РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2018 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Информатика"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.Б "Информатика"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки

43.03.01 Сервис

программа прикладного бакалавриата

Сервис на транспорте

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2018 г.

 



 






Автор-составитель к.т.н. Линденбаум Татьяна Михайловна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.Б "Информатика" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Информатика".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.ф-м.н., проф. Кудрявцев Олег Евгеньевич, профессор кафедры "Информатики и информационных таможенных технологий", Ростовский филиал государственного казенного образовательного учреждения высшего образования «Российская таможенная академия».





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1ББ_Информатика_Б_43.03.01_во_1_Инф_п24488_35971.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Информатика".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Информатика" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Информационные технологии в сервисе", "Офисные программы и делопроизводство", "Профессиональные информационные системы";

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: методы и способы получения, хранения и переработки информации, структуру локальных и глобальных компьютерных сетей

Умеет: соблюдать основные требования информационной безопасности при решении профессиональных задач

Имеет навыки: навыками в области информатики, применения специальных и прикладных программных средств, работы в компьютерных сетях

ОПК-1 - способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности, использовать различные источники информации по объекту сервиса

Знает: виды информационного обслуживания, устройства для электронной обработки информации;

Умеет: применять информационные технологии, офисное оборудование и персональные средства в сервисной деятельности;

Имеет навыки: навыками работы с информационными системами

ОПК-2 - готовностью разрабатывать технологии процесса сервиса, развивать системы клиентских отношений с учетом требований потребителя

Место дисциплины 1Б.Б "Информатика" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Математика".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ТСБ.

Дисциплина реализуется в 1 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 5 зачетных единиц, или 180 часов, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 67 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
1
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 64 64 64
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб) 32 32 32
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 77   77
Контрольная работа (К)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 77   77
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 180 67 180
Зачетные единицы (ЗЕТ) 5   5

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 1

1. Информатика.Общая характеристика информационных процессов. (Компетенция/и ОПК-1)

1.1. Основные понятия и методы теории информатики и кодирования: 1) Информация 2) Измерение количества информации. 3) Информационные процессы.

1.2. Представление информации в компьютере:: 1) Кодирование чисел. Системы счисления. 2) Представление чисел. 3) Представление символьных данных. 4) Представление графической информации. 5)Цветовые модели.

2. Технические средства реализации информационных процессов. (Компетенция/и ОПК-1, ОПК-2)

2.1. Устройство компьютера. Логическая структура ПК: 1) Микропроцессор. 2) Внутренняя память. 3)Внешняя память. 4) Системная шина. 5) Внешние устройства.

2.2. Логические основы построения компьютера: 1) Логические операции. 2) Таблицы истинности. 3) Логические элементы компьютера.

3. Программные средства реализации информационных процессов. (Компетенция/и ОПК-1, ОПК-2)

3.1. Программное обеспечение ПЭВМ. Классификация ПО:: 1) Системное программное обеспечение 2) Прикладное программное обеспечение 3) Инструментальное программное обеспечение.

3.2. Операционные системы: 1) Классификация операционных систем 2) Управление процессами 3) Управление памятью 4) Управление устройствами ввода-вывода.

3.3. Файловая система: 1) Файл 2) Имя, тип, атрибуты файла 3) Путь 4) Структура файловой системы.

3.4. Офисные программы: 1) Текстовые редакторы 2) Электронные таблицы.

4. Базы данных. (Компетенция/и ОПК-1, ОПК-2)

4.1. Реляционные базы данных: 1) Ключи 2) Целостность реляционных баз данных 3) Нормальные формы.

5. Компьютерные сети. Защита информации. (Компетенция/и ОПК-1, ОПК-2)

5.1. Компьютерные сети:: 1) Классификация компьютерных сетей. 2) Топологии сети. 3) Режимы передачи данных. Линии связи. 4) Коммуникационное оборудование. Аппаратура передачи данных.

5.2. Глобальная сеть Интернет: 1) Протоколы Интернета 2) Адресация в Интернете 3) Службы Интернета.

5.3. Защита информации: 1) Основные методы реализации угроз информационной безопасности 2) Атаки на компьютерную систему 3) Противодействие нарушению информационной безопасности 4) Методы шифрования.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2     21
2 4     20
3 4 8 28 20
4 2 4 4  
5 4 4   16
Итого 16 16 32 77
В т.ч. по интерактивным формам 16 16 32  

Лабораторный практикум

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 1
3 Операционная система Windows. Архивация файлов 2
Форматирование документа в текстовом редакторе MS Word 2
Создание списков. Редактирование таблиц 2
Вставка колонтитулов. Редактор формул 2
Рисунки 2
Шаблоны. Учетная запись Windows Live 2
Форматирование ячеек в MS Excel 2
Формулы: относительный, абсолютный адрес. 2
Вычисления с помощью мастера функций. 2
Сортировка данных. Фильтрация данных 2
Вычисление промежуточных итогов. 2
Диаграммы. 2
Создание презентации в MS Power Point 2
Создание фотоальбома 2
4 Создание таблиц в СУБД Access 2
Создание запросов. Формы 2

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 1
3 Работа с файлами и папками в оболочке Windows. Основные приемы работы в текстовом редакторе Word 4
Ввод данных, форматирование и вычисления с использованием Excel 4
4 Система управления базами данных MS Access 4
5 Создание Web-страниц 4

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Уровни проблем передачи информации. Меры информации синтаксического, семантического и прагматического уровней. Кaчество информации.Представление числовой информации в цифровых автоматах. Выполнение арифметических операций над целыми числами. Прямой, обратный и дополнительный коды. Представление вещественных чисел, графической и звуковой информации. Логический синтез переключательных и вычислительных схем. Основы элементной базы цифровых автоматов: логические элементы. 21
2 Принципы работы вычислительных систем. Функциональная и структурная организация процессорных устройств обработки информации. Устройства ввода-вывода информации. Процессоры и процессорные элементы вычислительных систем. Классификация запоминающих устройств. 20
3 Характеристика и классы программных продуктов. Системное программное обеспечение. Классификация операционных систем. Инструментарий технологии программирования. Пакеты прикладных программ. Сервисное программное обеспечение. 20
5 Модель взаимодействия открытых систем. Угрозы безопасности информации в автоматизированных системах.Обеспечение достоверности, сохранности и конфиденциальности информации. Криптографическая защита информации. 16

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание
1 Ильичева, В.В. Пособие для самостоятельной работы по информатике:учеб.-метод. пособие / В.В. Ильичева; ФГБОУ ВО РГУПС.-Ростов н/Д, 2017.-136с. + ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
1
ОПК-1 +
ОПК-2 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-1 1 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ОПК-2 1 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Не предусмотрено.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 1

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Значение вычислительной техники для народного хозяйства и железнодорожного транспорта.
2) Поколения ЭВМ
3) Архитектура компьютера и принципы его работы.
4) Основные устройства. Центральная часть ЭВМ: процессор, ОЗУ, каналы связи.
5) Внешние запоминающие устройства.
6) Устройства ввода-вывода информации.
7) Системы счисления.
8) Представление информации в ЭВМ.
11) Как создавать отчеты по указанным темам в текстовом редакторе MS Word.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Применять математические методы и вычислительную технику для решения практических задач;
2) Обращаться с операционной системой M.Windows с целью управления ПК и прикладными программами.
3) Работать в приложении MS Word.
4) Работать в приложении MS Exsel.
5) Работать в приложении MS Access.
6) Работать в приложении MS Power Point.
7) Использовать возможности ПК и его программного обеспечения на практике.
8) Находить необходимую информацию в сети Internet.
9) Соблюдать требования информационной безопасности при работе на компьютере.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) операторской работы на ПК.

2) работы с прикладными программами на ПК.

3) использования файловой системой Windows.

4) пользования программными средствами реализации информационных процессов.

5) создания документов необходимых в профессиональной деятельности.

6) восстановления испорченного документа.

7) создания и обработки данных в СУБД Access.

8) использования технологий «Дефрагментация дисков компьютера» и «Восстановление OC».

9) Использования глобальных и локальных компьютерных сетей.

10) Поиска информации в Internet.

11) Методами работы на ПК с учетом основных требований информационной безопасности.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-1 1 1, 2, 3, 4, 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4, 5 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
3, 4, 5 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-2 1 2, 3, 4, 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 3, 4, 5 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
3, 4, 5 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
3, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Ильичева, В.В. Информатика. Теоретический курс: учеб. пособие / В.В. Ильичева; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. – 160 с + ЭБС РГУПС

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Информатика. Общий курс [Текст] : учеб. для вузов / А.Н. Гуда, М.А. Бутакова, Н.М. Нечитайло, А.В. Чернов; ред. В.И. Колесников. - 4-е изд. - М. : ДАШКОВ и К° ; Ростов н/Д : Наука-Спектр, 2011. - 399 с. : ил. - Библиогр.: 32 назв. - Предм. указ.
2 Информатика. Базовый курс : учеб. пособие для втузов / ред. С. В. Симонович. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2011. - 639 с
3 Могилев А.В. Информатика : учеб. пособие для вузов / А. В. Могилев , Н. И. Пак, Е. К. Хеннер ; ред. Е. К. Хеннер. - 2-е изд., стер. - М. : Академия, 2012. - 841 с.
4 Ежемесячный журнал "КомпьютерПресс".
5 Журнал "Информационные технологии" с ежемесячным приложением
6 Информатика и информационные технологии : учеб. пособие/ Ю.Д. Романова, П.А. Музычкин, И.Г. Лесничая и др; ред. Ю.Д. Романова. -5-е изд., испр. и доп.. -М.: Эксмо, 2011. -704 с.:a-табл

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины


Электронные образовательные ресурсы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/.Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/.Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/.Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/.Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/.Электронно-библиотечная система РГУПС

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/.Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/.КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание
1 Линденбаум Т.М. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Информатика". РГУПС. - Ростов н/Д, 2018.
2 Ильичева, В.В. Информатика/ учеб.-метод. пособие к лабораторным работам / В.В. Ильичева; ФГБОУ ВО РГУПС.- Ростов н/Д, 2017.- 78с.: ил. - Библиогр.: с.78 + ЭБС РГУПС
3 Ильичева, В.В. Информатика/ учеб.-метод. пособие к практическим работам / В.В. Ильичева; ФГБОУ ВО РГУПС.- Ростов н/Д, 2017.- 53 с.: ил. - Библиогр.: с.53 + ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader.
2 Операционная система Windows
3 MS Office

Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий использованы:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Персональные компьютеры.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 35971.