РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2019 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Автоматизированные системы электроснабжения"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.В.ОД "Автоматизация систем электроснабжения"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО 3+ по специальности

23.05.05 Системы обеспечения движения поездов

Специализация

№ 1 Электроснабжение железных дорог

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения "

Ростов-на-Дону

2019 г.

 



 






Авторы-составители д.т.н., проф. Жарков Юрий Иванович, к.т.н., доц. Лысенко Владимир Георгиевич предлагают настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.В.ОД "Автоматизация систем электроснабжения" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Автоматизированные системы электроснабжения".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

Курилов Дмитрий Олегович, главный инженер, Северо-Кавказской дирекции по энергообеспечению – СП Трансэнерго – ф-ла ОАО «РЖД».





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СВОД_Автоматизация с э_С_23.05.05_во_89_АСЭЛ_п34522_40667.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Автоматизация систем электроснабжения".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Автоматизация систем электроснабжения" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых и вариативных дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника профессионально-специализированных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и специализацией "Электроснабжение железных дорог".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Релейная защита", "Управление предприятием и организация производства", "Эксплуатация технических средств обеспечения движения поездов";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: методы математического и компьютерного моделирования для исследования систем и устройств электроснабжения

Умеет: производить расчет и компьютерное моделирование режимов работы и параметров систем и устройств электроснабжения с применением пакетов прикладных программ

Имеет навыки: применения пакетов прикладных программ для математического и компьютерного моделирования и исследования систем и устройств электроснабжения

ПСК-1.2 - способностью применять методы математического и компьютерного моделирования для исследования систем и устройств электроснабжения железнодорожного транспорта, владением технологией компьютерного проектирования и моделирования систем и устройств электроснабжения с применением пакетов прикладных программ

Знает: методы и принципы построения автоматизированных систем управления режимами и оборудованием системы тягового электроснабжения, методологию и принципы использования новых производственных технологий, классификацию видов данных и их характеристики в области новых производственных технологий, базовые алгоритмы новых производственных технологий

Умеет: формировать структуру и состав технических средств, информационного и алгоритмического обеспечения автоматизированных систем управления режимами и оборудованием системы тягового электроснабжения, анализировать текущие процессы, выделять основные операции и определять участки, требующие автоматизации и оптимизации новых производственных технологий

Имеет навыки: построения автоматизированных систем управления и применения их по отношению к электроустановкам, образующим систему тягового электроснабжения, разработки и описания новых производственных технологий

ПСК-1.4 - владением методологией построения автоматизированных систем управления и способностью применять ее по отношению к электроустановкам, образующим систему тягового электроснабжения

Знает: методы оценки и выбора рациональных технологических режимов работы устройств электроснабжения

Умеет: организовать эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт систем автоматизации электроснабжения

Имеет навыки: эксплуатации, технического обслуживания и ремонта устройств автоматизации систем электроснабжения, оценки технико-экономического эффективности автоматизированных систем электроснабжения

ПСК-1.5 - владением методами оценки и выбора рациональных технологических режимов работы устройств электроснабжения, навыками эксплуатации, технического обслуживания и ремонта устройств электроснабжения, навыками организации и производства строительно-монтажных работ в системе электроснабжения железных дорог и метрополитенов, владением методами технико-экономического анализа деятельности хозяйства электроснабжения

Комментарии кафедры:

компетенции формируются в части способности применения и использования, владения методами и методологией применительно к автоматизированным системам электроснабжения.


Место дисциплины 1С.В.ОД "Автоматизация систем электроснабжения" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав вариативной части (В.ОД).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Микропроцессорные информационно-управляющие системы", "Основы микропроцессорной техники", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5.8 лет заочное.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ЗЖС, ЭЖС.

Дисциплина реализуется в 8, 9 семестрах.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 7 зачетных единиц (252 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 106 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
8 9
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 100 100 36 64
Лекции (Лек) 56 56 24 32
Лабораторные работы (Лаб) 28 28 12 16
Практические, семинары (Пр) 16 16   16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
6 6 3 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 101   60 41
Контрольная работа (К)        
Реферат (Р)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП) 10     10
Самоподготовка 91   60 31
Контроль, всего и в т.ч. 45   9 36
Экзамен (Экз) 36     36
Зачет (За) 9   9  
Общая трудоемкость, часы 252 106 108 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 7   3 4

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 7 зачетных единиц (252 часа), в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП) с учетом ИЗ и КСР 24 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
11 12 13 14
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 20 20 2 6 2 10
Лекции (Лек) 4 4 2   2  
Лабораторные работы (Лаб) 14 14   6   8
Практические, семинары (Пр) 2 2       2
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
4 4 1 1 1 1
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 215   60 36 40 79
Контрольная работа (К)            
Реферат (Р)            
Расчетно-графическая работа (РГР)            
Курсовая работа (КР)            
Курсовой проект (КП) 10         10
Самоподготовка 205   60 36 40 69
Контроль, всего и в т.ч. 13     4   9
Экзамен (Экз) 9         9
Зачет (За) 4     4    
Общая трудоемкость, часы 252 24 63 47 43 99
Зачетные единицы (ЗЕТ) 7          

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 8

1. Автоматизация и управление процессами и оборудованием в устройствах электроснабжения. (Компетенция/и ПСК-1.2, ПСК-1.4, ПСК-1.5)

1.1. Управление и автоматизация в электроэнергетике: 1) Задачи дисциплины. 2) Управление в электроэнергетике – основные понятия и определения, принципы и способы.

1.2. Система электроснабжения железных дорог как сложный объект управления: 1) Объекты управления и контроля в системе электроснабжения. 2) Взаимодействия системы электроснабжения с окружающей средой и потребителями электроэнергии. 3) Режимы работы (состояние) системы электроснабжения – нормальный, утяжеленный, аварийный и послеаварийный.

1.3. Цели и задачи управления системой электроснабжения: 1) Цели управления в режимах: нормальном, утяжеленном, аварийном и послеаварийном. 2) Организационная структура управления: многоуровневая, иерархическая, внутренние и внешние связи. 3) Виды управления: производственно-хозяйственной деятельности и диспетчерско-технологическое управление электроснабжением. 4) Принципы построения автоматизированной системы диспетчерского управления системой электроснабжения железных дорог, назначение и выполняемые функции.

2. Архитектура автоматизированной системы контроля и управления. (Компетенция/и ПСК-1.2, ПСК-1.4, ПСК-1.5)

2.1. Понятие архитектуры автоматизированной системы контроля и управления: 1) Определения, термины, предъявляемые требования. 2) Централизованные и распределенные системы. 3) Многоуровневая архитектура. 4) «Открытые» системы в системах управления.

2.2. Назначение и основные функции систем телемеханики. Структура телемеханической системы. Прямое избирание с частотным и временным разделении элементов сигнала. Кодовое избирание с частотным разделением элементов сигнала. Кодовое избирание с временным разделением элементов сигнала. Групповое избирание. Принципы построения систем телеизмерения. Общие сведения.

2.3. Устройства ввода–вывода данных в автоматике и телемеханике: 1) Датчики. 2) Исполнительные органы. 3) Устройства отображения данных.

2.4. Устройства обработки данных: 1) Устройства с «жесткой логикой». 2) Программируемые устройства.

3. Промышленные информационно-вычислительные сети в электроснабжении железных дорог. (Компетенция/и ПСК-1.2, ПСК-1.4, ПСК-1.5)

3.1. «Цифровая экономика» новые производственные технологии.

3.2. Общие сведения, предъявляемые требования, свойства.

3.3. Интерфейсы и протоколы коммуникации компонентов, топологии.

3.4. Промышленный Ethernet.

3.5. Сетевое оборудование.

4. Обеспечение надежности и эффективности средств автоматизации. (Компетенция/и ПСК-1.2, ПСК-1.4, ПСК-1.5)

4.1. Защита устройств автоматизации от воздействия помех.

4.2. Методы обеспечения надежности: 1) Обеспечение надежности технических средств. 2) Обеспечение надежности информационного и программного обеспечения. 3) Обеспечение надежности и достоверности передачи данных.

4.3. Оценка эффективности систем: 1) Факторы оценки.

4.4. Перспективы развития: 1) Основные направления.

Семестр № 9

5. Автоматизированные системы диспетчерского управления. Системы телемеханики с «жесткой» логикой. (Компетенция/и ПСК-1.2, ПСК-1.4, ПСК-1.5)

5.1. Микроэлектронные системы телемеханики с частотным разделением каналов связи: 1) Структура, принципы построения аппаратуры диспетчерского пункта. 2) Структура, принципы построения аппаратуры контролируемого пункта.

5.2. Микроэлектронные системы телемеханики с временным разделением каналов связи: 1) Структура, принципы построения аппаратуры диспетчерского пункта. 2) Структура, принципы построения аппаратуры контролируемого пункта.

5.3. Автоматизированное рабочее место энергодиспетчера: 1) Функциональный состав. 2) Структура технических средств 3) Структура программного обеспечения.

6. Автоматизированные системы диспетчерского управления. Программируемые системы телемеханики. (Компетенция/и ПСК-1.2, ПСК-1.4, ПСК-1.5)

6.1. Микропроцессорные системы телемеханики: 1) Функциональный состав. 2) Структура и принципы построения технических средств 3) Структура и принципы построения программного обеспечения.

6.2. Автоматизированная система телемеханического управления «АСТМУ-А»: 1) Функциональный состав, особенности. 2) Структура, принципы построения технических средств диспетчерского пункта. 3) Структура, принципы построения технических средств контролируемого пункта. 4) Интерфейсы и протоколы. 5) Базовый состав оборудования.

7. Автоматизация управления режимами работы устройств системы электроснабжения. (Компетенция/и ПСК-1.2, ПСК-1.4, ПСК-1.5)

7.1. Автоматизация обеспечения нормального функционирования электротехнических устройств и оборудования: 1) Автоматизация охлаждения трансформаторов подстанции. 2) Автоматизация подогрева выключателей 3) Автоматизация обеспечения электробезопасности. 4) Противопожарная защита и сигнализация. 5) Автоматизация вентиляции. 6) Сигнализации и защиты от несанкционированного проникновения в электроустановки (подстанции, посты секционирования и т.п.).

7.2. Автоматизация управления нормальными режимами работы системы электроснабжения: 1) Цели и задачи автоматизации управления. 2) Автоматическое регулирование напряжения в электротяговых сетях постоянного и переменного тока (АРН) 3) Автоматическое регулирование мощности (состава включенного оборудования) в устройствах электроснабжения (АРМ). 4) Автоматическая частотная разгрузка (АЧР).

7.3. Автоматизация, управления аварийными режимами работы системы электроснабжения: 1) Цели и задачи автоматизации управления. 2) Автоматическая защита от коротких замыканий и перегрузок (релейная защита РЗ). 3) Автоматическое повторное включение (АПВ) в устройствах электроснабжения железных дорог. 4) Автоматическое включение резерва (АВР) в устройствах электроснабжения железных дорог. 5) Взаимодействие устройств РЗ, АПВ, АВР и АРМ.

7.4. Автоматизированные системы управления технологическим процессом в системе электроснабжения железных дорог (АСУТП): 1) Автоматизированная система управления тяговой подстанцией: общие сведения. 2) Автоматизированная система управления постом секционирования – общие сведения.

7.5. Определение мест повреждения в электротяговых сетях переменного тока (ОМП): 1) Методы определения мест повреждения в электротяговых сетях переменного тока и кабельных линиях электропередачи. 2) Технические и программные средства ОМП.

8. Автоматизация диагностирования устройств системы электроснабжения. (Компетенция/и ПСК-1.2, ПСК-1.4, ПСК-1.5)

8.1. Автоматизация диагностирования устройств контактной сети: 1) Автоматизация измерения геометрических параметров контактной сети. 2) Автоматизация обнаружения дефектных изоляторов. 3) Автоматизация обнаружения нарушений токосъема. 4) Автоматизация обнаружения гололедно-изморозевых образований на контактной сети.

8.2. Автоматизация диагностирования электрооборудования тяговых и трансформаторных подстанций: 1) Автоматизация диагностирования трансформаторов. 2) Автоматизация диагностирования коммутационных аппаратов. 3) Автоматизированная система диагностирования подстанции.

8.3. Автоматизированная система коммерческого учета электроэнергии: 1) Назначение, цели и задачи. 2) Функциональный состав. 3) Принципы построения.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 6      
2 6   4 30
3 6   4 30
4 6   4  
5 8 4 4  
6 8 4 4  
7 8 4 4 15
8 8 4 4 16
Итого 56 16 28 91
В т.ч. по интерактивным формам 6 2 4  

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 8
2 Моделирование на ЭВМ и исследование функциональных блоков автоматических и телемеханических устройств (Варианты). 4
3 Моделирование на ЭВМ и исследование функциональных блоков автоматических и телемеханических устройств (Варианты). 4
4 Моделирование на ЭВМ и исследование функциональных блоков автоматических и телемеханических устройств (Варианты). 4
Семестр № 9
5 Моделирование на ЭВМ и исследование функциональных блоков автоматических и телемеханических устройств (Варианты). 4
6 Моделирование на ЭВМ и исследование функциональных блоков автоматических и телемеханических устройств (Варианты). 4
7 Моделирование на ЭВМ и исследование функциональных блоков автоматических и телемеханических устройств (Варианты). 4
8 Моделирование на ЭВМ и исследование функциональных блоков автоматических и телемеханических устройств (Варианты). 4

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 9
5 Исследование и изучение функциональных блоков приемного комплекта и протоколов передачи данных микроэлектронных и программируемых систем телемеханики. 4
6 Исследование и изучение функциональных блоков приемного комплекта и протоколов передачи данных микроэлектронных и программируемых систем телемеханики. 4
7 Исследование и изучение функциональных блоков передающего комплекта и протоколов передачи данных микроэлектронных и программируемых систем телемеханики. 4
8 Исследование и изучение функциональных блоков передающего комплекта и протоколов передачи данных микроэлектронных и программируемых систем телемеханики. 4

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 8
2 Назначение и основные функции систем телемеханики. Структура телемеханической системы. Прямое избирание с частотным и временным разделении элементов сигнала. Кодовое избирание с частотным разделением элементов сигнала. Кодовое избирание с временным разделением элементов сигнала. Групповое избирание. Принципы построения систем телеизмерения. Общие сведения. 30
3 Сетевое оборудование. 30
Семестр № 9
7 Определение мест повреждения в электротяговых сетях переменного тока (ОМП): 1) Методы определения мест повреждения в электротяговых сетях переменного тока и кабельных линиях электропередачи. 2) Технические и программные средства ОМП. 15
8 Автоматизация диагностирования устройств контактной сети: 1) Автоматизация измерения геометрических параметров контактной сети. 2) Автоматизация обнаружения дефектных изоляторов. 3) Автоматизация обнаружения нарушений токосъема. 4) Автоматизация обнаружения гололедно-изморозевых образований на контактной сети. 16

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 5.8 лет заочное составляет 205 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Жарков, Ю. И. Автоматизация систем электроснабжения [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие к курсовому и дипломному проектир. / Ю. И. Жарков, В. Г. Лысенко, О. В. Кубкина ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 36 с. : табл. - Библиогр. : 6 назв. ЭБС РГУПС
2 Жарков, Ю. И. Автоматизация систем электроснабжения [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие к лаб.-практ. работам / Ю. И. Жарков, В. Г. Лысенко, О. В. Кубкина ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 73 с. : ил., табл. - Библиогр. : 10 назв. - Б. ц. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
8 9
ПСК-1.2 + +
ПСК-1.4 + +
ПСК-1.5 + +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ПСК-1.2 8 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
9 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовой проект - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
ПСК-1.4 8 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
9 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовой проект - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
ПСК-1.5 8 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
9 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовой проект - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

разработка системы телемеханики участка электроснабжения.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Не предусмотрено.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 8

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Управление в электроэнергетике - основные понятия и определения.
2) Принципы и способы управления.
3) Автоматизацию управления электроэнергетическими объектами - основные понятия, цели и назначение.
4) Систему электроснабжения железных дорог как сложный объект управления.
5) Цели и задачи управления системой электроснабжения в различных режимах работы.
6) Организационную структуру и виды управления системой электроснабжения.
7) Диспетчерско-технологическое управление дистанцией электроснабжения.
8) Технологическую и системную автоматику.
9) Автоматизированные системы управления электроснабжением АСУЭ. Общие сведения.
10) Понятие архитектуры автоматизированной системы контроля и управления
11) Централизованные и распределенные системы.
12) Назначение и основные функции систем телемеханики.
13) Структуру телемеханической системы.
14) Прямое избирание с частотным и временным разделении элементов

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Сформировать кодовое избирание с частотным разделением элементов сигнала.
2) Сформировать кодовое избирание с временным разделением элементов сигнала.
3) Сформировать групповое избирание.
4) Применять принципы построения систем телеизмерения. Общие сведения.
5) Применять «открытые» системы в системах управления.
6) Применять устройства ввода–вывода данных в автоматике и телемеханике. Датчики
7) Применять исполнительные органы в автоматике и телемеханике.
8) Применять устройства отображения данных в автоматике и телемеханике.
9) Применять устройства обработки данных. Устройства с «жесткой логикой».
10) Использовать устройства обработки данных. Программируемые устройства.
11) Применять промышленные информационно-вычислительные сети в электроснабжении железных дорог.
12) Осуществлять выбор интерфейсов и протоколов коммуникации компонентов промышленной сети.
13) Разрабатывать топологию промышленной информационно-вычислительной сети в электроснабжении железных дорог.
14) Применять промышленный Ethernet.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Применения методов обеспечения надежности технических средств автоматизированных систем управления.
2) Применения методов обеспечения надежности информационного обеспечения автоматизированных систем управления.
3) Применения методов обеспечения надежности программного обеспечения автоматизированных систем управления.
4) Обеспечения надежности и достоверности передачи данных.
5) Производства оценки эффективности систем.
6) Формирования структуры автоматической (автоматизированной) системы управления устройствами инфраструктуры, системы обеспечения движения поездов.
7) Применения методов математического и компьютерного моделирования систем и устройств электроснабжения железнодорожного транспорта.
8) Применения принципов построения автоматических и автоматизированных систем управления.

Экзамен. Семестр № 9

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Микроэлектронную систему телемеханики МСТ-95. Назначение и состав системы.
2) Структуру и информационную емкость системы МСТ(Ч).
3) Принципы построения и протоколы обмена информацией системы МСТ(Ч).
4) Передающее устройство телесигнализации системы МСТ(Ч). Принципы построения и структурная схема.
5) Приемное устройство телесигнализации системы МСТ(Ч). Принципы построения и структурная схема.
6) Передающее устройство телеуправления системы МСТ(Ч). Принципы построения и структурная схема.
7) Приемное устройство телеуправления системы МСТ(Ч). Принципы построения и структурная схема.
8) Распределитель импульсов в устройствах телесигнализации системы МСТ(Ч).
9) Блок кодирования в передающих устройствах ТУ, ТС системы МСТ(Ч).
10) Блок синхронизации и селекции импульсов в приемном устройстве телесигнализации системы МСТ(Ч).
11) Датчик времени блока синхронизации и селекции импульсов.
12) Блок контроля и защиты в приемном устройстве телесигнализации системы МСТ(Ч).
13) Распределитель и шифраторы передающего устройства телеуправления системы МСТ(Ч).
14) Блок управления передачей в передающем устройстве телеуправления системы МСТ(Ч).
15) Распределитель и блок управления приемом в приемном устройстве телеуправления системы МСТ(Ч).
16) Структуру, информационная емкость и протоколы обмена информацией системы МСТ(В).
17) Автоматизированную систему телемеханического управления АСТМУ. Принципы построения и структуру.
18) Телеизмерение в системах телемеханики устройств электроснабжения железных дорог.
19) Автоматическое повторное включение. Основные принципы.
20) Особенности АПВ контактной сети и ВЛ автоблокировки.
21) Зависимое АПВ, взаимодействие АПВ с релейной защитой.
22) Автоматическое включение резерва. Основные принципы.
23) Автоматическое регулирование мощности.
24) Автоматическое регулирование напряжения на шинах потребителей. Общие сведения.
25) Автоматическое регулирование напряжения на шинах тяговой нагрузки.
26) Надежность аппаратуры автоматики и телемеханики.
27) Технико-экономическую эффективность устройств автоматики и телемеханики.
28) Современные состояние и тенденции развития систем автоматики и телемеханики устройств электроснабжения.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Разрабатывать структуру автоматизированной системы управления устройствами электроснабжения.
2) Применять электронные импульсные и логические элементы и микропроцессорные устройства.
3) Кодировать информацию телеуправления, телесигнализации и телеизмерения

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Расчета и проектирования устройств автоматики и телемеханики.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ПСК-1.2 8 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
2, 3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
9 5, 6, 7, 8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5, 6, 7, 8 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
5, 6, 7, 8 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
5, 6, 7, 8 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
5, 6, 7, 8 Балльная оценка за курсовой проект - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПСК-1.4 8 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
2, 3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
9 5, 6, 7, 8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5, 6, 7, 8 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
5, 6, 7, 8 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
5, 6, 7, 8 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
5, 6, 7, 8 Балльная оценка за курсовой проект - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПСК-1.5 8 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
2, 3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
9 5, 6, 7, 8 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5, 6, 7, 8 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
5, 6, 7, 8 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
5, 6, 7, 8 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
5, 6, 7, 8 Балльная оценка за курсовой проект - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Защита курсового проекта.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Почаевец, В. С. Автоматизированные системы управления устройствами электроснабжения железных дорог : учеб. для техникумов и колледжей ж.-д. трансп / В.С. Почаевец. - М. : Маршрут, 2003. - 317 с. : ил., табл. - (Среднее профессиональное образование). -Библиогр.: 9 назв. - ISBN 5-89035-080-3 : ЭБС РГУПС
2 Системы железнодорожной автоматики, телемеханики и связи: учебник: в 2 ч. / А.В. Горелик, Д.В. Шалягин, Ю.Г. Боровков, В.Е. Митрохин и др.; под ред. А.В. Горелика. — М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2012. Ч. 2. — 205 с. УМЦ ЖДТ
3 Системы железнодорожной автоматики, телемеханики и связи: учебник: в 2 ч. / А.В. Горелик, Д.В. Шалягин, Ю.Г. Боровков, В.Е. Митрохин и др.; под ред. А.В. Горелика. — М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2012. Ч. 1. — 272 с. УМЦ ЖДТ

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Жарков, Ю. И. Методы и средства автоматизированного диагностирования систем релейной защиты и автоматики [Текст] : монография / Ю.И. Жарков, В.Г. Лысенко, Е.А. Стороженко; Ред. Ю.И. Жарков. - Ростов н/Д : РГУПС, 2003. - 147 с. : табл, ил. - Библиогр.: 101назв. - ISBN 5-88814-131-3 ЭБС РГУПС

Электронные образовательные ресурсы в сети "Интернет"

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/. Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/. Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/. Электронно-библиотечная система РГУПС
6 https://rgups.public.ru/. Электронная библиотека "public.ru"

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/. Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/. КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание Ресурс
1 Жарков Ю.И. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Автоматизация систем электроснабжения". РГУПС. - Ростов н/Д, 2019. ЭИОС РГУПС
2 Моделирование дискретных устройств автоматики систем электроснабжения с использованием программного пакета Multisim : учебно-методическое пособие / Ю.И. Жарков, Д.В. Колосов, И.Г. Фролов ; ФГБОУ ВПО РГУПС. – Ростов н/Д, 2012. – 70 с. :Библиогр. : 6 назв. НТБ РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование Произ-
во
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader. И
2 Компьютерные программы по автоматизации оперативно-диспетчерского управления устройствами электроснабжения (АРМ – ЭЧЦ и др.) О
3 Microsoft Office с приложениями: Microsoft Word (работа с текстовыми документами, выполнение графических построений); Microsoft PowerPoint (подготовка демонстрационных материалов); Paint (создание и редактирование рисунков) И

О - программное обеспечение отечественного производства

И - импортное программное обеспечение


Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Помещения(аудитории):

учебные аудитории для проведения учебных занятий;

помещения для самостоятельной работы.

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий используется:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Персональные компьютеры;

Лабораторное оборудование.

МСТ - 95 (микроэлектронная система телемеханики).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 40667.