РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2018 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Безопасность жизнедеятельности"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.Б "Основы безопасности труда"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки

38.03.03 Управление персоналом

программа прикладного бакалавриата

Управление персоналом организации

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2018 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н., доц. Рудиков Дмитрий Алексеевич предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.Б "Основы безопасности труда" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Безопасность жизнедеятельности".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.т.н., проф. Гапонов Владимир Лаврентьевич, профессор каф. "Безопасность технологических процессов и производств", ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1ББ_Основы б т_Б_38.03.03_во_6_БЖД _п21741_36995.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Основы безопасности труда".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Основы безопасности труда" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Основы организации труда", "Основы управленческого консультирования";

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: нормативно-правовую базу безопасности и охраны труда, основы политики организации по безопасности труда

Умеет: осуществлять оптимизацию режимов труда и отдыха с учетом требований психофизиологии, эргономики и эстетики труда для различных категорий персонала

Имеет навыки: владения технологиями управления безопасностью труда персонала и умение применять их на практике

ПК-9 - знанием нормативно-правовой базы безопасности и охраны труда, основ политики организации по безопасности труда, основ оптимизации режимов труда и отдыха с учетом требований психофизиологии, эргономики и эстетики труда для различных категорий персонала, владением навыками расчетов продолжительности и интенсивности рабочего времени и времени отдыха персонала, а также владение технологиями управления безопасностью труда персонала и умение применять их на практике

Место дисциплины 1Б.Б "Основы безопасности труда" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Безопасность жизнедеятельности", "Правоведение", "Трудовое право".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ГПБ, КПБ.

Дисциплина реализуется в 6 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы, или 144 часа, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 51 час.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
6
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 24 24 24
Лабораторные работы (Лаб) 4 4 4
Практические, семинары (Пр) 20 20 20
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 57   57
Контрольная работа (К)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 57   57
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 144 51 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы, или 144 часа, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 12 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
8 9
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 8 8 4 4
Лекции (Лек) 4 4 4  
Лабораторные работы (Лаб) 2 2   2
Практические, семинары (Пр) 2 2   2
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
4 4 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 123   66 57
Контрольная работа (К) 15     15
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 108   66 42
Контроль, всего и в т.ч. 9     9
Экзамен (Экз) 9     9
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 144 12 72 72
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 6

1. Безопасность организации. (Компетенция/и ПК-9)

1.1. Принципы построения систем безопасности организации: Проблемы безопасности организации в современных условиях хозяйствования в РФ.

1.2. Основные направления государственной политики в области безопасности труда.

1.3. Методология управления безопасностью труда (БТ) в организации: угроза безопасности организации; основные направления безопасности организации; основные понятия безопасности труда персонала.

1.4. Задачи обеспечения безопасности труда.

2. Общие требования, предъявляемые к организации безопасности труда персонала. (Компетенция/и ПК-9)

2.1. Персонал как объект обеспечения безопасности труда: 1) Профессиональные риски. 2) Психологическая адаптация к условиям профессиональной деятельности. 3) Понятие режимов труда и отдыха персонала. 4) Психофизиологические компоненты работоспособности персонала.

2.2. Виды дисциплинарных отношений: охранительные, поощрительные, воспитательные, организационные.

2.3. Коллективные договоры и соглашения по охране труда.

3. Управление безопасностью труда в организации. (Компетенция/и ПК-9)

3.1. Основные вредные производственные факторы условий труда: 1) Профессиональные заболевания и производственный травматизм. 2) Влияние на организм человека и на производительность труда производственной среды. 3) Принципы нормирования параметров микроклимата в помещениях. 4) Основные способы нормализации микроклимата. 5) Методы анализа травматизма и профессиональных заболеваний.

3.2. Управление безопасностью труда в организации: 1) Организация службы безопасности и охраны труда персонала. 2) Функции управления безопасностью труда. 3) Распределение обязанностей по безопасности труда между должностными лицами в организации. 4) Инструктаж персонала по безопасности труда. 5) Пропаганда безопасности труда в организации и формирование культуры труда.

4. Условия труда, элементы и факторы. (Компетенция/и ПК-9)

4.1. Технологии управления безопасностью труда: 1)Выделение работ с повышенными требованиями к их проведению. 2) Определение опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах. 3) Предоставление льгот и компенсаций за работу во вредных и тяжелых условий труда и разработка мероприятий по улучшению и оздоровлению условий труда. 4) Обучение персонала безопасности труда и проверка знания требований охраны труда.

4.2. Эффективность мероприятий по безопасности труда: 1) Обеспечение экономической заинтересованности работодателя в улучшении условий труда и внедрении более совершенных средств охраны труда. 2) Обеспечение экономической ответственности работодателя за нарушение требований безопасности и охраны труда. 3) Затраты на компенсации за работу во вредных или опасных условий труда. 4) Затраты на возмещение вреда пострадавшим. 5) Зарубежный опыт обеспечения и экономической оценки охраны труда.

5. Государственный надзор и контроль соблюдения законодательства РФ о труде и охране труда. (Компетенция/и ПК-9)

5.1. Виды органов Государственного надзора: 1) Виды ответственности работодателей за нарушение требований по безопасности труда (законодательных или иных нормативно-правовых актов), в невыполнении обязательств установленных коллективными договорами или соглашениями. 2) Ответственность работников организаций (предприятий) за нарушение требований законодательных и иных нормативно-правовых актов по охране труда.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 4 4 12
2 4 4   12
3 6 4   11
4 6 8   11
5 4     11
Итого 24 20 4 57
В т.ч. по интерактивным формам 2 4    

Лабораторный практикум

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 6
1 Определение и оценка напряженности трудового процесса 2
Измерение и оценка световой среды производственных помещений 2

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 6
1 Оформление наряд-допуска к работам на электрифицированном участке 2
Определения значения риска при ошибочных действиях оператора технических систем 2
2 Оформление акта о несчастном случае на производстве формы Н-1 2
Оформление проведения инструктажей 2
3 Расчет интегральной бальной оценки и определения категории тяжести труда на рабочем месте 2
Вредные вещества, воздействие и нормирование 2
4 Идентификация вредных факторов и оценка симптомов утомления на рабочем месте пользователя ПЭВВМ 2
Определение основных параметров рабочего места пользователя ПЭВМ 2
Определение категорий пожароопасных помещений В1-В4 2
Нормирование электромагнитных полей промышленной частоты 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 6
1 Общие требования, предъявляемые к организации безопасности труда. 12
2 Виды дисциплинарных отношений: охранительные, поощрительные, воспитательные, организационные. 6
Коллективные договоры и соглашения по охране труда. 6
3 Основные способы нормализации микроклимата. 6
Нестандартные методы пропаганды безопасности труда и формирование культуры труда. 5
4 Методы анализа травматизма и профессиональных заболеваний. 5
Инструктаж персонала по безопасности труда. 6
5 Ответственности работодателей за нарушение требований по безопасности труда. 6
Ответственность работников организаций (предприятий) за нарушение требований законодательных и иных нормативно-правовых актов по охране труда. 5

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 108 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание
1 Финоченко, Т. А. Самостоятельная работа обучающегося [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие для самостоятельной работы обучающихся по дисциплинам / Т. А. Финоченко, А. Г. Хвостиков ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 8 с. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
6
ПК-9 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ПК-9 6 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

контрольная работа, предусмотренная учебным планом, выполняется в виде компьютерного тестирования через ЦМКО;

учет и расследование несчастных случаев на производстве;

негативное воздействие производственного шума и вибрации на человека;

вредное действие пыли, паров и газов на организм. Методы и средства защиты;

эвакуация персонала при пожарах, авариях, катастрофах, стихийных бедствиях;

производственная вентиляция;

действие электрического тока на человека;

вредное действие электромагнитных полей;

оказание первой помощи при переломах;

производственное освещение;

оказывать первую помощь при ожогах.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 6

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Нормативно-правовые акты по охране труда.
2) Государственное управление охраной труда.
3) Инструкции по безопасности труда.
4) Основные направления государственной политики в области безопасности труда.
5) Обязанности работодателя в области охраны труда.
6) Обязанности работника в области охраны труда.
7) Надзор и контроль за соблюдением требований безопасности труда.
8) Ведомственный, государственный и общественный контроль за соблюдением требований по охране труда.
9) Государственная экспертиза условий труда и безопасности.
10) Ответственность за нарушение требований охраны труда.
11) Управление охраной труда на предприятии.
12) Влияние психологии на безопасность труда.
13) Психические производственные состояния.
14) Виды психических реакций на опасные ситуации.
15) Психологические причины возникновения опасных производственных ситуаций и травматизма.
16) Производственный травматизм – 2 пика.
17) Факторы производственной обстановки, создающие предпосылки для возникновения опасных ситуаций.
18) Причины сознательного нарушения правил безопасной работы.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Определить эквивалентную площадь звукопоглощения потолка в помещении дежурного по станции. Исходные данные: длина помещения – 3,6 м, ширина помещения – 5,4 м, коэффициент звукопоглощения потолка а=0,02.
2) Рассчитать суммарную эквивалентную площадь звукопоглощения ограждающих конструкций в помещении бухгалтерии после облицовки стен и потолка звукопоглощающим материалом. Исходные данные: Площадь стен – 135,8 м2, потолка – 91 м2, пола – 91 м2, окон – 17,3 м2, дверей – 2,9 м2. Коэффициент звукопоглощения: стен – 0,98, потолка – 0,98, пола – 0,1, окон – 0,2, дверей – 0,1.
3) Найти расчетную высоту подвеса светильника РСП05 в электромашинном цехе: Исходные данные: Высота помещения – 9,5 м, свес светильника – 0,5 м, высота рабочей поверхности в соответствии ОСТ 32.120-98 – 0,8 м.
4) Вычислить отклонение d фактической освещенности цеха ТО от нормативного значения и оценить соответствует ли отклонение нормативным требованиям СНиП 23-05-95. Исходные данные: фактическое значение освещенности – Ефакт=212 лк, нормированное значение освещенности Енорм=200 лк
5) Рассчитать относительную влажность воздуха в помещении административно-бытового здания. Исходные данные: абсолютная влажность воздуха А=19 мм. рт.ст.; максимальная влажность при температуре «сухого» термометра 29,3 мм.рт.ст.
6) Определить требуемое Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП) значение тока короткого замыкания Iкз, если известно, что линия защищена предохранителем ПН2-400 с номинальным током плавкой вставки Iпл=300 А.
7) Найти удельную пожарную нагрузку g, МДж/м2 в помещении склада, если на складе хранится оргстекло и пенополистирол. Исходные данные: масса оргстекла – 300 кг, пенополистирола – 150 кг, низшая теплота сгорания оргстекла – 25,10 МДж/кг, низшая теплота сгорания пенополистирола – 41,63 МДж/кг, площадь помещения – 50 м2.
8) Рассчитать эквивалентную площадь звукопоглощения потолка в помещении серверной. Исходные данные: длина помещения – 6,2 м, ширина помещения – 3,4 м, коэффициент звукопоглощения потолка а=0,2.
9) Определить суммарную эквивалентную площадь звукопоглощения ограждающих конструкций в помещении учебного класса. Исходные данные: Площадь стен – 112,5 м2, потолка – 50 м2, пола – 50 м2, окон – 12,3 м2, дверей – 4 м2. Коэффициент звукопоглощения: стен – 0,3, потолка – 0,3, пола – 0,1, окон – 0,2, дверей – 0,1.
10) Вычислить расчетную высоту подвеса светильника ГПП01-125 в ремонтном цехе: Исходные данные: Высота помещения - 6 м, свес светильника – 0,4 м, высота рабочей поверхности – 0,8 м.
11) Оценить соответствует ли отклонение d фактической освещенности помещения планового отдела от нормативного значения требованиям СНиП 23-05-95. Исходные данные: фактическое значение освещенности – Ефакт=395 лк, нормированное значение освещенности Енорм=400 лк
12) Определить относительную влажность воздуха в помещении ИТР. Исходные данные: абсолютная влажность воздуха А=21 мм. рт.ст.; максимальная влажность при температуре «сухого» термометра 32,7 мм.рт.ст.
13) Найти требуемое ПТЭЭП значение тока короткого замыкания, если известно, что линия защищена предохранителем с номинальным током плавкой вставки Iпл=400 А.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Влияние освещения на зрение, безопасность и производительность труда.

2) Достоинства и недостатки искусственных источников света.

3) Принцип нормирования искусственного освещения.

4) Методика расчета искусственного освещения.

5) Действие шума на организм и работоспособность человека.

6) Меры и способы борьбы с шумом.

7) Принцип нормирования шума.

8) Принцип действия и конструктивное исполнение звукопоглощающих облицовочных материалов.

9) Оформление акта о несчастном случае на производстве.

10) Опасные и вредные производственные факторы.

11) Особенности физического и умственного труда.

12) Виды инструктажей по технике безопасности.

13) Эвакуация при пожаре.

14) Требования пожарной безопасности к системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях.

15) Категории производственных и складских помещений по пожарной и взрывопожарной опасности.

16) Влияние электромагнитных полей от персональных компьютеров на организм человека.

17) Влияние алкоголя на безопасность труда.

18) Психологические модели руководителя коллективом. Стимулирование безопасности деятельности.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-9 6 1, 2, 3, 4, 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4, 5 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Хомченко Ю. В. Основы безопасности труда [Электронный ресурс] : Курс лекций. Учебное пособие / Хомченко Ю. В. - Белгород : Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, ЭБС АСВ, 2012. - 126 с. ЭБС IPRbooks

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Безопасность жизнедеятельности : учеб. пособие / Т. А. Финоченко, А. В. Коновалов, В. Н. Наконечный [и др.] ; ред. И. Г. Переверзев ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 308 с. ЭБС РГУПС
2 Катин, В. Д. Расследование и учет несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве [Текст] : учеб. пособие для вузов ж.-д. трансп. / В.Д. Катин, И.М. Тесленко ; Учеб.-метод. центр по образованию на ж.-д. трансп. - М. : Маршрут : Транспортная книга, 2009. - 119 с. НТБ РГУПС

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины


Электронные образовательные ресурсы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/.Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/.Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/.Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/.Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/.Электронно-библиотечная система РГУПС

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/.Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/.КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание
1 Рудиков Д.А. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Основы безопасности труда". РГУПС. - Ростов н/Д, 2018.
2 Рудиков, Д. А. Основы безопасности труда [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие для практ. работ / Д. А. Рудиков ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 114 с. ЭБС РГУПС
3 Финоченко, Т. А. Выполнение измерений для оценки условий труда [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие для лаб. работ / Т. А. Финоченко, Е. П. Чубарь, А. В. Борисова ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 72 с. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader.

Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий использованы:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 36995.