РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2018 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Теория организации и управление персоналом"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.В.ОД "Экономика управления персоналом"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки

38.03.03 Управление персоналом

программа прикладного бакалавриата

Управление персоналом организации

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2018 г.

 



 






Автор-составитель к.э.н., доц. Ватолина Марина Владимировна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.В.ОД "Экономика управления персоналом" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Теория организации и управление персоналом".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.э.н., проф. Абазиева Камилла Григорьевна, профессор, ФГБОУ ВО РГЭУ кафедра "Управления персоналом и социология".





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БВОД_Экономика у п_Б_38.03.03_во_8_ТОУП_п22736_34770.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Экономика управления персоналом".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Экономика управления персоналом" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых и вариативных дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и профилем подготовки "Управление персоналом организации".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Основы управленческого консультирования";

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: основы научной организации и нормирования труда

Умеет: эффективно организовывать групповцю работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды

Имеет навыки: проведения анализа работ и анализва рабочих мест

ПК-5 - знанием основ научной организации и нормирования труда, владением навыками проведения анализа работ и анализа рабочих мест, оптимизации норм обслуживания и численности, способностью эффективно организовывать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды и умение применять их на практике

Знает: экономические показатели деятельности организации и показатели по труду

Умеет: проводить анализ экономических показателей деятельности организации

Имеет навыки: разработки и экономического обоснования мероприятий по их улуяшению

ПК-14 - владением навыками анализа экономических показателей деятельности организации и показателей по труду (в том числе производительности труда), а также навыками разработки и экономического обоснования мероприятий по их улучшению и умением применять их на практике

Место дисциплины 1Б.В.ОД "Экономика управления персоналом" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав вариативной части (В.ОД).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Управление персоналом организации", "Экономика предприятия (организации)", "Экономическая теория".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ГПБ, КПБ.

Дисциплина реализуется в 8 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы, или 108 часов, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 42 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
8
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 40 40 40
Лекции (Лек) 10 10 10
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 30 30 30
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 57   57
Контрольная работа (К)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 57   57
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 108 42 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы, или 108 часов, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 14 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
11 12
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 10 10 4 6
Лекции (Лек) 4 4 4  
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 6 6   6
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
4 4 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 90   30 60
Контрольная работа (К) 15     15
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 75   30 45
Контроль, всего и в т.ч. 4     4
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 4     4
Общая трудоемкость, часы 108 14 36 72
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 8

1. Закономерности и тенденции экономики управления персонала. (Компетенция/и ПК-14)

1.1. Предмет и содержание дисциплины. Экономические методы управления персоналом: 1) Основные составляющие экономики организации. 2) Место службы управления персоналом в экономике организации. 3) Основные задачи и функции службы управления персоналом. 4) Структура службы управления персоналом.

1.2. Место и роль HR-бюджета в системе планирования и в бюджете организации: 1) Классификация бюджетов: операционный и функциональный бюджет затрат на персонал. 2) Управленческий и финансовый учёт: сравнительный анализ. 3) Цели разработки бюджета компании. 4) Функции бюджетирования: прогнозирование, координация, контроль .

2. Разработка детализированных HR-бюджетов. (Компетенция/и ПК-5)

2.1. Содержание и этапы бюджетирования на предприятии: 1) Планирование бюджета на предприятии. 2) Учет финансовых возможностей предприятия. 3) Учет материальных возможностей предприятия.

2.2. Анализ затрат, планируемых HR-службой: 1) Затраты на подбор персонала. 2) Затраты на материальное стимулирование персонала. 3) Бюджетирование затрат на развитие персонала. 4) Бюджетирование затрат на обучение персонала.

2.3. Затраты HR-службы на развитие персонала: 1) Обучение как метод повышения приверженности и лояльности персонала и роста его конкурентоспособности. 2) Затраты на обучение персонала. 3) Затраты на повышение квалификации и профессиональную переподготовку, стажировку персонала. 4) Затраты на управление деловой карьерой, управление кадровым резервом.

3. Оптимизация затрат на персонал. Эффективность затрат. (Компетенция/и ПК-14)

3.1. Методы сокращения издержек на персонал: 1) Виды издержек на персонал. 2) Методы сокращения издержек на персонал.

3.2. Эффективность затрат на персонал:пути повышения: 1) Сегментарный учёт эффективности затрат на персонал. 2) Критерии оценки эффективности расходов на персонал.

3.3. Эффективность затрат на персонал: 1) Показатели оценки результатов труда. 2) Учет социальной составляющей пли планировании затрат на персонал.

4. Учёт и анализ вознаграждения персонала как самого важного и крупного элемента в затратах на персонал. (Компетенция/и ПК-5)

4.1. Влияние основных затрат на персонал на финансовые результаты деятельности организации: 1) Основные затраты на персонал. 2) Влияние затрат на подбор персонала на финансовые результаты деятельности организации. 3) Влияние затрат на обучение и переподготовку персонала на финансовые результаты деятельности организации.

4.2. Нормативное регулирование учёта и анализа вознаграждения персонала: 1) Учет вознаграждения персонала. 2) Нормативное регулирование учета вознаграждения персонала. 3) Анализ вознаграждения персонала.

4.3. Факторный анализ вознаграждения персонала организации в целях оптимизации затрат на персонал: 1) Анализ фактического вознаграждения персонала. 2) Оптимизация затрат на персонал.

4.4. Анализ стимулирующих выплат и оценка их эффективности: 1) Анализ эффективности использования средств на заработную плату. 2) Анализ производительности труда и выручки от продаж. 3) Анализ расходов на заработную плату и других видов вознаграждений.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 2 8   15
2 2 8   15
3 4 8   15
4 2 6   12
Итого 10 30   57
В т.ч. по интерактивным формам 10 30    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 8
1 Классификация бюджетов: операционный и функциональный бюджет затрат на персонал. Управленческий и финансовый учёт: сравнительный анализ. Цели разработки бюджета компании. Функции бюджетирования: прогнозирование, координация, контроль . 8
2 Бюджетирование затрат на развитие персонала. Бюджетирование затрат на обучение персонала. Обучение как метод повышения приверженности и лояльности персонала и роста его конкурентоспособности. 8
3 Сегментарный учёт эффективности затрат на персонал. Критерии оценки эффективности расходов на персонал. Показатели оценки результатов труда. 8
4 Анализ эффективности использования средств на заработную плату: сравнение с производительностью труда и выручкой от продаж. Раскрытие в отчётности информации о заработной плате и других видах вознаграждения. 6

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 8
1 Экономические категории рыночного хозяйствования , планирование и контроль их значений и роль в их формировании управления персоналом. Управленческий и финансовый учёт: сравнительный анализ. Цели разработки бюджета компании. 15
2 Бюджетирование затрат по найму персонала и источники привлечения персонала. Бюджетирование затрат по высвобождению персонала. Расчёт затрат по социальному пакету. 15
3 Показатели и критерии эффективности управления персоналом. Пути повышения эффективности системы управления персоналом. 15
4 Государственные гарантии вознаграждения наёмных работников. Связь российского законодательства о вознаграждении персонала с международными правовыми актами. Расходы по вознаграждению персонала, определённые Налоговым кодексом РФ. 12

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 75 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание
1 Дресвянников В.А. Управление человеческими ресурсами [Электронный ресурс]: Учебное пособие/ Дресвянников В.А., Лосева О.В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2014.— 170 c.

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
8
ПК-5 +
ПК-14 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ПК-5 8 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ПК-14 8 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

оценка экономических результатов совершенствования системы и технологии управления персоналом (индивидуальное задание с учетом места работы студента-заочника).

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 8

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Бюджетирование как инструмент эффективного управления.
2) Классификация бюджетов: операционный и функциональный бюджеты затрат на персонал.
3) Цели разработки бюджета компании. Функции бюджетирования: прогнозирование, координация, контроль.
4) Бюджетная структура организации. Задачи и функции бюджетной структуры организации. Место HR-бюджета в бюджете организации.
5) Стандартные подходы к системе планирования. Контур управления и этапы планирования. Пирамида планирования Франклина.
6) Форматы постановки целей ДИСКО и SMART. Стратегические подпрограммы и их согласование.
7) HR-стратегия и стратегия развития бизнеса. Стратегический план развития и система бюджетирования.
8) Этапы планирования затрат на обучение
9) Бенчмаркинг как метод защиты бюджета.
10) Распределение функций и ответственности между сотрудниками службы управления персоналом.
11) Показатели и критерии эффективности управления персоналом.
12) Вознаграждение в виде заработной платы – ведущий элемент в затратах на персонал.
13) Зависимость прибыли и выручки от реализации от затрат на персонал.
14) Государственные гарантии вознаграждения наёмных работников.
15) Связь российского законодательства о вознаграждении персонала с международными правовыми актами.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Составить стратегический и оперативный планы.
2) Провести бюджетирование затрат по найму персонала и раскрыть источники привлечения персонала.
3) Раскрыть косвенные финансовые потери ошибок подбора и показать их влияние на усиление нагрузки статей затрат.
4) Провести бюджетирование затрат по высвобождению персонала. Показать факторы, влияющие на затраты при высвобождении.
5) Рассчитать индекс занятости и показать его влияние на затраты по высвобождению.
6) Провести бюджетирование затрат по адаптации персонала.
7) Провести бюджетирование затрат по функционированию персонала.
8) Провести бюджетирование затрат по улучшению условий и охраны труда.
9) Провести бюджетирование затрат по оплате труда.
10) Провести бюджетирование социальных выплат, компенсационных выплат. Расчёт затрат по социальному пакету.
11) Бюджетирование затрат на развитие персонала.
12) Провести бюджетирование затрат на обучение персонала.
13) Раскрыть обучение как метод повышения приверженности и лояльности персонала и роста его конкурентоспособности.
14) Произвести расчет стоимости трудовых ресурсов и её изменения в связи с обучением.
15) Провести бюджетирование затрат на формирование кадрового резерва.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Раскрыть подходы к планированию и бюджетированию: «сверху вниз», «снизу вверх», «встречное».

2) Провести сравнительный анализ управленческого и финансового учёта.

3) Провести анализ показателей базового периода как этап подготовки к разработке бюджета.

4) Раскрыть виды затрат на обучение.

5) Показать способы выявления потребностей и их влияние на уровень затрат на обучение.

6) Раскрыть методы обучения и показать их влияние на затраты.

7) Раскрыть способы сокращения издержек на обучение.

8) Показать направления экономии расходов на обучение.

9) Раскрыть методы регулирования расходов на персонал.

10) Раскрыть способы оптимизации затрат на рабочие выплаты: аутсорсинг, аутстаффинг и другие.

11) Произвести сравнительный анализ бюджетов отечественных фирм с западными компаниями.

12) Показать пути повышения эффективности системы управления персоналом.

13) Раскрыть системный подход к экономическому анализу вознаграждения персонала.

14) Раскрыть структура комплексного экономического анализа вознаграждения персонала.

15) Показать уровни нормативного регулирования учёта и анализа вознаграждения персонала.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-5 8 2, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
2, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-14 8 1, 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 3 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 . Мумладзе Р. Г. Управление персоналом [Текст] : Учебник / Мумладзе Р. Г. - Москва : Палеотип, 2014. - 410 с.
2 Агарков А. П. Экономика и управление на предприятии [Текст] : Учебник для бакалавров / Агарков А. П. - Москва : Дашков и К, 2017. - 400 с.

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Алексейчева Е. Ю. Экономика организации (предприятия) [Текст] : Учебник для бакалавров / Алексейчева Е. Ю. - Москва : Дашков и К, 2016. - 291 с.
2 Головачев А. С. Экономика организации (предприятия) [Электронный ресурс] : Учебное пособие / Головачев А. С. - Минск : Вышэйшая школа, 2015. - 688 с.

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины


Электронные образовательные ресурсы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/.Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/.Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/.Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/.Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/.Электронно-библиотечная система РГУПС

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/.Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/.КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание
1 Ватолина М.В. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Экономика управления персоналом". РГУПС. - Ростов н/Д, 2018.
2 М.В. Ватолина Экономика управления персоналом: Учебно-методическое пособие к лабораторным работам, для практических работ и контрольных работ. ФГБОУ ВО РГУПС. Ростов н/Д. 2017 ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader.

Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий использованы:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 34770.