РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Автоматизированные системы электроснабжения"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.Б "Основы компьютерного проектирования и моделирования устройств электроснабжения"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности

23.05.05 Системы обеспечения движения поездов

Специализация

№ 1 Электроснабжение железных дорог

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения "

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель д.т.н., проф. Быкадоров Александр Леонович предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Основы компьютерного проектирования и моделирования устройств электроснабжения" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Автоматизированные системы электроснабжения".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

Курилов Дмитрий Олегович, главный инженер, Северо-Кавказской дирекции по энергообеспечению – СП Трансэнерго – ф-ла ОАО «РЖД».





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Основы к п и м у э_С_23.05.05_во_9_АСЭЛ_п36469_40700.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Основы компьютерного проектирования и моделирования устройств электроснабжения".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Основы компьютерного проектирования и моделирования устройств электроснабжения" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных, профессиональных, профессионально-специализированных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: - методы математического и компьютерного моделирования для исследования систем и устройств электроснабжения железнодорожного транспорта

Умеет: - анализировать процесс эксплуатации системы электроснабжения железных дорог как объекта управления

Имеет навыки: - навыками составления, расчета и сравнительного анализа математических моделей систем электроснабжения

ОПК-9 - способностью применять современные программные средства для разработки проектно-конструкторской и технологической документации

Знает: - методы математического и компьютерного моделирования для исследования систем и устройств электроснабжения железнодорожного транспорта

Умеет: - методы математического и компьютерного моделирования систем и устройств электроснабжения железнодорожного транспорта

Имеет навыки: - навыками составления, расчета и сравнительного анализа математических моделей систем электроснабжения

ОПК-12 - владением основами расчета и проектирования элементов и устройств различных физических принципов действия

Знает: 1.Терминологию элементов и показателей систем тягового электроснабжения 2.Перечень основных нормативных документов (стандарты) , регламентирующих работу систем электроснабжения 3.Нормативные показатели работы систем тягового электроснабжения диагностирования.

Умеет: 1.Произвести правильный выбор показателей и технические данные работы систем электроснабжения. 2.Систематизировать и анализировать результаты работы устройств электроснабжения. 3.Использовать современные информационные технологии для получения технической рнформации4.Проводить сравнение полученных оценок технического состояния с нормируемыми значениями.

Имеет навыки: 1.Использования нормативно-технической документации по своевременному обслуживанию конкретных элементов и систем тягового электроснабжения. 2.Производства расчётов для анализа и оценки текущего состояния устройств электроснабжения. 3. Рассчитывать и анализировать режимы работы cистем электроснабжения

ПК-1 - способностью использовать в профессиональной деятельности современные информационные технологии, изучать и анализировать информацию, технические данные, показатели и результаты работы систем обеспечения движения поездов, обобщать и систематизировать их, проводить необходимые расчеты

Знает: - методы математического и компьютерного моделирования для исследования систем и устройств электроснабжения железнодорожного транспорта

Умеет: - анализировать процесс эксплуатации системы электроснабжения железных дорог как объекта управления

Имеет навыки: - навыками составления, расчета и сравнительного анализа математических моделей систем электроснабжения

ПСК-1.2 - способностью применять методы математического и компьютерного моделирования для исследования систем и устройств электроснабжения железнодорожного транспорта, владением технологией компьютерного проектирования и моделирования систем и устройств электроснабжения с применением пакетов прикладных программ

Знает: 1. Методы расчёта систем тягового электроснабжения. 2. Знать режимы работы систем тягового электроснабжения. 3. Знать требования к выбору мест расположения тяговых подстанций и линейных устройств систем электроснабжения.

Умеет: 1. Пользоваться методикой расчёта основных параметров системы тягового электроснабжения. 2. Пользоваться компьютерными технологиями для проектирования системы тягового электроснабжения.

Имеет навыки: 1. Владеет методологией расчетов параметров тягового электроснабжения. 2. Владеет компьютерными технологиями для проектирования и проверки соответствия рассчитанных параметров систем электроснабжения требованиям нормативных документов.

ПСК-1.3 - владением методологией расчетов основных параметров системы тягового электроснабжения, выбора мест расположения тяговых подстанций и линейных устройств тягового электроснабжения в зависимости от размеров движения и иных существенных условий, в том числе при организации тяжеловесного, скоростного и высокоскоростного движения поездов

Место дисциплины 1С.Б "Основы компьютерного проектирования и моделирования устройств электроснабжения" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Тяговые и трансформаторные подстанции", "Электроснабжение железных дорог", "Электроэнергетические системы и сети", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5 лет заочное.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ЗЖС, ЭЖС.

Дисциплина реализуется в 9 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 5 зачетных единиц (180 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 68 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
9
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 64 64 64
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб) 16 16 16
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
4 4 4
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 76   76
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП) 10   10
Самоподготовка 66   66
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 180 68 180
Зачетные единицы (ЗЕТ) 5   5

Вид обучения: 5 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 5 зачетных единиц (180 часов), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 19 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
13 14
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 14 14 6 8
Лекции (Лек) 6 6 6  
Лабораторные работы (Лаб) 4 4   4
Практические, семинары (Пр) 4 4   4
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
5 5 2 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 152   52 100
Контрольная работа (К)        
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП) 40     40
Самоподготовка 112   52 60
Контроль, всего и в т.ч. 9     9
Экзамен (Экз) 9     9
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 180 19 60 120
Зачетные единицы (ЗЕТ) 5      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 9

1. Аналитические методы расчёта систем тягового электроснабжения. (Компетенция/и ОПК-9, ОПК-12, ПК-1, ПСК-1.2, ПСК-1.3)

1.1. Методы расчёта по заданному графику движения: 1) Метод равномерного сечения графика движения. 2) Метод характерных сечений графика движения. 3) Метод непрерывного анализа графика движения. 4) Метод равномерно распределённой нагрузки.

1.2. Методы расчёта по заданным размерам движения: 1) Особенности работы магистральных железных дорог. Статистический подход к оценке графиков движения поездов. 2) Законы распределения числа поездов в рассматриваемой зоне. 3) Определение числовых характеристик поездных токов. 4) Определение средних и эффективных нагрузок фидеров. 5) Определение нагрузки подстанции по нагрузке фидеров. 6) Определение потерь мощности и энергии в тяговой сети. 7) Определение потерь напряжения в тяговой сети.

2. Информационные технологии при расчётах систем электроснабжения. (Компетенция/и ОПК-9, ОПК-12, ПК-1, ПСК-1.2, ПСК-1.3)

2.1. Имитационное моделирование системы электроснабжения: 1) Имитационное моделирование как современная основа выполнения расчётов режимов и показателей работы систем электроснабжения. 2) Структурная схема имитационной модели. 3) Законы распределения интервалов между поездами. 4) Моделирование графика движения поездов.

2.2. Электрические расчёты системы электроснабжения на основе компьютерных технологий: 1) Матричный метод расчёта мгновенных схем. 2) Расчёт токораспределения , потерь напряжения, потерь мощности и энергии. 3) Формирование задающих токов поездов при имитационном моделировании. 4) Примеры практического применения имитационного моделирования при моделировании режимов работы систем электроснабжения.

3. Проектирование системы тягового электроснабжения с применением информационных и компьютерных технологий. (Компетенция/и ОПК-9, ОПК-12, ПК-1, ПСК-1.2, ПСК-1.3)

3.1. Определение масс поездов и размеров движения: 1) Определение массы средневзвешенного грузового поезда. 2) Определение среднегодовых размеров движения за сутки. 3) Определение расчётной массы грузового поезда и кратности тяги.

3.2. Определение расстояния между тяговыми подстанциями: 1) Тоннокилометровая работа участка. 2) Годовой расход энергии. 3) Среднегодовая и удельная среднегодовая мощность. 4) Выбор расстояния между тяговыми подстанциями. 5) Принципы размещения тяговых подстанций на участке.

3.3. Расчёт мощности и энергии на тяговых подстанциях: 1) Годовой расход энергии по межподстанционным зонам. 2) Среднегодовой расход энергии и мощности по плечам питания и подстанциям. 3) Часовая мощность подстанций в интенсивный период движения.

3.4. Определение мощности понизительных трансформаторов тяговых подстанций: 1) Общий подход. 2) Расчёт мощности на тягу при системе электроснабжения 25 кВ. 3) Расчёт мощности на тягу при системе электроснабжения 2х 25 кВ. 4) Расчёт мощности на тягу при системе электроснабжения постоянного тока 3кВ. 5) Проверка нагрузочной способности трансформаторов с использованием программного комплекса «КОРТЕС». 6) Выбор типов понизительных трансформаторов и преобразовательных агрегатов.

3.5. Расчёт сечения проводов контактной сети: 1) Определение эффективных токов фидеров. 2) Выбор сечения проводов контактной сети. 3) Проверка проводов контактной сети на нагревание с использованием компьютерных технологий.

3.6. Определение уровня напряжения в тяговой сети и наличной пропускной способности: 1) Общие положения. 2) Расчёт потерь и уровня напряжения в тяговых сетях переменного тока. 3) Расчёт потерь и уровня напряжения в тяговых сетях постоянного тока. 4) Проверка наличной пропускной способности.

4. Упрощённый метод расчёта параметров. (Компетенция/и ОПК-12, ПСК-1.3)

4.1. Общие положения: 1) Сущность метода. 2) Определение электрических нагрузок локомотивов на проектируемом участке.

4.2. Расчёт параметров силового оборудования и сечения проводов контактной сети: 1) Расчётные режимы, определение электрических нагрузок фидеров, плеч питания и подстанций. 2) Методика расчёта мощности понизительных трансформаторов тяговых подстанций переменного тока. 3) Методика расчёта мощности понизительных трансформаторов тяговых подстанций постоянного тока. 4) Выбор сечения проводов контактной сети. 5) Определение уровня напряжения в тяговой сети и наличной пропускной способности.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 6 4 6 16
2 8 4 4 17
3 10 4   16
4 8 4 6 17
Итого 32 16 16 66
В т.ч. по интерактивным формам 8 4 4  

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 9
1 Исследование токовых нагрузок питающих присоединений и потерь напряжения в тяговой сети. 2
Исследование несимметрии напряжений в системе электроснабжения с трансформаторами 4
2 Исследование несимметрии напряжений в системе электроснабжения с трансформаторами и схема Скотта. 2
Исследование транзита мощности в тяговой сети на основе компьютерных технологий, программы КОРТЭС. 2
4 Фазировка группы тяговых подстанций при подключении к ЛЭП. 4
Определение токовых нагрузок поездов при производстве тяговых расчётов по программе «КОРТЭС». 2

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 9
1 Методы расчёта по заданному графику движения. 4
2 Электрические расчёты системы электроснабжения на основе компьютерных технологий 4
3 Расчёт мощности и энергии на тяговых подстанциях 2
Упрощённый метод расчёта параметров системы тягового электроснабжения 2
4 Упрощённый метод расчёта параметров 4

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 9
1 Метод характерных сечений графика движения. Метод непрерывного анализа графика движения. Метод равномерно распределённой нагрузки 16
2 Примеры практического применения имитационного моделирования при моделировании режимов работы систем электроснабжения 17
3 Проверка нагрузочной способности трансформаторов с использованием программного комплекса «КОРТЕС» 16
4 Определение электрических нагрузок локомотивов на проектируемом участке. 17

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 5 лет заочное составляет 112 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Быкадоров А.Л., Жуков А.В. Математическое моделирование динамики электрических процессов в системах тягового электроснабжения: учебно-методическое пособие. Ч. 1/Рост. гос. ун-т путей сообщения. – Ростов н/Д, 2008. – 20 с. НТБ РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
9
ОПК-9 +
ОПК-12 +
ПК-1 +
ПСК-1.2 +
ПСК-1.3 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-9 9 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовой проект - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
ОПК-12 9 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовой проект - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
ПК-1 9 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовой проект - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
ПСК-1.2 9 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовой проект - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
ПСК-1.3 9 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовой проект - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

1.Расчёт системы электроснабжения участка железной дороги на переменном токе;

2.Расчёт системы электроснабжения участка железной дороги на постоянном токе.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Не предусмотрено.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 9

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Метод равномерного сечения графика движения
2) Метод характерных сечений графика движения
3) Метод непрерывного анализа графика движения
4) Метод равномерно распределённой нагрузки
5) Статистический подход к оценке графиков движения поездов.
6) Законы распределения числа поездов в рассматриваемой зоне.
7) Определение числовых характеристик числа поездов и поездных токов.
8) Определение средних и эффективных нагрузок фидеров.
9) Определение нагрузки подстанции по нагрузке фидеров.
10) Определение потерь мощности и энергии в тяговой сети.
11) Определение потерь напряжения в тяговой сети.
12) Имитационное моделирование как современная основа расчётов систем электроснабжения
13) Структурная схема имитационной модели
14) Законы распределения интервалов между поездами
15) Моделирование графика движения поездов
16) Матричный метод расчёта мгновенных схем
17) Расчёт токораспределения, потерь напряжения, потерь мощности и энергии.
18) Формирование задающих токов поездов при имитационном моделировании.
19) Примеры практического применения имитационного моделирования систем электроснабжения
20) Определение массы средневзвешенного грузового поезда,
21) Определение среднегодовых размеров движения за сутки,
22) Определение расчётной массы грузового поезда и кратности тяги
23) Тоннокилометровая работа участка
24) Годовой расход энергии
25) Среднегодовая и удельная среднегодовая мощность
26) Выбор расстояния между тяговыми подстанциями
27) Принципы размещения тяговых подстанций на участке
28) Годовой расход энергии по межподстанционным зонам
29) Среднегодовой расход энергии и мощности по плечам питания и подстанциям
30) Часовая мощность подстанций в интенсивный период движения
31) Расчёт мощности на тягу при системе электроснабжения 25 кВ
32) Расчёт мощности на тягу при системе электроснабжения 2х 25 кВ
33) Расчёт мощности на тягу при системе электроснабжения постоянного тока 3кВ
34) Проверка нагрузочной способности трансформаторов посредством программы «КОРТЕС»
35) Выбор типов понизительных трансформаторов и преобразовательных агрегатов.
36) Определение эффективных токов фидеров
37) Выбор сечения проводов контактной сети
38) Проверка проводов контактной сети на нагревание с использованием компьютерных технологий
39) Расчёт потерь и уровня напряжения в тяговых сетях переменного тока
40) Расчёт потерь и уровня напряжения в тяговых сетях постоянного тока.
41) Проверка наличной пропускной способности
42) Упрощённый метод расчёта параметров системы тягового электроснабжения
43) Расчётные режимы, определение электрических нагрузок фидеров, плеч питания и подстанций
44) Методика расчёта мощности понизительных трансформаторов тяговых подстанций. переменного
45) Выбор сечения проводов контактной сети
46) Определение уровня напряжения в тяговой сети и наличной пропускной способности.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1)Описывать основные элементы систем электроснабжения с помощью пакетов прикладных программ, применяемых при компьютерном проектировании.
2)Производить расчёт систем электроснабжения, расчёт токов короткого замыкания в электрических сетях и энергосистемах.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1)Навыками применения прикладного программного обеспечения для компьютерного проектирования и моделирования устройств и систем электроснабжения.

2)Методами расчёта и выбора устройств тягового электроснабжения, способами усиления устройств электроснабжения, повышения качества электрической энергии.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-9 9 1, 2, 3 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3 Балльная оценка за курсовой проект - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-12 9 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Балльная оценка за курсовой проект - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-1 9 1, 2, 3 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3 Балльная оценка за курсовой проект - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПСК-1.2 9 1, 2, 3 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3 Балльная оценка за курсовой проект - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПСК-1.3 9 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Балльная оценка за курсовой проект - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Защита курсового проекта.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Конюхова Е.А. Электроснабжение. Учебник для вузов/Е.А.Конюхова-М:МЭИ,2014,-510с. ЭБС IPRBooks
2 Чернов Ю.А. Электроснабжение железных дорог: учеб. пособие. - М.: ФГБОУ "Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте", 2016. - 406 с. ЭБ "УМЦ ЖДТ" УМЦ ЖДТ

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Быкадоров А.Л. ЭВМ в расчётах и моделировании электроснабжения железных дорог. Учебное пособие. Рост. гос. ун-т путей сообщения. – Ростов н/Д, 1993. – 59 с. НТБ РГУПС
2 Марквардт К. Г. Электроснабжение электрифицированных железных дорог, М.: Транспорт, 1982.-582с. ЭБС РГУПС
3 Кисляков В. А., Плакс А. В., Пупынин В. Н. и др. Электрические железные дороги. М.: Транспорт, 1993.-279с УМЦ ЖДТ

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Быкадоров А.Л. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Основы компьютерного проектирования и моделирования устройств электроснабжения". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Моделирование и проектирование системы тягового электроснабжения: учебное пособие/ А.Л. Быкадоров, Ю.И. Жарков, Т.А. Заруцкая; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д, 2017 (Электронное издание) ЭБС РГУПС
3 Быкадоров А.Л. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Основы компьютерного проектирования и моделирования устройств электроснабжения". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И
2 Microsoft Office с приложениями: Microsoft Word (работа с текстовыми документами, выполнение графических построений); Microsoft PowerPoint (подготовка демонстрационных материалов); Paint (создание и редактирование рисунков) И
3 Adobe Reader при подготовке материалов для представления информации на лекционных и практических занятиях И
4 Программный комплекс расчетов тягового электроснабжения "КОРТЭС" О

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Персональные компьютеры;

Лабораторное оборудование.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 40700.