РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Автоматизированные системы электроснабжения"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.Б "Моделирование систем и процессов"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности

23.05.05 Системы обеспечения движения поездов

Специализация

№ 1 Электроснабжение железных дорог

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения "

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н. Заруцкая Татьяна Алексеевна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Моделирование систем и процессов" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Автоматизированные системы электроснабжения".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

Курилов Дмитрий Олегович, главный инженер, Северо-Кавказской дирекции по энергообеспечению – СП Трансэнерго – ф-ла ОАО «РЖД».





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Моделирование с и п_С_23.05.05_во_5_АСЭЛ_п36416_40696.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Моделирование систем и процессов".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Моделирование систем и процессов" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Микропроцессорные информационно-управляющие системы", "Системы электроснабжения электрического транспорта";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: 1.Терминологию и направления в области моделирования систем и процессов. 2.Перечень основных нормативных документов (стандарты) по моделирования систем и процессов. 3. Перечень основных нормативных документов (стандарты) в области электроснабжения и системы тягового электроснабжения. 4.Физические принципы работы составных элементов системы тягового электроснабжения. 4. Моделирование элементов системы тягового электроснабжения.

Умеет: 1.Произвести правильный выбор элементов для моделирования систем и процессов. 2.Произвести рациональный выбор методов и технических средств для моделирование систем и процессов. 3. Использовать теоретические методы обработки и анализа информации для построения моделей. 4. Проводить сравнение полученных результатов моделирования с нормируемыми значениями с применением нормативно-технической документации..

Имеет навыки: Достижение уровня может быть сформировано путем последующего изучения специальных дисциплин отдельных специализаций и прохождения производственных практик: 1.Использовать современные способы и средства для моделирования различных режимов работы устройств системы тягового электроснабжения. 2.Использования технических средств моделирования для моделирования отдельных элементов и технических систем. 3. Использования нормативно-технической документации для моделирования работы различных устройств электроснабжения

ОПК-1 - способностью применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования

Знает: 1. Основные законы теоретических основ электротехники. 2. Классификацию видов моделирования систем и процессов. 3. Процедура формирования эффективной модели. 4.Основы моделирования элементов системы тягового электроснабжения. 5. Основы математического моделирования для решения электротехнических задач. 6. Методы имитационного моделирования системы тягового электроснабжения.

Умеет: 1.Использовать основные законы теоретических основ электротехники для моделирования систем и процессов. 2.Провести классификацию видов моделирования систем и процессов. 3. Выбрать процедура формирования эффективной модели. 4. Использовать основы математического моделирования для решения электротехнических задач.

Имеет навыки: 1. Построения различных моделей электротехнических устройств. 2. Обработки полученных результатов моделирования.

ОПК-3 - способностью приобретать новые математические и естественнонаучные знания, используя современные образовательные и информационные технологии

Знает: 1. Основные понятия теории моделирования систем и процессов. 2. Основы моделирование элементов системы тягового электроснабжения. 3. Применять математическое моделирование для решения электротехнических задач. 4.Основы имитационного моделирования системы тягового электроснабжения.

Умеет: 1. Выполнять электрические расчёты системы электроснабжения на основе компьютерных технологий. 2.Провести обработку полученных результатов. 3. Дать оценку полученным результатам. 4. Анализировать информацию, технические данные, показатели и результаты работы системы обеспечения поездов, обобщать и систематизировать их, проводить необходимые расчеты.

Имеет навыки: 1. Обработки полученных результатов моделирования.

ПК-1 - способностью использовать в профессиональной деятельности современные информационные технологии, изучать и анализировать информацию, технические данные, показатели и результаты работы систем обеспечения движения поездов, обобщать и систематизировать их, проводить необходимые расчеты

Место дисциплины 1С.Б "Моделирование систем и процессов" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Введение в специальность (часть 1)", "Информатика", "Теоретические основы электротехники", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5.8 лет заочное.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ЗЖС, ЭЖС.

Дисциплина реализуется в 5 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 51 час.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
5
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб) 16 16 16
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 84   84
Контрольная работа (К)      
Реферат (Р)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 84   84
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 144 51 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы (144 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 13 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
7 8
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 12 12 2 10
Лекции (Лек) 2 2 2  
Лабораторные работы (Лаб) 8 8   8
Практические, семинары (Пр) 2 2   2
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
1 1   1
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 127   40 87
Контрольная работа (К) 12     12
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 115   40 75
Контроль, всего и в т.ч. 4     4
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 4     4
Общая трудоемкость, часы 144 13 42 102
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 5

1. Предмет Моделирование систем и процессов. (Компетенция/и ПК-1)

1.1. Основные понятия теории моделирования систем и процессов: 1) Модель и моделирование. 2) Моделирование систем и моделирование процессов. 3) Принципы системного подхода в моделировании. 4) Синтез модели на основе классического и системного подхода. 5) Основные характеристики и свойства моделей.

1.2. Классификация видов моделирования систем и процессов: 1) Детерминированное и стохастическое моделирование систем и процессов. 2) Статическое и динамическое моделирование систем и процессов. 3) Дискретное и непрерывное моделирование систем и процессов. 4) Физическое моделирование.

2. Моделирование элементов системы тягового электроснабжения. (Компетенция/и ОПК-1, ОПК-3, ПК-1)

2.1. Моделирование тяговой сети (постоянного и переменного тока): 1) Сопротивление одиночных проводов и контуров «проводник-земля». 2) Сопротивление параллельных контуров со взаимной индуктивностью. 3) Составное и эквивалентное приведенное сопротивление тяговой сети переменного тока.

2.2. Моделирование тяговой подстанции: 1) Сопротивление тяговых подстанций постоянного и переменного тока.. 2) Уровни напряжений на шинах тяговых подстанций постоянного и переменного тока. 3) Моделирование работы трансформатора.

2.3. Моделирование линий электропередач: 1) Классификация линий электропередачи. 2) Виды линий электропередач используемых в системе тягового электроснабжения (ДПР, АБ, ПР, ВЛ и т.д.).

3. Применение математического моделирования для решения электротехнических задач. (Компетенция/и ОПК-1, ОПК-3)

3.1. Процедура формирования эффективной модели: 1) Основы метода. 2) Свойства эффективной модели. 3) Решающее правило.

3.2. Моделирование переходных и установившихся режимов в электрической цепи первого порядка: 1) Основные методы анализа переходных процессов. 2) Основные методы анализа установившихся режимов.

3.3. Расчет установившегося режима в электроэнергетических системах на основе линейных математических моделей: 1) Матричный метод расчета электрических систем. 2) Обобщенное уравнение состояния цепи. 3) Уравнение узловых потенциалов. 3) Расчет установившегося режима по линейным моделям.

4. Имитационное моделирование системы тягового электроснабжения. (Компетенция/и ПК-1)

4.1. Имитационное моделирование системы электроснабжения: 1) Имитационное моделирование как современная основа выполнения расчётов режимов и показателей работы систем электроснабжения. 2) Структурная схема имитационной модели. 3) Законы распределения интервалов между поездами. 4) Моделирование графика движения поездов.

4.2. Электрические расчёты системы электроснабжения на основе компьютерных технологий: 1) Матричный метод расчёта мгновенных схем. 2) Расчёт токораспределения, потерь напряжения, потерь мощности и энергии. 3) Формирование задающих токов поездов при имитационном моделировании. 4) Примеры практического применения имитационного моделирования при моделировании режимов работы систем электроснабжения.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4     21
2 4 8 8 21
3 4 4 4 21
4 4 4 4 21
Итого 16 16 16 84
В т.ч. по интерактивным формам 8 4 4  

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
2 Применение математического моделирования для решения электротехнических задач 4
Моделирование переходных и установившихся режимов в электрической цепи первого порядка 4
3 Расчет установившегося режима в электроэнергетических системах на основе линейных математических моделей 4
4 Моделирование основных режимов работы системы тягового электроснабжения 4

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
2 Простейшие модели случайных и детерминированных систем 4
Расчет основных элементов схемы замещения системы тягового электроснабжения 4
3 Определение токовых нагрузок поездов при производстве тяговых расчётов 4
4 Электрические расчёты системы электроснабжения на основе компьютерных технологий 4

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Непрерывно-детерминированные модели (D-схемы) 5
Дискретно-детерминированные модели (F-схемы) 5
Дискретно-стохастические модели (P-схемы) 5
Сетевые модели 6
2 Методы и методики структурного анализа 10
Комбинированные модели 11
3 Построение концептуальных моделей и их формализация 21
4 Разработка и машинная реализация моделей систем 10
Алгоритмизация моделей систем и их машинная реализация 11

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 5.8 лет заочное составляет 115 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Электрические железные дороги [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Под ред. Ю.Е. Просвирова и В.П. Феоктистова - М. : УМЦ ЖДТ, 2010. УМЦ ЖДТ

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
5
ОПК-1 +
ОПК-3 +
ПК-1 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-1 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ОПК-3 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ПК-1 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

моделирование систем и процессов.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 5

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Цель моделирования систем и процессов
2 ) Задачи моделирования систем и процессов
3) Структуру и методологические основы моделирования систем и процессов
4) Принцип системного подхода в моделировании систем и процессов
5) Классификацию видов моделирования систем и процессов
6) Синтез модели на основе классического и системного подхода
7 ) Основные характеристики и свойства моделей
8) Детерминированное и стохастическое моделирование систем и процессов
9) Статическое и динамическое моделирование систем и процессов
10) Дискретное и непрерывное моделирование систем и процессов
11) Классификация линий электропередачи
12) Виды линий электропередач используемых в системе тягового электроснабжения
13) Основные методы анализа переходных процессов
14) Основные методы анализа установившихся режимов
15) Матричный метод расчета электрических систем
16) Расчет установившегося режима по линейным моделям
17) Имитационное моделирование как современная основа расчётов систем электроснабжения
18) Структурная схема имитационной модели
19) Законы распределения интервалов между поездами
20) Моделирование графика движения поездов
21) Матричный метод расчёта мгновенных схем
22) Расчёт токораспределения, потерь напряжения, потерь мощности и энергии.
23) Формирование задающих токов поездов при имитационном моделировании.
24) Примеры практического применения имитационного моделирования систем электроснабжения
25) Основные методы анализа переходных процессов
26) Основные подходы к построению математических моделей систем.
27) Основные методы анализа установившихся режимов.
28) Моделирование переходных и установившихся режимов в электрической цепи первого порядка
29) Сопротивление тяговых подстанций постоянного и переменного тока.
30) Моделирование работы трансформатора.
31) Составное и эквивалентное приведенное сопротивление тяговой сети переменного тока.
32) Сопротивление одиночных проводов и контуров «проводник-земля».
33) Электрические расчёты системы электроснабжения на основе компьютерных технологий.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Применять математическое моделирование для решения электротехнических задач
2) Составлять простейшие модели случайных и детерминированных систем
3) Выполнять расчет основных элементов схемы замещения
4) Моделировать переходные режимы в электрической цепи первого порядка
5) Моделировать установившиеся режимы в электрической цепи первого порядка
6) Выполнять электрические расчёты системы электроснабжения на основе компьютерных технологий
7) Определять токовые нагрузки поездов при производстве тяговых расчётов
8) Моделировать основные режимы работы системы тягового электроснабжения
9) Моделировать вероятностный, пакетный, заданный график движения поездов

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Применения прикладного программного обеспечения для компьютерного проектирования и моделирования устройств и систем электроснабжения.

2) Моделирования элементов системы тягового электроснабжения.

3) Применения математического моделирования для решения электротехнических задач.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-1 5 2, 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 3 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
2, 3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
2, 3 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-3 5 2, 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 3 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
2, 3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
2, 3 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-1 5 1, 2, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
2, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
2, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Герман Л.А., Серебряков А.С. Регулируемые установки емкостной компенсации в системах тягового электроснабжения железных дорог: учеб. пособие. - М.: ФГБОУ "Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте", 2015. - 316 с. УМЦ ЖДТ
2 Чернов Ю.А. Электроснабжение железных дорог: учеб. пособие. - М.: ФГБОУ "Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте", 2016. - 406 с. УМЦ ЖДТ

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Журнал "Железнодорожный транспорт"Журнал Железнодорожный транспорт [Текст]: научно-теоретический технико-экономический журнал/учредитель: ОАО "Российские железные дороги".2018 НТБ РГУПС
2 Марквардт К. Г. Электроснабжение электрифицированных железных дорог, М.: Транспорт, 1982.-582с. НТБ РГУПС
3 Кисляков В. А., Плакс А. В., Пупынин В. Н. и др. Электрические железные дороги. М.: Транспорт, 1993.-279с НТБ РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Заруцкая Т.А. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Моделирование систем и процессов". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Моделирование и проектирование системы тягового электроснабжения: учебное пособие/ А.Л. Быкадоров, Ю.И. Жарков, Т.А. Заруцкая; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д, 2017 (Электронное издание) ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И
2 Microsoft Office с приложениями: Microsoft Word (работа с текстовыми документами, выполнение графических построений); Microsoft PowerPoint (подготовка демонстрационных материалов); Paint (создание и редактирование рисунков) И
3 Adobe Reader при подготовке материалов для представления информации на лекционных и практических занятиях И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Персональные компьютеры;

Лабораторное оборудование.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 40696.