РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2018 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Государственное и муниципальное управление"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.Б "Социология"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки

43.03.01 Сервис

программа прикладного бакалавриата

Сервис на транспорте

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2018 г.

 



 






Автор-составитель к.ф.н. Новозженко Константин Александрович предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.Б "Социология" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Государственное и муниципальное управление".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.плт.н., доц. Поцелуев Сергей Петрович, профессор кафедры теоретической и прикладной политологии, ФГАОУ ВО "Южный федеральный университет".





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1ББ_Социология_Б_43.03.01_во_3_ГМУ_п24133_39318.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Социология".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Социология" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общекультурных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Корпоративная культура", "Правоведение", "Правовые основы защиты инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья";

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: Основы философских знаний, анализа главных этапов и закономерностей исторического развития для осознания социальной значимости своей деятельности. Знает специфику объекта предмета и метода социологии, структуру социологического знания, место и роль социологии в культуре, основные направления социологии. Знает основные понятия социологии: общество, социальная группа, социальная общность, социальный институт, социальное действие, культура. Знает особенности мировой системы, место России в ней, историю ее формирования. Знает сущность процессов глобализации и регионализации и их влияние на российское общество. Знает основные закономерности исторического развития общества.

Умеет: использовать основы философских знаний, анализировать главные этапы и закономерности исторического развития для осознания социальной значимости своей деятельности. Умеет применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы социологической науки в профессиональной деятельности. Умеет ориентироваться в социальной структуре общества, протекающих в нем процессах. Умеет найти эмпирическую социологическую информацию, необходимую в процессе управления.

Имеет навыки: использования основ философских знаний, анализа главных этапов и закономерностей исторического развития для осознания социальной значимости своей деятельности. Владеет навыком исполнения роли модератора в социальных отношениях. Владеет навыками количественного и качественного анализа социологической информации. Навыком аргументирования своей точки зрения с опорой на эмпирический и теоретический уровень социологического знания.

ОК-1 - способностью использовать основы философских знаний, анализировать главные этапы и закономерности исторического развития для осознания социальной значимости своей деятельности

Знает: Теоретические основы способностей работы в коллективе, толерантного восприятия социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий. Причины, содержание и основные тенденции социальных процессов в современном мире, в России, понятийный аппарат социологии, методологию и методику социологического исследования. Специфику коллектива как социальной группы. Понятие «Личность». Сущность и особенности социализации индивида: становления и развития личности. Понятие "Социальный конфликт". Сущность и особенности социологического подхода к изучению личности.

Умеет: Применять умения работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия. Определить место человека в системе социальных связей и в историческом процессе; разрешать конфликтные ситуации, оценивать качества личности; отстаивать свою точку зрения, не разрушая отношений; ориентироваться в социальных явлениях и процессах, происходящих в данный момент как в России, так и во всем мире.

Имеет навыки: Работать в коллективе, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия. Толерантного восприятия социальных и культурных различий; социального взаимодействия на основе принятых в обществе моральных и правовых норм; анализа социально значимых проблем и процессов при решении социальных и профессиональных задач; проведения социальных экспериментов и обработки их результатов; сбора, обработки и анализа социологической информации, составления отчета социологического исследования.

ОК-4 - способностью работать в команде, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия

Место дисциплины 1Б.Б "Социология" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Конфликтология", "Философия", "Экономика".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ТСБ.

Дисциплина реализуется в 3 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы, или 144 часа, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 57 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
3
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
9 9 9
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 78   78
Контрольная работа (К)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 78   78
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 144 57 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 3

1. «Методологические основы социологии». (Компетенция/и ОК-1, ОК-4)

1.1. «Социология как наука»: Основные положения и методы социальных наук. Зарождение социологии и ее история. Объект предмет и метод социологии, парадигмы социологии, функции социологии, основные направления социологии. Методология и методика социологического исследования.

2. Методологические основы социологии: понятийный аппарат. (Компетенция/и ОК-1, ОК-4)

2.1. Основные понятия социологии: Общество, социальная группа, коллектив как социальная группа,социальная общность, социальный институт, социальная организация, социальное действие, личность, сущность и особенности социологического подхода к изучению личности, социализация личности, культура.

3. «Социальная структура и социальные процессы». (Компетенция/и ОК-1, ОК-4)

3.1. «Социальная стратификация и социальная мобильность»: Понятие социальной стратификации. Виды стратификационных систем. Причины деления общества на страты. Причины социального неравенства. Особенности современного классового общества. Проблема среднего класса в современном обществе. Западный и восточный тип стратификации. Особенности социальной стратификации современной России. Социальная стратификация в социальных организациях. Понятие социальной мобильности и ее виды. Роль социальной мобильности в развитии общества и управленческих процессах. Каналы социальной мобильности. Политическая подсистема жизни общества: структура и функции.Профессиональная структура общества.

3.2. «Социальные изменения. Социальные девиации. Социальный контроль»: Социальные изменения как неотъемлемая часть общественной жизни. Виды и формы социальных изменений. Роль социальных конфликтов в процессе социальных изменений. Виды социальных девиаций. Норма как основа стандартов поведения в обществе. Причины девиантного поведения. Способы и формы социального контроля. Механизм социального контроля.

3.3. «Международные отношения»: Причины, содержание и основные тенденции социальных процессов в современном мире, в России. Особенности мировой системы, место России в ней, история ее формирования. Сущность процессов глобализации и регионализации и их влияние на российское общество.

4. «Базовые социальные институты». (Компетенция/и ОК-1, ОК-4)

4.1. «Религии и идеологии в современном обществе»: Основные виды и функции базовых социальных институтов. Религия и идеологии как основа общественной жизни. Основные виды религий и идеологий в современной культуре. Политические социальные инстутуты и группы как субъекты идеологической жизни общества.Толерантность к социальным, этническим, конфессиональным и культурным различиям как основа успешного функционирования современного коллектива.

4.2. «Семья как социальный институт. Гендерная социология»: Семья как базовый институт общества. Типы семьи. Основные тенденции развития семьи в современном обществе. Гендер – традицион-ный и современный подход.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 2   20
2 8 4   20
3 12 6    
4 8 4   38
Итого 32 16   78
В т.ч. по интерактивным формам 16 8    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 Социология как наука. 2
2 Основные понятия социологии 4
3 Социальная стратификация и социальная мобильность. Социальные изменения. Социальные девиации. Социальный контроль. Международные отношения 6
4 Религии и идеологии в современном обществе. Семья как социальный институт. Гендерная социология. 4

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 Зарождение социологии и ее история. Методология и методика социологического исследования. 20
2 Сущность и особенности социологического подхода к изучению личности. Социализация личности, культура. 20
4 Основные виды и функции базовых социальных институтов. 38

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание
1 Социология (практические занятия и самостоятельная работа) : учебно-методическое пособие : под ред. проф. Н.В. Мишиной / К.А. Новозженко; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д., 2017. - ЭБС "РГУПС".
2 Социология: учебно-методическое пособие к выполнению конт.работ/ И.В. Маркина; ФГБОУ ВПО РГУПС.- Ростов н/Д, 2014. - ЭБС "РГУПС".

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
3
ОК-1 +
ОК-4 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОК-1 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ОК-4 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

1) Исторические этапы развития социологии. 2) Предмет, функции и задачи социологии. 3) Социологическое исследование. Методы и этапы социологического исследования. 4) Культура как объект социологического исследования. 5) Социализация личности. 6) Социология личности, понятие и социальные типы. 7) Социальная структура современного общества. 8) Социальные организации и их характеристика. 9) Особенности социальной организации. Веберовская концепция бюрократии. 10) Девиация и социальный контроль. 11) Социальная девиация. Причины и формы проявления. 12) Социальная стратификация современного общества. 13) Классовая система современных обществ. 14) Социальная мобильность: понятие, типы, виды. 15) Институт семьи. Классификация и функции семьи. 16) Причины и социальные последствия развода. 17) Кризис института семьи и брака. 18) Образование в современной России: структура и функции. 19) Место и роль политических институтов и их характеристика. 20) Выборы как социальный институт. 21) Социальный конфликт: типы и формы. 22) Формы и типы социальных конфликтов и технология их разрешения. 23) Природа и сущность социальных конфликтов. 24) Духовная культура, ее основные элементы. 25) Социальное движение и коллективное поведение. 26) Состояние современной социологии. 27) Общество: понятие и признаки. Типология современных обществ. 28) Социальные связи, социальные отношения, социальное взаимодействие. 29) Социальные изменения: сущность, виды и механизмы. 30) Исторические предпосылки возникновения социологии.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 3

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1)Историю социологии.
2)Методологию социологического исследования.
3)Понятие "Общество", его признаки и структуру.
4)Типологию обществ.
5)Понятие "Общественное мнение".
6)Понятие "Гражданское общество".
7)Понятие "Социальная группа".
8)Понятие "Социальная общность". Характеристику их основных разновидностей.
9)Понятие "Социальный институт". Сущность и функции социальных институтов.
10)Понятие "Социальная организация". Особенности социальных организаций.
11)Понятие "Личность". Типы личностей.
12)Понятия "Социальный статус" и "Социальная роль".
13)Особенности процесса социализации личности и теории социализации личности.
14)Понятие "Культура". Сущность и структура культуры.
15)Основные виды культуры и ее функции.
16)Сущность мировых религий и их роль в общественной жизни.
17)Сущность социальных институтов «семья» и «брак».
18)Функции, классификацию и жизненный цикл семьи.
19)Особенности современной семьи.
20)Проблему кризиса современной семьи и брака.
21)Понятие "Социальная стратификация". Критерии, виды и модели социальной стратификации.
22)Понятие "Социальная мобильность". Типы и виды социальной мобильности.
23)Понятие "Социальное поведение".
24)Понятие "Девиантное поведение". Виды и формы девиантного поведения.
25)Виды и формы социального контроля.
26)Сущность глобализации, ее предпосылки.
27)Понятие "Мировая система" и историю ее формирования.
28)Глобальные проблемы современности.
29)Место России в мировом сообществе.
30)Понятие "Социальный контроль".
31)Специфику коллектива как социальной группы.
31)Понятие "Социальный конфликт". Виды социальных конфликтов. Технологии предотвращения и прекращения социальных конфликтов в обществе и в коллективе.
32)Особенности социологического подхода к изучению личности.
33)Профессиональную стратификацию современного общества и ее роль в общественном благополучии.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1)Проверить валидность результатов соц.исследования.
2)Составить программу экспертного социологического исследования.
3)Разработать программу социологического опроса.
4)Проинтерпретировать результаты социологического опроса.
5)Разработать типовую анкету для социсследования.
6)Выявить и сформулировать решение проблемы в социальной группе.
7)Оформить, обработать и проанализировать научную информацию (либо документацию).
8)Подготовить анкету социологического опроса по теме "Ценности россиян".
9)Подготовить анкету социологического опроса по теме "Представления россиян".
10)Подготовить анкету социологического опроса по теме "Установки россиян".
11)Подготовить анкету социологического опроса по теме "Социальные институты".
12)Подготовить анкету социологического опроса по теме "Социальная стратификация".
13)Подготовить анкету социологического опроса по теме "Социализация".
14)Подготовить анкету социологического опроса по теме "Идеологические предпочтения".
15)Проиллюстрировать социологическую теорию "Социальной аномии" примерами из жизни российского общества 1990х.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1)Исполнить роль модератора в мини-игре "Конфликт поколений".

2)Исполнить роль модератора фокусгруппы на тему "Проблемы молодой семьи".

3)Опросить респондента по теме "Личные ценности".

4)Опросить респондента по теме "Политические предпочтения".

5)Опросить респондента по теме "Экономические ценности".

6)Аргументировать свою точку зрения в игре "Конфликт поколений".

7)Провести экспертный опрос по теме "Преступность в России".

8)Провести экспертный опрос по теме "Потребительские предпочтения россиян".


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-1 3 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-4 3 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Лапин, Н. И. Общая социология: учебник для академического бакалавриата / Н. И. Лапин. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 367 с. — (Бакалавр. Академический курс). ЭБС Юрайт

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Барков, С. А. Социология организаций : учебник для академического бакалавриата / С. А. Барков, В. И. Зубков. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 414 с. — (Бакалавр. Академический курс). ЭБС Юрайт.
2 Тощенко, Ж. Т. Политическая социология: учебник для академического бакалавриата / Ж. Т. Тощенко ; отв. ред. Ж. Т. Тощенко. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 659 с. ЭБС Юрайт
3 Левченко, И. Е. История и социология религии. Практикум: учебное пособие для академического бакалавриата / И. Е. Левченко ; под науч. ред. Г. Б. Кораблевой. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 157 с. ЭБС Юрайт

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины


Электронные образовательные ресурсы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/.Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/.Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/.Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/.Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/.Электронно-библиотечная система РГУПС

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/.Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/.КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание
1 Новозженко К.А. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Социология". РГУПС. - Ростов н/Д, 2018.
2 Социология : учебно-методическое пособие : под ред. проф. Н.В. Мишиной / И.И. Волощенко ; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д., 2017. - ЭБС "РГУПС".
3 Социология (практические занятия и самостоятельная работа) : учебно-методическое пособие : под ред. проф. Н.В. Мишиной / К.А. Новозженко; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д., 2017. - ЭБС "РГУПС".

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader.

Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий использованы:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 39318.