РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2018 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Экономика, учет и анализ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.Б "Рынок труда"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки

38.03.03 Управление персоналом

программа прикладного бакалавриата

Управление персоналом организации

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2018 г.

 



 






Автор-составитель к.э.н., доц. Риполь-Сарагоси Людмила Геннадьевна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.Б "Рынок труда" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Экономика, учет и анализ".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.э.н., проф. Буряков Геннадий Александрович, Профессор кафедры "Экономика и менеджмент", ИСОиП (филиал) ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1ББ_Рынок т_Б_38.03.03_во_4_ЭУА_п27257_35035.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Рынок труда".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Рынок труда" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Маркетинг персонала", "Мотивация и стимулирование трудовой деятельности", "Экономика предприятия (организации)";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: нормативные правовые акты в своей профессиональной деятельности

Умеет: использовать нормативные правовые акты в своей профессиональной деятельности

Имеет навыки: использования нормативных правовых актов в своей профессиональной деятельности

ОПК-8 - способностью использовать нормативные правовые акты в своей профессиональной деятельности, анализировать социально-экономические проблемы и процессы в организации, находить организационно-управленческие и экономические решения, разрабатывать алгоритмы их реализации и готовностью нести ответственность за их результаты

Знает: основы маркетинга персонала

Умеет: анализировать состояние и тенденции развития рынка труда с точки зрения обеспечения потребности организации в персонале

Имеет навыки: применения стратегии привлечения персонала на практике

ПК-2 - знанием основ кадрового планирования и контроллинга, основ маркетинга персонала, разработки и реализации стратегии привлечения персонала и умением применять их на практике

Знает: основы разработки и внедрения требований к должностям

Умеет: использовать основные нормативно-правовые документы в области профессиональной деятельности на практике

Имеет навыки: разработки и внедрения требований к должностям

ПК-3 - знанием основ разработки и внедрения требований к должностям, критериев подбора и расстановки персонала, основ найма, разработки и внедрения программ и процедур подбора и отбора персонала, владением методами деловой оценки персонала при найме и умение применять их на практике

Знает: основные положения Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов

Умеет: использовать основные положения Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов

Имеет навыки: работы с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами

ПК-10 - знанием Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, знанием процедур приема, увольнения, перевода на другую работу и перемещения персонала в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и владением навыками оформления сопровождающей документации

Знает: основы разработки и внедрения процедур регулирования трудовых отношений

Умеет: работать с кадровой документацией

Имеет навыки: разработки и внедрения процедур регулирования трудовых отношений

ПК-12 - знанием основ разработки и внедрения кадровой и управленческой документации, оптимизации документооборота и схем функциональных взаимосвязей между подразделениями, основ разработки и внедрения процедур регулирования трудовых отношений и сопровождающей документации

Место дисциплины 1Б.Б "Рынок труда" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "История экономических учений", "Основы менеджмента", "Экономическая теория".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ГПБ, КПБ.

Дисциплина реализуется в 4 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы, или 108 часов, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 50 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
4
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 49   49
Контрольная работа (К)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 49   49
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 108 50 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы, или 108 часов, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 12 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
5 6
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 8 8 4 4
Лекции (Лек) 4 4 4  
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 4 4   4
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
4 4 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 92   30 62
Контрольная работа (К) 15     15
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 77   30 47
Контроль, всего и в т.ч. 4     4
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 4     4
Общая трудоемкость, часы 108 12 36 72
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 4

1. Рынок труда: сущность, основные компоненты, виды и модели. (Компетенция/и ОПК-8, ПК-2, ПК-3, ПК-10, ПК-12)

1.1. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал общества: 1) Трудовые ресурсы и рабочая сила 2) Экономически активное и экономически неактивное население 3) Трудовой потенциал общества.

1.2. Основные компоненты рынка труда и механизм их взаимодействия: 1) Сущность рынка труда 2) Особенности функционирования рынка труда 3) Компоненты рынка труда.

1.3. Современные виды и модели рынка труда: 1) Виды рынка труда 2) Модели рынка труда.

2. Политика занятости и ее регулирование в рыночном хозяйстве. (Компетенция/и ОПК-8)

2.1. Сущность и цели государственной политики занятости: 1) Теории занятости населения 2) Принципы и основные направления политики занятости 3) Функции занятости.

3. Безработица в экономики России. (Компетенция/и ОПК-8, ПК-2)

3.1. Безработица: 1) Понятие безработицы. 2) Классификация безработицы.

3.2. Скрытые формы занятости и безработицы: 1) Сущность и содержание скрытых форм безработицы и занятости 2) Причины и социальные последствия скрытой безработицы и теневой занятости.

3.3. Причины безработицы, особенности и пути минимизации: 1) Причины безработицы. 2) Статистика безработицы. 3) Особенности безработицы в РФ. 4) Пути минимизации безработицы.

4. Регулирование рынка труда. (Компетенция/и ОПК-8, ПК-2, ПК-3, ПК-10, ПК-12)

4.1. Современные тенденции регулирования рынка труда: 1) Исторический опыт регулирования рынка труда 2) Государственное регулирование спроса на труд 3) Государственные программы регулирования рынка труда.

4.2. Рынок труда в сфере деятельности предприятий: 1) Правовая основа организации труда на предприятиях 2) Обеспечения потребности организации в персонале.

4.3. Государственная система управления трудовыми ресурсами: 1) Необходимость и сущность управления трудом 2) Типы, формы и методы управления трудом.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 8 8   10
2 4 2   15
3 10 4   12
4 10 2   12
Итого 32 16   49
В т.ч. по интерактивным формам   6    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 4
1 Трудовой потенциал 4
Субъекты рынка труда 4
2 Политика занятости в РФ 2
3 Безработица в современной России 2
Скрытая и теневая занятость 2
4 Особенности рынка труда в сфере деятельности предприятий с иностранным капиталом 1
Перспективы развития рынка труда в сфере деятельности предприятий 1

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 4
1 Динамика численности возрастного состава населения России 2
Тенденции миграционных процессов 4
История развития рынка труда 4
2 Активная политика занятости в РФ 15
3 Социально–экономические механизмы регулирования занятости в трудоизбыточном регионе 4
Социологический анализ процессов стабилизации занятости населения 4
Теневая занятость 4
4 Управление трудом – управление сферой социально-трудовых отношений 4
Уровни управления трудом 4
Управление человеческими ресурсами в системе согласования целей менеджмента организаций 4

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 77 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание
1 Риполь-Сарагоси, Л.Г., Оксенюк, Е.Е. Рынок труда: Учебно-методическое пособие для практических занятий, выполнению самостоятельных и контрольных работ. Рост. гос. ун-т путей сообщения.: Ростов н/Д, 2017. Электронно-библиотечная система РГУПС http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/components/com_irbis/ajax_provider.php?unit=ed_static&task=ed_download&bl_id=3&rec_id=1315964019&occ=1

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
4
ОПК-8 +
ПК-2 +
ПК-3 +
ПК-10 +
ПК-12 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-8 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ПК-2 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ПК-3 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ПК-10 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ПК-12 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

предусмотренные учебным планом контрольные работы студентов заочной формы обучения выполняются в форме компьютерного тестирования. Фонды оценочных средств имеются в ЦМКО.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 4

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Сущность рынка труда
2) Особенности функционирования рынка труда
3) Компоненты рынка труда
4) Виды рынка труда
5) Модели рынка труда
6) Трудовые ресурсы и рабочая сила
7) Экономически активное и экономически неактивное население
8) Правовую основу организации труда на предприятиях
9) Исторический опыт регулирования рынка труда
10) Уровни управления трудом
11) Необходимость управления трудом
12) Сущность управления трудом
13) Типы, формы управления трудом
14) Методы управления трудом
15) Понятие безработицы.
16) Классификацию безработицы.
17) Сущность и содержание скрытых форм безработицы и занятости
18) Причины скрытой безработицы
19) Социальные последствия скрытой безработицы
20) Причины теневой занятости
21) Социальные последствия теневой занятости
22) Особенности безработицы в РФ.
23) Пути минимизации безработицы
24) Теории занятости населения
25) Функции занятости
26) Скрытую и теневую занятость
27) Историю развития рынка труда
28) Особенности рынка труда в сфере деятельности предприятий с иностранным капиталом
29) Государственную систему управления трудовыми ресурсами

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Оценить состояние развития рынка труда с точки зрения обеспечения потребности организации в персонале
2) Определить тенденции развития рынка труда с точки зрения обеспечения потребности организации персонале
3) Оценить положение организации на рынке труда
4) Определить трудовой потенциал работника
5) Разработать системы мероприятий по улучшению имиджа организации как работодателя
6) Управлять человеческими ресурсами в системе согласования целей менеджмента организаций
7) Провести социологический анализ процессов стабилизации занятости населения
8) Определить потребности в рабочих местах
9) Провести диагностический анализ рынка труда

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Использования нормативных правовых актов в своей профессиональной деятельности.

2) Применения стратегии привлечения персонала на практике.

3) Работы с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

4) Разработки и внедрения процедур регулирования трудовых отношений.

5) Разработки и внедрения требований к должностям.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-8 4 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-2 4 1, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-3 4 1, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-10 4 1, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-12 4 1, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Меньшикова О. И. Рынок труда и занятость населения [Электронный ресурс] : Учебное пособие / Меньшикова О. И. - Москва : Московский гуманитарный университет, 2015. - 180 с. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Ермишина Е. Б. Экономика труда [Электронный ресурс] : Учебное пособие для студентов-бакалавров, обучающихся по направлению подготовки «Экономика» / Ермишина Е. Б. - Краснодар, Саратов : Южный институт менеджмента, Ай Пи Эр Медиа, 2017. - 106 с. Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
2 Управление персоналом, журнал 2015-2018 гг

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины


Электронные образовательные ресурсы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/.Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/.Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/.Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/.Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/.Электронно-библиотечная система РГУПС

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/.Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/.КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание
1 Риполь-Сарагоси Л.Г. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Рынок труда". РГУПС. - Ростов н/Д, 2018.
2 Риполь-Сарагоси, Л.Г., Оксенюк, Е.Е. Рынок труда: Учебно-методическое пособие для практических занятий, выполнению самостоятельных и контрольных работ. Рост. гос. ун-т путей сообщения.: Ростов н/Д, 2017. Электронно-библиотечная система РГУПС http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/components/com_irbis/ajax_provider.php?unit=ed_static&task=ed_download&bl_id=3&rec_id=1315964019&occ=1

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader.

Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий использованы:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Персональные компьютеры.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 35035.