РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2018 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Экономика и менеджмент"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.В.ОД "Экономическая теория"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки

38.03.03 Управление персоналом

программа прикладного бакалавриата

Управление персоналом организации

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2018 г.

 



 






Автор-составитель к.э.н. Матвеева Ольга Анатольевна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.В.ОД "Экономическая теория" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Экономика и менеджмент".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.э.н., проф. Акопова Елена Сергеевна, заведующий кафедрой "Мировая экономика и международный бизнес", ФГБОУ ВО "Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)" .





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БВОД_Экономическая т_Б_38.03.03_во_1_ЭиМ_п27020_37932.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Экономическая теория".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Экономическая теория" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых и вариативных дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и профилем подготовки "Управление персоналом организации".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Основы менеджмента", "Экономика предприятия (организации)", "Экономическая теория (практикум)";

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: основные понятия экономической теории

Умеет: оценивать экономическую эффективность деятельности организации

Имеет навыки: решения типовых организационно-управленческих задач математическими, статистическими и количественными методами

ОК-3 - способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности

Знает: основные макроэкономические и микроэкономические показатели, принципы их расчета

Умеет: применять понятийно- категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности

Имеет навыки: решения типовых организационно-управленческих задач математическими, статистическими и количественными методами

ОПК-6 - владением культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и экономическому анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения; способностью отстаивать свою точку зрения, не разрушая отношения

Знает: основные понятия экономической теории

Умеет: находить организационно-управленческие и экономические решения, разрабатывать алгоритмы их реализации

Имеет навыки: применять методы анализа социально-экономических проблем в организации.

ОПК-8 - способностью использовать нормативные правовые акты в своей профессиональной деятельности, анализировать социально-экономические проблемы и процессы в организации, находить организационно-управленческие и экономические решения, разрабатывать алгоритмы их реализации и готовностью нести ответственность за их результаты

Знает: сущность и основные характеристики рынка труда; теоретические и практические подходы к определению источников и механизмов обеспечения конкурентного преимущества организации

Умеет: анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию и ее персонал; анализировать состояние и тенденции развития рынка труда с точки зрения обеспечения потребности организации в персонале; оценивать экономическую эффективность деятельности организации

Имеет навыки: методами анализа экономической и социальной эффективности деятельности подразделений по управлению персоналом; методами оценки экономической и социальной эффективности проектов совершенствования системы и технологии управления персоналом

ПК-14 - владением навыками анализа экономических показателей деятельности организации и показателей по труду (в том числе производительности труда), а также навыками разработки и экономического обоснования мероприятий по их улучшению и умением применять их на практике

Место дисциплины 1Б.В.ОД "Экономическая теория" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав вариативной части (В.ОД).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Введение в профессию".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ГПБ, КПБ.

Дисциплина реализуется в 1 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы, или 144 часа, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 67 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
1
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 64 64 64
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 32 32 32
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 41   41
Контрольная работа (К)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 41   41
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 144 67 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы, или 144 часа, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 14 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
1 2
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 10 10 4 6
Лекции (Лек) 4 4 4  
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 6 6   6
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
4 4 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 121   66 55
Контрольная работа (К) 15     15
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 106   66 40
Контроль, всего и в т.ч. 9     9
Экзамен (Экз) 9     9
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 144 14 72 72
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 1

1. Введение в экономическую теорию. (Компетенция/и ОК-3)

1.1. Экономическая теория: предмет и метод исследования: Предмет и методы экономической теории. Структура экономической науки. Микро- и макроэкономика как части экономической теории. Позитивная и нормативная микроэкономика. История развития экономической мысли. Экономические агенты. Кругообороты благ и доходов.

1.2. Общие проблемы экономического развития: Экономические потребности. Экономические блага и их классификации. Экономические ресурсы. Граница производственных возможностей. Экономический выбор. Собственность и хозяйствование. Структура и передача прав собственности.

1.3. Экономические системы: Экономическая система. Типы экономических систем. Традиционная, командная, рыночная, смешанная экономики. Экономические цели. Доиндустриальное общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное общество. Информационное общество.

1.4. Внешние эффекты и производство общественных благ: Сущность экономических институтов. «Провалы» рынка: причины и последствия для общества. Необходимость государственного регулирования рынка. Внешние эффекты (экстерналии). Общественные блага, их свойства.

2. Теоретические проблемы микроэкономики. (Компетенция/и ОПК-8, ПК-14)

2.1. Спрос и предложение в механизме рынка: Рынок и его элементы. Спрос. Функция спроса. Закон спроса. Кривая спроса. Факторы изменения спроса и величины спроса. Эластичность: свойства и показатели. Предложение. Функция предложения. Закон предложения. Кривая предложения. Факторы изменения предложения и величины предложения. Эластичность предложения. Рыночное равновесие, равновесная цена, равновесное количество. Краткосрочный и долгосрочный периоды в экономическом анализе. Метод сравнительной статики. Излишки потребителя и производителя. Влияние налогов, дотаций и фиксированных цен на рыночное равновесие.

2.2. Поведение потребителя и производителя: Основные предпосылки анализа поведения потребителя. Потребительский выбор. Потребительские предпочтения: закономерности развития. Универсальные основы производства. Факторы производства. Затраты и результаты: общие, средние и предельные величины. Диверсификация, концентрация и централизация производства. Производственная функция и ее свойства. Закон убывающей отдачи переменного ресурса. Отдача от масштаба производства (снижающаяся, повышающаяся, неизменная).

2.3. Фирма в рыночной экономике: Фирма. Виды фирм. Понятие предприятия. Классификация предприятий. Внутренняя и внешняя среда. Экономическое содержание издержек предприятия. Выручка и прибыль. Равновесие (оптимум) производителя (предприятия). Правило минимизации издержек. Правило максимизации прибыли. Оптимальный путь роста фирмы.

3. Анализ рыночных структур. (Компетенция/и ОПК-6)

3.1. Совершенная конкуренция: Рыночная структура. Основные черты и классификация. Конкуренция, ее виды. Совершенная конкуренция, признаки. Совершенная конкуренция в краткосрочном и долгосрочном периодах.

3.2. Чистая монополия: Монополия. Барьеры входы и выхода (в отрасли). Естественная монополия. Административная монополия. Искусственная монополия. Особенности монопольного спроса и предельного дохода. Определение цены и объема производства монополистом. Показатели рыночной власти. Ценовая дискриминация. Монопсония. Антимонопольное законодательство. Закон Шермана. Регулирование естественных монополий.

3.3. Несовершенная конкуренция: монополистическая конкуренция и олигополия: Неценовая конкуренция. Монополистическая конкуренция. Дифференциация продукции и ее виды. Определение цены и объема выпуска монополистическим конкурентом. Олигополия. Виды олигополии. Стратегическое поведение фирм в условиях олигополии.

4. Анализ рынков факторов производства. (Компетенция/и ОК-3, ПК-14)

4.1. Рынок труда и заработная плата: Рынки факторов производства. Цена на факторы производства. Спрос на ресурсы как производный спрос. Рабочая сила. Заработная плата. Факторы, определяющие ее величину. Конкурентный рынок труда. Спрос на труд и предложение труда фирмы на рынке. Компромисс индивида между потреблением и досугом. Эффект замещения и эффект дохода при изменении заработной платы. Модель монопсонии. Влияние профсоюзов на уровень занятости и заработную плату. Двусторонняя монополия. Инфляция и безработица.

4.2. Рынок капитала и процент: Капитал. Физический капитал. Износ. Амортизация. Спрос на капитал (заемные средства). Ссудный процент. Номинальная и реальная ставка процента. Факторы, определяющие ставку процента. Предложение капитала. Установление рыночной ставки ссудного процента. Фактор времени и дисконтирование. Приведенная (дисконтированная) стоимость. Текущая дисконтированная стоимость. Чистая дисконтированная стоимость. Чистый денежный поток.

4.3. Рынок земли и земельная рента: Рынок земли. Землевладение и землепользование. Экономическая рента. Земельная рента и ее виды. Чистая (абсолютная) рента. Дифференциальная рента. Цена земли. Совершенно неэластичное предложение земли. Спрос на землю: сельскохозяйственный и несельскохозяйственный. Равновесие на рынке земли.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 8 8   10
2 8 8   11
3 8 8   10
4 8 8   10
Итого 32 32   41
В т.ч. по интерактивным формам 16 8    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Экономическая теория: предмет и метод исследования. Общие проблемы экономического развития. Экономические системы. Внешние эффекты и производство общественных благ. 8
2 Спрос и предложение в механизме рынка. Поведение потребителя и производителя. Фирма в рыночной экономике. 8
3 Совершенная конкуренция. Чистая монополия Несовершенная конкуренция: монополистическая конкуренция и олигополия. 8
4 Рынок труда и заработная плата. Рынок капитала и процент. Рынок земли и земельная рента. 8

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Методы исследования экономики. Ограниченность ресурсов. Проблема выбора оптимального решения. Рациональное поведение. Экономическая стратегия. Экономическая политика. Экономическая безопасность. Экономические законы. Экономические категории. Прямая зависимость. Внешние эффекты (экстерналии). Экономическая модель. Краткосрочный и долгосрочный периоды в экономическом анализе. 10
2 Равновесие по А. Маршаллу, Вальрасу. Парадоксы закона спроса. Эластичность спроса и предложения. Коэффициент эластичности. Показатели эластичности. Законы Госсена. Излишки потребителя. Излишки производителя. Кривые Энгеля. Эффект дохода, эффект замещения. Производственная функция. Закон убывающей предельной производительности. Сущность и основные черты предприятия (фирмы). Классификация фирм, их организационно-правовая форма. 11
3 Типы рыночных структур: ценообразование на рынке совершенной конкуренции, монополии, монополистической конкуренции, олигополии. Модель дуополии. Ценовая дискриминация. 10
4 Рынок труда: особенности функционирования. Институты рынка труда в РФ. Рынок капитала: виды капитала, процент. Рынок земли: сельскохозяйственный и несельскохозяйственный спрос. Рента. Особенности предложения рынка земли. 10

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 106 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание
1 Матвеева О.А. Экономическая теория. Учебно-методическое пособие к практической и самостоятельной работе - ФГБОУ ВО РГУПС.- 2017. (Электронный ресурс)
2 Матвеева О.А. Экономическая теория: учебно-методическое пособие по подготовке к контролю результатов самостоятельной работы обучающихся по направлению подготовки "Управление персоналом" в форме компьютерного тестирования заочная форма обучения)/ О.А. Матвеева; ФГБОУ ВО РГУПС.-Ростов на Дону. 2017- 56 с.

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
1
ОК-3 +
ОПК-6 +
ОПК-8 +
ПК-14 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОК-3 1 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ОПК-6 1 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ОПК-8 1 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ПК-14 1 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

контрольная работа в формате компьютерного тестирования - Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 1

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Предмет экономической теории, история его развития.
2) Методы экономической теории, ее структура и функции. Экономические категории и закономерности.
3) История развития экономической мысли.
4)Потребности, блага: понятие и классификация. Закон возвышения потребностей.
5)Ресурсы и факторы производства. Сущность производства, производительных сил. Производственные отношения.
6)Эффективность использования ресурсов. Кривая производственных возможностей. Закон возрастающих вмененных издержек.
7)Собственность и хозяйствование. Экономические и юридическое содержание отношений собственности. Классификация экономических и юридических форм собственности.
8)Экономические системы: понятие, классификация подходов.
9)Характеристика основных типов экономических систем: традиционная экономика, командная экономика, рыночная экономика, смешанная экономика.
10)Переходная экономика: задачи, этапы, особенности.
11)Рынок: понятие, функции и структура.
12)Спрос и величина спроса. Закон спроса. Факторы спроса.
13)Предложение и величина предложения. Закон предложения. Факторы предложения.
14)Взаимодействие спроса и предложения: рыночное равновесие.
15)Эластичность: свойства, показатели, значение.
16)Излишки производителя и потребителя. Воздействие государства на равновесие: налоги, дотации, фиксированные цены.
17)Предпосылки анализа поведения потребителя. Подходы к анализу полезности. Полезность: общая и предельная.
18)Кривая безразличия: понятие, свойства, виды. Карта кривых безразличия. Предельная норма замещения благ.
19)Бюджетное ограничение. Равновесие потребителя.
20)Реакция потребителя на изменение дохода. Кривая «Доход - Потребление». Кривые Энгеля.
21)Кривая «цена-потребление».
22)Понятие о реальном и номинальном доходах потребителя. Эффект дохода и эффект замещения.
23)Сущность и основные черты предприятия (фирмы). Классификация фирм, их организационно-правовая форма.
24)Производство, факторы производства. Закон убывающей предельной производительности.
25)Общий, средний и предельный продукты: понятие, взаимосвязь. Стадии производства.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Проанализировать правило наименьших издержек и максимизации прибыли. Выбор производственной технологии. Изокванты.
2) Раскрыть понятие изокосты ( понятие, графическое представление). Равновесие производителя.
3) Рассмотреть оптимальный путь роста фирмы. Эффект масштаба.
4) Проанализировать издержки производства и прибыль. Экономический и бухгалтерский подходы к определению издержек и прибыли.
5) Раскрыть структуру и динамику издержек в краткосрочном периоде деятельности фирмы: постоянные, переменные, средние, общие, предельные. Закон убывающей отдачи.
6) Рассмотреть равновесие фирмы в краткосрочном периоде.
7) Рассмотреть равновесие фирмы в долгосрочном периоде.
8) Охарактеризовать основные типы рыночных структур рынка: чистая конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия.
9) Проанализировать сущность, ценообразование, определение оптимальных объемов производства в условиях чистой конкуренции.
10) Охарактеризовать сущность, ценообразование, определение оптимальных объемов производства монополии. Показатели монопольной власти.
11) Охарактеризовать виды монополий: естественная монополия, административная монополия, искусственная монополия. Закон Шермана. Регулирование естественных монополий.
12) Раскрыть сущность монополистической конкуренции, ценообразование, определение оптимальных объемов производства.
13) Раскрыть сущность олигополии. Стратегическое поведение фирм: основные модели.
14) Раскрыть сущность олигополии. Ломанная кривая спроса на олигополистическом рынке.
15) Раскрыть сущность олигополии. Тайный сговор. Ценообразование по принципу «издержки плюс».
16) Рассмотреть виды ценовой дискриминации. Антимонопольное законодательство.
17) Охарактеризовать особенности факторных рынков.
18) Раскрыть характеристики рынка труда (субъекты рынка труда, предложение рабочей силы, спрос на труд). Равновесие на рынке труда. Модели конкуренции и монополии на рынке труда.
19) Раскрыть сущность заработной платы, ее виды. Безработица: причины, виды. Закон Оукена.
20) Рассмотреть распределение доходов: неравенство доходов, кривая Лоренца и коэффициент Джини.
21) Проанализировать рынок капитала: капитал и его виды. Ссудный процент. Факторы, влияющие на величину процента. Спрос и предложение капитала. Равновесие на рынке капитала.
22) Проанализировать рынок земли: особенности спроса и предложения. Рента: понятие и виды. Цена земли.
23) Раскрыть внешние эффекты (экстерналии). Отрицательные и положительные внешние эффекты (экстерналии). Интернализация внешнего эффекта.
24) Рассмотреть общественные блага, их свойства. Спрос на общественные блага, его отличие от спроса на частное благо. Общественный выбор и проблема «безбилетника».
25) Раскрыть сущность асимметрию информации и негативный отбор. Модель «рынка лимонов».

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Определения альтернативных издержек производства.

2) Графической иллюстрации кривой производственных возможностей.

3) Определения дефицита на товарном рынке.

4) Определения избыточного предложения на товарном рынке.

5) Определения эластичности спроса.

6) Определения эластичности предложения.

7) Графической иллюстрации кривых спроса, предложения, рыночного равновесия.

8) Определения равновесной цены на товарном рынке.

9) Определения потребительского излишка.

10) Определения величины издержек предприятия.

11) Определения предельного дохода предприятия.

12) Графической интерпретации эффекта масштаба.

13) Начисления амортизации линейным методом.

14) Определения чистой дисконтированной стоимости капитала.

15) Определения отраслевого спроса на труд.

16) Определения отраслевого предложения на труд.

17) Определения степени монопольной власти.

18) Определения показателей прибыли и издержек в условиях монополии.

19) Определения показателей прибыли и издержек в условиях совершенной конкуренции.

20) Определения показателей прибыли и издержек в условиях монополистической конкуренции.

21) Графической интерпретации модели олигополиста.

22) Графической интерпретации модели монопсониста.

23) Графической интерпретации модели двусторонней монополии.

24) Графической интерпретации модели совершенной конкуренции в условиях краткосрочного периода.

25) Графической интерпретации модели совершенной конкуренции в условиях долгосрочного периода.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-3 1 1, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-6 1 3 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
3 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-8 1 2 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
2 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-14 1 2, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
2, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Борисов, Е. Ф. Экономика : учебник и практикум / Е. Ф. Борисов. — 7-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 383 с. - ЭБС Юрайт

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Шагинян, С.Г. Макроэкономика : учеб.-метод. пособие / С.Г. Шагинян, Е.В. Дьякова, А.А. Шевченко ; РГУПС. - Ростов н/Д, 2010. - 31 с.
2 Сажина, М.А. Экономическая теория / М.А. Сажина, Г.Г. Чибриков- М.: Норма, 2012.
3 Аштаев, Ю. С. Экономика / Ю. С. Аштаев, Г. Т. Садило ; РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2011.

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины


Электронные образовательные ресурсы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/.Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/.Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/.Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/.Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/.Электронно-библиотечная система РГУПС

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/.Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/.КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание
1 Матвеева О.А. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Экономическая теория". РГУПС. - Ростов н/Д, 2018.
2 Дьякова, Е.В. Контроль знаний по экономической теории : учеб.-метод. пособие (для самостоят. работы) / Е.В. Дьякова, С.Г. Шагинян ; РГУПС. - Ростов н/Д, 2010. - 73 с.
3 Матвеева О. А. Экономическая теория : практикум/ Е. В. Дьякова, Матвеева О.А., 2013

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader.
2 Power Point Microsoft Word

Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий использованы:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 37932.