РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2018 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Транспортные машины и триботехника"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.В.ДВ "Информационные технологии в сервисе"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки

43.03.01 Сервис

программа прикладного бакалавриата

Сервис на транспорте

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2018 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н., доц. Горин Станислав Леонидович предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.В.ДВ "Информационные технологии в сервисе" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Транспортные машины и триботехника".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

к.э.н., проф. Горностаева Жанна Викторовна, Заведующий кафедрой "Управление и предпринимательство", ИСО и П (филиал) ФГБОУ ВО ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БВДВ_Информационные т в с_Б_43.03.01_во_7_ТМТ_п23412_38857.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Информационные технологии в сервисе".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Информационные технологии в сервисе" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и профилем подготовки "Сервис на транспорте".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Междисциплинарный курс", "Организация государственного учёта и контроля технического состояния ТС", "Профессиональные информационные системы";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: виды информационного обслуживания, устройства для электронной обработки информации, основы программирования; методы и способы получения, хранения и переработки информации, структуру локальных и глобальных компьютерных сетей

Умеет: применять информационные технологии, офисное оборудование и персональные средства в сервисной деятельности

Имеет навыки: навыками работы с информационными системами

ОПК-1 - способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности, использовать различные источники информации по объекту сервиса

Знает: особенности работы в контактной зоне; осбенности рынка автосервисных услуг

Умеет: работать в "контактной зоне" как сфере реализации сервисной деятельности; согласовывать вид и форму процесса сервиса с использованием информационных технологий

Имеет навыки: навыками работы с информационными системами в области автомобильного сервиса

ПК-11 - готовностью к работе в контактной зоне с потребителем, консультированию, согласованию вида, формы и объема процесса сервиса

Место дисциплины 1Б.В.ДВ "Информационные технологии в сервисе" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина является дисциплиной по выбору обучающегося (В.ДВ).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Введение в профессию", "Информатика", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ТСБ.

Дисциплина реализуется в 7 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 6 зачетных единиц, или 216 часов, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 72 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
7
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 64 64 64
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб) 16 16 16
Практические, семинары (Пр) 32 32 32
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
8 8 8
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 108   108
Контрольная работа (К)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 108   108
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 216 72 216
Зачетные единицы (ЗЕТ) 6   6

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 7

1. Понятие информационной технологии. (Компетенция/и ОПК-1)

1.1. Основные компоненты информационных технологий.

1.2. Понятие о предметной области и ее описание.

1.3. Построение информационной модели предметной области.

2. Применение информационных и телекоммуникационных технологий на автомобильном транспорте. (Компетенция/и ОПК-1, ПК-11)

2.1. Технические средства информационных систем.

2.2. Технологическая основа работы информационных.

2.3. Учет транспортной работы с помощью бортовых.

2.4. Автоматизированные системы контроля проезда.

3. Прикладные системы автоматизации учёта транспортной работы и диспетчерского управления движением на базе навигационных систем. (Компетенция/и ОПК-1, ПК-11)

3.1. Современные методы и средства определения местоположения и движения наземного транспорта.

3.2. Основные составляющие и принципы работы спутниковых навигационных систем.

3.3. Прикладное программное обеспечение автоматизированных систем диспетчерского управления транспортом.

3.4. Перспективы развития навигационных систем в России.

4. Прикладные системы автоматизации обработки данных. (Компетенция/и ОПК-1, ПК-11)

4.1. Проблемы информатизации автотранспортных предприятий.

4.2. Преимущества унифицированных информационных систем.

4.3. Базовые принципы построения информационных систем.

4.4. Влияние информационных систем на эффективность работы предприятий сервиса.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2 8 2 15
2 6 8 6 33
3 4 8 4 20
4 4 8 4 40
Итого 16 32 16 108
В т.ч. по интерактивным формам 16 32 16  

Лабораторный практикум

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 7
1 Структурные компоненты ИТ технические средства, программно-алгоритмическое и информационно-методическое обеспечение, организационное обеспечение 1
Системы управления базами данных. Типы и структуры данных. 1
2 Определение местоположения объекта средствами навигационного GPS-приемника 6
3 Автоматизированная система оперативного управления техническим обслуживанием и текущим ремонтом подвижного состава 4
4 Автоматизация учета расхода топлива, расчет затрат на топливо, резину, запчасти, эксплуатационные материалы. 4

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 7
1 Централизованная технология обработки информации 4
Двухуровневая технология обработки информации 4
2 Структура информационной транспортной системы 2
Состав и структура региональной системы управления пассажирскими перевозками 6
3 Использование WEB- и NET- технологий в региональных информационных системах 8
4 Электронный паспорт маршрутной сети как базовый элемент региональной электронной системы 8

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 7
1 Современные информационные технологии, перспективы применения в сервисе транспортных средств. 15
2 Современные системы автоматизации учёта транспортной работы. 13
Системы оперативного управления техническим обслуживанием и текущим ремонтом 20
3 Способы учёта транспортной работы на базе навигационных систем. 20
4 Технология оперативного управления перевозками. 40

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание
1 Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебное пособие Седышев В.В. Изд-во УМЦ ЖДТ (Маршрут) 2013 г. 264 страницы. "+Э.Р. НТБ"

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
7
ОПК-1 +
ПК-11 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-1 7 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ПК-11 7 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Не предусмотрено.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 7

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Понятие информационной технологии (ИТ). Структурные компоненты ИТ технические средства, программно-алгоритмическое и информационно-методическое обеспечение, организационное обеспечение. Значение и взаимосвязь компонентов ИТ.
2) Способы автоматической идентификации объектов.
3) Базовые составляющие современных информационных технологий. Системы обработки данных, варианты организации систем обработки данных: пакетная обработка, интерактивная, ЛВС, распределенная обработка.
4) Средства автоматической идентификации объектов, автоматизация ввода первичных данных и обеспечение их достоверности.
5) Системы управления базами данных Типы и структуры данных. Архитектура банка данных.
6) Применение информационных и телекоммуникационных технологий в АСУ на автомобильном транспорте.
7) Логическое и концептуальное проектирование баз данных. Сетевая, иерархическая и реляционная модель данных. 8) Промышленные системы управления базами данных.
9) Направления развития АСУ на автомобильном транспорте. Внедрение персональных ЭВМ и АРМ в АСУ
10) Применение информационных и телекоммуникационных технологий в АСУ на автомобильном транспорте.
11) Определение местоположения объекта средствами навигационного GPS-приемника
12) Степень автоматизации функций и задач управления АСУ различных уровней управления. Направления развития 13) АСУ на автомобильном транспорте. Внедрение персональных ЭВМ и АРМ в АСУ.
14) Автоматизированная система оперативного управления техническим обслуживанием и текущим ремонтом подвижного состава.
15) Организационная структура и технология оперативного управления внутригородскими грузовыми перевозками в условиях АСУ.
16) Принципы построения и основные характеристики автоматизированной системы диспетчерского управления.
17) Системы автоматизации учета транспортной работы и диспетчерского управления движением. Организационная структура и технология оперативного управления внутригородскими грузовыми перевозками в условиях АСУ.
18) Принципы построения и основные характеристики автоматизированной системы диспетчерского управления. Учет транспортной работы на базе навигационных систем.
19) Определение местоположения объекта средствами навигационного GPS-приемника
20) Автоматизированная система технико-экономического планирования и учета на АТП.
21) Проектирование и внедрение АСУ. Системный подход к разработке АСУ.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Обрабатывать путевую документацию. Автоматизировать учет расхода топлива, расчитывать затраты на топливо, резину, запчасти, эксплуатационные материалы.
2) Проводить технико-экономическое планирование в условиях АСУ.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Автоматизированной системой оперативного управления техническим обслуживанием и текущим ремонтом подвижного состава.

2) Системой автоматизации учета транспортной работы и диспетчерского управления движением.

3) Комплексными информационными системами управления перевозками регионального уровня. Использование WEB и NET технологий в региональных информационных системах.

4) Определением заданного маршрута, средней скорости, время движения и остановки объекта, продольного профиля маршрута средствами навигационного GPS-приемника.

5) Способами определения местоположения транспортного средства. Системой глобального позиционирования GPS.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-1 7 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-11 7 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
2, 3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебное пособие Седышев В.В. Изд-во УМЦ ЖДТ (Маршрут) 2013 г. 264 страницы. "+Э.Р. НТБ"

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Информатика. Общий курс : учеб. для вузов / А.Н. Гуда, М.А. Бутакова, Н.М. Нечитайло, А.В. Чернов. - М. : Дашков и К° ; Ростов н/Д : Наука-Пресс, 2006.
2 Журнал "Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса"
3 Журнал "Автомобильный транспорт"
4 Муленко О.В. Сервис на транспорте : учеб. пособие / О. В. Муленко. - 2016. - 144 с. РГУПС

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины


Электронные образовательные ресурсы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/.Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/.Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/.Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/.Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/.Электронно-библиотечная система РГУПС

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/.Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/.КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание
1 Горин С.Л. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Информационные технологии в сервисе". РГУПС. - Ростов н/Д, 2018.
2 Учебно-методическое пособие к практическим и лабораторным работам по дисциплине "Информационные технологии в сервисе" / С.Л. Горин. РГУПС: - Ростов н/Д, 2017 г

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader.
2 Microsoft Office

Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий использованы:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Персональные компьютеры;

Лабораторное оборудование.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 38857.