РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2018 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Транспортные машины и триботехника"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.В.ОД "Основы сертификации и лицензирования"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки

43.03.01 Сервис

программа прикладного бакалавриата

Сервис на транспорте

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2018 г.

 



 






Автор-составитель Вялов Сергей Алифтинович предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.В.ОД "Основы сертификации и лицензирования" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Транспортные машины и триботехника".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

к.т.н., проф. Семко Игорь Александрович, профессор кафедры "Автоматизация производственных процессов", ФГБОУ ВО ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БВОД_Основы с и л_Б_43.03.01_во_5_ТМТ_п24787_38791.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Основы сертификации и лицензирования".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Основы сертификации и лицензирования" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых и вариативных дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и профилем подготовки "Сервис на транспорте".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Государственный технический осмотр транспортных средств", "Организация и планирование деятельности предприятий сервиса", "Экспертиза объектов и систем сервиса транспортных средств";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: теоретические основы сертификации и лицензирования, порядок подтверждения соответствия, проведения сертификации, принципы построения международных и отечественных стандартов

Умеет: использовать стандарты и другую нормативную документацию при оценке, контроле качества и сертификации изделий, работ и услуг

Имеет навыки: методами технических измерений, приёмами использования стандартов и других нормативных документов при оценке, контроле качества и сертификации продукции

ПК-10 - готовностью к проведению экспертизы и (или) диагностики объектов сервиса

Знает: параметры качества процесса сервиса, методы оценки качества, параметры технологических процессов

Умеет: использовать методы контроля качества процесса сервиса, параметров технологических процессов, используемых ресурсов

Имеет навыки: осуществления контроля качества процесса сервиса, параметров технологических процессов, используемых ресурсов

ПК-12 - готовностью к осуществлению контроля качества процесса сервиса, параметров технологических процессов, используемых ресурсов

Место дисциплины 1Б.В.ОД "Основы сертификации и лицензирования" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав вариативной части (В.ОД).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Математика", "Основы конструкции транспортных средств", "Основы производства транспортных средств", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ТСБ.

Дисциплина реализуется в 5 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы, или 144 часа, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 53 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
5
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 32 32 32
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
5 5 5
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 55   55
Контрольная работа (К)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 55   55
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 144 53 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 5

1. Сертификация. (Компетенция/и ПК-10, ПК-12)

1.1. Принципы технического регулирования в РФ: Федеральный закон о техническом регулировании, сфера его применения.

1.2. Сертификация: Цели и принципы сертификации. Формы подтверждения соответсвия. Системы и схемы сертификации.

1.3. Методы оценки соответствия типов транспортных средств: Исследование методов оценки соответствия типов транспортных средств перед их выпуском в обращение.

2. Сертификация в сфере автомобильного транспорта. (Компетенция/и ПК-10, ПК-12)

2.1. Сертификация в сфере автомобильного транспорта: Сертификация в сфере автомобильного транспорта в РФ. Сертификация транспортных средств по директивам ЕС. Особенности сертификации транспортных средств в США.

2.2. Порядок сертификации транспортных средств: Заявка, экспертиза и идентификация. Процедура признания сертификата соответствия. Изменение типа транспортного средства. Инспекционный контроль.

2.3. Сертификационные испытания показателей свойств транспортных средств.

3. Лицензирование в сфере автомобильного транспорта. (Компетенция/и ПК-10, ПК-12)

3.1. Принципы лицензирования в РФ: Нормативно-правовая база лицензирования. Лицензирование автотранспортной деятельности.

3.2. Лицензирование отдельных видов деятельности: Изучение ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности". Сфера применения закона. Основные понятия и принципы. Критерии определения лицензируемых видов деятельности.

4. Лицензирование перевозочной деятельности. (Компетенция/и ПК-10, ПК-12)

4.1. Лицензирование перевозочной деятельности: Цели и задачи лицензирования, место и роль в системе обеспечения безопасности движения. Лицензионные требования при осуществлении перевозок пассажиров. Порядок лицензирования перевозок пассажиров автомобильным транспортом. Основные функции и правомочия лицензионных органов. Основания и порядок отказа в выдаче, приостановление деятельности и аннулирование лицензии. Изучение "Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортном, оборудованным для перевозок более 8 человек". Деятельность и функции Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

4.2. Порядок лицензирования перевозочных услуг: Порядок лицензирования перевозочных услуг. Требования, предъявляемые к лицензиату, необходимые документы, порядок подачи и рассмотрения заявок на получение лицензии.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 8   13
2 4 8   14
3 4 8   14
4 4 8   14
Итого 16 32   55
В т.ч. по интерактивным формам 16 32    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Формы подтверждения соответствия. 4
Системы сертификации.Схемы сертификации. 4
2 Сертификация транспортных средств, производимых малыми партиями. 4
Особенности сертификации специализированных и специальных транспортных средств. 4
3 Лицензирование автотранспортной деятельности. 4
Критерии определения лицензируемых видов деятельности. 4
4 Лицензирование перевозочных услуг. 4
Лицензирование пассажиров автомобильным транспортом. 4

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Сертификация. Порядок, понятия, назначения. 3
Сертификация в сфере транспорта 4
Сертификация в сфере автомобильного транспорта 6
2 Сертификация в сфере автомобильного транспорта: Сертификация в сфере автомобильного транспорта в РФ. Сертификация транспортных средств по директивам ЕС. Особенности сертификации транспортных средств в США. 4
Порядок сертификации транспортных средств: Заявка, экспертиза и идентификация. Процедура признания сертификата соответствия. Изменение типа транспортного средства. Инспекционный контроль. 6
Сертификационные испытания показателей свойств транспортных средств. 4
3 Лицензирование. Понятия, назначение, порядок. 2
Лицензирование в сфере транспорта 4
Лицензирование в сфере автомобильного транспорта. 8
4 Лицензирование перевозочной деятельности: Цели и задачи лицензирования, место и роль в системе обеспечения безопасности движения. Лицензионные требования при осуществлении перевозок пассажиров. Порядок лицензирования перевозок пассажиров автомобильным транспортом. Основные функции и правомочия лицензионных органов. Основания и порядок отказа в выдаче, приостановление деятельности и аннулирование лицензии. Изучение "Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортном, оборудованным для перевозок более 8 человек". Деятельность и функции Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. 8
Порядок лицензирования перевозочных услуг: Порядок лицензирования перевозочных услуг. Требования, предъявляемые к лицензиату, необходимые документы, порядок подачи и рассмотрения заявок на получение лицензии. 6

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание
1 Вялов, С.А. Основы сертификации и лицензирования: учеб. пособие / С.А. Вялов, С.Л. Горин, П.В. Харламов; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 111 с.: ил. – Библиогр.: с. 105–110.
2 Иванов И.А., Урушев С.В. Основы метрологии, стандартизации, взаимозаменяемости и сертификации: Учебное пособие для вузов ж.-д. транспорта, М.: ГОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2008. -287 с.

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
5
ПК-10 +
ПК-12 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ПК-10 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ПК-12 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

сертификация в сфере автомобильного транспорта;

лицензирование перевозок пассажиров автомобильным транспортом;

лицензирование перевозочных услуг.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 5

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Понятие услуги.
2) Понятие сертификации.
3) Понятие лицензирования.
4) Понятие «Техническая эксплуатация автомобилей».
5) «Автомобильный сервис» как разновидность технической эксплуатации автомобилей.
6) Роль и назначение предприятий автомобильного сервиса.
7) Причины изменения технического состояния автомобилей (изнашивание, коррозия и т.д.).
8) Автомобильный сервис, как система обеспечивающая работоспособность автомобиля.
9) Цель и основы планово-предупредительной системы ТО и ремонта автомобилей.
10) Виды ТО и ремонта.
11) Положение о ТО и ремонте автомобилей, как документ определяющий систему ремонта и обслуживания по заявкам их владельцев.
12) Общая характеристика предприятий автомобильного сервиса (специализированные автоцентры, автосалоны, станции техобслуживания, базы централизованного обслуживания, станции гарантийного и фирменного обслуживания, автозаправочные станции, ремонтные мастерские, гаражи, стоянки).
13) Виды работ по обслуживанию и ремонту.
14) Виды и формы услуг в автосервисе.
15) Консультативно-справочные услуги.
16) Гарантийный ремонт.
17) ТО по талонам сервисных книжек.
18) Услуги по текущему ремонту и на послегарантийном периоде эксплуатации.
19) Требования межгосударственных стандартов серии ИСО 9000 к обеспечению качества услуг.
20) Государственное регулирование развития сервиса.
21) Сертификация и лицензирование услуг по ТО и ремонту автотранспортных средств и запасных частей.
22) Система и порядок оформления предприятий автосервиса.
23) Документы, оформляемые при регистрации права на работу автосервиса.
24) Требования и документы, предъявляемые и оформляемые при лицензировании и сертификации услуг.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Диагностика, как метод получения индивидуальной информации о техническом состоянии автомобиля и его элементов.
2) Контроль за деятельностью по организации услуг по ТО и ремонту.
3) Права и обязанности заявителя в области обязательного подтверждения соответствия.
4) Исследование методов оценки соответствия типов транспортных средств перед их выпуском в обращение.
5) Изменение типа транспортного средства.
6) Инспекционный контроль.
7) Порядок лицензирования перевозок пассажиров автомобильным транспортом.
8) Основания и порядок отказа в выдаче, приостановление деятельности и аннулирование лицензии.
9) Порядок лицензирования перевозочных услуг.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Управление качеством услуг.

2) Порядок сертификации и лицензирования, оформляемые документы.

3) Нормативно-правовые акты, определяющие систему предприятий автосервиса.

4) Диагностические параметры, нормативы, ГОСТы, технология диагностирования отдельных узлов автомобиля.

5) Методы оценки соответствия типов транспортных средств.

6) Порядок сертификации транспортных средств.

7) Лицензирование перевозочной деятельности.

8) Порядок лицензирования перевозочных услуг.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-10 5 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-12 5 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Вялов, С.А. Основы сертификации и лицензирования: учеб. пособие / С.А. Вялов, С.Л. Горин, П.В. Харламов; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 111 с.: ил. – Библиогр.: с. 105–110.
2 Сергеев А.Г. Метрология, стандартизация и сертификация : учеб. для бакалавров/ А. Г. Сергеев. -2-е изд., перераб. и доп.. -М.: Юрайт, 2013. -838 с.

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Сергеев А.Г. Сертификация [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Сергеев А.Г.— Электрон. текстовые данные.— М.: Логос, Университетская книга, 2008.— 352 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/9136
2 Журнал "Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса"
3 Коротков В. С. Метрология, стандартизация и сертификация [Электронный ресурс] : Учебное пособие для СПО / Коротков В. С. - Саратов : Профобразование, 2017. - 186 с.
4 Димов Ю.В. Метрология, стандартизация и сертификация. Учебник для вузов. 2-е изд. СПБ.: Питер, 2006.-432 с.
5 Стандарт предприятия СТП РГУПС-2-07. Оформление учебной документации курсовых и дипломных проектов (работ) РГУПС.-Ростов н/Д,2007. -82 с.
6 Радкевич Я. М. Метрология, стандартизация и сертификация [Электронный ресурс] : Учебное пособие / Радкевич Я. М. - Саратов : Вузовское образование, 2012. - 790 с.

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины


Электронные образовательные ресурсы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/.Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/.Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/.Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/.Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/.Электронно-библиотечная система РГУПС

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/.Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/.КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание
1 Вялов С.А. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Основы сертификации и лицензирования". РГУПС. - Ростов н/Д, 2018.
2 Коротков В.С. Метрология, стандартизация и сертификация [Электронный ресурс]: Учебное пособие/ Коротков В.С., Афонасов А.И.— Электрон. текстовые данные.— Томск: Томский политехнический университет, 2015.— 187 c.
3 Методические указания для выполнения практических работ по дисциплине "Основы сертификации и лицензирования"/С.А. Вялов, Ростов н/Д, ФГБОУ ВПО РГУПС, 2015

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader.

Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий использованы:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Персональные компьютеры.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 38791.