РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2018 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Физика"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.Б "Концепции современного естествознания"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки

38.03.03 Управление персоналом

программа прикладного бакалавриата

Управление персоналом организации

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2018 г.

 



 






Автор-составитель д.ф-м.н., доц. Надолинский Алексей Михайлович предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.Б "Концепции современного естествознания" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Физика".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.ф-м.н., проф. Богатин Александр Соломонович, профессор, кафедра «Общая физика», ЮФУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1ББ_Концепции с е_Б_38.03.03_во_2_Физика_п24812_35560.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Концепции современного естествознания".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Концепции современного естествознания" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общекультурных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Безопасность жизнедеятельности";

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: историю развития естествознания, сущность основных методов и приёмов исследования, применяемых в естествознании

Умеет: с научно-мировоззренческих позиций оценивать информацию естественнонаучного характера, пользоваться справочной литературой по естественным наукам

Имеет навыки: критического анализа научно-философской и научной литературы, подготовки рефератов и устных сообщений по методологии науки, проблемам современного естествознания

ОК-1 - способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции

Знает: историю развития естествознания, сущность основных методов и приёмов исследования, применяемых в естествознании для формирования гражданской позиции

Умеет: с научно-мировоззренческих позиций оценивать информацию естественнонаучного характера для формирования гражданской позиции

Имеет навыки: критического анализа научно-философской и научной литературы, подготовки рефератов и устных сообщений по методологии науки, проблемам современного естествознания для формирования гражданской позиции.

ОК-2 - способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции

Комментарии кафедры:

Результаты изучения дисциплины соответствуют умениям по ФГОС частично - использовать основы ... знаний для формирования мировоззренческой позиции.


Место дисциплины 1Б.Б "Концепции современного естествознания" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "История", "Математика", "Математика (спецкурс)".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ГПБ, КПБ.

Дисциплина реализуется в 2 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы, или 108 часов, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 50 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
2
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 32 32 32
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 49   49
Контрольная работа (К)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 49   49
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 108 50 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы, или 108 часов, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 10 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
2 3
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 6 6 2 4
Лекции (Лек) 2 2 2  
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 4 4   4
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
4 4 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 94   32 62
Контрольная работа (К) 15     15
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 79   32 47
Контроль, всего и в т.ч. 4     4
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 4     4
Общая трудоемкость, часы 108 10 36 72
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 2

1. Методология науки. История естествознания как основа знаний для формирования мировоззренческой и гражданской позиции. (Компетенция/и ОК-1, ОК-2)

1.1. Методы научного познания. История естествознания: 1) Культура и наука. Методология науки 2) Естественные науки. Проблема двух культур 3) Натурфилософия. Корпускулярная и континуальная концепции 4) Геоцентрическая система мира Птолемея 5) Наука в период Средневековья 6) Эпоха Возрождения. Гелиоцентрическая система мира Коперника.

2. Физические концепции мира как основа знаний для формирования мировоззренческой и гражданской позиции. (Компетенция/и ОК-1, ОК-2)

2.1. Первые научные картины мира – механическая и электромагнитная: 1) Становление классической механики. Учение Галилея и Ньютона 2) Основные понятия и принципы механической картины мира 3) Формирование электромагнитной картины мира 4) Основные понятия и принципы электромагнитной картины мира 5) Специальная и общая теории относительности.

2.2. Квантово-полевая и современная эволюционная картины мира: 1) Кризис классической физики. Корпускулярно-волновой дуализм материи 2) Основные понятия и принципы квантово-полевой картины мира 3) Структурные уровни организации материи 4) Статистическое и термодинамическое описание макросистем 5) Законы сохранения и симметрия 6) Процессы самоорганизации. Синергетика. Эволюционно-синергетическая парадигма.

3. Концепции химии, космологии, геологии как основа знаний для формирования мировоззренческой и гражданской позиции. (Компетенция/и ОК-1, ОК-2)

3.1. Химические концепции: 1) Уровни развития химических знаний 2) Химический элемент. Молекула. 3) Качественный и количественный состав вещества 4) Химический процесс. Реакционная способность веществ. Энергия активации 5) Факторы, влияющие на реакционную способность веществ 6) Смещение химического равновесия. Принцип ле Шателье.

3.2. Концепции космологии и космогонии: 1) Основные структуры мегамира: звёзды, планеты, галактики 2) Расстояния в мегамире. Пространственные масштабы Вселенной 3) Эволюция Вселенной. Космологическая модель Фридмана. Сингулярность 4) Космогонические теории эволюции Земли 5) Современные концепции развития геосферных оболочек.

4. Биологический уровень организации материи как основа знаний для формирования мировоззренческой и гражданской позиции. (Компетенция/и ОК-1, ОК-2)

4.1. Особенности биологического уровня организации материи: 1) Иерархическая организация живого: клетка - единица живого 2) Химический состав живых систем 3) Молекулярные основы жизни, биополимеры 4) Нуклеиновые кислоты ДНК, РНК 5) Функции нуклеиновых кислот и процессы редупликации, транскрипции, трансляции 6) Генетический код. Свойства генетического кода.

4.2. Принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем: 1) Наследственность и изменчивость. Мутации 2) Принципы воспроизводства живых систем 3) Онтогенез, филогенез. Генотип, фенотип, генофонд 4) Теории происхождения жизни 5) Биологическая эволюция.

5. Использование знаний о человеке и природе для формирования мировоззренческой и гражданской позиции. (Компетенция/и ОК-1, ОК-2)

5.1. Человек: происхождение, физиология, здоровье. Проблемы самоорганизации материи и универсальный эволюционизм: 1) Эволюция человека 2) Роль социальных и биологических факторов в эволюции человека 3) Особенности физиологии основных систем организма человека 4) Биосфера. Живое вещество 5) Экосистемы. Проблемы экологии 6) Ноосфера 7) Универсальный эволюционизм. Эволюционно-синергетическая парадигма.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2 6   7
2 4 10   12
3 4 6   10
4 4 6   10
5 2 4   10
Итого 16 32   49
В т.ч. по интерактивным формам 6 10    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 2
1 Культура и наука. Методы научного познания. Использование методов научного познания для формирования мировоззренческой и гражданской позиции 2
Натурфилософия. Корпускулярная и континуальная концепции. Система мира Птолемея 2
Наука в период Средневековья. Эпоха Возрождения. Гелиоцентрическая система мира Коперника 2
2 Классическая механика Ньютона. Механическая картина мира 2
Развитие учения об электрических и магнитных явлениях. Электромагнитная картина мира – основа для формирования мировоззренческой и гражданской позиции. 2
Понятия пространства и времени в теории Эйнштейна. СТО и ОТО 2
Корпускулярно-волновой дуализм вещества. Квантово-полевая картина мира 2
Структурные уровни организации материи. Динамические и статистические закономерности в природе 2
3 Химические системы. Уровни химического знания, этапы развития, теории. Химические процессы 4
Космология и космогония. Формирование мировоззренческой и гражданской позиции в процессе изучения эволюции Вселенной.. Современные концепции развития геосферных оболочек 2
4 Иерархия структурных уровней живой материи. Молекулярные основы жизни 2
Информационные макромолекулы наследственности. Основные понятия и законы генетики 2
Гипотезы возникновения жизни. Эволюция органического мира и формирование мировоззренческой и гражданской позиции.. Многообразие биологических видов 2
5 Основные этапы эволюции человека. Психофизиология человека. Биосфера. Ноосфера 2
Самоорганизация в живой и неживой природе. Использование знаний о человеке и природе для формирования мировоззренческой и гражданской позиции. 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 2
1 Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Дифференциация и интеграция наук. Геоцентрическая система мира Птолемея. 7
2 Гелиоцентрическая система мира Коперника. Учение Галилея. Шкала электромагнитных волн. Постулаты специальной теории относительности Эйнштейна. Волновые свойства частиц. Гипотеза де Бройля. Элементарные частицы. Кварки. Энтропия как мера беспорядка. 12
3 Периодический закон Д. И. Менделеева. Катализаторы. Катализ и автокатализ. Вселенная. Метагалактика. Теория Большого взрыва. Внутреннее строение и история геологического развития Земли. 10
4 Клетка – элементарная единица живой системы. Аминокислоты. Белки, структура белков. Нуклеиновые кислоты. Структура ДНК. Эры и периоды в развитии органической жизни на Земле. 10
5 Эволюционная теория Дарвина. Естественный отбор. Антропогенез. Движущие силы эволюции человека. Живое вещество, косное вещество. Человек, биосфера и космические циклы. Синергетика. Процессы самоорганизации. 10

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 79 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание
1 Концепции современного естествознания : учеб.-метод. пособие для практических занятий, самостоятельной работы студентов и подготовки к контрольным работам / Н. Б. Шевченко, М. Е. Васильева, И. Д. Петров [и др.]. - 2017. - 43 с. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
2
ОК-1 +
ОК-2 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОК-1 2 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ОК-2 2 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

наука и культура;

методы познания;

история естествознания;

механическая картина мира: основные понятия и принципы;

электромагнитная картина мира: основные понятия и принципы;

квантово-полевая картина мира: основные понятия и принципы;

структурные уровни организации материи; микро-, макро-, мегамир;

статистический и термодинамический подходы к описанию макросистем;

законы сохранения и симметрия пространства и времени;

законы сохранения и симметрия пространства и времени;

иерархическая система уровней химического знания;

химический процесс; реакционная способность веществ;

космология; объекты мегамира;

вселенная; эволюция Вселенной;

космогонические теории эволюции Солнечной системы;

живые системы; структурные уровни организации живой материи;

принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем;

концепции происхождения жизни на Земле; теория биохимической эволюции;

синтетическая теория эволюции; макроэволюция и микроэволюция;

биосфера; ноосфера;

синергетика; процессы самоорганизации;

принципы универсального эволюционизма.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 2

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Наука и культура. Естественнонаучная и гуманитарная культуры. Естествознание. Естественные науки.
2) Свойства научного знания. Эмпирические и рациональные методы научного познания.
3) Атомистическая исследовательская программа Демокрита и Эпикура.
4) Континуальная исследовательская программа Аристотеля. Представления Аристотеля о материи, пространстве и времени, о движении и взаимодействии.
5) Аксиоматический метод Евклида. Основные методологические идеи ученых античности.
6) Геоцентрическая система мира Птолемея.
7) Гелиоцентрическая система мира Коперника.
8) Основные понятия и принципы механической картины мира.
9) Основные понятия и принципы электромагнитной картины мира.
10) Постулаты специальной теории относительности Эйнштейна. Инвариантные и относительные величины. Основные следствия СТО.
11) Корпускулярно-волновой дуализм света. Корпускулярно-волновой дуализм как всеобщее свойство материи.
12) Основные понятия и принципы квантовой механики. Соотношение неопределенностей. Принцип дополнительности.
13) Микрочастицы. Атом и атомное ядро. Фермионы и бозоны. Принцип Паули.
14) Энергия связи ядра. Ядерные реакции: цепная реакция деления ядер, термоядерные реакции. Естественная радиоактивность.
15) Фундаментальные взаимодействия. Квантово-полевой механизм передачи взаимодействий.
16) Элементарные частицы. Фундаментальные частицы. Частицы и античастицы.
17) Статистический и термодинамический подходы к описанию макросистем. Энтропия как мера беспорядка.
18) Законы термодинамики. Изолированные и открытые системы. Термодинамическое равновесие.
19) Динамические и статистические закономерности. Динамические и статистические теории.
20) Законы сохранения и симметрия пространства и времени. Методологическая роль законов сохранения в естествознании.
21) Объекты мегамира. Космология. Вселенная. Метагалактика.
22) Теория Большого взрыва. Сингулярность. Основные этапы эволюции Вселенной.
23) Эволюция звёзд. Гравитационный коллапс. Нейтронные звёзды. Чёрные дыры. Галактики.
24) Объекты Солнечной системы. Возраст Солнечной системы. Космогонические теории эволюции Солнечной системы.
25) Внутреннее строение Земли, методы исследования. Эволюция земной коры: тектоника литосферных плит, её движущие силы. Внешние геосферные оболочки.
26) Иерархическая система уровней химического знания. Химический элемент. Изотопы. Периодический закон Д. И. Менделеева.
27) Молекула. Химические связи. Вещества: простые и сложные. Качественный и количественный состав вещества.
28) Химический процесс. Энергия активации. Катализаторы. Катализ и автокатализ. Тепловые эффекты химических процессов: экзотермические и эндотермические реакции.
29) Факторы, влияющие на скорость химической реакции. Химическое равновесие и условия его смещения: принцип Ле Шателье.
30) Живая система. Структурные уровни организации живой материи.
31) Клетка – элементарная единица живой системы. Химический состав клетки.
32) Биополимеры. Особенности органических биополимеров. Аминокислоты. Белки, углеводы, липиды.
33) Нуклеиновые кислоты. Структура ДНК. Основные функции ДНК. Ген, генетический код, кодон. Способность ДНК к самовоспроизведению.
34) Структура РНК. Основные функции РНК. Процессы транскрипции и трансляции. Хиральность молекул живого.
35) Генетика. Наследственность и изменчивость. Хромосомы. Аллели. Геном, генотип, фенотип. Генофонд.
36) Наследственная и модификационной изменчивость. Мутации и их свойства.
37) Концепции происхождения жизни на Земле. Теория биохимической эволюции.
38) Эры и периоды в развитии органической жизни на Земле. Анаэробные и аэробные организмы. Гетеротрофы и автотрофы.
39) Эволюционная теория Дарвина. Три основные формы естественного отбора.
40) Синтетическая теория эволюции. Макроэволюция и микроэволюция. Элементарная единица эволюционного процесса. Основные методы исследования эволюции.
41) Биосфера. Живое вещество. Биогенная миграция атомов.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Сравните роль концепций дискретности и непрерывности материи в механической и элек-тромагнитной картинах мира.
2) Объясните роль концепций дальнодействия и близкодействия в механической и электро-магнитной картинах мира.
3) Объясните связь атомно-молекулярного учения с основными концепциями строения мате-рии.
4) Как связаны инерциальные и неинерциальные системы отсчета в общей теории относи-тельности?
5) Проанализируйте связь материи, пространства и времени в общей и специальной теориях относительности.
6) С какой точностью квантовая механика позволяет предсказать положение и скорость мик-рочастиц?
7) Проанализируйте возможность распада свободного нейтрона на электрон и антипротон.
8) В каком случае изменение числа нуклонов не меняет химические свойства атома?
9) Проанализируйте связь симметрии пространства с законами сохранения.
10) Проанализируйте сходство и различие свойств симметрии пространства и времени.
11) Объясните наличие на Земле свинца с точки зрения космологии.
12) Объясните роль живых организмов в формировании атмосферы Земли.
13) Какова роль фотосинтеза в формировании озонового слоя в атмосфере Земли?
14) Какое влияние оказывает стратосфера на биосферу Земли?
15) В чем состоит сущность человека с точки зрения принципа дополнительности Бора?
16) Как связано производство бесшумного транспорта с решением проблемы загрязнения окружающей среды?
17) Приведите примеры прямых измерений. Опишите метод нахождения абсолютных и относительных погрешностей прямых измерений.
18) Приведите примеры косвенных измерений. Опишите метод нахождения абсолютных и относительных погрешностей косвенных измерений.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Выполните задание по истории естествознания: прочитайте предложенный текст и ответь-те на поставленные вопросы.

2) Выполните задание по методологии науки: прочитайте предложенный текст и ответьте на поставленные вопросы.

3) Выполните задание по разделу: «Концепции дискретности и непрерывности материи в ес-тествознании»: прочитайте предложенный текст и ответьте на поставленные вопросы.

4) Выполните задание по разделу: «Динамические и статистические закономерности в при-роде»: прочитайте предложенный текст и ответьте на поставленные вопросы.

5) Выполните задание по разделу: «Законы сохранения и принципы симметрии»: прочитайте предложенный текст и ответьте на поставленные вопросы.

6) Выполните задание по разделу: «Специальная и общая теории относительности»: прочи-тайте предложенный текст и ответьте на поставленные вопросы.

7) Выполните задание по разделу: «Концепции химии»: прочитайте предложенный текст и ответьте на поставленные вопросы.

8) Выполните задание по разделу: «Концепции космологии и геологии»: прочитайте предло-женный текст и ответьте на поставленные вопросы.

9) Выполните задание по разделу: «Биологический уровень организации материи»: прочи-тайте предложенный текст и ответьте на поставленные вопросы.

10) Выполните задание по разделу: «Человек и природа»: прочитайте предложенный текст и ответьте на поставленные вопросы.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-1 2 1, 2, 3, 4, 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4, 5 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4, 5 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-2 2 1, 2, 3, 4, 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4, 5 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4, 5 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Тулинов В.Ф. Концепции современного естествознания [Электронный ресурс]: Учебник/ Тулинов В.Ф., Тулинов К.В.- Электрон. текстовые данные.- М.: Дашков и К, 2014.- 483 c. ЭБС АйПиЭрБукс

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Лозовский, В.Н. Концепции современного естествознания : учеб. пособие / В.Н. Лозовский, С.В. Лозовский – 2-е изд., испр. - М., СПб., Краснодар, Лань, 2006. НТБ РГУПС
2 Горелов, А. А. Концепции современного естествознания : учеб. пособие для вузов / А.А. Горелов. – 2-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2006. НТБ РГУПС
3 Рузавин, Г.И. Концепции современного естествознания : учеб. для вузов / Г.И. Рузавин. – М. : ЮНИТИ, 2007. НТБ РГУПС
4 Мансуров, А. Н. Физическая картина мира. - М. : Дрофа, 2008
5 Справочник для студентов: Высшая математика. Физика. Теоретическая механика. Сопротивление материалов [Текст] / А.Д. Полянин, В.Д. Полянин, В.А. Попов и др. - М. : Астрель : АСТ, 2000. - 480 с. НТБ РГУПС
6 Концепции современного естествознания [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие / Н. Б. Шевченко, М. Е. Васильева, И. Д. Петров [и др.].. - 2013. - 43 с. ЭБС РРГУПС

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины


Электронные образовательные ресурсы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/.Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/.Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/.Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/.Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/.Электронно-библиотечная система РГУПС

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/.Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/.КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание
1 Надолинский А.М. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Концепции современного естествознания". РГУПС. - Ростов н/Д, 2018.
2 Явна С.А. Элементарные частицы [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие по курсу физики для студентов РГУПС / С.А. Явна, В.В. Тимошевская. - 2009. - 38 с. ЭБС РГУПС
3 Явна С.А. Релятивистская механика : учеб.-метод. пособие / С.А. Явна, А.М. Надолинский; ред. В.А. Явна. - 2011. - 48 с. ЭБС РГУПС
4 Концепции современного естествознания : учеб.-метод. пособие для практических занятий, самостоятельной работы студентов и подготовки к контрольным работам / Н. Б. Шевченко, М. Е. Васильева, И. Д. Петров [и др.]. - 2017. - 43 с. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader.

Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий использованы:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 35560.