РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2018 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Теория организации и управление персоналом"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

ФТД "Управление человеческими ресурсами"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки

38.04.03 Управление персоналом

программа академической магистратуры

Стратегическое управление персоналом

Квалификация выпускника "Магистр"

Ростов-на-Дону

2018 г.

 



 






Автор-составитель к.э.н. Сорокина Оксана Геннадьевна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины ФТД "Управление человеческими ресурсами" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Теория организации и управление персоналом".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.э.н., доц. Абазиева Камилла Григорьевна, профессор, ФГБОУ ВО РГЭУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
ФТД_Управление ч р_М_38.04.03_во_3_ТОУП_п22524_36236.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Управление человеческими ресурсами".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка магистранта по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка магистранта к прохождению практики;

подготовка магистранта к научно-исследовательской работе и семинару;

подготовка магистранта к итоговой аттестации;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: основные технологии управления персоналом в своей профессиональной деятельности

Умеет: применять современные технологии в своей профессиональной деятельности

Имеет навыки: применения и реализации современных технологий управления персоналом в профессиональной деятельности

ОПК-7 - владением современными технологиями управления персоналом и эффективной (успешной) реализацией их в своей профессиональной деятельности

Место дисциплины ФТД "Управление человеческими ресурсами" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку ФТД Образовательной программы.

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Техника управления развитием персонала, кадровый консалтинг и аудит".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 2 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 2 года очное магистратура, 2.4 года заочное магистратура.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ГПМ, КПМ.

Дисциплина реализуется в 3 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Общая трудоемкость данной дисциплины 1 зачетная единица, или 36 часов, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 9 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
3
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 8 8 8
Лекции (Лек)      
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 8 8 8
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
1 1 1
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 18   18
Контрольная работа (К)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 18   18
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 36 9 36
Зачетные единицы (ЗЕТ) 1   1

Вид обучения: 2.4 года заочное магистратура

Общая трудоемкость данной дисциплины 1 зачетная единица, или 36 часов, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 3 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
5
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 2 2 2
Лекции (Лек)      
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 2 2 2
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
1 1 1
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 29   29
Контрольная работа (К)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 29   29
Контроль, всего и в т.ч. 4   4
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 4   4
Общая трудоемкость, часы 36 3 36
Зачетные единицы (ЗЕТ) 1    

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 3

1. Формирование коллектива предприятия: мотивация, лидерство и делегирований полномочий. (Компетенция/и ОПК-7)

1.1. Мотивация в работе с человеческими ресурсами: Мотивация поведения в процессе трудовой деятельности. Понятие и теории мотивации. Стратегии и виды стимулирования. Формы организации стимулирования. Материальное стимулирование как основной вид стимулирования. Конфликты в коллективе.

1.2. Лидерство и стиль руководства в управлении человеческими ресурсами: Понятие лидерства в коллективе лидера. Классификация теорий лидерства, их содержание. Проблемы делегирования полномочий. Формы власти и влияние в управлении персоналом.

2. Стратегии управления человеческими ресурсами: проектирование и разработка. (Компетенция/и ОПК-7)

2.1. Кадровая политика и стратегия человеческими ресурсами: Система стратегического управления человеческими ресурсами. Стратегия управления. Реализация стратегии управления человеческими ресурсами. Типы кадровой политики и их характеристика.

2.2. Кадровое планирование в организации: Сущность и задачи стратегического планирования персонала. Разработка стратегического плана кадровой работы в организации. Планирование потребности в персонале.

3. Современные технологии управления персоналом. (Компетенция/и ОПК-7)

3.1. Технология и этапы управления персоналом организации: Отбор, прием и наем персонала. Политика набора персонала. Внутренние и внешние источники привлечения персонала Подбор и расстановка персонала. Деловая оценка персонала. Специализация, профориентация и трудовая адаптация персонала.

3.2. Основные технологии управления человеческими ресурсами: Управление социальным развитием. Организация обучения персонала. Виды и методы обучения персонала. Управление деловой карьерой в организации. Управление кадровым резервом. Оценка работы и аттестация персонала, техника ассесмент-центра.

3.3. Оценка результатов деятельности персонала организации: Оценка результатов труда персонала. Роль специалистов по управлению человеческими ресурсами в организации. Оценка затрат на персонал организации. Оценка экономической и социальной эффективности проектов совершенствования системы управления персоналом: оценка социальных и экономических результатов, оценка затрат.

4. Межкультурные отношения в управлении человеческими ресурсами. (Компетенция/и ОПК-7)

4.1. Деловая культура: Виды культур. Основные ценности. Способы общения и получения информации. Классификация деловых культур.

4.2. Вербальные и невербальные коммуникации: Язык и деловая культура. Проблемы коммуникации. Переговоры.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1   2   4
2   2   4
3   2   6
4   2   4
Итого   8   18
В т.ч. по интерактивным формам   4    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 Мотивация в работе с человеческими ресурсами. Лидерство и стиль руководства в управлении человеческими ресурсами 2
2 Кадровая политика и стратегия человеческими ресурсами. Кадровое планирование в организации 2
3 Технология и этапы управления персоналом организации. Основные технологии управления человеческими ресурсами. Оценка результатов деятельности персонала организации 2
4 Деловая культура. Вербальные и невербальные коммуникации 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 3
1 Конфликты в коллективе. Понятие лидерства в коллективе лидера. Классификация теорий лидерства, их содержание. Проблемы делегирования полномочий. Формы власти и влияние в управлении персоналом 4
2 Система стратегического управления человеческими ресурсами. Стратегия управления. Реализация стратегии управления человеческими ресурсами. Типы кадровой политики и их характеристика. 4
3 Отбор, прием и наем персонала. Политика набора персонала. Внутренние и внешние источники привлечения персонала Подбор и расстановка персонала. Деловая оценка персонала. Специализация, профориентация и трудовая адаптация персонала. Оценка результатов деятельности персонала организации 6
4 Виды культур. Основные ценности. Способы общения и получения информации. Классификация деловых культур. Вербальные и невербальные коммуникации 4

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 2.4 года заочное магистратура составляет 29 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание
1 О.Г. Сорокина «Управление человеческими ресурсами» - учебно-метод пособие ФГБОУ ВО РГУПС. -Ростов н/Д, 2017 . ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
3
ОПК-7 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-7 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

концепция управления человеческими ресурсами;;

планирование потребности в человеческих ресурсах;;

маркетинг человеческих ресурсов;;

деловая оценка работников (аттестация);;

корпоративные системы мотивации труда;;

корпоративная социальная ответственность бизнеса;;

профессиональное обучение работников на предприятии. Коучинг, наставничество;;

организационное поведение в системе УЧР;;

сравнительный анализ зарубежных моделей управления персоналом;;

человеческий фактор как решающий фактор в современной экономике;;

социокультурные аспекты управления персоналом;;

сущность и методы деловой оценки персонала;;

карьера работников организации: планирование и проблемы развития;;

роль руководителей в реализации стратегии и кадровой политики управления персоналом;.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 3

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Теории управления человеческими ресурсами.
2) Современные подходы к управлению человеческими ресурсами.
3) "Персонал" и "человеческие ресурсы": определение понятий, основные признаки.
4) Классификация персонала по категориям работников.
5) Система управления персоналом организации и ее основные функции.
6) Стратегия и политика управления человеческими ресурсами.
7) Понятия "стратегия управления человеческими ресурсами" и "политика управления человеческими ресурсами" организации.
8) Соотношение социальной и кадровой политики в стратегическом развитии компании.
9) Компетентностный подход к разработке требований к должности.
10) Понятия "компетенция" и "компетентность", виды компетенций.
11) Построение модели (карты) компетенций.
12) Направления изучения внешнего рынка труда.
13) Пути покрытия потребности организации в персонале.
14) Виды затрат по удовлетворению потребности в персонале.
15) Источники привлечения персонала в организацию.
16) Современные технологии набора персонала.
17) Психологическое тестирование: преимущества и недостатки.
18) Мотивация в работе с человеческими ресурсами.
19) Современные концепции развития персонала: корпоративный университет, управление знаниями.
20) Развитие теории кадрового менеджмента за рубежом
21) Оценка результатов труда персонала организации.
22) Лидерство, власть, влияние.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Проранжировать трудовые ресурсы.
2) Сформировать трудовые ресурсы.
3) Проанализировать источники пополнения состава персонала.
4) Проранжировать персонал организации.
5) Пояснить основы формирования коллектива предприятия: мотивация, лидерство, делегирование полномочий.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Проанализировать и описать функциональные обязанности сотрудников (должностные инструкции, карты компетенций).

2)Расчёт необходимой численности персонала и профессионально-квалифицированной структуры.

3) Охарактеризовать стратегии управления человеческими ресурсами (на примере).

4) Описать современные технологии управления персоналом.

5) Описать межкультурные отношения в управлении человеческими ресурсами (деловая культура на примере предприятия).


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-7 3 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Дресвянников В.А. Управление человеческими ресурсами [Электронный ресурс]: Учебное пособие/ Дресвянников В.А., Лосева О.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 170 c. ЭБС IPRbooks
2 Воронина, А.В. Профессиональное самоопределение и управление коллективом [Электронный ресурс] : учеб. пособие / А. В. Воронина, О. Г. Сорокина ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 144 с. : табл. - Библиогр. : 48 назв. - ISBN 978-5-88814-731-3

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Управление персоналом [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Г.И. Михайлина [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2014.— 280 c.—ЭБС «IPRbooks»
2 Управление персоналом. Ежемес. ж-л. 2017. НТБ РГУПС
3 Управление персоналом: учеб. пособие / А.В. Воронина, О.Г. Сорокина, Л.Г. Сербинович, А.В. Охотников; под ред. А.В. Ворониной; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2016. – 186 с.: ил. – Библиогр.: с. 184–186. ЭБС РГУПС
4 Управление персоналом [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Г.И. Михайлина [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2014.— 280 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины


Электронные образовательные ресурсы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/.Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/.Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/.Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/.Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/.Электронно-библиотечная система РГУПС

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/.Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/.КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание
1 Сорокина О.Г. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Управление человеческими ресурсами". РГУПС. - Ростов н/Д, 2018.
2 О.Г. Сорокина «Управление человеческими ресурсами» - учебно-метод пособие ФГБОУ ВО РГУПС. -Ростов н/Д, 2017 . ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader.

Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий использованы:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 36236.