РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2018 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Технология металлов"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.В.ОД "Материаловедение"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки

43.03.01 Сервис

программа прикладного бакалавриата

Сервис на транспорте

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2018 г.

 



 






Автор-составитель д.т.н., доц. Морозкин Игорь Сергеевич предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.В.ОД "Материаловедение" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Технология металлов".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.т.н., доц. Вовченко Арменак Владимирович, доцент кафедры "Технологии формообразования и художественная обработка материалов", ДГТУ .





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БВОД_Материаловедение_Б_43.03.01_во_4_ТМ_п30018_37064.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Материаловедение".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Материаловедение" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых и вариативных дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и профилем подготовки "Сервис на транспорте".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Технологические процессы ТО и ТР транспортных средств", "Технологическое оборудование предприятий сервиса";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: классификации и области использования функциональных и конструкционных материалов, применяемых в профессиональной сфере

Умеет: использовать стандарты и другую нормативную документацию при оценке, контроле качества и сертификации изделий и материалов

Имеет навыки: владения методами технических измерений, приёмами использования стандартов и других нормативных документов при оценке, контроле качества и сертификации продукции и материалов

ОПК-2 - готовностью разрабатывать технологии процесса сервиса, развивать системы клиентских отношений с учетом требований потребителя

Знает: закономерности зависимости качества технологических процессов и процесса сервиса от качества используемых материалов

Умеет: использовать стандарты и другую нормативную документацию в области материаловедения при оценке, контроле качества и сертификации изделий, работ и услуг

Имеет навыки: владения методами технических измерений структуры и свойств функциональных и конструкционных материалов

ПК-12 - готовностью к осуществлению контроля качества процесса сервиса, параметров технологических процессов, используемых ресурсов

Комментарии кафедры:

Компетенции формируются в части касающейся технологии использования материалов при сервисе транспортных средств.


Место дисциплины 1Б.В.ОД "Материаловедение" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав вариативной части (В.ОД).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Введение в профессию", "Основы производства транспортных средств", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ТСБ.

Дисциплина реализуется в 4 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы, или 144 часа, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 57 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
4
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб) 16 16 16
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
9 9 9
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 78   78
Контрольная работа (К)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 78   78
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 144 57 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 4

1. Строение металлов, диффузионные процессы в металле. (Компетенция/и ПК-12)

1.1. Вводная часть. Атомно-кристаллическая структура: 1) Значение и задачи курса 2) Роль русских ученых в развитии материаловедения 3) Типы кристаллических ячеек 4) Аллотропия 5) Дефекты строения 6) Анизотропия.

1.2. Кристаллизация металлов: 1) Формирование структуры металлов и сплавов при кристаллизации 2) Пластическая деформация 3) Влияние нагрева на структуру и свойства деформированного металла 4) Механические свойства металлов и сплавов.

1.3. Основы теории сплавов: 1) Металлические сплавы 2) Взаимодействие компонентов в сплавах 3) Строение, кристаллизация и свойства сплавов 4) Термический анализ 5) Принципы построения диаграмм состояния.

1.4. Диаграммы состояния двухкомпонентных сплавов: 1) Типы диаграмм состояния 2) Правило фаз 3) Правило отрезков 4) Закон Курнакова.

2. Конструкционные металлы и сплавы. (Компетенция/и ОПК-2, ПК-12)

2.1. Система: 1) Диаграмма Fe - FeзС 2) Основные характеристики фаз и структур.

2.2. Железоуглеродистые сплавы: 1) Кристаллизация углеродистых сталей 2) Кристаллизация белых чугунов 3) Серые чугуны 4) Модифицированные чугуны.

2.3. Легированные стали: 1) Легирование стали 2) Влияние легирующих элементов на изотермический распад и превращения при отпуске 3) Классификация и маркировка 4) Конструкционные, инструментальные легированные стали 5) Жаропрочные и износостойкие сплавы.

2.4. Цветные сплавы: 1) Сплавы на основе меди 2) Сплавы на основе алюминия 3) Сплавы на основе титана 4) Баббиты.

3. Теория и технология термической обработки. (Компетенция/и ОПК-2)

3.1. Теория термической обработки: 1) Назначение термической обработки 2) Виды термической обработки 3) Понятие критических точек 4) Режимы термической обработки.

3.2. Термическая обработка сталей: 1) Превращения при нагреве сталей 2) Перегрев и пережог 3) Кинетика превращения аустенита 4) Изотермический распад 5) Понятие о критической скорости охлаждения 6) Прокаливаемость стали.

3.3. Термическая обработка сталей (продолжение): 1) Превращения при нагреве закаленной стали 2) Отпуск стали 3) Отжиг и нормализация 4) Термомеханическая обработка 5) Поверхностное упрочнение металлов.

3.4. Химико-термическая обработка: 1) Поверхностная закалка 2) Теория химико-термической обработки 3) Цементация 4) Азотирование 5) Нитроцементация и цианирование 6) Диффузионная металлизация.

4. Неметаллические и композиционные материалы. (Компетенция/и ПК-12)

4.1. Полимерные материалы: 1) Пластмассы: строение и свойства 2) Основные виды пластмасс 3) Методы изготовления деталей из пластмасс 4) Назначение, строение и свойства резин 5) Методы получения и изготовления изделий из резин 6) Стекла и ситаллы.

4.2. Композиционные материалы: 1) Строение и классификация композиционных материалов 2) Материалы с металлической матрицей 3) Волокнистые материалы 4) Дисперсно-упрочненные материалы 5) Материалы с неметаллической матрицей.

5. Основы обработки материалов. (Компетенция/и ОПК-2, ПК-12)

5.1. Металлургическое и литейное производство, обработка металлов давлением: 1) Продукция и материалы металлургического производства 2) Основы литейного производства 3) Физическая сущность обработки металлов давлением 4) Виды обработки металлов давлением.

5.2. Сварочное производство и обработка металлов резанием: 1) Физические основы образования сварных соединений 2) Сварка плавлением 3) Контактная сварка 4) Основы теории резания металлов 5) Основные методы обработки заготовок на металлорежущих станках.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4   6 10
2 6 8 6 10
3 4 8 4 10
4 1     20
5 1     28
Итого 16 16 16 78
В т.ч. по интерактивным формам     6  

Лабораторный практикум

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 4
1 Макроструктурный анализ металлов и сплавов 2
Микроскопический анализ металлов и сплавов 2
Методы определения твердости металлов 2
2 Микроструктура углеродистых сталей в равновесном (отожженном) состоянии 2
Микроструктура чугунов 2
Микроструктура легированных сталей 2
3 Термическая обработка стали. Закалка 2
Термическая обработка стали. Отпуск 2

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 4
2 Механические характеристики металлов и сплавов 4
Характеристики сплавов, используемых в технике 4
3 Выбор метода упрочняющей обработки де-талей 4
Практика термической обработки стали 4

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 4
1 Ликвация в сплавах 4
Основные свойства материалов (механические, сопротивление металлов коррозии, температурные характеристики, электрические и магнитные свойства, технологические свойства) 6
2 Стали повышенной и высокой обрабатываемости резанием 2
Коррозионно-стойкие стали 2
Износостойкие стали 2
Сплавы на основе магния 2
Графитизированные стали 2
3 Дефекты, возникающие при термообработке сталей 6
Экологическая безопасность при термической и химико-термической обработке сталей 4
4 САП (структура, свойства, применение) 20
5 Сварочные материалы 14
Инструментальные материалы 14

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание
1 Кудряков, О.В. Материаловедение: учебно-методическое пособие к практическим занятиям и расчетно-графической работе / О.В. Кудряков; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 38 с.

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
4
ОПК-2 +
ПК-12 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-2 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ПК-12 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

контрольная работа выполняется в форме дистанционного компьютерного тестирования.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 4

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Атомно-кристаллическую структуру металлов.
2) Реальное строение металлических кристаллов.
3) Полиморфные превращения в металлах.
4) Кристаллизацию металлов.
5) Понятие компонента, фазы.
6) Виды взаимодействий компонентов в сплавах.
7) Диаграмму состояния для сплавов, образующих механические смеси компонентов (1 типа).
8) Диаграмму состояния сплавов с неограниченной растворимостью компонентов в твердом состоянии (2 типа).
9) Диаграмму состояния сплавов с ограниченной взаимной растворимостью в твердом состоянии (3 типа), случай эвтектики.
10) Диаграмму состояния сплавов с ограниченной взаимной растворимостью в твердом состоянии (3 типа), случай перитектики.
11) Диаграмму состояния для сплавов, компоненты которых образуют стойкие химические соединения (4 типа).
12) Диаграмму состояния для сплавов, компоненты которых образуют нестойкие химические соединения (4 типа).
13) Вторичную кристаллизацию в сплавах.
14) Ликвацию в сплавах. Виды и методы борьбы.
15) Механические свойства металлов. Методы определения.
16) Компоненты и фазы в системе «железо – углерод» и их характеристику.
17) Кристаллизацию мягких доэвтектоидных сталей. Понятие о старении стали.
18) Кристаллизацию доэвтектоидных сталей.
19) Кристаллизацию эвтектоидной стали.
20) Кристаллизацию заэвтектоидных сталей.
21) Кристаллизацию доэвтектического белого чугуна.
22) Кристаллизацию заэвтектического белого чугуна.
23) Серый, ковкий, высокопрочный чугуны. Структуру и свойства.
24) Термическую обработку. Основные понятия, виды термической обработки.
25) Превращения в стали при нагреве.
26) Рост аустенитного зерна. Перегрев и пережог стали.
27) Изотермический распад аустенита при охлаждении.
28) Диаграмму изотермического превращения аустенита. Строение и свойства продуктов распада.
29) Превращение аустенита при непрерывном охлаждении. Критическая скорость закалки.
30) Особенности изотермического распада аустенита доэвтектоидных (заэвтектоидных) сталей.
31) Мартенситное превращение. Способы закалки.
32) Закалку стали. Выбор температуры нагрева и скорости охлаждения.
33) Превращения в закаленных сталях при нагреве. Отпуск стали.
34) Отжиг. Назначение и виды.
35) Наклеп и рекристаллизацию.
36) Прокаливаемость. Методы оценки.
37) Цементацию.
38) Азотирование.
39) Цианирование и нитроцементацию.
40) Диффузионную металлизацию.
41) Методы поверхностного упрочнения.
42) Термомеханическую обработку.
43) Влияние углерода и нормальных примесей на свойства стали.
44) Легирующие элементы в стали.
45) Влияние легирующих элементов на изотермический распад аустенита.
46) Классификацию и маркировку углеродистых сталей.
47) Классификацию и маркировку легированных сталей.
48) Конструкционные легированные стали.
49) Инструментальные легированные стали.
50) Быстрорежущие стали.
51) Стали и сплавы с особыми свойствами.
52) Металлокерамические (инструментальные порошковые твердые) сплавы.
53) Медь и ее сплавы.
54) Алюминий и его сплавы.
55) Титан и его сплавы.
56) Антифрикционные сплавы. Баббиты.
57) Полимерные синтетические материалы.
58) Пластмассы.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Различать типы элементарных кристаллических ячеек.
2) Различать дефекты кристаллической решетки.
3) Построить кривую охлаждения для сплава, содержащего ………% углерода. Описать структурные и фазовые превращения при медленном охлаждении из жидкого состояния.
4) По диаграмме «железо – цементит» определить для сплава с ………% углерода количество, состав фаз и их процентное соотношение при температуре ………
5) Назначить режим термической обработки (указывается деталь), изготовленной из стали (указывается марка), если ее твердость должна быть ………НRC.
6) Выбрать марку стали для изделия и назначить режим термической обработки.
7) Указать состав и назначение сплава по его марке.
8) Уметь пользоваться литературными источниками по дисциплине.
9) Использовать ГОСТы и ТУ при выборе углеродистых и легированных сталей, чугунов, силуминов, дюралюминов, латуней и бронз для изготовления типовых машиностроительных деталей.
10) Использовать справочники термиста для выбора режимов термической обработки сталей и цветных сплавов, обеспечивающих заданные свойства материала.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1)Методиками расчета режимов термообработки деталей машин.

2) Методикой анализа диаграмм состояния двухкомпонентных систем.

3) Методикой выбора вида термической обработки стали для обеспечения требуемого уровня механических свойств.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-2 4 2, 3, 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
2, 3 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-12 4 1, 2, 4, 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 2 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Буслаева Е.М. Материаловедение [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Буслаева Е.М.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2012.— 148 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/735.— ЭБС «IPRbooks»
2 Солнцев Ю. П. Материаловедение [Текст] : Учебник для вузов / Солнцев Ю. П. - Санкт-Петербург : ХИМИЗДАТ, 2017. - 783 с. ЭБС «IPRbooks»

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Лахтин Ю.М., Леонтьева В.П. Материаловедение. М.: Машиностроение,1980, - 493 с.
2 Журнал "Железнодорожный транспорт", 2013-2018
3 Зоткин В. Е. Методология выбора материалов и упрочняющих технологий в машиностроении : учеб. пособие для вузов / В. Е. Зоткин. - ФорумИНФРА-М, 2016. - 319 с.

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины


Электронные образовательные ресурсы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/.Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/.Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/.Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/.Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/.Электронно-библиотечная система РГУПС

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/.Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/.КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание
1 Морозкин И.С. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Материаловедение". РГУПС. - Ростов н/Д, 2018.
2 Кудряков, О.В. Материаловедение: учебно-методическое пособие к лабораторным работам / О.В. Кудряков; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 62 с.
3 Кудряков, О.В. Материаловедение: учебно-методическое пособие к практическим занятиям и расчетно-графической работе / О.В. Кудряков; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 38 с.

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader.

Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий использованы:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Лабораторное оборудование;

Технологическое оборудование.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 37064.