РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2018 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Массовые коммуникации и прикладная лингвистика"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.В.ОД "Психофизиология профессиональной деятельности"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки

38.03.03 Управление персоналом

программа прикладного бакалавриата

Управление персоналом организации

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2018 г.

 



 






Автор-составитель к.фил.н. Полякова Ольга Александровна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.В.ОД "Психофизиология профессиональной деятельности" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Массовые коммуникации и прикладная лингвистика".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

к.и.н. Шишова Наталья Васильевна, Зав. кафедрой "Культурология и реклама", ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БВОД_Психофизиология п д_Б_38.03.03_во_4_МКПЛ_п32427_39959.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Психофизиология профессиональной деятельности".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Психофизиология профессиональной деятельности" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых и вариативных дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и профилем подготовки "Управление персоналом организации".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Междисциплинарный курс";

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: основы оптимизации режимов труда и отдыха с учетом требований психофизиологии, эргономики и эстетики труда для различных категорий персонала

Умеет: разрабатывать программу оптимизации режима работы персонала с учетом психофизиологических особенностей человека и эргономических принципов

Имеет навыки: расчетов продолжительности и интенсивности рабочего времени и времени отдыха персонала, а также владение технологиями управления безопасностью труда и умение применять их на практике

ПК-9 - знанием нормативно-правовой базы безопасности и охраны труда, основ политики организации по безопасности труда, основ оптимизации режимов труда и отдыха с учетом требований психофизиологии, эргономики и эстетики труда для различных категорий персонала, владением навыками расчетов продолжительности и интенсивности рабочего времени и времени отдыха персонала, а также владение технологиями управления безопасностью труда персонала и умение применять их на практике

Место дисциплины 1Б.В.ОД "Психофизиология профессиональной деятельности" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав вариативной части (В.ОД).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Социология".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ГПБ, КПБ.

Дисциплина реализуется в 4 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы, или 108 часов, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 34 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
4
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 32 32 32
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб) 2 2 2
Практические, семинары (Пр) 14 14 14
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 65   65
Контрольная работа (К)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 65   65
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 108 34 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы, или 108 часов, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 8 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
5 6
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 4 4 2 2
Лекции (Лек) 2 2 2  
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 2 2   2
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
4 4 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 96   32 64
Контрольная работа (К) 15     15
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 81   32 49
Контроль, всего и в т.ч. 4     4
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 4     4
Общая трудоемкость, часы 108 8 36 72
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 4

1. ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ». (Компетенция/и ПК-9)

1.1. Методологические основы дисциплины «Психофизиология профессиональной деятельности»: Психология труда как область психологического знания о труде. Структура труда. Психология труда как отрасль психологии, изучающая условия и разрабатывающая пути и методы научно обоснованного решения практических задач в области функционирования и формирования человека как субъекта труда. Смежные области научного знания психологического и междисциплинарного о человеке и профессии. Методологические и теоретические основы, предмет и задачи психологии труда как отрасли научного знания, решающей вопросы установления взаимосоответствия человека и профессии.

1.2. Психофизиологические основы строения мозга и нервной системы: Формирующая и регулирующая роль центральной нервной системы в процессе профессиональной деятельности. Психика и мозг. Клеточная организация нервной системы. Структурная организация нервной системы.

1.3. Психические явления в трудовой деятельности: Физиология двигательного аппарата и рабочей позы. Опорно-двигательный аппарат и его функционал. Типы и формы сокращения мышц. Корковые двигательные центры. Базальные ганглии и мозжечок. Произвольное управление двигательными актами. Связь второй сигнальной системы с двигательными актами. Психофизиологические основы организации трудового процесса.

2. ПРОФЕССИОВЕДЕНИЕ. (Компетенция/и ПК-9)

2.1. Психофизиология профессионального отбора и профпригодности: Профессиональная пригодность как категория «человек – профессия». Деятельность и профессиональная пригодность. Понятие и критерии профессиональной успешности. Понятие способностей, их виды, функции, классификации. Способности и интеллект. Интеллект как регулятор профессиональной деятельности. Строение интеллекта. Выделение типов личности в зависимости от доминирования уровней развития интеллекта. Диагностика способностей и прогнозирование успешности деятельности.

2.2. Проблемы профессионализации личности: Теория профессионализации персонала. Деятельная природа профессионализации. Уровни профессионализма. Профессионализация как составная часть социализации. Институты, факторы, феномены, направления профессионализации. Показатели профессионализма (объективные и субъективные, результативные и процессуальные, нормативные и индивидуально вариативные и т.д.).

2.3. Проблемы профессионализации личности: Теория профессионализации персонала. Деятельная природа профессионализации. Уровни профессионализма. Профессионализация как составная часть социализации. Институты, факторы, феномены, направления профессионализации. Показатели профессионализма (объективные и субъективные, результативные и процессуальные, нормативные и индивидуально вариативные и т.д.).

3. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. (Компетенция/и ПК-9)

3.1. Психофизиология познавательной деятельности человека: Психофизиологический анализ содержания профессиональной деятельности: ощущение и восприятие. Внимание. Их представленность в профессиональной деятельности. Понятие об ощущениях. Физические характеристики среды, вызывающие ощущения. Анализатор как органы ощущений, их строение и функции. Специфический и неспецифический пути проведения возбуждения в анализаторах. Роль обратной связи и ретикулярной формации в регуляции работы анализаторов. Виды ощущений. Анатомо-физиологическое устройство анализаторов. Пороги ощущений и чувствительность анализаторов. Психометрическая кривая. Законы Бугера-Вебера, Фехнера и Стивенса. Восприятие, его виды и свойства. Физиологические основы восприятия. Ориентировочный рефлекс. Иллюзии восприятия. Роль движения в формировании образа. Восприятие как процесс поиска информативных признаков и принятия интеллектуального решения.

3.2. Психофизиология познавательной деятельности человека: Память, мышление и речь. Представленность данных познавательных процессов в профессиональной деятельности. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание и забывание. Виды, типы и свойства памяти. Физиологические механизмы памяти. Формирование мнемических действий и их значение для усовершенствование механизмов памяти. Явление реминисценции. Мышление как обобщенное и опосредствованное отражение действительности в ее существенных свойствах и закономерных отношениях. Виды, формы, операции и процессы мышления.

3.3. Психофизиология познавательной деятельности человека: Когнитивные, регулятивные и коммуникативные процессы в структуре профессиональной деятельности. Роль процессов принятия решения в организации профессиональной деятельности. Процессы целеобразования и планирования, антиципации и прогнозирования. Сравнительный анализ регулятивных и когнитивных процессов в профессиональной деятельности. Деловая коммуникация, ее функции и особенности проявления в профессиональной деятельности.

4. ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. (Компетенция/и ПК-9)

4.1. Двигательные действия и управление ими: Понятие о двигательном действии. Обеспечение позы и инструментальные действия. Локомоции. Двигательная операция. Двигательный динамический стереотип. Двигательные умения. Закономерности формирования двигательных умений.

4.2. Классификация психомоторных качеств: Силовые характеристики человека. Быстродействие и качества, его характеризующие. Выносливость. Подвижность в суставах как психомоторное качество. Координация и координированность. Равновесие. Ловкость как вид координированности. Соразмерность движений. Темп и ритм движений.

4.3. Роль и место функционального состояния в поведении человека: Психические состояния в напряженной профессиональной деятельности. Эмоционально-волевые процессы в регуляции профессиональной деятельности. Структура и методические подходы к диагностике функциональных состояний. Классификация и виды функциональных состояний. Диагностика функциональных состояний.

4.4. Психофизиологические функциональные состояния: Систематизация признаков стрессового состояния. Стресс как системная реакция человека. Классификация психических состояний. Активационные состояния. Тонические состояния. Тензионные состояния. Эмоциональные состояния. Виды стрессовых состояний. Доминантные состояния. Устойчивость к психическому стрессу. Методы повышения стрессоустойчивости личности. Способы регуляции психофизиологического состояния.

4.5. Проблема изменения личности в деятельности: Уровни личностной организации. Приспособительные формы поведения. Профессиональные деформации. Критерии нормального или деформированного становления личности. Профессиональная деформация личности. Деформация общения. Границы общественной нормы. Профессиональные стереотипы. Профессиональный стресс. Психическое истощение. Десоциализация. Отчуждение труда. Повышение агрессивности. Стенические и астенические изменения личности. Гипертрофия профессионально важных качеств. Атрофия второстепенные качеств. Профессиональное старение. Феномен «трудоголизма». Уровень личностной активности.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 2   15
2 4 4   15
3 4 4 2 20
4 4 4   15
Итого 16 14 2 65
В т.ч. по интерактивным формам 16 14 2  

Лабораторный практикум

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 4
3 Изучение познавательных процессов человека 2

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 4
1 Методы психофизиологических исследований профессиональной деятельности 1. Связь психофизиологии с другими науками. Прикладное значение психофизиологии профессиональной деятельности: а) профессиональный отбор б) сохранение и поддержание баланса между здоровьем и высокой производительностью в) профилактика и коррекция негативных (стрессовых) состояний. 2. Общее описание методов исследования. 3. Объективные (физиологические и психометрические) и субъективные (самооценка) методы психофизиологии. 2
2 Структура профессио- и психограммы Профессиографический подход. Модульный подход. Структура профессиограммы. Модификация психографических параметров в соответствии с требованиями профессии. 4
3 Функциональные системы и их роль в управлении двигательными актами Двигательная система и психофизиологические механизмы управления движениями. Рефлекторная дуга и рефлекторное кольцо. Представления П.К. Анохина о функциональной системе. Концепция Н.А. Бернштейна о структуре двигательного навыка. Функциональное напряжение. 2
Психофизиологические основы познавательных процессов. 2
4 Психофизиологические функциональные состояния, их влияние на деятельность человека Понятие функционального состояния. Основные параметры и условия формирования функционального состояния. Оптимальная работоспособность: определение, физиологическая основа, объективные и субъективные проявления. Физиологическая основа и функциональное значение утомления и монотонии. Динамика работоспособности и состояния утомления. Режим труда и отдыха, физиологический критерий его рациональности. 2
Психомоторные качества человека и условия их проявления Координированность движений. Возрастно-половые различия в проявлении психомоторики. Силовые характеристики человека. Качества, характеризующие быстродействие Моторное поле Рабочие движения 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 4
1 Классификация профессий Е.А. Климова. Модульный подход к профессиональному отбору В.В. Гаврилова. Социализация и профессионализация личности. Индикаторы изменений личности под воздействием профессиональной деятельности. Структура личности профессионала. Проблема определения индикаторов профессиональной деятельности. 15
2 Двигательная система и психофизиологические механизмы управления движениями. Рефлекторная дуга и рефлекторное кольцо. Представления П.К. Анохина о функциональной системе. Концепция Н.А. Бернштейна о структуре двигательного навыка. Функциональное напряжение. 15
3 Психофизиологические особенности ощущений, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи. Особенности внимания: психофизиологическая составляющая 20
4 Психические состояния в напряженной профессиональной деятельности. Поведенческие подходы к профессиональной адаптации личности. Стресс и стрессоустойчивость личности. Методы повышения стрессоустойчивости. Экстремальные виды деятельности и их специфика. 15

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 81 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание
1 Задорожная, О.В. Психофизиология профессиональной деятельности: Методические указания для самостоятельной работы обучающихся и выполнения контрольных работ. – Ростов н/Д: РГУПС, 2016. – 19 с. (ЭБС РГУПС)

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
4
ПК-9 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ПК-9 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

1) Возникновение и исторические этапы развития психологии;

2) Предмет, задачи и методы психологии;

3) Происхождение сознания, его структура и функции;

4) Характеристика познавательных процессов;

5) Индивидуально-психологические особенности личности;

6) Эмоционально-волевая сфера личности;

7) Психика и сознание;

8) Социальные установки в общении и стереотипы поведения;

9) Сознание как высшая степень развития психики;

10) Темперамент и типы высшей нервной деятельности;

11) Мышление и творчество;

12) Характер. Акцентуации характера;

13) Конфликты и пути их разрешения;

14) Стресс в жизни человека;

15) Основные научные направления в развитии психологии;

16) Деятельность и способности;

17) История возникновения и развития психологии в эпоху античности;

18) Общение, его виды и функции;

19) Личность как предмет изучения психологии;

20) Психологические теории развития личности.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 4

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Двигательные рефлексы и их роль в осуществлении рабочих движений.
2)Психомоторные качества и условия их проявления.
3) Моторные поля.
4) Упражнение. Кривые упражнения.
5) Деятельностные и операциональные умения.
6) Инструментальные двигательные умения.
7) Рабочие движения.
8) Профессионализация личности: этапы, виды, функции.
9) Специфика проявления психических процессов в трудовой деятельности.
10) Двигательные действия и управление ими.
11) Инструментальные действия.
12) Рабочая поза и рабочие движения.
13) Профессиональная работоспособность.
14) Системный подход при изучении связи типологических особенностей с эффективностью деятельности.
15) Структура профессиональной деятельности (мотивы, условия, объект, субъект и результат педагогической деятельности).
16) Роль сознания, мышления и повторения в успешности формирования двигательных навыков
17) Понятие профессиогенеза: основные компоненты и стадии.
18) Профессиографический подход к профессиональной деятельности.
Функциональный подход к профессиональной деятельности.
19) Системный подход к профессиональной деятельности.
Методы психологической диагностики и прогнозирования профессиональной пригодности.
20) Нетестовые методы изучения личности.
21)Психические состояния.
22) Понятие двигательного навыка.
23) Закономерности формирования двигательных умений.
24) Методологические основы курса «Психофизиология профессиональной деятельности»
25) Представления П.К. Анохина о функциональной системе.
26) Уровни построения движений по Бернштейну Н.А.
27) Роль различных функциональных блоков в управлении двигательными актами.
28) Роль психомоторики в процессах восприятия и познания.
29)Психомоторные качества и успешность профессиональной деятельности.
30) Классификация психомоторных качеств.
31) Координированность человека.
32) Характеристика функционально-генетического подхода к пониманию способностей.
33) Системный подход при изучении связи типологических особенностей с эффективностью деятельности.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Идентифицировать проявления функциональной асимметрии и учитывать ее в профессиональной деятельности.
2) Определять психофизиологические механизмы профессиональной деятельности.
3) Оценивать показатели профессионализма (объективные и субъективные, результативные и процессуальные, нормативные и индивидуально вариативные и т.д.).
4) Определять критерии оценки пригодности человека к профессиональной деятельности.
5) Профпригодность, профотбор и профподбор.
6) Определять роль индивидуально-типологических особенностей в формировании двигательных умений.
7) Определять критерии половых различий в проявлении психомоторных качеств.
8) Определять патологические нарушения психомоторики.
9) Учитывать свойств нервной системы при профориентации.
10) Проявление способностей личности в деятельности.
11) Определять индивидуальный стиль деятельности.
12) Оценивать двигательную активность как средство повышения психической и интеллектуальной активности.
13) Распределять рабочую нагрузку.
14) Определять психофизиологические аспекты выбора и обучения профессии.
15) Осуществлять психологическое сопровождение личности на разных этапах профессиогенеза.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Методическими приемами психологического обследования.

2) Методами оценки познавательных процессов.

3) Методами оценки психомоторных процессов.

4) Методами изучения свойств личности.

5) Методами оценки саморегуляции и самоконтроля.

6) Методами изучения профессиональной психоэмоциональной напряженности.

7) Методами измерения и анализа физиологических и психологических рабочих нагрузок.

8) Методами оценки психомоторики как средства регуляции состояний.

9) Методами оценки психомоторики как средства диагностики психологических особенностей человека.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-9 4 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
3 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Задорожная, О.В. Психофизиология профессиональной деятельности: учебное пособие / О.В. Задорожная; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д, 2017. - 105 с.(ЭБС РГУПС)

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Психология в профессиональной деятельности [Электронный ресурс] : Курс лекций для студентов всех направлений / сост. Л. В. Смольникова. - Томск : Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, 2016. - 203 с. (ЭБС "IPRBooks")

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины


Электронные образовательные ресурсы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/.Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/.Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/.Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/.Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/.Электронно-библиотечная система РГУПС

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/.Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/.КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание
1 Полякова О.А. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Психофизиология профессиональной деятельности". РГУПС. - Ростов н/Д, 2018.
2 Задорожная, О.В. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины "Психофизиология профессиональной деятельности". – Ростов н/Д: РГУПС, 2016. (ЭБС РГУПС)

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader.

Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий использованы:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 39959.