РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2018 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Экономика, учет и анализ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.В.ОД "Регламентация и нормирование труда"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки

38.03.03 Управление персоналом

программа прикладного бакалавриата

Управление персоналом организации

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2018 г.

 



 






Автор-составитель к.э.н., доц. Риполь-Сарагоси Людмила Геннадьевна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.В.ОД "Регламентация и нормирование труда" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Экономика, учет и анализ".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.э.н., проф. Буряков Геннадий Александрович, профессор кафедры "Экономика и менеджмент", ИСОиП (филиал) ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БВОД_Регламентация и н т_Б_38.03.03_во_5_ЭУА_п27321_35034.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Регламентация и нормирование труда".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Регламентация и нормирование труда" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых и вариативных дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и профилем подготовки "Управление персоналом организации".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Основы безопасности труда", "Основы организации труда", "Управление персоналом организации";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: основы научной организации и нормирования труда

Умеет: расчитывать нормы затрат труда

Имеет навыки: оптимизации норм обслуживания и численности

ПК-5 - знанием основ научной организации и нормирования труда, владением навыками проведения анализа работ и анализа рабочих мест, оптимизации норм обслуживания и численности, способностью эффективно организовывать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды и умение применять их на практике

Знает: основы организации труда

Умеет: использовать нормативную правовую литературу в своей профессиональной деятельности

Имеет навыки: разработки организационной и функционально-штатной структуры, разработки локальных нормативных актов, касающихся организации труда (правила внутреннего трудового распорядка, положение об отпусках, положение о командировках)

ПК-11 - владением навыками разработки организационной и функционально-штатной структуры, разработки локальных нормативных актов, касающихся организации труда (правила внутреннего трудового распорядка, положение об отпусках, положение о командировках)

Место дисциплины 1Б.В.ОД "Регламентация и нормирование труда" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав вариативной части (В.ОД).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Правоведение", "Рынок труда", "Экономика и социология труда", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ГПБ, КПБ.

Дисциплина реализуется в 5 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы, или 108 часов, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 50 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
5
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб) 2 2 2
Практические, семинары (Пр) 14 14 14
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 49   49
Контрольная работа (К)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 49   49
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 108 50 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы, или 108 часов, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 12 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
7 8
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 8 8 4 4
Лекции (Лек) 4 4 4  
Лабораторные работы (Лаб) 2 2   2
Практические, семинары (Пр) 2 2   2
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
4 4 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 92   30 62
Контрольная работа (К) 15     15
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 77   30 47
Контроль, всего и в т.ч. 4     4
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 4     4
Общая трудоемкость, часы 108 12 36 72
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 5

1. Теоретические основы регламентации труда персонала. (Компетенция/и ПК-11)

1.1. Сущность регламентации труда.

1.2. Классификация форм регламентации.

1.3. Значение регламентации труда персонала в организации.

2. Организация нормирования труда на предприятии. (Компетенция/и ПК-5)

2.1. Сущность нормирования труда. Виды норм.

2.2. Обоснование норм затрат труда.

2.3. Методы установления норм затрат труда.

3. Анализ состояния норм труда. (Компетенция/и ПК-5)

3.1. Роль нормирования труда.

3.2. Нормирование труда рабочих.

3.3. Особенности нормирования труда руководителей и специалистов.

4. Изучение затрат рабочего времени. (Компетенция/и ПК-5)

4.1. Методы изучения затрат рабочего времени.

4.2. Классификация затрат рабочего времени.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 8 4 2 12
2 8 4   12
3 8 4   12
4 8 2   13
Итого 32 14 2 49
В т.ч. по интерактивным формам 8 8    

Лабораторный практикум

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 лабораторный практикум 2

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Значение регламентации труда персонала в организации. Классификация форм регламентации 4
2 Обоснование норм затрат труда. Анализ состояния нормирования труда. Роль нормирования труда. Особенности нормирования труда различных категорий персонала. 4
3 Фотография рабочего дня персонала Анализ затрат рабочего времени персонала. 4
4 Виды затрат рабочего времени 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Основы регламентации труда отдельных категорий работников 12
2 Организация нормирования труда отдельных категорий работников 12
3 Изучение затрат рабочего времени отдельных категорий работников 12
4 Виды затрат рабочего времени 13

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 77 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание
1 Риполь-Сарагоси Л.Г Регламентация и нормирование труда: Учебно-методическое пособие для практических занятий, самостоятельного изучения учебного материала и выполнения лабораторных и контрольных работФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 30 с. : табл., прил. http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/index.php?option=com_irbis&view=irbis&Itemid=108

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
5
ПК-5 +
ПК-11 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ПК-5 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ПК-11 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

предусмотренные учебным планом контрольные работы студентов заочной формы обучения выполняются в форме компьютерного тестирования. Фонды оценочных средств имеются в ЦМКО.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 5

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Понятие и основные элементы регламентации труда.
2) Содержание регламентации труда на предприятии.
3) Историю развития регламентации труда.
4) Принципы и задачи научной организации труда.
5) Формы и виды разделения труда.
6) Формы кооперации труда.
7) Сущность и классификация регламентов труда.
8) Нормативно-правовое обеспечение регламентации труда.
9) Объекты регламентации труда.
10) Основные требования к проектированию режимов труда и отдыха.
11) Основы регламентация условий труда.
12) Регламенты, упорядочивающих деятельность рабочих кадров
13) Направления регламентации труда: организационно-правовая регламентация
14) Направления регламентации труда: экономическая регламентация
15) Направления регламентации труда: социально-психологическое
16) Виды кадровых документов
17) Этапы работы по изучению, проектированию и внедрению рациональных приёмов и методов труда.
18) Сущность и основные понятия нормирования труда.
19) Исторические этапы развития нормирования труда.
20) Этапы разработки норм затрат труда
21) Классификация норм труда.
22) Аналитический метод нормирования труда.
23) Суммарный метод нормирования труда
24) Понятие «микроэлементное нормирование труда»
25) Методы изучения затрат рабочего времени.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Работать с формой ТНУ-2
2) Работать с формами Т-1 и Т-1а
3) Работать с формами Т-2 и Т-2 ГС(ГМ)
4) Работать с формой Т-3
5) Работать с формой Т-4
6) Работать с формами Т-5 и Т-5а
7) Работать с формой Т-6 и Т-6а
8) Работать с формой Т-7
9) Работать с формами Т-8 и Т-8а
10) Работать с формами Т- 9 и Т-9а
11) Работать с формами Т-10 и Т-10а
12) Работать с формами Т-11 и Т-11а
13) Работать с формой Т-12
14) Работать с формой Т-13
15) Работать с формой Т-73
16) Разрабатывать проводить самофотографию рабочего дня
17) Рассчитать возможный рост производительности труда по результатам фотографии рабочего дня
18) Рассчитать календарный фонд рабочего времени и коэффициент его использования
19) Рассчитать табельный фонд рабочего времени и коэффициент его использования
20) Рассчитать максимально возможный фонд рабочего времени и коэффициент его использования
21) Рассчитать среднесписочную численность на основе данных календарного фонда рабочего времени
22) Коэффициент режимов работы оборудования
23) Разработать должностную инструкцию
24) Разработать график режимов труда и отдыха
25) Разработать график дополнительного времени отдыха при особых категориях тяжести труда

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Разработки организационной и функционально-штатной структуры, разработки локальных нормативных актов, касающихся организации труда (правила внутреннего трудового распорядка, положение об отпусках, положение о командировках).

2)Оптимизации норм обслуживания и численности.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-5 5 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-11 5 1 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Экономика труда. В 2 ч., часть 1: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры/ И.М. Алиев, Н.А. Горелов, Л.О. Ильина - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Юрайт», 2017. Электронно-библиотечная система "Юрайт" https://biblio-online.ru/viewer/F20EA8D8-6267-4BEF-BAC0-484768CE4B1E/ekonomika-truda-v-2-ch-chast-1#page/1
2 Экономика труда. В 2 ч., часть 2: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры/ И.М. Алиев, Н.А. Горелов, Л.О. Ильина - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Юрайт», 2017. Электронно-библиотечная система "Юрайт" https://biblio-online.ru/viewer/F20EA8D8-6267-4BEF-BAC0-484768CE4B1E/ekonomika-truda-v-2-ch-chast-1#page/2

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Управление персоналом, журнал 2016-2018 г.
2 Вопросы экономики, журнал 2016-2018 гг
3 Давыдов А.В. Нормирование рабочего времени работников умственного труда на железнодорожном транспорте [Электронный ресурс] : учеб. пособие / А.В. Давыдов. - М. : УМЦ ЖДТ, 2015. Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины


Электронные образовательные ресурсы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/.Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/.Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/.Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/.Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/.Электронно-библиотечная система РГУПС

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/.Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/.КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание
1 Риполь-Сарагоси Л.Г. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Регламентация и нормирование труда". РГУПС. - Ростов н/Д, 2018.
2 Риполь-Сарагоси Л.Г Регламентация и нормирование труда: Учебно-методическое пособие для практических занятий, самостоятельного изучения учебного материала и выполнения лабораторных и контрольных работФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 30 с. : табл., прил. http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/index.php?option=com_irbis&view=irbis&Itemid=108

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader.

Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий использованы:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Персональные компьютеры.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 35034.