Системы электропитания и потребители энергии: 1) Классификация устройств СЦБ по надежности обеспечения электроэнергией. 2) Системы электропитания: автономная, буферная, безаккумуляторная, комбинированная.

2.3. Выпрямительно-преобразовательные устройства: 1) Выпрямление переменного тока. 2) Сглаживающие фильтры. 3) Преобразователи частоты. 4) Стабилизаторы напряжения и тока 5) Преобразователи постоянного и переменного тока.

3. Воздушные линии электроснабжения и трансформаторные подстанции. (Компетенция/и ПСК-1.6)

3.1. Конструктивные особенности линий электропередач: 1) Воздушные и кабельные линии. 2) Токопроводы и шинопроводы. 3) Шнуры и провода. 4) Способы прокладки линий передач.

3.2. Схемы замещения линий электропередач и трансформаторов: 1) Особенности схем замещения элементов электрических цепей. 2) Воздушная и кабельная линия. 3) Двух- и трехобмоточные трансформаторы и автотрансформаторы.

3.3. Расчет основных режимных показателей сети и их регулирование: 1) Потери мощности и электроэнергии. 2) Падения и потери напряжения. 3) Способы регулирования напряжения. 4) Технико-экономическая оптимизация потерь мощности и электроэнергии.

3.4. Выбор основного силового оборудования: 1) Экономические принципы при выборе силового оборудования 2) Определение экономически оптимального сечения линий. 3) Расчет сетей по допустимому нагреву. 4) Выбор трансформаторов.

3.5. Трансформаторные подстанции для питания нетяговых потребителей: 1) Общие положения. 2) Конструкции, установка и подключение КТП. 3) Закрытые трансформаторные подстанции и распределительные пункты. 4) Открытые трансформаторные подстанции.

4. Организационно-технические мероприятия по экономии электроэнергии. (Компетенция/и ОПК-9, ПСК-1.6)

4.1. Качество электроэнергии: 1)Показатели качества электроэнергии. 2)Нормы напряжения. 3) Повышение качества электроэнергии.4) Учет и тарифы расходуемой электроэнергии.

4.2. Общие технические мероприятия по экономии электроэнергии: 1) Удельные расход электроэнергии. 3) Ограничители холостого хода. 4) Повышение уровня использования установленной мощности электрооборудования. 5) Регулирования графика нагрузки предприятия.

4.3. Компенсация реактивной мощности: 1) Источники реактивной мощности. 2)Размещение, выбор и расчет мощности компенсирующих устройств. 3) Способы уменьшения потребления реактивной мощности.

Семестр № 7

5. Электропитание нетяговых потребителей и электрические нагрузки нетяговых потребителей. (Компетенция/и ОПК-12, ПСК-1.6)

5.1. Электропитание станционных устройств СЦБ: 1) Электропитание устройств электрической централизации. 2) Электропитание устройств автоматизации сортировочных горок. 3) Электропитание устройств диспетчерской централизации. 4) Расчет электропитающей установки поста электрической централизации.

5.2. Электропитание перегонных устройств СЦБ: 1) Электропитание устройств автоматической блокировки. 2) Электропитание устройств полуавтоматической блокировки. 3) Электропитание устройств автоматической переездной сигнализации. 4) Расчет электропитания устройств автоматической блокировки и переездной сигнализации.

5.3. Методы и средства защиты устройств СЦБ от электрических воздействий: 1) Классификация электрических воздействий и объектов защиты. 2) Защита от мощных импульсных помех. 3) Защита от токовых перегрузок. 4) Селективная защита устройств электропитания и потребителей.

5.4. Механический расчет проводов воздушных линий: 1) Определение расчетных климатических условий. 2) Определение механических нагрузок на провода.

5.5. Особенности электроснабжения ремонтно-эксплуатационных депо: 1) Схемы электроснабжения депо. 2) Особенности электроснабжения цехов.

5.6. Электроснабжение крупных станций и узлов: 1) Иерархическая структура электроснабжения. 2) Внешняя и внутренняя схемы электроснабжения предприятия. 3) Основные принципы проектирования систем электроснабжения предприятий.

6. Схемы электроснабжения нетяговых потребителей. (Компетенция/и ПСК-1.6)

6.1. Основные принципы проектирования систем электроснабжения предприятий.

6.2. Электроснабжение линейных потребителей: 1) Схемы питания устройств железнодорожной автоматики и линейных потребителей. 2) Секционирование линий разъединителями и реклоузерами. 3) Схемы питания постов электрической централизации и устройств связи.

6.3. Электрические нагрузки системы автоблокировки и потребителей станций: 1) Электрический расчёт нагрузок высоковольтных и низковольтных линий питания железнодорожной автоматики. 2) Выбор сечения проводников линий питания нетяговых потребителей.

6.4. Электрические высоковольтные сети нетягового электроснабжения: 1) Режим нейтрали в сетях высокого напряжения. 2) Симметричные и несимметричные короткие замыкания в сетях высокого напряжения. 3) Расчёт сверхтока на высоковольтной линии электроснабжения автоблокировки.

6.5. Низковольтные электрические системы TN, TT, IT: 1) Режимы нейтрали в трёхфазных низковольтных системах. 2) Расчёт токов однофазного и трёхфазного короткого замыкания низковольтных фидеров. 3) Выбор низковольтных токовых защит и построение карты селективности.

7. Заземление, защита от сверхтока и перенапряжения на линиях электроснабжения и трансформаторных подстанциях. (Компетенция/и ОПК-12, ПСК-1.6)

7.1. Защитное и рабочее заземление в системах нетягового электроснабжения: 1) Защитное заземление оборудования линий 6(10) кВ. 2) Заземление оборудования в системе ДПР 27,5 кВ. 3) Заземление устройств железнодорожной автоматики и связи.

7.2. Защита от перенапряжений воздушных линии нетягового электроснабжения: 1) Виды перенапряжений на высоковольтных линиях питания нетяговых потребителей. 2) Оборудование и устройства защиты от перенапряжений. 3) Принцип эшелонирования защиты от перенапряжений. 4) Защита от перенапряжений воздушных и кабельных линий. 5) Снижение электромагнитного влияния на воздушные линии 6(10) кВ.

7.3. Трансформаторные подстанции для питания нетяговых потребителей: 1) Конструкция комплектных трансформаторых подстанций. 2) Оборудование и защита модуля питания фидера автоблокировки. 3) Открытые трансформаторные подстанции.

8. Эксплуатация и перспективы развития хозяйства нетяговых потребителей. (Компетенция/и ПСК-1.6)

8.1. Эксплуатация энергохозяйства: 1) Организационные структуры и документация. 2) Регламентные работы в электроустановках нетягового электроснабжения.

8.2. Организационно-технические мероприятия по экономии электроэнергии: 1) Общие сведения о потерях электроэнергии. 2) Аудит энергопотребления. 3) Планирование снижения потерь электроэнергии. 4) Повышение качества электроэнергии.

9. Тарифы на электроэнергию и учёт электропотребления. (Компетенция/и ОПК-9, ПСК-1.6)

9.1. Виды тарифов на электроэнергию.

9.2. Технический и коммерческий учёт электроэнергии: 1) Технический учёт электроэнергии. 2) Коммерческий учёт и борьба с хищениями электроэнергии. 3) Автоматизация учёта электроэнергии.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 6 6   14
2 6 4   14
3 8 10   14
4 4 4   15
5 8 6 4 9
6 8 4 8 6
7 6 2 4 7
8 6 2   5
9 4 2   3
Итого 56 40 16 87
В т.ч. по интерактивным формам 20 12    

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 7
5 Механический расчет проводов воздушной линии 4
6 Расчет электрических нагрузок фидерной зоны нетягового электроснабжения 4
Расчет электрических нагрузок железнодорожной станции 4
7 Расчет защитного заземления устройств нетягового электроснабжения 4

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 6
1 Источники электрической энергии и основные виды электростанции (семинар) 4
История развития электроэнергетики трехфазного переменного тока. (семинар) 2
2 Системы электропитания и потребители энергии. (семинар) 4
3 Определение потерь мощности и электроэнергии в линиях и трансформаторах 2
Выбор силового оборудования и режимных параметров электрической сети в системе электроснабжения предприятия 8
4 Размещение, выбор и расчет мощности компенсирующих устройств 4
Семестр № 7
5 Механический расчет проводов воздушных линий 2
Электрические нагрузки устройств железнодорожной автоматики 4
6 Расчет электрических нагрузок устройств нетягового электроснабжения 4
7 Системы заземления устройств нетягового электроснабжения 2
8 Регламентные работы в электроустановках нетягового электроснабжения 2
9 Технический и коммерческий учет электрической энергии 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 6
1 Основные электродинамические законы трехфазных сетей переменного тока. 14
2 Технико-экономические особенности основных видов электростанций 14
3 Технико-экономическая оптимизация потерь мощности и электроэнергии 14
4 Повышение качества электроэнергии 15
Семестр № 7
5 Механический расчет проводов воздушной линии 9
6 Расчет электрических нагрузок нетягового электроснабжения 6
7 Расчет защитного заземления устройств нетягового электроснабжения 7
8 Организация эксплуатации устройств нетягового электроснабжения 5
9 Учет электрической энергии в нетяговом электроснабжении 3

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 5 лет заочное составляет 191 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Электроснабжение и электропитание транспортных потребителей: Учеб-но-методическое пособие к курсовому проектированию/ Н.В. Ожиганов. Н.А. Попова; РГУПС. – Ростов н/Д, 2017 (Электронное издание) ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
6 7
ОПК-9 + +
ОПК-12 + +
ПСК-1.6 + +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-9 6 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
7 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
ОПК-12 6 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
7 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
ПСК-1.6 6 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
7 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

расчет электрических нагрузок и выбор силового оборудования системы электроснабжения транспортного предприятия (для очной формы обучения 7 семестр);

расчет электрических нагрузок и выбор силового оборудования системы электроснабжения транспортного предприятия (для заочной формы обучения 7 семестр).


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

выбор силового оборудования и режимных параметров электрической сети в системе электроснабжения предприятия (для заочной формы обучения 6 семестр).

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 6

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Источники электрической энергии и основные виды электростанций.
2) История развития электроэнергетики трехфазного переменного тока.
3) Принципы и особенности электрификации страны.
4) Общая характеристика потребителей электроэнергии
5) Категории электроприемников.
6) Обобщенные энергетические показатели потребителей.
7) Схема питания электрифицированного участка от электрической станции.
8) Схемы питания тяговых подстанций и тяговой сети.
9) Электроснабжение устройств СЦБ.
10) Схемы электроснабжения устройств СЦБ и нетяговых потребителей на неэлектрифицированных участках железных дорог.
11) Схемы электроснабжения устройств СЦБ и нетяговых потребителей на электрифицированных линиях.
12) Линии, питающие устройства автоблокировки.
13) Химические источники тока (ХИТ). Назначение, классификация. Электрические параметры.
14) Классификация устройств СЦБ по надежности обеспечения электроэнергией.
15) Системы электропитания: автономная, буферная, безаккумуляторная, комбинированная.
16) Выпрямительно-преобразовательные устройства
17) Конструктивные особенности линий электропередач. Воздушные и кабельные линии. Схемы замещения линий электропередач и трансформаторов
18) Потери мощности и электроэнергии.
19) Падения и потери напряжения.
20) Способы регулирования напряжения.
21) Выбор основного силового оборудования
22) Трансформаторные подстанции для питания нетяговых потребителей. Общие положения.
23) Конструкции, установка и подключение КТП.
24) Закрытые трансформаторные подстанции и распределительные пункты.
25) Открытые трансформаторные подстанции.
26) Организационно-технические мероприятия по экономии электроэнергии
27) Качество электроэнергии. Показатели качества электроэнергии.
28) Нормы напряжения. Повышение качества электроэнергии.
29) Учет и тарифы расходуемой электроэнергии.
30) Компенсация реактивной мощности. Источники реактивной мощности.
31) Размещение, выбор и расчет мощности компенсирующих устройств.
32) Способы уменьшения потребления реактивной мощности.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Схемы замещения линий электропередач и трансформаторов
2) Схемы замещения двух- и трехобмоточных трансформаторов и автотрансформаторов
3) Расчет основных режимных показателей сети и их регулирование
4) Расчет потерь мощности и электроэнергии.
5) Расчет падения и потерь напряжения.
6) Способы регулирования напряжения.
7) Технико-экономическая оптимизация потерь мощности и электроэнергии.
8) Выбор основного силового оборудования
9) Определение экономически оптимального сечения линий.
10) Расчет сетей по допустимому нагреву
11)Выбор трансформаторов.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Выбор основного силового оборудования
2) Определение экономически оптимального сечения линий.
3) Расчет сетей по допустимому нагреву
4) Выбор трансформаторов.

Экзамен. Семестр № 7

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Электропитание устройств электрической централизации.
2) Электропитание устройств автоматизации сортировочных горок. Электропитание устройств диспетчерской централизации.
3) Расчет электропитающей установки поста электрической централизации.
4) Электропитание перегонных устройств СЦБ. Электропитание устройств автоматической блокировки.
5) Электропитание устройств полуавтоматической блокировки.
6) Электропитание устройств автоматической переездной сигнализации.
7) Методы и средства защиты устройств СЦБ от электрических воздействий. Классификация электрических воздействий и объектов защиты.
8) Защита от мощных импульсных помех.
9) Защита от токовых перегрузок.
10) Селективная защита устройств электропитания и потребителей.
11) Механический расчет проводов воздушных линий. Определение расчетных климатических условий
12) Механический расчет проводов воздушных линий. Определение механических нагрузок на провода.
13) Особенности электроснабжения заводов железнодорожного транспорта.
14) Электроснабжение крупных станций и узлов. Иерархическая структура электроснабжения.
15) Внешняя и внутренняя схемы электроснабжения предприятия.
16) Основные принципы проектирования систем электроснабжения предприятий.
17) Схемы питания устройств железнодорожной автоматики и линейных потребителей.
18) Секционирование линий разъединителями и реклоузерами.
19) Схемы питания постов электрической централизации и устройств связи.
20) Электрический расчёт нагрузок высоковольтных и низковольтных линий питания железнодорожной автоматики.
21) Выбор сечения проводников линий питания нетяговых потребителей.
22) Электрические высоковольтные сети нетягового электроснабжения. Режим нейтрали в сетях высокого напряжения.
23) Симметричные и несимметричные короткие замыкания в сетях высокого напряжения.
24) Режимы нейтрали в трёхфазных низковольтных системах.
25) Защитное и рабочее заземление в системах нетягового электроснабжения. Защитное заземление оборудования линий 6(10) кВ.
26) Заземление оборудования в системе ДПР 27,5 кВ.
27) Заземление устройств железнодорожной автоматики и связи.
28) Защита от перенапряжений воздушных линии нетягового электроснабжения. Виды перенапряжений на высоковольтных линиях питания нетяговых потребителей.
29) Оборудование и устройства защиты от перенапряжений.
30) Защита от перенапряжений воздушных и кабельных линий.
31) Снижение электромагнитного влияния на воздушные линии 6(10) кВ.
32) Трансформаторные подстанции для питания нетяговых потребителей. Конструкция комплектных трансформаторых подстанций.
33) Оборудование и защита модуля питания фидера автоблокировки.
34) Открытые трансформаторные подстанции.
35) Эксплуатация энергохозяйства.Организационные структуры и документация.
36) Регламентные работы в электроустановках нетягового электроснабжения.
37) Организационно-технические мероприятия по экономии электроэнергии Повышение качества электроэнергии.
38) Тарифы на электроэнергию и учёт электропотребления. Виды тарифов на электроэнергию.
39) Технический и коммерческий учёт электроэнергии:
40) Автоматизация учёта электроэнергии.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Механический расчет проводов воздушной линии
2) Расчет электрических нагрузок фидерной зоны нетягового электроснабжения
3) Расчет электрических нагрузок железнодорожной станции
4) Расчет защитного заземления устройств нетягового электроснабжения
5) Расчёт сверхтока на высоковольтной линии электроснабжения автоблокировки.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Расчёт токов однофазного и трёхфазного короткого замыкания низковольтных фидеров.

2) Выбор низковольтных токовых защит и построение карты селективности.

3) Расчет электрических нагрузок нетягового электроснабжения.

4) Организация эксплуатации устройств нетягового электроснабжения.

5) Учет электрической энергии в нетяговом электроснабжении.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-9 6 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
7 9 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
9 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
9 Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-12 6 2 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
7 5, 7 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5, 7 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
5, 7 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
5, 7 Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПСК-1.6 6 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
7 5, 6, 7, 8, 9 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5, 6, 7, 8, 9 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
5, 6, 7 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
5, 6, 7, 8, 9 Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Защита курсовой работы.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Электроснабжение нетяговых потребителей железнодорожного транспорта. Устройство, обслуживание, ремонт.: Учебное пособие/ Под ред. В.М.Долдина.- М.: ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2010-304 с. ЭБС РГУПС

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Ковалев И.Н. Электроэнергетические системы и сети. – М.: Транспорт (учебник для вузов ж.д. тр-та) ЭБС РГУПС
2 Москаленко А.В. Электрические сети и системы : учеб. для техникумов, колледжей ж.-д. трансп./ А.В. Москаленко; УМЦ по образованию на ж.-д. трансп.. -М.: Маршрут, 2007. -252 с.:a-ил. УМЦ ЖДТ
3 Электропитание устройств железнодорожной автоматики, телемеханики и связи : учеб. для вузов ж.-д. трансп. / В.В. Сапожников, Н.П. Ковалев, В.А. Кононов и др. ; под ред. В.В. Сапожникова.- М. : Маршрут, 2005. ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Попова Н.А. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Электропитание и электроснабжение нетяговых потребителей". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Электропитание и электроснабжение нетяговых потребителей: учебно-методическое пособие для лабораторно-практических занятий/ Н.А.Попова; Рост. гос. ун-т путей сообщения. – Ростов н/Д, 2017 (Электронное издание) ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И
2 Microsoft Office с приложениями: Microsoft Word (работа с текстовыми документами, выполнение графических построений); Microsoft PowerPoint (подготовка демонстрационных материалов); Paint (создание и редактирование рисунков) И
3 Acrobat Reader при подготовке материалов для представления информации на лекционных и практических занятиях И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Персональные компьютеры;

Лабораторное оборудование;

Образец техники.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 40759.