РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2018 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Социальные технологии"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.В.ДВ "Регионоведение"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки

38.03.03 Управление персоналом

программа прикладного бакалавриата

Управление персоналом организации

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2018 г.

 



 






Автор-составитель к.и.н., доц. Рубаник Александр Никифорович предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.В.ДВ "Регионоведение" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Социальные технологии".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

Зябко Сергей Викторович, Генеральный директор, ООО "Гольфстрим - Тур".





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БВДВ_Регионоведение_Б_38.03.03_во_1_СТ_п32330_37538.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Регионоведение".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Регионоведение" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и профилем подготовки "Управление персоналом организации".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Междисциплинарный курс";

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: виды управленческих решений и методы их принятия

Умеет: диагностировать конфликты в организации и разрабатывать мероприятия по их предупреждению и разрешению, в том числе с использованием современных средств коммуникации

Имеет навыки: методами разработки и реализации стратегий управления персоналом

ОПК-5 - способностью анализировать результаты исследований в контексте целей и задач своей организации

Знает: основные нормативные правовые документы

Умеет: использовать нормативно-правовую базу безопасности и охраны труда, основы политики организации по безопасности труда, основы оптимизации труда и отдыха

Имеет навыки: методами разработки и реализации стратегий управления персоналом

ОПК-8 - способностью использовать нормативные правовые акты в своей профессиональной деятельности, анализировать социально-экономические проблемы и процессы в организации, находить организационно-управленческие и экономические решения, разрабатывать алгоритмы их реализации и готовностью нести ответственность за их результаты

Знает: государственную систему управления трудовыми ресурсами

Умеет: диагностировать организационную культуру и разрабатывать управленческие решения, направленные на ее улучшение

Имеет навыки: программами для работы с деловой информацией и основами Интернет- технологий, специализированными кадровыми компьютерными программами

ПК-9 - знанием нормативно-правовой базы безопасности и охраны труда, основ политики организации по безопасности труда, основ оптимизации режимов труда и отдыха с учетом требований психофизиологии, эргономики и эстетики труда для различных категорий персонала, владением навыками расчетов продолжительности и интенсивности рабочего времени и времени отдыха персонала, а также владение технологиями управления безопасностью труда персонала и умение применять их на практике

Место дисциплины 1Б.В.ДВ "Регионоведение" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина является дисциплиной по выбору обучающегося (В.ДВ).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "История", "Социология".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ГПБ, КПБ.

Дисциплина реализуется в 1 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы, или 108 часов, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 66 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
1
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 64 64 64
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб) 48 48 48
Практические, семинары (Пр)      
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 33   33
Контрольная работа (К)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 33   33
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 108 66 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы, или 108 часов, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 12 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
1 2
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 8 8 4 4
Лекции (Лек) 4 4 4  
Лабораторные работы (Лаб) 4 4   4
Практические, семинары (Пр)        
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
4 4 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 92   30 62
Контрольная работа (К) 15     15
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 77   30 47
Контроль, всего и в т.ч. 4     4
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 4     4
Общая трудоемкость, часы 108 12 36 72
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 1

1. Процессы регионализации в современном мире. (Компетенция/и ОПК-5, ОПК-8, ПК-9)

1.1. Предмет и задачи регионоведения: 1. Регионалистика и ее предмет; 2. Понятие региона; 3. Теории регионального развития.

1.2. Регионализм в современном мире: 1) Уровни регионализации; 2) Регионализация в Европе; 3) Процессы регионализации в крупнейших федерациях мира; 4) Регионализация на постсоветском пространстве.

1.3. Регионоведческий подход в конфликтологических исследованиях: 1) Конфликтология о содержании региональных конфликтов; 2) Теории разрешения конфликта.

2. Регионализация в России: история и современность. (Компетенция/и ОПК-5, ОПК-8, ПК-9)

2.1. Регионализация в России как следствие ее природно-климатического, социально-экономического, этнокультурного и политико-административного многообразия: 1) Исконные особенности России и необходимость учета регионального своеобразия; 2) Преходящие особенности России как фактор регионализации.

2.2. Исторический очерк административного устройства России: 1) Административно-территориальное деление России в имперский период; 2) Административно-территориальное деление России в советский период.

2.3. Проблемы регионального развития после распада СССР: 1) Изменения в административно-территориальном устройстве РФ в период перестройки; 2) Дезинтеграция и диспропорции в развитии регионов РФ как результат реформ 1992–1993 годов.

2.4. Природно-ресурсный потенциал региона: 1) Классификация природных ресурсов; 2) Природно-ресурсный потенциал макрорегиона Юг России.

2.5. Демографические факторы регионального развития: 1) Показатели демографического развития; 2) Региональный рынок труда.

2.6. Экономические аспекты регионоведения: 1) Формы территориальной организации хозяйства; 2) Региональная экономическая политика; 3) Дирижистский и неолиберальный варианты региональной политики.

2.7. Социальные проблемы регионального развития: 1) Системы власти РФ и модели политического управления регионами; 2) Региональные политические элиты.

2.8. Актуальные проблемы взаимодействия основных конфессий в современной России: 1) Религиозный контекст современно-общественного политического процесса в России.

3. Проблемы развития макрорегиона Юг России. (Компетенция/и ОПК-5, ОПК-8, ПК-9)

3.1. Формирование полиэтнического макрорегиона Юга России: 1) Уникальные черты Юга России; 2) Периодизация региональной истории юга России; 3) Формирование специфической структуры Северно-Кавказского региона.

3.2. Демографические проблемы Юга России: 1) Динамика городской системы Северного Кавказа; 2) Социопрофессиональная структура городских этносов.

3.3. Межнациональные отношения на Юге России: 1) Национальный состав городского населения юга России; 2) Миграционные процессы на Юге России.

3.4. Региональное строительство на юге России: 1) Регион конфликта; 2) Конфликтогены на Юге России.

4. Экономические аспекты регионоведения. (Компетенция/и ОПК-5, ОПК-8, ПК-9)

4.1. Экономическое развитие регионов.

4.2. Региональный товарный рынок и межрегиональные экономические отношения.

4.3. Финансовые ресурсы регионов.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2   14 14
2 8   14 14
3 4   14 3
4 2   6 2
Итого 16   48 33
В т.ч. по интерактивным формам 16   48  

Лабораторный практикум

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Теории регионального развития. Проблемы соотношения центра и регионов в Великобритании, Испании и Италии. 14
2 Изучение по выбору и подготовка презентации по одному из субъектов Российской Федерации. Региональные политические элиты. Основные конфессии РФ и их представленность в различных регионах 14
3 Подготовка материала к презентации по одному из субъектов ЮФО и Северо-Кавказского региона. Основные конкликтогены на юге России. 14
4 Проблема региональной безопасности на юге России. 6

Практические занятия (семинары)

Не предусмотрено.


Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Проблемы размещения производительных сил 14
2 Региональный товарный рынок: формирование и функционирование 14
3 Финансовые проблемы регионального развития 2
Межрегиональные экономические отношения 1
4 Дифференциация регионов России 2

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 77 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание
1 Рубаник А.Н., Учебно-методическое пособие для самостоятельной и практической работы по дисциплине "Регионоведение" ФГБОУ ВО РГУПС 2016г.

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
1
ОПК-5 +
ОПК-8 +
ПК-9 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-5 1 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ОПК-8 1 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ПК-9 1 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

тема 1. Политико-правовая основа формирования и функционирования регионов – субъектов РФ. План: 1. Современные проблемы федерализма. 2. Разграничение полномочий между РФ и регионами. 3. Региональные системы государственного управления;

тема 2. Демографические факторы регионального развития (на примере одного субъекта РФ) План: 1. Оценка демографической ситуации в современной РФ 2. Региональный рынок труда;

тема 3. Природно-ресурсный потенциал региона и проблема его рационального использования (на примере одного субъекта РФ) План: 1. Методологические вопросы природоведения и экологии 2. Природно-ресурсный потенциал региона и проблемы его рационального решения;

тема 4. Инновационный фактор регионального развития (на примере ЮФО) План: 1. Нововведение – как необходимое условие регионального развития. 2. Проблема инновационного развития в регионах;

тема 5. Национальные аспекты региональные развития. План: 1. Многонациональность в условиях РФ. 2. Особенности национальной политики РФ в современных условиях;

тема 6. Религиозные аспекты регионального развития. План: 1. Региональные аспекты национальной политики. 2. Религиозные аспекты регионоведения;

тема 7. Региональная политика План: 1. Экономическое развитие региона. 2. Региональный товарный рынок и межрегиональные экономические отношения. 3. Финансовые ресурсы региона;

тема 8. Экономические аспекты регионоведения (на примере ЮФО) План: 1. Экономическое развитие региона. 2. Региональный товарный рынок и межрегиональные экономические отношения. 3. Финансовые ресурсы региона;

тема 9. Социальные проблемы регионального развития. План: 1. Социальная сфера 2. Основные направления государственной социальной политики РФ;

тема 10. Регионализация в современном мире План: 1. Глобализация и регионализация в современном мире. 2. Проблемы регионализма в странах Европы (на примере Испании, Италии, Великобритании).

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 1

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1)Понятие «регион».
2)Регионализация: ассиметрия в построении федераций и особые статусы территорий.
3)Регионализация на постсоветском пространстве.
4)Конфликтология о содержании региональных конфликтов.
5)Регионообразующие факторы.
6) Историческое регионоведение.
7) Связь регионоведения с другими науками.
8)Регионы современного мира. Общая характеристика.
9)Параметры региона и их взаимосвязь.
10) Историко-культурологические особенности региона

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Использовать показатели демографического развития.
2) Анализировать конфликтогены на Юге Росси.
3) Применять понятие региона.
4) Описать регион как динамически развивающаяся система.
5) Дать общую характеристику региона современного мира
6) Описать предмет, цель, методы региональных исследований
7) Охарактеризовать параметры региона и их взаимосвязь
8) Охарактеризовать социально-демографические особенности региона
9) Охарактеризовать общее и прикладное регионоведение.
10) Описать регион как динамически развивающаяся система.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1)Охарактеризовать административно-территориальное деление России в имперский период.

2) Охарактеризовать административно-территориальном делении России в советский период.

3)Охарактеризовать изменения в административно-территориальном устройстве РФ в период перестройки.

4)Охарактеризовать дезинтеграцию и диспропорцию в развитии регионов РФ как результат реформ 1992–1993 годов.

5)Охарактеризовать периодизацию региональной истории юга России.

6) Охарактеризовать формирование специфической структуры Северно-Кавказского региона.

7) Охарактеризовать национальный состав городского населения юга России.

9) Охарактеризовать миграционные процессы на Юге России.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-5 1 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-8 1 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-9 1 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Экономическая география и регионалистика мира [Электронный ресурс] : Учебное пособие / Шибиченко Г. И. - Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2015. - 116 с. (IPRbooks)

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Журнал "Управление персоналом", 2012-2018
2 Бессараб Д. А. География международного туризма. Часть 1. Туристическое страноведение / Бессараб Д. А. - 2013. - 144 с. (IPRbooks)

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины


Электронные образовательные ресурсы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/.Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/.Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/.Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/.Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/.Электронно-библиотечная система РГУПС

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/.Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/.КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание
1 Рубаник А.Н. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Регионоведение". РГУПС. - Ростов н/Д, 2018.
2 Рубаник А.Н., Учебно-методическое пособие для самостоятельной и практической работы по дисциплине "Регионоведение" ФГБОУ ВО РГУПС 2016г.

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader.

Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий использованы:

Учебная мебель;

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 37538.