РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2018 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Теория организации и управление персоналом"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.Б "Экономика и социология труда"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки

38.03.03 Управление персоналом

программа прикладного бакалавриата

Управление персоналом организации

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2018 г.

 



 






Автор-составитель к.э.н. Киященко Татьяна Андреевна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.Б "Экономика и социология труда" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Теория организации и управление персоналом".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.э.н., проф. Абазиева Камилла Григорьевна, заведующая кафедрой , ФГБОУ ВО РГЭУ кафедра "Управления персоналом и социология".





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1ББ_Экономика и с т_Б_38.03.03_во_4_ТОУП_п22735_34767.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Экономика и социология труда".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Экономика и социология труда" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Мотивация и стимулирование трудовой деятельности", "Оплата труда персонала", "Регламентация и нормирование труда";

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: Как определять цели и задачи организации, методы анализа результатов исследований

Умеет: Анализировать результаты исследований, применять результаты исследований в своей организации

Имеет навыки: Продемонстрировать анализ результатов исследований, применить результаты исследований в контексте целей, задач в своей организации

ОПК-5 - способностью анализировать результаты исследований в контексте целей и задач своей организации

Знает: нормативно-правовую базу трудовой деятельности; социально-экономические процессы в организации; понятие и виды управленческих решений, алгоритм реализации

Умеет: применять нормативно-правовые акты в сфере трудовой деятельности; анализировать социально-экономические проблемы и процессы в организации; разрабатывать алгоритмы организационно-управленческих и экономических решений.

Имеет навыки: анализа и применения нормативно-правовыx актов в сфере трудовой деятельности; составления алгоритма принятия управленческого решения.

ОПК-8 - способностью использовать нормативные правовые акты в своей профессиональной деятельности, анализировать социально-экономические проблемы и процессы в организации, находить организационно-управленческие и экономические решения, разрабатывать алгоритмы их реализации и готовностью нести ответственность за их результаты

Знает: Основные положения кадровой политики и стратегии объекта практики; порядок проведения анализа трудового потенциала и интеллектуального капитала

Умеет: Осуществлять поиск информации, касаемо использования трудового потенциала и интеллектуального капитала организации; применять методики анализа кадровой политики и стратегического управления к исследованию данных объекта практики

Имеет навыки: Продемонстрировать навыки представления в устной и письменной форме результатов анализа, полученных выводов и рекомендаций для объекта исследуемой организации

ПК-1 - знанием основ разработки и реализации концепции управления персоналом, кадровой политики организации, основ стратегического управления персоналом, основ формирования и использования трудового потенциала и интеллектуального капитала организации, отдельного работника, а также основ управления интеллектуальной собственностью и умение применять их на практике

Знает: Особенности нормативно-правовой базы по безопасности и охране труда; основы политики организации по безопасности труда; основы оптимизации режимов труда и отдыха с учетом требований психофизиологии и эстетики труда для различных категорий персонала

Умеет: Выявлять нарушения в работе по обеспечению безопасности труда; применять на практике нормативно-правовую базу безопасности и охраны труда организации; разрабатывать режимы труда и отдыха с учетом требований психофизиологии, эргономики и эстетики труда для различных категорий персонала

Имеет навыки: Охарактеризовать основные правовые базы по безопасности и охране труда; продемонстрировать методы диагностики нарушений в работе по обеспечению безопасности труда; проявить навыки разработки мероприятий, направленные на безопасность, снижение травматизма и аварийности, профессиональных заболеваний

ПК-9 - знанием нормативно-правовой базы безопасности и охраны труда, основ политики организации по безопасности труда, основ оптимизации режимов труда и отдыха с учетом требований психофизиологии, эргономики и эстетики труда для различных категорий персонала, владением навыками расчетов продолжительности и интенсивности рабочего времени и времени отдыха персонала, а также владение технологиями управления безопасностью труда персонала и умение применять их на практике

Знает: основные экономические показатели деятельности организации и показателей по труду; знать специфику разработки и экономического обоснования мероприятий по улучшению показателей.

Умеет: проводить анализ экономических показателей деятельности предприятия и показателей по труду; уметь разрабатывать и экономически обосновывать мероприятия по улучшению показателей

Имеет навыки: проведения анализа основных экономических показателей деятельности предприятия и показателей по труду; иметь навыки разработки и экономического обоснования мероприятий по улучшению показателей и умением применять их на практике

ПК-14 - владением навыками анализа экономических показателей деятельности организации и показателей по труду (в том числе производительности труда), а также навыками разработки и экономического обоснования мероприятий по их улучшению и умением применять их на практике

Место дисциплины 1Б.Б "Экономика и социология труда" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Основы управления персоналом", "Социология", "Экономическая теория".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ГПБ, КПБ.

Дисциплина реализуется в 4 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы, или 144 часа, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 51 час.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
4
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 57   57
Контрольная работа (К)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР) 35   35
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 22   22
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 144 51 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы, или 144 часа, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 14 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
5 6
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 10 10 4 6
Лекции (Лек) 4 4 4  
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 6 6   6
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
4 4 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 121   66 55
Контрольная работа (К)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР) 35     35
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 86   66 20
Контроль, всего и в т.ч. 9     9
Экзамен (Экз) 9     9
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 144 14 72 72
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 4

1. Труд и социально-трудовые отношения. (Компетенция/и ОПК-5, ОПК-8)

1.1. Труд – основа жизнедеятельности человека и общества: 1) Труд как социально-экономическая категория. 2) Экономические элементы трудовой деятельности. 3) Трудовая функция – главный элемент процесса труда. 4) Обогащение труда. 5) Основные категории социологии труда. 6) Социальные функции труда.

1.2. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал общества, организации, человека: 1) Сущность понятий «трудовые ресурсы» и «трудовой потенциал» общества, организации, человека. 2) Формирование и использование трудовых ресурсов. 3) Сущность и показатели трудового потенциала.

1.3. Рынок труда как регулятор занятости и безработицы: 1) Сущность, структура, функции и классификация рынков труда. 2) Механизм функционирования рынка труда. 3) Сущность, виды и формы занятости. 4) Сущность, формы и виды безработицы.

1.4. Социально-трудовые отношения и их регулирование: 1) Сущность, типы и субъекты социально-трудовых отношений. 2) Социальное партнерство.

2. Экономика трудовой деятельности, нормативно-правовое регулирование в профессиональной деятельности. (Компетенция/и ПК-1)

2.1. Организация, нормирование и регламентация труда и трудовых процессов: 1) Экономическая сущность организации труда. 2) Научная организация труда. 3) Разделение и кооперация труда. 4) Организация и рационализация трудовых процессов. 5) Организация, обслуживание и аттестация рабочих мест. 6) Безопасность организации и охрана труда персонала. 7) Сущность нормирования труда. 8) Классификация норм и нормативов. 9) Классификация затрат рабочего времени. 10) Методы исследования затрат рабочего времени. 11) Методы нормирования труда. 12) Сущность и виды регламентации труда.

2.2. Проектирование организации труда и трудовых процессов: 1) Сущность и принципы функционально-стоимостного метода проектирования организации труда и трудовых процессов. 2) Сбор, изучение и систематизация информации для анализа организации труда и трудовых процессов. 3) Анализ функций, выполняемых персоналом, и затрат на их осуществление. 4) Разработка проекта совершенствования организации труда и трудовых процессов. 5) Анализ уровня организации труда и трудовых процессов. 6) Разработка типовых проектов организации труда и трудовых процессов.

2.3. Оплата труда и формирование доходов работника: 1) Принцип формирования доходов в рыночной экономике. 2) Структура личных доходов населения и работающих. 3) Сущность, элементы и функции заработной платы. 4) Формы и системы заработной платы. 5) Состав фонда оплаты труда. 6) Планирование фонда оплаты труда.

2.4. Анализ и планирование трудовых показателей: 1) Трудовые показатели и факторы, их определяющие. 2) Анализ и оценка трудового потенциала организации. 3) Анализ использования рабочего времени. 4) Анализ производительности и качества труда. 5) Анализ образования и использования средств фонда заработной платы и выплат социального характера. 6) Планирование трудовых показателей.

3. Социология трудовой деятельности, социально-экономические проблемы и процессы. (Компетенция/и ПК-9)

3.1. Социология трудовой организации: 1) Трудовая организация как социальная система. 2) Виды, цели, функции и структура трудовых коллективов. 3) Формирование и развитие трудового коллектива. 4) Морально-психологический климат трудовой организации. 5) Стабилизация трудового коллектива. 6) Понятие, содержание и формы трудовой мобильности.

3.2. Личность в трудовой организации: 1) Потребности, интересы и ценности личности. 2) Качество трудовой жизни. 3) Феномен лидерства в трудовой организации. 4) Условия развития личности в организации. 5) Гуманизация труда.

3.3. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: 1) Сущность мотивации и стимулирования трудовой деятельности. 2) Формирование и функционирование мотивов труда. 3) Виды мотивов и стимулов, их взаимосвязь и взаимодействие. 4) Система стимулирования работников.

3.4. Социологические исследования трудовой деятельности: 1) Сущность, цели, задачи, виды и программа социологических исследований трудовой деятельности. 2) Методы и методики проведения социологических исследований трудовой деятельности. 3) Анализ данных социологических исследований трудовой деятельности.

4. Экономические показатели деятельности организации и труда. (Компетенция/и ПК-14)

4.1. Учет, анализ и результаты затрат на рабочую силу: 1) Характеристика затрат на рабочую силу и их классификация. 2) Учет затрат на рабочую силу. 3) Окупаемость затрат на рабочую силу. 4) Планирование и регулирование затрат на рабочую силу. 5) Показатели результативности работы организации, отдельного подразделения. 6) Классификация факторов, влияющих на результаты труда работника. 7) Показатели результативности труда отдельного работника.

4.2. Аудит в социально-трудовой сфере: 1) Сущность и цели аудита в социально-трудовой сфере. 2) Объект и предмет аудита в социально-трудовой сфере. 3) Организация аудита в социально-трудовой сфере. 4) Информационное обеспечение аудита. 5)Оценка эффективности аудиторской проверки.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 10 4   6
2 8 6   6
3 8 4   6
4 6 2   4
Итого 32 16   22
В т.ч. по интерактивным формам 4 6    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 4
1 1. Характеристика экономического содержания труда. 2. Труд и трудовая деятельность. 3. Характер и содержание труда. 4. Условия труда и порядок их формирования. 5. Трудовая деятельность как объект и предмет социологической науки и практики. 6. Виды социологического знания о труде. 7. Психофизиологические основы трудовой деятельности. 2
1. Сущность и классификация персонала организации. 2. Теории рынков труда. 3. Демографические изменения в России за последнее десятилетие. 2
2 1. Условия, режимы труда и отдыха, дисциплина труда. 2. Формирование и развитие социально-трудовых отношений. 3. Разрешение коллективных трудовых споров. 4. Система регулирования социально-трудовых отношений. 2
1. Сбор, изучение и систематизация информации для анализа организации труда и трудовых процессов. 2. Анализ функций, выполняемых персоналом, и затрат на их осуществление. 3. Разработка проекта совершенствования организации труда и трудовых процессов. 4. Анализ уровня организации труда и трудовых процессов. 5. Разработка типовых проектов организации труда и трудовых процессов. 2
1. Анализ и оценка трудового потенциала организации. 2. Анализ использования рабочего времени. 3. Анализ производительности и качества труда. 4. Анализ образования и использования средств фонда заработной платы и выплат социального характера. 5. Планирование трудовых показателей. 2
3 1. Понятие профессии и ее элементы. 2. Процесс профессионализации труда. 3. Профессиональные группы. 4. Ограничения на профессию и дискриминация на рынке труда. 2
1. Проведение социологического исследования трудовой деятельности. 2. Анализ данных социологического исследования трудовой деятельности. 2
4 1. Информационное обеспечение аудита. 2. Оценка эффективности аудиторской проверки. 3. Окупаемость затрат на рабочую силу. 4. Планирование затрат на рабочую силу. 5. Расчет результативности работы организации, отдельного подразделения. 6. Расчет результативности труда отдельного работника. 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 4
1 Структура наук о труде и персонале. Их взаимосвязи с другими науками. 6
2 Методология комплексного исследования экономических и социальных проблем труда. 6
3 Становление экономики и социологии труда в России. 6
4 Демографические изменения в России за последнее десятилетие. Нормативно-правовые акты в сфере регулирования экономики и социологии труда в России 4

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 86 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание
1 Т.А. Киященко Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины "Экономика и социология труда". -Ростов н/Д: РГУПС Электронная версия., 2017. (ЭБС РГУПС).

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
4
ОПК-5 +
ОПК-8 +
ПК-1 +
ПК-9 +
ПК-14 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-5 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
ОПК-8 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
ПК-1 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
ПК-9 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
ПК-14 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

1. Развитие теоретических взглядов на экономику труда;

2. Развитие теоретических взглядов на социологию труда;

3. Анализ взаимосвязи стратегии управления организацией и стратегии управления персоналом;

4. Анализ трудовых функций в процессе труда;

5. Особенности организации рынка труда;

6. Сущность и основные характеристики рабочей силы;

7. Анализ элементов рынка труда как системы;

8. Анализ национальных моделей рынка труда;

9. Сущность организации труда и трудовых ресурсов;

10. Организация безопасности и охраны труда персонала;

11. Нормирование, регламентация труда и трудовых процессов;

12. Планирование и прогнозирование потребности в персонале;

13. Анализ методов построения системы управления персоналом;

14. Анализ стратегии управления персоналом организации;

15. Психофизиологические основы трудовой деятельности;

16. Сущность кадровой политики организации;

17. Анализ источников организации найма персонала;

18. Анализ системы найма, отбора и приема персонала организации;

19. Демографические изменения в России по сравнению с другими странами: причины изменений;

20. Разрешение коллективных трудовых споров;

21. Сбор, изучение и систематизация информации для анализа организации труда и трудовых процессов;

22. Анализ функций, выполняемых персоналом, и затрат на их осуществление;

23. Разработка проекта совершенствования организации труда и трудовых процессов;

24. Анализ уровня организации труда и трудовых процессов;

25. Анализ и оценка трудового потенциала организации;

26. Анализ производительности и качества труда;

27. Анализ образования и использования средств фонда заработной платы и выплат социального характера;

28. Понятие профессии и ее элементы, процесс профессионализации труда;

29. Понятие профессии, ограничения на профессию и дискриминация на рынке труда;

30. Проведение социологического исследования трудовой деятельности, анализ данных социологического исследования трудовой деятельности;

31. Информационное обеспечение аудита и оценка эффективности аудиторской проверки;

32. Планирование затрат на рабочую силу;

33. Характеристика экономического содержания труда, труд и трудовая деятельность;

34. Трудовая деятельность как объект и предмет социологической науки и практики;

35. стратегии управления организацией и стратегии управления персоналом;

36. Разрешение коллективных трудовых споров;

37. Основы организации труда персонала;

38. Сущность и основные характеристики рабочей силы;

39. Анализ системы найма, отбора и приема персонала организации.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Не предусмотрено.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 4

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Труд как социально-экономическая категория.
2) Труд и другие виды деятельности.
3) Экономические элементы трудовой деятельности.
4) Трудовая функция – главный элемент процесса труда.
5) Трудовую деятельность как объект и предмет социологической науки и практики.
6) Виды социологического знания о труде.
7) Сущность понятий «трудовые ресурсы» и «трудовой потенциал» общества, организации, человека.
8) Сущность, структура, функции, классификация и теории рынков труда.
9) Сущность, виды и формы занятости.
10) Сущность, формы и виды безработицы.
11) Сущность, типы и субъекты социально-трудовых отношений.
12) Социальное партнерство.
13) Экономическая сущность организации труда.
14) Научную организацию труда.
15) Разделение и кооперацию труда.
16) Сущность нормирования труда.
17) Сущность и виды регламентации труда.
18) Сущность и принципы функционально-стоимостного метода проектирования организации труда и трудовых процессов.
19) Структуру личных доходов населения и работающих.
20) Сущность, элементы и функции заработной платы.
21) Формы и системы заработной платы.
22) Состав фонда оплаты труда.
23) Трудовые показатели и факторы, их определяющие.
24) Трудовую организацию как социальную систему.
25) Виды, цели, функции и структура трудовых коллективов.
26) Формирование и развитие трудового коллектива.
27) Морально-психологический климат трудовой организации.
28) Понятие, содержание и формы трудовой мобильности.
29) Потребности, интересы и ценности личности.
30) Гуманизацию труда.
31) Понятие профессии и ее элементы.
32) Профессиональные группы.
33) Сущность мотивации и стимулирования трудовой деятельности.
34) Виды мотивов и стимулов, их взаимосвязь и взаимодействие.
35) Классификацию затрат на рабочую силу.
36) Классификацию факторов, влияющих на результаты труда
работника.
37) Сущность и цели аудита в социально-трудовой сфере.
38) Объект и предмет аудита в социально-трудовой сфере.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Охарактеризовать психофизиологические основы трудовой деятельности.
2) Описать и раскрыть принципы обогащения труда.
3) Описать принципы формирования и использования трудовых ресурсов.
4) Описать показатели и классификацию персонала.
5) Перечислить принципы развития социально-трудовых отношений.
6) Продемонстрировать методы разрешения коллективных трудовых споров.
7) Организовать и рационализовать трудовые процессы.
8) Продемонстрировать умение организации, обслуживания и аттестации рабочего места.
9) Описать классификацию норм и нормативов труда.
10) Описать классификацию затрат рабочего времени на предприятии.
11) Собрать, изучить и систематизировать информацию для анализа организации труда и трудовых процессов.
12) Анализировать функций, выполняемые персоналом, и затрат на их осуществление.
13) Разработать проект совершенствования организации труда и трудовых процессов.
14) Анализировать уровень организации труда и трудовых процессов.
15) Показать умение планировать фонд оплаты труда.
16) Анализировать и оценить трудового потенциала организации.
17) Анализировать использование рабочего времени.
18) Анализировать производительность и качество труда.
19) Анализировать образование и использование средств фонда заработной платы и выплат социального характера.
20) Продемонстрировать планирование трудовых показателей.
21) Описать механизмы стабилизации трудового коллектива.
22) Анализировать данные социологических исследований трудовой деятельности.
23) Описать расчет затрачиваемых ресурсов на рабочую силу и их характеристика.
24) Учесть затраты на рабочую силу.
25) Окупать затраты на рабочую силу.
26) Планировать и регулировать затраты на рабочую силу.
27) Организовать аудит в социально-трудовой сфере.
28) Оценивать эффективность аудиторской проверки.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Описать характеристику экономического содержания труда.

2) Охарактеризовать социальные функции труда и их роль в развитии организации.

3) Описать основные категории социологии труда.

4) Охарактеризовать механизмы функционирования рынка труда.

5) Описать что является формированием социально-трудовых отношений.

6) Продемонстрировать систему регулирования социально-трудовых отношений.

7) Охарактеризовать что является безопасностью организации и охраны труда персонала.

8) Охарактеризовать что является условиями, режимами труда и отдыха, дисциплинами труда.

9) Рассчитать затраты рабочего времени на примере организации.

10) Продемонстрировать навыки владения методами нормирования труда.

11) Продемонстрировать навыки разработки типовых проектов организации труда и трудовых процессов.

12) Определить что является принципами формирования доходов в рыночной экономике.

13) Определить критерии качества трудовой жизни.

14) Охарактеризовать феномен лидерства в трудовой организации.

15) Охарактеризовать условия развития личности в организации.

16) Определить процесс профессионализации труда.

17) Описать ограничения на профессию и дискриминация на рынке труда.

18) Описать систему формирования и функционирования мотивов труда.

19) Продемонстрировать владение навыками системы стимулирования работников на предприятии.

20) Охарактеризовать сущность, цели, задачи, виды и программы социологических исследований трудовой деятельности.

21) Продемонстрировать владение методами и методиками проведения социологических исследований трудовой деятельности.

22) Продемонстрировать владение показателями результативности работы организации, отдельного подразделения.

23) Продемонстрировать владение показателями результативности труда отдельного работника.

24) Продемонстрировать владение информационным обеспечением аудита.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-5 4 1 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1 Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-8 4 1 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1 Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-1 4 2 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
2 Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-9 4 3 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
3 Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-14 4 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
4 Балльная оценка за курсовую работу - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Защита курсовой работы.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Организация производства, экономика и управление в промышленности [Текст] : Учебник для бакалавров / Голов Р. С. - Москва : Дашков и К, 2017. - 858 с. - ЭБС "IPRBooks" 2017
2 Мумладзе Р. Г. Социология управления и управленческой деятельности [Текст] : Учебник для бакалавров / Мумладзе Р. Г. - Москва : Русайнс, 2015. - 301 с. - ЭБС "IPRBooks"
3 Смелик Р. Г. Экономика предприятия (организации) [Текст] : Учебник / Смелик Р. Г. - Омск : Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2014. - 296 с. - ЭБС "IPRBooks"

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Ильиных С. А. Социология управления [Электронный ресурс] : Учебное пособие / Ильиных С. А. - Новосибирск : Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики, 2016. - 180 с. - ЭБС "IPRBooks" 2016 Есть
2 Меньшикова О. И. Рынок труда и занятость населения [Электронный ресурс] : Учебное пособие / Меньшикова О. И. - Москва : Московский гуманитарный университет, 2015. - 180 с. - ЭБС "IPRBooks"
3 Моисеева Е. Г. Управление персоналом. Современные методы и технологии [Электронный ресурс] : Учебное пособие / Моисеева Е. Г. - Саратов : Вузовское образование, 2017. - 139 с. - ЭБС "IPRBooks"
4 Мумладзе Р. Г. Управление персоналом [Текст] : Учебник / Мумладзе Р. Г. - Москва : Палеотип, 2014. - 410 с. - ЭБС "IPRBooks"

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины


Электронные образовательные ресурсы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/.Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/.Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/.Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/.Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/.Электронно-библиотечная система РГУПС

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/.Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/.КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание
1 Киященко Т.А. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Экономика и социология труда". РГУПС. - Ростов н/Д, 2018.
2 Т.А. Киященко Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины "Экономика и социология труда". -Ростов н/Д: РГУПС Электронная версия., 2016. (ЭБС РГУПС).

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader.

Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий использованы:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 34767.