РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2018 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Экономика и менеджмент"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.В.ДВ "Экономическая теория (практикум)"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки

38.03.03 Управление персоналом

программа прикладного бакалавриата

Управление персоналом организации

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2018 г.

 



 






Автор-составитель к.э.н. Матвеева Ольга Анатольевна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.В.ДВ "Экономическая теория (практикум)" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Экономика и менеджмент".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.э.н., проф. Акопова Елена Сергеевна, профессор кафедры " Коммерция и логистика", ФГБОУ ВО "Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)" .





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БВДВ_Экономическая т (_Б_38.03.03_во_2_ЭиМ_п26735_37934.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Экономическая теория (практикум)".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Экономическая теория (практикум)" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы , прежде всего, "Введение в профессию", в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и профилем подготовки "Управление персоналом организации".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Основы менеджмента", "Теория организации";

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: основные понятия экономической теории

Умеет: оценивать экономическую эффективность деятельности организации

Имеет навыки: решения типовых организационно-управленческих задач математическими, статистическими и количественными методами

ОК-2 - способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции

Знает: основные понятия экономической теории

Умеет: применять основы экономических знаний для проведения анализа отрасли (рынка)с использованием экономических моделей

Имеет навыки: решения типовых организационно-управленческих задач математическими, статистическими и количественными методами

ОК-3 - способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности

Знает: основные макроэкономические и микроэкономические показатели, принципы их расчета

Умеет: оценивать экономическую эффективность деятельности организации

Имеет навыки: решения типовых организационно-управленческих задач математическими, статистическими и количественными методами

ОПК-6 - владением культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и экономическому анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; способностью отстаивать свою точку зрения, не разрушая отношения

Знает: основные макроэкономические и микроэкономические показатели, принципы их расчета

Умеет: анализировать социально-экономические проблемы и процессы в организации

Имеет навыки: решения типовых организационно-управленческих задач математическими, статистическими и количественными методами

ОПК-8 - способностью использовать нормативные правовые акты в своей профессиональной деятельности, анализировать социально-экономические проблемы и процессы в организации, находить организационно-управленческие и экономические решения, разрабатывать алгоритмы их реализации и готовностью нести ответственность за их результаты

Знает: виды управленческих решений и методы их принятия

Умеет: анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию и ее персонал; анализировать состояние и тенденции развития рынка труда с точки зрения обеспечения потребности организации в персонале

Имеет навыки: методами анализа экономической и социальной эффективности деятельности подразделений по управлению персоналом; методами разработки и реализации стратегий управления персоналом

ПК-14 - владением навыками анализа экономических показателей деятельности организации и показателей по труду (в том числе производительности труда), а также навыками разработки и экономического обоснования мероприятий по их улучшению и умением применять их на практике

Место дисциплины 1Б.В.ДВ "Экономическая теория (практикум)" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина является дисциплиной по выбору обучающегося (В.ДВ).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Введение в профессию", "Математика", "Экономическая теория".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ГПБ, КПБ.

Дисциплина реализуется в 2 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы, или 108 часов, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 50 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
2
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 49   49
Контрольная работа (К) 10   10
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 39   39
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 108 50 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы, или 108 часов, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 8 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
2 3
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 4 4 2 2
Лекции (Лек) 2 2 2  
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 2 2   2
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
4 4 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 96   32 64
Контрольная работа (К) 15     15
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 81   32 49
Контроль, всего и в т.ч. 4     4
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 4     4
Общая трудоемкость, часы 108 8 36 72
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 2

1. Макроэкономика: основные показатели, структура, макроэкономическое равновесие. (Компетенция/и ОК-3)

1.1. Введение в макроэкономику: 1)Предмет и методы макроэкономики 2) Агрегирование как специфический метод макроэкономического анализа 3) Кругооборот потоков в макроэкономике.

1.2. Национальная экономика. Макроэкономические показатели: 1)Система национального счетоводства. 2) ВВП и ВНП. Методы расчета ВВП. 3) Соотношение показателей в СНС.

1.3. Макроэкономическое равновесие: 1)Совокупный спрос. 2) Совокупное предложение. 3) Теории макроэкономического равновесия.

2. Макроэкономическая нестабильность: экономические циклы, безработица и инфляция. (Компетенция/и ОПК-8, ПК-14)

2.1. Циклический характер развития рыночной экономики: 1)Цикл деловой активности. Фазы экономического цикла. 2)Причины циклических колебаний в рыночной экономике. 3)Формы цикла.

2.2. Безработица как форма макроэкономической нестабильности: 1)Безработица: понятие, виды, причины. 2)Показатели безработицы. 3)Государственная политика в области занятости.

2.3. Инфляция и антиинфляционная политика: 1) Инфляция: сущность, причины, измерение. 2) Виды инфляции и ее социально- экономические последствия. 3) Антиинфляционная политика.

3. Макроэкономическая роль государства. (Компетенция/и ОК-2)

3.1. Денежная и банковские системы: 1) Деньги. Денежные эквиваленты. Функции денег. 2)Ликвидность. Денежные агрегаты. Денежное обращение. 3) Денежная система. Спрос на деньги. Предложение денег. Уравнение обмена. Количественная теория денег. 4) Банковская система, ее виды и формы. Кредитно-денежная политика, ее инструменты.

3.2. Финансовая и налоговая системы: 1)Бюджетная система. 2) Бюджет. Государственный бюджет. Доходы госбюджета. Расходы госбюджета. Внебюджетные фонды. 3)Государственный долг. 4) Налоги: виды, формы, функции. 5) Налоговые реформы. Кривая Лаффера. Встроенные стабилизаторы. 6) Фискальная (налогово-бюджетная) политика государства.

4. Экономический рост и социальная политика. (Компетенция/и ОПК-8, ПК-14)

4.1. Теории экономического роста: 1) Понятие и содержание экономического роста. Модели экономического роста. Измерение экономического роста. 2) Экстенсивный тип. Интенсивный тип. Модель Е. Домара. Модель Р. Харрода. 3) Последствия экономического роста.

4.2. Социальная политика государства: 1) Доходы населения. Распределение доходов. Уровень жизни и бедность. 2) Кривая Лоренца. Коэффициент Джини. Децильный коэффициент. 3) Политика государства в социальной сфере.

5. Особенности мирового хозяйства как предмета экономической теории. (Компетенция/и ОПК-6)


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 10 6   10
2 6 2   9
3 8 4   7
4 4 2   7
5 4 2   6
Итого 32 16   39
В т.ч. по интерактивным формам 8 2    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 2
1 Национальная экономика. Общественное воспроизводство. Национальное богатство. Резидентские институциональные единицы. Нерезидентские институциональные единицы. Конечное потребление. ВНП. ВВП. Номинальный ВНП. Реальный ВНП. Дефлятор. Методы расчета ВНП. Структура совокупного спроса. Кривая совокупного спроса. Неценовые факторы совокупного спроса. Совокупное предложение. Кривая совокупного предложения. Неценовые факторы совокупного предложения. 6
2 Циклический характер развития рыночной экономики. Безработица как форма макроэкономической не-стабильности. Инфляция и антиинфляционная политика. 2
3 Денежная и банковские системы. Финансовая и налоговая системы. 4
4 Теории экономического роста. Социальная политика государства. 2
5 Международное разделение труда. Открытая экономика. Специализация. Кооперирование. Свободная торговля. Протекционизм. Торговый баланс. Платежный баланс. Теория сравнительных преимуществ. Валютные проблемы мирового хозяйства. Валюта. Валютная система. Фиксированный валютный курс. Плавающий валютный курс. 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 2
1 Общественное воспроизводство. Национальное богатство. Резидентские институциональные единицы. Нерезидентские институциональные единицы. Конечное потребление. ВНП. ВВП. Номинальный ВНП. Реальный ВНП. Дефлятор. Методы расчета ВНП. Функция потребления. Предельная склонность к потреблению. Средняя склонность к потреблению. Функция сбережений. Предельная склонность к сбережению. Средняя склонность к сбережению. Факторы, определяющие динамику потребления и сбережений. Модели потребления. Типы инвестиций. Факторы, определяющие динамику инвестиций. 10
2 Цикл деловой активности. Фазы экономического цикла. Причины циклических колебаний в рыночной экономике. Формы цикла. Инфляция спроса. Инфляция издержек. Инфляционная спираль. Адаптивные ожидания. Рациональные ожидания. Стагфляция. Динамика безработицы и инфляционных процессов в РФ. 9
3 Банковская система, ее виды и формы. Кредитно-денежная политика, ее инструменты. Бюджетная система. Налоговые реформы. Фискальная политика государства. 7
4 Модели экономического роста. Измерение государства в социальной сфере. Принципы распределэкономического роста. Неравенство в распределении. Перераспределение доходов. Социальная справедливость. Социальные гарантии. Уровень бедности. Индексация доходов. Социальное страхование. 7
5 Торговый баланс. Платежный баланс. Теория сравнительных преимуществ. Валютные проблемы мирового хозяйства. 6

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 81 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание
1 Шагинян, С.Г. Макроэкономика : учеб.-метод. пособие / С.Г. Шагинян, Е.В. Дьякова, А.А. Шевченко ; РГУПС. - Ростов н/Д, 2010. - 31 с.
2 Матвеева О.А. Экономическая теория. Учебно-методическое пособие к практической и самостоятельной работе [Электронный ресурс]
3 Матвеева О.А. Экономическая теория: учебно-методическое пособие по подготовке к контролю результатов самостоятельной работы обучающихся по направлению подготовки "Управление персоналом" в форме компьютерного тестирования (заочная форма обучения)/ О.А. Матвеева; ФГБОУ ВО РГУПС.-Ростов на Дону. 2017- 56 с.

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
2
ОК-2 +
ОК-3 +
ОПК-6 +
ОПК-8 +
ПК-14 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОК-2 2 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за контрольную работу - правильность выполнения заданий.
ОК-3 2 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за контрольную работу - правильность выполнения заданий.
ОПК-6 2 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за контрольную работу - правильность выполнения заданий.
ОПК-8 2 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за контрольную работу - правильность выполнения заданий.
ПК-14 2 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Дуальная оценка за контрольную работу - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

тема 1 "Экономическая теория: предмет и метод исследования"; Тема 2 "Общие проблемы экономического развития"; Тема 3 "Экономические системы"; Тема 4 "Внешние эффекты и производство общественных благ"; Тема 5 "Спрос и предложение в механизме рынка"; Тема 6 "Поведение потребителя и производителя"; Тема 7 "Фирма в рыночной экономике"; Тема 8 "Совершенная конкуренция"; Тема 9 "Чистая монополия"; Тема 10 "Несовершенная конкуренция: монополистическая конкуренция и олигополия"; Тема 11 "Рынок труда и заработная плата"; Тема 12 "Рынок капитала и процент"; Тема 13 "Рынок земли и земельная рента"; Тема 14 "Национальная экономика. Макроэкономические показатели"; Тема 15 "Макроэкономическое равновесие"; Тема 16 "Циклический характер развития рыночной экономики "; Тема 17 "Безработица и инфляция"; Тема 18 "Денежная и банковские системы"; Тема 19 "Финансовая и налоговая системы "; Тема 20 "Теории экономического роста "; Тема 21 "Социальная политика государства"; Тема 22 "Особенности мирового хозяйства как предмета экономической теории".

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 2

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Предмет макроэкономики. Взаимосвязь микро- и макроэкономики. Макроэкономика и макроэкономическая политика.
2) Особенности макроэкономического анализа. Модель круговых потоков. Общие условия макроэкономического равновесия.
3) Понятие "Система национальных счетов"; "Валовой внутренний продукт: понятие и способы измерения".
4) Соотношение показателей в СНС: показатели валового и чистого национального дохода, валового и чистого внутреннего продукта, личного дохода, располагаемого личного дохода.
5) Совокупный спрос и его компоненты. Величина совокупного спроса. Кривая совокупного спроса и эффекты, объясняющие ее отрицательный наклон.
6) Факторы, воздействующие на совокупный спрос.
7) Совокупное предложение. Факторы, влияющие на совокупное предложение.
8) Особенности вида кривой совокупного предложения. Классический и кейнсианский подходы к анализу совокупного предложения. Кривая совокупного предложения в краткосрочном и долгосрочном периоде.
9) Равновесие в модели “совокупный спрос – совокупный предложение”.
10) Последствия изменения совокупного спроса и совокупного предложения в модели AD-AS в краткосрочном и долгосрочном периоде. Равновесный и потенциальный ВВП.
11) Понятие и виды макроэкономического равновесия.
12) Понятие экономического роста. Показатели экономического роста.
13) Факторы и типы экономического роста. Производительность труда и ее факторы.
14) Преимущества и издержки экономического роста.
15) Сущность государственной политики стимулирования экономического роста.
16) Понятие "Экономический цикл" и его фазы.
17) Причины и показатели экономического цикла.
18) Виды циклов. Циклические и нециклические колебания экономики.
19) Сбережения и инвестиции. Функциональная роль инвестиций в обеспечении макроэкономического равновесия.
20) Формы безработицы и ее естественный уровень. Закон Оукена.
21) Сущность инфляции и ее измерение. Инфляция спроса и инфляция предложения. Ожидаемая и непредвиденная инфляция.
22) Взаимосвязь инфляции и безработицы: общая постановка проблемы.
23) Направления антиинфляционной политики.
24) Деньги: их происхождение и сущность. Функции денег. Виды денег.
25) Денежные агрегаты. Уравнение количественной теории денег. Эмиссия денег и ее последствия.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Проанализировать структуру банковской системы. Функции Центрального банка.
2) Объяснить пассивные и активные операции, прибыль банка; банковский мультипликатор.
3) Охарактеризовать кредитно-денежную политику: ее сущность, цели и инструменты.
4) Раскрыть виды кредитно-денежной политики.
5) Раскрыть сущность и структуру коммерческих банков, их операции.
6) Охарактеризовать понятие государственного бюджета. Основные виды расходов и доходов бюджета.
7) Рассмотреть сальдо государственного бюджета, его виды.
8) Раскрыть концепции государственного бюджета.
9) Рассмотреть дефицит государственного бюджета и методы его финансирования.
10) Проанализировать государственный долг и его виды.
11) Раскрыть понятие фискальной политики, ее цели и инструменты.
12) Охарактеризовать виды фискальной политики.
13) Раскрыть понятие налога; налоговой системы. Принципы налогообложения.
14) Охарактеризовать виды налогов. Прямые и косвенные налоги. Системы налогообложения: пропорциональный, прогрессивный и регрессивный налоги.
15) Рассмотреть воздействие налогов на совокупный спрос и совокупное предложение; Кривую Лаффера.
16) Проанализировать государство как субъект экономики.
17) Раскрыть сущность государственного регулирования экономики.
18) Объяснить средства государственного регулирования экономики.
19) Охарактеризовать доходы населения и их виды.
20) Рассмотреть государственное регулирование доходов.
21) Оценить уровень жизни населения.
22) Охарактеризовать сущность и основные черты мирового хозяйства.
23) Рассмотреть мировую рыночную инфраструктуру.
24) Проанализировать валютные проблемы мирового хозяйства. Проблемы конвертируемости валют.
25) Рассмотреть валютные рынки. Валютные курсы.


Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Графической иллюстрации модели кругового потока.

2) Определения добавленной стоимости.

3) Определения потребительских расходов в СНС.

4) Определения инвестиций в СНС.

5) Определения сбережений в СНС.

6) Определения ВВП по расходам.

7) Определения ВВП по доходам.

8) Определения ЧВП.

9) Определения номинальных и реальных показателей дохода и продукта.

10) Определения ценовых индексов.

11) Определения величины экспорта в СНС.

12) Графической интерпретации совокупного спроса.

13) Графической интерпретации совокупного предложения.

14) Графической интерпретации экономического роста и экономического цикла.

15) Расчета уровня безработицы.

16) Определения численности занятых.

17) Определения темпов инфляции.

18) Определения величины дохода коммерческих банков при определенных темпах инфляции.

19) Определения предложения денег.

20) Определения средней налоговой ставкой на доход.

21) Определения амортизационного фонда в СНС.

22) Определения состояния государственного бюджета в СНС.

23) Определения уровня цен.

24) Определения избыточных резервов коммерческого банка.

25) Определения фактических резервов коммерческого банка.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-2 2 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
3 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
3 Дуальная оценка за контрольную работу - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-3 2 1 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1 Дуальная оценка за контрольную работу - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-6 2 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
5 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
5 Дуальная оценка за контрольную работу - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-8 2 2, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
2, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
2, 4 Дуальная оценка за контрольную работу - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-14 2 2, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
2, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
2, 4 Дуальная оценка за контрольную работу - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Защита контрольной работы.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Борисов, Е. Ф. Экономика : учебник и практикум / Е. Ф. Борисов. — 7-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 383 с. - ЭБС Юрайт

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Шагинян, С.Г. Макроэкономика : учеб.-метод. пособие / С.Г. Шагинян, Е.В. Дьякова, А.А. Шевченко ; РГУПС. - Ростов н/Д, 2010. - 31 с.
2 Сажина, М.А. Экономическая теория / М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков- М.: Норма, 2012.
3 Аштаев, Ю. С. Экономика / Ю. С. Аштаев, Г. Т. Садило ; РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2011.

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины


Электронные образовательные ресурсы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/.Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/.Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/.Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/.Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/.Электронно-библиотечная система РГУПС

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/.Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/.КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание
1 Матвеева О.А. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Экономическая теория (практикум)". РГУПС. - Ростов н/Д, 2018.
2 Дьякова, Е.В. Контроль знаний по экономической теории : учеб.-метод. пособие (для самостоят. работы) / Е.В. Дьякова, С.Г. Шагинян ; РГУПС. - Ростов н/Д, 2010. - 73 с.
3 Матвеева О. А. Экономическая теория : практикум/ Е. В. Дьякова, Матвеева О.А., 2013

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader.
2 Power Point Microsoft Word

Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий использованы:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 37934.