РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2018 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Социальные технологии"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.В.ОД "Управление социальным развитием персонала"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки

38.03.03 Управление персоналом

программа прикладного бакалавриата

Управление персоналом организации

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2018 г.

 



 






Автор-составитель к.ф.н. Василенко Елена Ивановна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.В.ОД "Управление социальным развитием персонала" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Социальные технологии".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

Зябко Сергей Викторович, Генеральный директор, ООО "Гольфстрим - Тур".





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БВОД_Управление с р п_Б_38.03.03_во_7_СТ_п25134_36954.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Управление социальным развитием персонала".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Управление социальным развитием персонала" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых и вариативных дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и профилем подготовки "Управление персоналом организации".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Инновационный менеджмент в управлении персоналом", "Междисциплинарный курс", "Основы управленческого консультирования";

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: Основы научной организации труда

Умеет: разрабатывать и реализовывать мероприятия по совершенствованию организации труда персонала

Имеет навыки: Навыками проведения, анализа работ и анализа рабочих мест; навыками расчетов продолжительности и интенсивности рабочего времени и времени отдыха персонала

ПК-4 - знанием основ социализации, профориентации и профессионализации персонала, принципов формирования системы трудовой адаптации персонала, разработки и внедрения программ трудовой адаптации и умение применять их на практике

Знает: технологии управления развитием персонала (управления социальным развитием, организации обучения персонала, организации текущей деловой оценки, в том числе аттестации персонала, управления деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением персонала, управления кадровыми нововведениями)

Умеет: разрабатывать мероприятия по совершенствованию управления карьерой и служебно- профессиональным продвижением персонала и участвовать в их реализации; разрабатывать и реализовывать программы профессионального развития персонала и оценивать их эффективность

Имеет навыки: современными технологиями управления развитием персонала (управления социальным развитием, организации обучения персонала, организации текущей деловой оценки, в том числе аттестации персонала, управления деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением персонала, управления кадровыми нововведениями)

ПК-6 - знанием основ профессионального развития персонала, процессов обучения, управления карьерой и служебно-профессиональным продвижением персонала, организации работы с кадровым резервом, видов, форм и методов обучения персонала и умением применять их на практике

Место дисциплины 1Б.В.ОД "Управление социальным развитием персонала" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав вариативной части (В.ОД).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Мотивация и стимулирование трудовой деятельности", "Организационная культура", "Управление персоналом организации".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ГПБ, КПБ.

Дисциплина реализуется в 7 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы, или 108 часов, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 50 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
7
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 49   49
Контрольная работа (К)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 49   49
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 108 50 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы, или 108 часов, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 12 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
10 11
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 8 8 4 4
Лекции (Лек) 4 4 4  
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 4 4   4
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
4 4 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 92   30 62
Контрольная работа (К) 15     15
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 77   30 47
Контроль, всего и в т.ч. 4     4
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 4     4
Общая трудоемкость, часы 108 12 36 72
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 7

1. Социальная среда организации как объект управления персоналом. (Компетенция/и ПК-4, ПК-6)

1.1. Социальное развитие персонала как объект управления: Организация как социальная система объединения людей, совместно реализующих общую цель. Объект и субъект управления социальным развитием персонала. Социальная сфера как составная часть жизни общества, включающая учреждения непроизводственных отраслей, элементы социальной инфраструктуры и социального обеспечения граждан. Социальная среда организации как микрообщества, представленная из совокупности материальных, общественных и духовно-нравственных условий труда работников. Характеристики социальной среды организации: размеры и расположение организации, численность и качество персонала, отраслевая принадлежность и профиль предприятия, объемы производства, финансовое положение, социальная инфраструктура, содержание и формы трудового процесса. Развитие социальной среды в форме объективных процессов и в субъективном виде, ориентированное на активизацию деятельности человека в организации.

1.2. Социальная среда организации как объект управления персоналом: Факторы внутренней социальной среды: условия, охрана и безопасность труда, материальное вознаграждение трудового вклада, социальная защита работников, социально-психологический климат коллектива. Факторы внешней социальной среды: условия жизни, отдыха и досуга. Социальная инфраструктура организации как материальная база социальной среды организации для удовлетворения социально-бытовых, культурных и интеллектуальных потребностей работников организации и членов их семей. Семейные доходы и расходы работников. Потребительский бюджет, бюджет прожиточного минимума, потребительская корзина. Методы расчета прожиточного минимума. Внерабочее время как важный фактор внешней социальной среды организации. Отдых и досуг для восстановления физических и интеллектуальных сил работников, удовлетворения социально-культурных потребностей. Условия и характеристики досуга.

2. Система управления социальным развитием персонала. (Компетенция/и ПК-4, ПК-6)

2.1. Технологии управления персоналом в системе социального развития организации: Система управления персоналом: цели, задачи, элементы, структура. Кадровая политика и кадровая стратегия: сущность, различия, методы разработки. Технологии приема и расстановки персонала. Технологии социальной и профессиональной адаптации персонала. Технологии организации труда персонала. Технологии высвобождения персонала. Технологии организации обучения персонала. Методы и технологии кадрового аудита. Технологии оценки персонала. Технологии управления деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением персонала. Методы оптимизация структуры персонала. Методы повышения качества персонала. Методы развития социального партнерства и создание атмосферы доверия в организации. Методы повышения уровня удовлетворенности трудом и качества трудовой жизни персонала. Методы анализа и прогнозирования основных параметров улучшения социально-психологического климата в коллективе. Методы повышения уровня социальной защиты работников. Методы расширения прав и функций профсоюзов. Методы совершенствования механизмов планирования карьеры и создание условий для сохранения наиболее ценных работников. Методы улучшения условий труда и развития системы стимулирования, трудовой мотивации.

3. Социальная служба организации. (Компетенция/и ПК-4, ПК-6)

3.1. Зарубежные научные подходы в управлении социальным развитием организации и персонала: Зарубежные научные подходы изучению организации: «Целевой подход». Зарубежные научные подходы изучению организации:«Концепция человеческих отношений». Зарубежные научные подходы изучению организации: «Экосистемный (системный подход»). Зарубежные научные подходы изучению организации: «Ситуационный подход». Зарубежные научные подходы изучению организации: «Модели управления человеческими ресурсами». Зарубежные научные подходы изучению организации: «Концепция самообучающихся организаций». Зарубежные научные подходы изучению организации: «Национально-ориентированный подход».

3.2. Отечественный опыт в управлении социальным развитием организации и персонала: Принципы научной организации труда в исследованиях Н.А.Витке. Принципы научной организации труда в исследованиях Ф.Р. Дунаевского. Принципы научной организации труда в исследованиях П.М.Керженцева. Принципы отечественной социальной инженерии в исследованиях А.К.Гастева. Психотехническое направление в промышленной психологии С.Г.Геллерштейна. Основные идеи социологии управления в исследованиях А.А.Богданова. Концепция сочетания экономической и социальной составляющих в управлении организациями в исследованиях ученых Ленинградской социологической школы (Л.С.Бляхмана, В.Я.Ельмеева, Н.Ф.Наумова, В.А.Ядова идр.). Специфика управленческого труда в исследованиях ученых Московской социологической школы (В.Г.Афанасьев, Д.М.Гвишиани, Н.И.Лапин, П.Н.Лебедев, Ю.М.Тихомиров и др.). Вопросы социального управления развитием организации и самоуправления в исследованиях Р.Григаса. Идея организации социологических служб на предприятии в исследованиях В.Г.Подмаркова и А.Н.Величко. Основные положения социологии организаций в исследованиях А.И. Пригожина.

4. Факторы социальной среды организации. (Компетенция/и ПК-4, ПК-6)

4.1. Факторы внутренней социальной среды: Факторы внутренней социальной среды: условия, охрана и безопасность труда, материальное вознаграждение трудового вклада, социальная защита работников, социально-психологический климат коллектива. Факторы внешней социальной среды: условия жизни, отдыха и досуга. Социальная инфраструктура организации как материальная база социальной среды организации для удовлетворения социально-бытовых, культурных и интеллектуальных потребностей работников организации и членов их семей. Семейные доходы и расходы работников. Потребительский бюджет, бюджет прожиточного минимума, потребительская корзина. Методы расчета прожиточного минимума. Внерабочее время как важный фактор внешней социальной среды организации. Отдых и досуг для восстановления физических и интеллектуальных сил работников, удовлетворения социально-культурных потребностей. Условия и характеристики досуга.

4.2. Современные тенденции социального развития общества: Влияние научно-технических достижений на социально-экономическую сферу общества, производительные силы, производственные отношения. Научно-техническое обновление производства, повышение уровня образования, квалификации и культуры работников, качественное изменение их потребностей. Эффективность экономических инвестиций в персонал. Две модели общественного развития: неоклассическая и социально-ориентированная. Отрицательное воздействие глобальных социальных проблем современности на социальную сферу. Приоритеты социального развития в современных условиях: экологическая безопасность, максимально высокий уровень благосостояния людей, качество и уровень жизни. Показатели уровня жизни.

4.3. Отечественный опыт решения социально-трудовых проблем: Характерные черты и отличительные особенности социально-экономического развития России, основные этапы. Политика «военного коммунизма», переход к новой экономической политике на первом этапе. Переход к командно-административным методам решения экономических и социальных задач на втором этапе советского периода в России. Попытки реформирования экономики страны в послевоенный период, снижение мотивации, сохранение жесткой централизации управления, негативные последствия. Реформы второй половины 60-х годов: введение хозрасчета, бригадных форм организации труда, планов социального развития трудовых коллективов. Ориентация на ускорение социально-экономического развития в политике М.Горбачева. Положительные и отрицательные моменты социальных реформ в России на этапе перехода от плановой к рыночной экономике.

4.4. Социальная политика в РФ: Социально-экономическое положение страны в современных условиях. Приоритеты, цели и задачи социальной политики государства: стимулирование экономического роста и подчинение интересам потребления, усиление трудовой мотивации, обеспечение гарантии определенного уровня жизни и социальной защиты, сохранение культурного и природного наследия. Система социальной защиты и социальных гарантий. Социальное страхование и социальная помощь в социальной политике государства. Социальная политика государства как составная часть социальной среды организации. Социальное партнерство в России как особый тип социально-трудовых отношений. Субъекты социального партнерства, механизм функционирования. Трехсторонние партнерские соглашения по вопросам социально-трудовых отношений. Влияние социальной политики государства на социальное развитие коллектива работников.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 8 4   12
2 8 4   12
3 8 4   12
4 8 4   13
Итого 32 16   49
В т.ч. по интерактивным формам 32 16    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 7
1 Тема 1. Социальная среда организации как объект управления персоналом. Организация как социальная система объединения людей, совместно реализующих общую цель. Объект и субъект управления социальным развитием персонала. Социальная сфера как составная часть жизни общества, включающая учреждения непроизводственных отраслей, элементы социальной инфраструктуры и социального обеспечения граждан. Социальная среда организации как микрообщества, представленная из совокупности материальных, общественных и духовно-нравственных условий труда работников. Характеристики социальной среды организации: размеры и расположение организации, численность и качество персонала, отраслевая принадлежность и профиль предприятия, объемы производства, финансовое положение, социальная инфраструктура, содержание и формы трудового процесса. Развитие социальной среды в форме объективных процессов и в субъективном виде, ориентированное на активизацию деятельности человека в организации 2
Тема 2. Факторы социальной среды организации. Факторы внутренней социальной среды: условия, охрана и безопасность труда, материальное вознаграждение трудового вклада, социальная защита работников, социально-психологический климат коллектива. Факторы внешней социальной среды: условия жизни, отдыха и досуга. Социальная инфраструктура организации как материальная база социальной среды организации для удовлетворения социально-бытовых, культурных и интеллектуальных потребностей работников организации и членов их семей. Семейные доходы и расходы работников. Потребительский бюджет, бюджет прожиточного минимума, потребительская корзина. Методы расчета прожиточного минимума. Внерабочее время как важный фактор внешней социальной среды организации. Отдых и досуг для восстановления физических и интеллектуальных сил работников, удовлетворения социально-культурных потребностей. Условия и характеристики досуга. 2
2 Тема 3 Технологии управления персоналом в системе социального развития организации. Система управления персоналом: цели, задачи, элементы, структура. Кадровая политика и кадровая стратегия: сущность, различия, методы разработки. Технологии приема и расстановки персонала. Технологии социальной и профессиональной адаптации персонала. Технологии организации труда персонала. Технологии высвобождения персонала. Технологии организации обучения персонала. Методы и технологии кадрового аудита. Технологии оценки персонала. Технологии управления деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением персонала. Методы оптимизация структуры персонала. Методы повышения качества персонала. Методы развития социального партнерства и создание атмосферы доверия в организации. Методы повышения уровня удовлетворенности трудом и качества трудовой жизни персонала. Методы анализа и прогнозирования основных параметров улучшения социально-психологического климата в коллективе. Методы повышения уровня социальной защиты работников. Методы расширения прав и функций профсоюзов. Методы совершенствования механизмов планирования карьеры и создание условий для сохранения наиболее ценных работников. Методы улучшения условий труда и развития системы стимулирования, трудовой мотивации. 4
3 Тема 4. Зарубежные научные подходы в управлении социальным развитием организации и персонала. Зарубежные научные подходы изучению организации: «Целевой подход». Зарубежные научные подходы изучению организации:«Концепция человеческих отношений». Зарубежные научные подходы изучению организации: «Экосистемный (системный подход»). Зарубежные научные подходы изучению организации: «Ситуационный подход». Зарубежные научные подходы изучению организации: «Модели управления человеческими ресурсами». Зарубежные научные подходы изучению организации: «Концепция самообучающихся организаций». Зарубежные научные подходы изучению организации: «Национально-ориентированный подход» 2
Тема 5. Отечественный опыт в управлении социальным развитием организации и персонала. Принципы научной организации труда в исследованиях Н.А.Витке.Принципы научной организации труда в исследованиях Ф.Р. Дунаевского. Принципы научной организации труда в исследованиях П.М.Керженцева. Принципы отечественной социальной инженерии в исследованиях А.К.Гастева. Психотехническое направление в промышленной психологии С.Г.Геллерштейна. Основные идеи социологии управления в исследованиях А.А.Богданова. Концепция сочетания экономической и социальной составляющих в управлении организациями в исследованиях ученых Ленинградской социологической школы (Л.С.Бляхмана, В.Я.Ельмеева, Н.Ф.Наумова, В.А.Ядова идр.). Специфика управленческого труда в исследованиях ученых Московской социологической школы (В.Г.Афанасьев, Д.М.Гвишиани, Н.И.Лапин, П.Н.Лебедев, Ю.М.Тихомиров и др.). Вопросы социального управления развитием организации и самоуправления в исследованиях Р.Григаса. Идея организации социологических служб на предприятии в исследованиях В.Г.Подмаркова и А.Н.Величко. Основные положения социологии организаций в исследованиях А.И. Пригожина. 2
4 Тема 6. Современные тенденции социального развития общества. Эффективность экономических инвестиций в персонал. Модели общественного развития: неоклассическая и социально-ориентированная. Воздействие глобальных социальных проблем современности на социальную сферу. Приоритеты социального развития в современных условиях: экологическая безопасность, максимально высокий уровень благосостояния людей, качество и уровень жизни. Показатели уровня жизни. 1
Тема 7. Социальная политика в РФ. Социально-экономическое положение страны в современных условиях. Приоритеты, цели и задачи социальной политики государства. Система социальной защиты и социальных гарантий. Социальное страхование и социальная помощь в социальной политике государства. Социальное партнерство в России как особый тип социально-трудовых отношений. Субъекты социального партнерства, механизм функционирования. Влияние социальной политики государства на социальноеразвитие коллектива работников. 1
Тема 8. Зарубежный опыт решения социально-трудовых проблем. Методы социального управления в США, влияние технического и социального прогресса на управленческий гуманизм, распространение концепции качества трудовой жизни (КТЖ), вовлечение персонала в управление. Социальная рыночная экономика в странах Западной Европы. Сохранение активной регулирующей роли государства при свободно функционирующем рынке и обеспечении высокой степени социальной защиты населения. Специфический опыт Японии в решении социальных проблем, ориентированный на ценности, социальные нормы, нравственные требования при эффективной регулирующей роли государства. 1
Тема 9. Стратегия социального развития персонала. Социальная политика организации. Разработка социальных программ организации. Оценка уровня социального развития организации: цели, методы, технологии. Анализ и диагностика состояния социальной сферы организации. Организация процессов социального развития организации. Планирование социального развития персонала. Стандарты социальной ответственности в практике управления современными организациями. Формирования системы социального партнерства в организации. Организация социальных служб на предприятии, функции служб социального развития организации. Задачи социальной службы.Социальные стандарты в российской практике. Социально-экономическая . эффективность изменений в социальной среде организации Социальный паспорт предприятия 1

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 7
1 Методологические подходы к управлению социальными процессами и явлениями. Современные представления о социальной сфере жизни общества. Сущность и структуру социальной сферы современного общества. Социальное государство, его модели и функции. Основы теории социального государства; направления социальной политики. Отечественный и зарубежный опыт управления социальными процессами на уровне организаций (предприятий). Особенности отечественного опыта управления социальными процессами. Влияние социально-экономических и политических реформ 1990-х годов на управление социальным развитием персонала. Зарубежный опыт управления социальными процессами на уровне организаций: основные модели. Эффективная социальная политика государства как фактор социального развития персонала современной организации. 12
2 Факторы, влияющие на социальное развитие персонала и управление им. Основные механизмы управленческого воздействия на социальные процессы. Социализация личности в процессе профессионального развития. Социальный интеллект сотрудника: концепции, теории методы оценки. Управление интеллектуальным потенциалом организации. Интеллектуальный потенциал организации в системе корпоративной социальной ответственности. Корпоративная социальная ответственность и конкурентоспособность организации. 12
3 Отечественный опыт решения социально-трудовых проблем. Характерные черты и отличительные особенности социально-экономического развития России, основные этапы. Политика «военного коммунизма», переход к новой экономической политике на первом этапе. Переход к командно-административным методам решения экономических и социальных задач на втором этапе советского периода в России. Попытки реформирования экономики страны в послевоенный период, снижение мотивации, сохранение жесткой централизации управления, негативные последствия. Реформы второй половины 60-х годов: введение хозрасчета, бригадных форм организации труда, планов социального развития трудовых коллективов. Ориентация на ускорение социально-экономического развития в политике М.Горбачева. Положительные и отрицательные моменты социальных реформ в России на этапе перехода от плановой к рыночной экономике. 12
4 Социальная политика государства как составная часть социальной среды организации. Влияние научно-технических достижений на социально-экономическую сферу общества, производительные силы, производственные отношения. Научно-техническое обновление производства, повышение уровня образования, квалификации и культуры работников, качественное изменение их потребностей. Организация командного взаимодействия для решения управленческих задач. Коммуникационные процессы в организации и методы повышения их эффективности . 13

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 77 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание
1 Василенко Е.И. Методические рекомендации для самостоятельных и практических работ по дисциплине "Управление социальным развитием персонала", 2016 г.

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
7
ПК-4 +
ПК-6 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ПК-4 7 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ПК-6 7 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

1. Зарубежные научные подходы изучению организации: «Целевой подход»;

2. Зарубежные научные подходы изучению организации:«Концепция человеческих отношений»;

3. Зарубежные научные подходы изучению организации: «Экосистемный (системный подход»);

4. Зарубежные научные подходы изучению организации: «Ситуационный подход»;

5. Зарубежные научные подходы изучению организации: «Модели управления человеческими ресурсами»;

6. Зарубежные научные подходы изучению организации: «Концепция самообучающихся организаций»;

7. Зарубежные научные подходы изучению организации: «Национально-ориентированный подход»;

8. Принципы научной организации труда в исследованиях Н.А.Витке;

9. Принципы научной организации труда в исследованиях Ф.Р. Дунаевского;

10. Принципы научной организации труда в исследованиях П.М.Керженцева;

11. Принципы отечественной социальной инженерии в исследованиях А.К.Гастева;

12. Психотехническое направление в промышленной психологии С.Г.Геллерштейна;

13. Основные идеи социологии управления в исследованиях А.А.Богданова;

14. Концепция сочетания экономической и социальной составляющих в управлении организациями в исследованиях ученых Ленинградской социологической школы (Л.С.Бляхмана, В.Я.Ельмеева, Н.Ф.Наумова, В.А.Ядова идр.);

15. Специфика управленческого труда в исследованиях ученых Московской социологической школы (В.Г.Афанасьев, Д.М.Гвишиани, Н.И.Лапин, П.Н.Лебедев, Ю.М.Тихомиров и др.);

16. Вопросы социального управления развитием организации и самоуправления в исследованиях Р.Григаса;

17. Основные положения социологии организаций в исследованиях А.И. Пригожина;

18. Инновации в сфере управления социальным развитием персонала;

19. Проектный подход к формированию системы социального развития персонала;

20. Система управления персоналом: цели, задачи, элементы, структура.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 7

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Понятие социальной среды и социальной сферы
2) Взаимосвязь технического, экономического и социального развития организации
3) Основные направления гуманизации труда
4) Инфраструктуру социально-трудовой сферы современного общества
5) Особенности институционализации функции управления социальными процессами на предприятиях в России.
6) Опыт зарубежных стран по решению социально-трудовых проблем
7) Отечественный опыт управления социальным развитием
8) Приоритеты социального прогресса в современных условиях
9) Приоритеты социальной политики Правительства Российской Федерации.
10) Цели социальной политики современного государства
11) Технологии социальной защиты населения в условиях рыночной экономики
12) Особенности развития системы социального партнерства в России
13) Задачи, функции, направления деятельности социальной службы
14) Порядок разработки плана социального развития персонала
15) Концепции основных представителей отечественной школы социального управления
16) Состав и краткое содержание основных этапов эволюции функции социального управления в промышленности России
17) Сущность феноменов «Социальная политика» и «Концепция социального управления».
18) Сущность феномена «Социальное планирование», его соотношение с понятием социального управления
19) Модели социальных отношений в экономической сфере развитых стран Запада.
20) Зарубежную практику организации управления социальной сферой промышленных корпораций
21) Сущность понятия «Индекс развития человеческого потенциала».
22) Сущность понятия «Социальный норматив»
23) Связь управления социальными процессами на предприятии с управлением персоналом предприятия
24) Сущность понятия «Качество жизни» и «Уровень трудовой жизни»
25) Основные параметры, характеризующие уровень социального развития персонала и тенденции его изменения

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Оценить потенциал организации, материально-технические и социально-экономические возможности.
2) Оценивать влияние научно-технической революции на социальную сферу общества
3) Основные направления социальных реформ в Российской Федерации
4) Анализировать глобальные социальные проблемы современности и их влияние на развитие кадрового потенциала
5) Оценивать социально-психологический климат коллектива как фактор развития социальной среды организации
6) Планировать внерабочее время и организовывать досуг работников как фактор внешней социальной среды организации
7) Оценивать эффективность работы социальной службы на предприятии
8) Формировать план социального развития предприятия
9) Формировать факторы, влияющие на направленность и динамику социальных изменений в организации
10) Устанавливать значение социальных нормативов как средства управления социальными процессами в организации
11) Анализировать особенности изменений и фактическое состояние социальной сферы российских предприятий как итог десятилетия реформирования экономики
12) Анализировать соотношение возможностей предприятия и факторов внешней среды в управлении социальными процессами на предприятии
13) Разрабатывать стратегию социального развития персонала
14) Оценивать основные параметры, характеризующие уровень социального развития персонала и прогнозировать тенденции его изменения
15) Анализировать влияние Внешних факторов на социальное развитие персонала организации
16) Управлять процессом адаптации к новой должности.
17) Управлять Управление процессом карьерного роста.
18) Управлять процессом повышения квалификации сотрудников.
19) Управлять Управление процессом создания и поддержания корпоративной культуры.
20) Управлять Управление процессом создания и поддержания морально психологического климата в организации.
21) Управлять процессом создания социального партнёрства и социальных сетей и групп в организации.
22) Управлять Управление процессом обеспечения социальных гарантий сотрудникам.
23) Составлять Социальный паспорт организации.
24) Внедрять стандарты социальной ответственности в систему управления организацией
25) Разрабатывать социальные программы на предприятии

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Формулировки цели развития социальной среды организации.

2) Технологии управления социальным развитием организации.

3) Оценки уровня развития социальной сферы современного общества.

4) Формирования условий, охраны и безопасности труда как фактора социальной среды организации.

5) Социальной защиты работников.

6) Формирования социальной инфраструктуры как материальной базы социальной среды организации.

7) Формирования социальной среды работника.

8) Формирования исходных данных для построения системы управления социальной подсистемой предприятия.

9) Формирования концепции и составления плана социального развития предприятия как основы коллективного договора.

10) Оценки основных параметров, характеризующих уровень социального развития персонала и прогноза тенденции его изменения.

11) Организации взаимодействия основных коллективных участников общественного производства через механизмы социального партнерства.

12) Преодоления социальной дистанции и профилактики социальных конфликтов в крупных организациях.

13) Развития межличностных и межгрупповых отношений в трудовом коллективе.

14) Формирования и разработки социального паспорта предприятия.

15) Оценки эффективности работы социальной службы на предприятии.

16) Оценки эффективности социального развития персонала.

17) Оценки социального интеллекта сотрудника.

18) Развития социального интеллекта сотрудника.

19) Планирования и технологиями социального развития персонала.

20) Управления корпоративной культурой в контексте социального развития персонала.

21) Обеспечения безопасности труда сотрудников.

22) Развития качества жизни персонала.

23) Развития внутриорганизационных коммуникаций.

24) Кадрового аудита в контексте оценки уровня социального развития персонала.

25) Управления социальной средой предприятия.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-4 7 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-6 7 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Мумладзе, Р. Г. Управление персоналом [Текст] : учебник / Мумладзе Р. Г. - Москва : Палеотип, 2014. - 410 с. ЭБС IPRbooks
2 Дейнека, А. В. Управление персоналом организации [Текст] : учебник для бакалавров / Дейнека А. В. - Москва : Дашков и К, 2015. - 288 с. ЭБС IPRbooks.
3 Управление человеческими ресурсами : учебник для бакалавриата и магистратуры / Н. Д. Гуськова, И. Н. Краковская, А. В. Ерастова, Д. В. Родин. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 212 с. — (Серия : Университеты России). — ISBN 978-5-534-04759-2. (ЭБС Юрайт Электронный ресурс)

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Журнал "Управление персоналом"
2 Михайлина, Г. И. Управление персоналом [Электронный ресурс] : учебное пособие / Михайлина Г. И. - Москва : Дашков и К, 2014. - 280 с. ЭБС IPRbooks.
3 Яхонтова, Е. С. Стратегическое управление персоналом [Электронный ресурс] : учебное пособие / Яхонтова Е. С. - Москва : Дело, 2013. - 380 с. ЭБС IPRbooks.

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины


Электронные образовательные ресурсы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/.Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/.Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/.Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/.Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/.Электронно-библиотечная система РГУПС

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/.Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/.КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание
1 Василенко Е.И. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Управление социальным развитием персонала". РГУПС. - Ростов н/Д, 2018.
2 Василенко Е.И. Методические рекомендации для самостоятельных и практических работ по дисциплине "Управление социальным развитием персонала", 2016 г.

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader.

Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий использованы:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 36954.