РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2018 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Экономика и финансы"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.В.ОД "Основы финансового менеджмента"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки

38.03.03 Управление персоналом

программа прикладного бакалавриата

Управление персоналом организации

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2018 г.

 



 






Автор-составитель к.э.н. Шевчик Евгений Валерьевич предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.В.ОД "Основы финансового менеджмента" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Экономика и финансы".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.э.н., проф. Вовченко Наталья Геннадьевна, профессор кафедры "Финансы", ФГБОУ ВО РГЭУ (РИНХ).





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БВОД_Основы ф м_Б_38.03.03_во_4_ЭиФ_п28484_36228.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Основы финансового менеджмента".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Основы финансового менеджмента" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых и вариативных дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и профилем подготовки "Управление персоналом организации".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Основы управленческого консультирования", "Управление персоналом организации";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: Методологический аппарат, инструменты и алгоритмы проведения анализа результатов финансовых исследований в контексте целей и задач организации

Умеет: Производить эффективный отбор инструментов и методов анализа результатов финансовых исследований

Имеет навыки: Комплексного анализа и интерпретации результатов финансовых исследований в контексте целей и задач организации

ОПК-5 - способностью анализировать результаты исследований в контексте целей и задач своей организации

Знает: Знание перечня нормативно-правовых актов, регламентирующих оплату труда

Умеет: Умение применять регулирующие нормы нормативно-правовых актов в стратегии бюджетирования затрат на персонал

Имеет навыки: Владение методами разработки локальных нормативных актов, не противоречащих действующему законодательству, в целях обеспечения финансовой эффективности кадровой политики и стратегии управления персоналом

ОПК-8 - способностью использовать нормативные правовые акты в своей профессиональной деятельности, анализировать социально-экономические проблемы и процессы в организации, находить организационно-управленческие и экономические решения, разрабатывать алгоритмы их реализации и готовностью нести ответственность за их результаты

Знает: Знание основных экономических показателей, характеризующих деятельности организации и производительность труда

Умеет: Умение применять основные инструменты и методы финансово-экономического анализа показателей по труду, в т.ч. затрат на персонал и производительности труда

Имеет навыки: Применения методов расчета основных экономических показателей, характеризующих деятельности организации и производительность труда

ПК-14 - владением навыками анализа экономических показателей деятельности организации и показателей по труду (в том числе производительности труда), а также навыками разработки и экономического обоснования мероприятий по их улучшению и умением применять их на практике

Место дисциплины 1Б.В.ОД "Основы финансового менеджмента" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав вариативной части (В.ОД).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Основы менеджмента", "Экономическая теория".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ГПБ, КПБ.

Дисциплина реализуется в 4 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы, или 144 часа, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 51 час.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
4
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 57   57
Контрольная работа (К)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 57   57
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 144 51 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы, или 144 часа, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 12 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
5 6
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 8 8 4 4
Лекции (Лек) 4 4 4  
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 4 4   4
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
4 4 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 123   66 57
Контрольная работа (К) 15     15
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 108   66 42
Контроль, всего и в т.ч. 9     9
Экзамен (Экз) 9     9
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 144 12 72 72
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 4

1. Основы управленческого учета. (Компетенция/и ОПК-5)

1.1. Основные системы управленческого учета. Стандарт-костинг. Директ-костинг. Учет затрат по центрам ответственности.

1.2. Проектирование системы управленческого учета.

1.3. Комплаенс-контроль как механизм обработки результатов управленческого учета.

2. Основы финансового учета и отчетности. (Компетенция/и ОПК-5, ПК-14)

2.1. Финансовый учет, его отличия от бухгалтерского и управленческого учета.

2.2. Подготовка и использование финансовой отчетности организации. Баланс. Отчет о прибылях и убытках. Основные отличия учета в МСФО.

3. Анализ и оценка финансового состояния организации. (Компетенция/и ОПК-5, ПК-14)

3.1. Сущность и методы финансового анализа компании.

3.2. Анализ и оценка финансового состояния предприятия на основе коэффициентов. Показатели ликвидности компании. Показатели управления активами. Показатели управления источниками средств. Показатели рентабельности. Показатели рыночной активности. Методика компании «Дюпон».

4. Основы финансового менеджмента. (Компетенция/и ОПК-5)

4.1. Предмет, цели и задачи финансового менеджмента: Классический пул финансовых целей организаций. Фундаментальные цели и задачи финансового менеджмента. Новые цели и задачи финансового менеджмента. Теоретико-методологические основы оценки влияния внешней среды на финансовую устойчивость организации в условиях неопределенности. Оценка влияния факторов, детерминирующих динамику фонда оплаты труда.

4.2. Теоретико-методологический базис финансового менеджмента: Теория идеальных рынков капитала (Perfect, Or Frictionless, Capital Markets). Концепции временной стоимости денег (Discounted Cash Flow, DCF). Теория альтернативных затрат (Оpportunity Сosts). Теория агентских отношений (Agency Theory).

4.3. Фундаментальные концепции финансового менеджмента: Теория инвестиционного портфеля Г. Марковица (Investment Portfolio Theory). Теория структуры капитала Ф. Модильяни и М. Миллера (Capital Structure Theory). Теория арбитражного ценообразования (Arbitrage Pricing Theory, APT) С. Росса. Теория ценообразования опционов (Option Pricing Theory, ОРТ) Ф. Блэка и М. Шоулза. Модель оценки доходности финансовых активов У. Шарпа, Дж. Линтнера и Дж. Моссина (Capital Asset Pricing Model, САРМ). Модель оценки стоимости финансовых активов исходя из нулевой «беты» Ф. Блэка. Многофакторная модель оценки стоимости финансовых активов Р. Мертона. Развитие теории финансового менеджмента в России.

5. Разработка систем ключевых показателей эффективности в стратегии управления персоналом. (Компетенция/и ОПК-8, ПК-14)

5.1. Основные экономические показатели, характеризующие производительность труда.

5.2. Основные инструменты и методы финансово-экономического анализа показателей по труду, в т. ч. затрат на персонал и производительности труда.

5.3. Технологии разработки мероприятий по улучшению показателей эффективности труда.

5.4. Разработка и внедрение системы ключевых показателей эффективности в интересах кадровой политики и стратегии управления персоналом.

6. Организационно-финансовые инструменты в стратегии управления персоналом. (Компетенция/и ОПК-8, ПК-14)

6.1. Управление человеческим капиталом в финансовой стратегии корпорации на основе модели Δ CVP: Роль человеческого капитала в современной корпорации. Модель Δ CVP для оценки эффективности затрат на персонал. Моделирование объема ФОТ с учетом операционного цикла.

6.2. Управление компетенциями в системе оптимизации затрат крупных корпораций. Роль и место человеческого капитала в системе нематериальных активов. Оценка эффективности в развитие персонала (на основе методики Джека Филлипса). Оценка эффективности инвестиций в развитие компетенций (ROI).

6.3. Прикладные технологии организационно-финансового моделирования оптимального количества сотрудников службы. Факторы, детерминирующие размер службы. Определение бюджета времени рутинных операций. Определение резервов временных затрат. Расчет оптимального количества линейных сотрудников.

6.4. Универсальная методика повышения эффективности труда непроизводственных служб в контуре концепции бережливого производства. Выявление необходимости профессионального тестирования. Разработка анкеты для тестирования. Анализ результатов тестирования и устранение недочетов.

7. Нормативно-правовое обеспечение финансовых решений в сфере управления персоналом. (Компетенция/и ОПК-8)


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 2   10
2 4 2   11
3 4 2   12
4 4 2   12
5 4 2   12
6 6 2    
7 6 4    
Итого 32 16   57
В т.ч. по интерактивным формам   8    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 4
1 1.1 Основные системы управленческого учета. Стандарт-костинг. Директ-костинг. Учет затрат по центрам ответственности. 1.2 Проектирование системы управленческого учета. 1.3 Комплаенс-контроль как механизм обработки результатов управленческого учета. 2
2 2.1 Финансовый учет, его отличия от бухгалтерского и управленческого учета. 2.2 Подготовка и использование финансовой отчетности организации. Баланс. Отчет о прибылях и убытках. Основные отличия учета в МСФО 2
3 3.1 Сущность и методы финансового анализа компании. 3.2 Анализ и оценка финансового состояния предприятия на основе коэффициентов. Показатели ликвидности компании. Показатели управления активами. Показатели управления источниками средств. Показатели рентабельности. Показатели рыночной активности. Методика компании «Дюпон». 2
4 4.1 Предмет, цели и задачи финансового менеджмента. Классический пул финансовых целей организаций. Фундаментальные цели и задачи финансового менеджмента. Новые цели и задачи финансового менеджмента. Теоретико-методологические основы оценки влияния внешней среды на финансовую устойчивость организации в условиях неопределенности. Оценка влияния факторов, детерминирующих динамику фонда оплаты труда. 4.2 Теоретико-методологический базис финансового менеджмента. Теория идеальных рынков капитала (Perfect, Or Frictionless, Capital Markets). Концепции временной стоимости денег (Discounted Cash Flow, DCF). Теория альтернативных затрат (Оpportunity Сosts). Теория агентских отношений (Agency Theory). 4.3 Фундаментальные концепции финансового менеджмента. Теория инвестиционного портфеля Г. Марковица (Investment Portfolio Theory). Теория структуры капитала Ф. Модильяни и М. Миллера (Capital Structure Theory). Теория арбитражного ценообразования (Arbitrage Pricing Theory, APT) С. Росса. Теория ценообразования опционов (Option Pricing Theory, ОРТ) Ф. Блэка и М. Шоулза. Модель оценки доходности финансовых активов У. Шарпа, Дж. Линтнера и Дж. Моссина (Capital Asset Pricing Model, САРМ). Модель оценки стоимости финансовых активов исходя из нулевой «беты» Ф. Блэка. Многофакторная модель оценки стоимости финансовых активов Р. Мертона. Развитие теории финансового менеджмента в России. 2
5 Основные экономические показатели, характеризующие производительность труда. 5.2 Основные инструменты и методы финансово-экономического анализа показателей по труду, в т. ч. затрат на персонал и производительности труда. 5.3 Технологии разработки мероприятий по улучшению показателей эффективности труда. 5.4 Разработка и внедрение системы ключевых показателей эффективности в интересах кадровой политики и стратегии управления персоналом. 2
6 6.1 Управление человеческим капиталом в финансовой стратегии корпорации на основе модели Δ CVP. Роль человеческого капитала в современной корпорации. Модель Δ CVP для оценки эффективности затрат на персонал. Моделирование объема ФОТ с учетом операционного цикла. 6.2 Управление компетенциями в системе оптимизации затрат крупных корпораций. Роль и место человеческого капитала в системе нематериальных активов. Оценка эффективности в развитие персонала (на основе методики Джека Филлипса). Оценка эффективности инвестиций в развитие компетенций (ROI). 6.3 Прикладные технологии организационно-финансового моделирования оптимального количества сотрудников службы. Факторы, детерминирующие размер службы. Определение бюджета времени рутинных операций. Определение резервов временных затрат. Расчет оптимального количества линейных сотрудников. 6.4 Универсальная методика повышения эффективности труда непроизводственных служб в контуре концепции бережливого производства. Выявление необходимости профессионального тестирования. Разработка анкеты для тестирования. Анализ результатов тестирования и устранение недочетов. 2
7 Нормативно-правовое обеспечение финансовых решений в сфере управления персоналом. 4

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 4
1 Стандарт-костинг. Директ-костинг. Учет затрат по центрам ответственности. 2 Проектирование системы управленческого учета. 3 Комплаенс-контроль как механизм обработки результатов управленческого учета. 10
2 1 Финансовый учет, его отличия от бухгалтерского и управленческого учета. 2 Подготовка и использование финансовой отчетности организации. Баланс. Отчет о прибылях и убытках. Основные отличия учета в МСФО 11
3 1 Методы финансового анализа компании. 2 Анализ и оценка финансового состояния предприятия на основе коэффициентов. Показатели ликвидности компании. Показатели управления активами. Показатели управления источниками средств. Показатели рентабельности. Показатели рыночной активности. Методика компании «Дюпон». 12
4 Теоретико-методологический базис финансового менеджмента. Теория идеальных рынков капитала (Perfect, Or Frictionless, Capital Markets). Концепции временной стоимости денег (Discounted Cash Flow, DCF). Теория альтернативных затрат (Оpportunity Сosts). Теория агентских отношений (Agency Theory). 4.3 Фундаментальные концепции финансового менеджмента. Теория инвестиционного портфеля Г. Марковица (Investment Portfolio Theory). Теория структуры капитала Ф. Модильяни и М. Миллера (Capital Structure Theory). Теория арбитражного ценообразования (Arbitrage Pricing Theory, APT) С. Росса. Теория ценообразования опционов (Option Pricing Theory, ОРТ) Ф. Блэка и М. Шоулза. Модель оценки доходности финансовых активов У. Шарпа, Дж. Линтнера и Дж. Моссина (Capital Asset Pricing Model, САРМ). Модель оценки стоимости финансовых активов исходя из нулевой «беты» Ф. Блэка. Многофакторная модель оценки стоимости финансовых активов Р. Мертона. Развитие теории финансового менеджмента в России. 12
5 1. Технологии разработки мероприятий по улучшению показателей эффективности труда. 2 Разработка и внедрение системы ключевых показателей эффективности в интересах кадровой политики и стратегии управления персоналом. 12

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 108 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание
1 Шевчик, Е. В. Учебно-методические указания для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине "Основы финансового менеджмента" [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / Е. В. Шевчик ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 44 с. - Библиогр. - Б. ц. Режим доступа: http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/components/com_irbis/ajax_provider.php?unit=ed_static&task=ed_download&bl_id=3&rec_id=-31803712&occ=1

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
4
ОПК-5 +
ОПК-8 +
ПК-14 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-5 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ОПК-8 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ПК-14 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

1 Основные системы управленческого учета;

2 Проектирование системы управленческого учета;

3 Комплаенс-контроль как механизм обработки результатов управленческого учета;

4 Финансовый учет, его отличия от бухгалтерского и управленческого учета;

5 Новые цели и задачи финансового менеджмента;

6 Оценка влияния внешней среды на финансовую устойчивость организации;

7 Оценка влияния факторов, детерминирующих динамику фонда оплаты труда;

8 Разработка систем ключевых показателей эффективности в стратегии управления персоналом;

9 Основные экономические показатели, характеризующие производительность труда;

10 Основные инструменты и методы финансово-экономического анализа показателей по труду;

11 Основные инструменты и методы финансово-экономического анализа затрат на персонал;

12 Основные инструменты и методы финансово-экономического анализа производительности труда;

13 Технологии разработки мероприятий по улучшению показателей эффективности труда;

14 Разработка и внедрение системы ключевых показателей эффективности в интересах кадровой политики и стратегии управления персоналом;

15 Организационно-финансовые инструменты в стратегии управления персоналом.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 4

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Бизнес-план как основной документ внутрифирменного планирования.
2) Сущность генеральной и оперативной финансовой стратегии.
3) Виды цены капитала и методы ее определения.
4) Сущность дивидендной политики и цены фирмы.
5) Источники финансовой информации.
6) Классификацию источников финансирования деятельности предприятия.
7) Долгосрочное и краткосрочное финансовое планирование.
8) Критерии эффективности инвестиционных решений.
9) Место финансовой стратегии в системе стратегического управления фирмой.
10) Задачи и структуру бизнес -плана.
11) Инструменты долгосрочного и краткосрочного инвестирования.
12) Классификацию инвестиционных проектов.
13) Компоненты рабочего капитала.
14) Классификацию рисков.
15) Классификацию способов определения и начисления процентов.
16) Классический пул финансовых целей организации.
17) Понятие оборотного капитала.
18) Понятие рабочего капитала.
19) Соотношение риска и доходности.
20) Понятие собственного капитала.
21) Понятие финансового риска.
22) Понятие цены капитала.
23) Предмет, цели и задачи финансового менеджмента.
24) Роль и место человеческого капитала в системе нематериальных активов.
25) Роль человеческого капитала в современной корпорации.
26) Особенности слияния и реорганизации компаний как метод финансовой стратегии.
27) Особенности современной портфельной теории.
28) Сущность современной стратегии управления, ее этапы и элементы.
29) Содержание финансовой стратегии.
30) Сущность и методы финансового анализа компании.
31) Сущность и содержание инвестиционных решений.
32) Теоретико-методологические основы оценки влияния внешней среды на финансовую устойчивость организации в условиях неопределенности.
33) Теоретико-методологический базис финансового менеджмента.
34) Сущность теории агентских отношений (Agency Theory).
35) Сущность теории альтернативных затрат (Оpportunity Сosts).
36) Сущность теории арбитражного ценообразования (Arbitrage Pricing Theory, APT) С. Росса.
37) Сущность теории идеальных рынков капитала (Perfect, Or Frictionless, Capital Markets).
38) Сущность теории инвестиционного портфеля Г. Марковица (Investment Portfolio Theory).
39) Сущность теории структуры капитала Ф. Модильяни и М. Миллера (Capital Structure Theory).
40) Сущность теории ценообразования опционов (Option Pricing Theory, ОРТ) Ф. Блэка и М. Шоулза.
41) Технологии разработки мероприятий по улучшению показателей эффективности труда.
42) Особенности универсальной методики повышения эффективности труда непроизводственных служб в контуре концепции бережливого производства.
43) Характеристику финансовой стратегии выживания и финансового оздоровления предприятий.
44) Цели инвестирования в оборотный капитал.
45) Сущность экономической прибыли.
46) Особенности экспресс-диагностики финансового состояния предприятий.
47) Этапы принятия инвестиционных решений.
48) Сущность эффекта финансового рычага.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Проводить анализ и оценку финансового состояния организации.
2) Проводить анализ и оценку финансового состояния предприятия на основе коэффициентов.
3) Определять временную стоимость денежных потоков фирмы с неравными поступлениями.
4) Выявлять необходимость профессионального тестирования.
5) Раскрывать директ-костинг. Учет затрат по центрам ответственности.
6) Применять методы оценки и измерения рисков.
7) Применять методы оценки инвестиционных проектов: сравнительная характеристика.
8) Определять методы принятия инвестиционных решений.
9) Применять методы экономической диагностики в управлении финансами.
10) Раскрывать многофакторную модель оценки стоимости финансовых активов Р. Мертона.
11) Осуществлять моделирование объема ФОТ с учетом операционного цикла.
12) Применять модель взаимодействия риска и доходности.
13) Использовать методику компании «Дюпон».
14) Раскрывать модель оценки доходности финансовых активов У. Шарпа, Дж. Линтнера и Дж. Моссина (Capital Asset Pricing Model, САРМ).
15) Раскрывать модель оценки стоимости финансовых активов исходя из нулевой «беты» Ф. Блэка.
16) Дать характеристику краткосрочному финансированию.
17) Выделять критерии эффективности инвестиционных решений.
18) Определять особенности управления другими составляющими оборотного капитала: дебиторской задолженностью, производственными запасами, ликвидными активами.
19) Устанавливать оценку влияния факторов, детерминирующих динамику фонда оплаты труда.
20) Устанавливать оценку эффективности в развитие персонала (на основе методики Джека Филлипса).
21) Устанавливать оценку эффективности инвестиций в развитие компетенций (ROI).
22) Осуществлять подготовку и использование финансовой отчетности организации. Баланс.
23) Применять показатели ликвидности компании.
24) Применять показатели рентабельности.
25) Применять показатели рыночной активности.
26) Применять показатели управления активами.
27) Применять показатели управления источниками средств.
28) Осуществлять управление денежными потоками.
29) Осуществлять управление инвестиционными проектами с учетом международного фактора.
30) Осуществлять управление компетенциями в системе оптимизации затрат крупных корпораций.
31) Осуществлять управление собственным капиталом.
32) Осуществлять учет фактора времени в управлении финансами.
33) Выявлять факторы, детерминирующие размер службы.
34) Выявлять факторы, определяющие особенности организации финансового менеджмента в фирме.
35) Определять финансовые показатели фирм и отраслей.
36) Определять финансовые причины банкротства предприятий.
37) Определять финансовый аспект бизнес-плана.
38) Дать характеристику финансовому менеджменту: эволюция целей, содержание и задачи.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Выбора между ликвидацией и реорганизацией неплатежеспособных предприятий.

2) Проведения анализа результатов тестирования и устранения недочетов.

3) Проведения классификации неплатежеспособных предприятий.

4) Установления оценки эффективности инвестиций в развитие компетенций (ROI).

5) Подготовки и использования финансовой отчетности организации. Баланс.

6) Описания показателей ликвидности компании.

7) Описания показателей рентабельности.

8) Описания показателей рыночной активности.

9) Описания показателей управления активами.

10) Описания показателей управления источниками средств.

11) Рассмотрения комплаенс-контроля как механизма обработки результатов управленческого учета.

12) Раскрытия концепции временной стоимости денег (Discounted Cash Flow, DCF).

13) Идентификации места финансовой стратегии в системе стратегического управления фирмой.

14) Идентификации целей и задач финансового менеджмента.

16) Идентификации объектов и субъектов управления финансами.

18) Оптимизации структуры капитала предприятия.

21) Раскрытия основных отличий учета в МСФО.

22) Раскрытия основных систем управленческого учета. Стандарт-костинг.

23) Раскрытия основных способов привлечения заемных средств.

24) Раскрытия основных экономических показателей, характеризующих производительность труда.

25) Определения основ управленческого учета.

26) Определения основ финансового менеджмента.

27) Определения основ финансового учета и отчетности.

28) Прогнозирования финансовых результатов, потребностей в инвестициях, источниках финансирования.

29) Прогнозирования финансово-хозяйственной деятельности фирмы.

32) Рассмотрения развития теории финансового менеджмента в России.

34) Разработки и внедрения системы ключевых показателей эффективности в интересах кадровой политики и стратегии управления персоналом.

36) Раскрытия сущности финансового планирования, задач и значений.

37) Раскрытия сущности финансового учета, его отличий от бухгалтерского и управленческого учета.

38) Определения фундаментальных концепций финансового менеджмента.

39) Определения фундаментальных целей и задач финансового менеджмента.

40) Идентификации основных элементов оборотного капитала.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-5 4 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-8 4 5, 6, 7 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5, 6, 7 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
5, 6, 7 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-14 4 2, 3, 5, 6 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 3, 5, 6 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
2, 3, 5, 6 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Основы финансового менеджмента: учебное пособие / Е.В. Шевчик; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д,2016. –179 с. ISBN 978-5-88814-470-1 (ЭБС РГУПС)

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Финансовый менеджмент: проблемы и решения в 2 ч.: учебник для бакалавриата и магистратуры / А. З. Бобылева [и др.] ; под ред. А. З. Бобылевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 573 с. — ISBN 978-5-534-02535-4. ЭБС Юрайт.

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины


Электронные образовательные ресурсы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/.Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/.Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/.Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/.Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/.Электронно-библиотечная система РГУПС

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/.Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/.КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание
1 Шевчик Е.В. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Основы финансового менеджмента". РГУПС. - Ростов н/Д, 2018.
2 Шевчик, Е. В. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины "Основы финансового менеджмента" [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / Е. В. Шевчик ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 28 с. - Библиогр. - Б. ц. Режим доступа: http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/components/com_irbis/ajax_provider.php?unit=ed_static&task=ed_download&bl_id=3&rec_id=2066699903&occ=1

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader.
2 ОС Microsoft Windows (Open Value Subscription / подписка Microsoft) 19.12.2016 – 31.12.2019 V6220107/Договор № 01/18/223-Р от 01.02.2018 г.
3 Офисное программное обеспечение Microsoft Office (Open Value Subscription / подписка Microsoft) 19.12.2016 – 31.12.2019 V6220107/Договор № 01/18/223-Р от 01.02.2018 г
4 Программа архивации файлов и сжатия данных 7-zip - свободно распространяемое (бессрочно); Пакет программ Acrobat Reader - свободно распространяемое (бессрочно)
5 Антивирусная программа Антивирус Касперского (Kaspersky Endpoint Security для Windows) 26.09.2017 – 26.09.2019 Договор № 06/17/012-ЭА от 4 сентября 2017 г
6 Система Консультант Плюс Договор от 09.01.2018 № 10/17/016-ЭА на оказание информационных услуг по сопровождению справочно-правовых систем Консультант Плюс с 09.01.2018 по 31.12.2018

Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий использованы:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Мультимедийный проектор Nec UM330W.

Интерактивная система eBeam Edge for Business Progection (USB).

Компьютеры (26 шт.) с подключением к сети Интернет и доступом в ЭИОС.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 36228.