РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2018 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Теория организации и управление персоналом"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

ФТД "Практикум по теории организации"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки

38.04.03 Управление персоналом

программа академической магистратуры

Стратегическое управление персоналом

Квалификация выпускника "Магистр"

Ростов-на-Дону

2018 г.

 



 






Автор-составитель к.э.н. Сорокина Оксана Геннадьевна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины ФТД "Практикум по теории организации" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Теория организации и управление персоналом".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.э.н., доц. Абазиева Камилла Григорьевна, профессор, ФГБОУ ВО РГЭУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
ФТД_Практикум п т о_М_38.04.03_во_1_ТОУП_п22521_34765.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Практикум по теории организации".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка магистранта по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка магистранта к освоению дисциплины "Актуальные проблемы в управлении персоналом";

подготовка магистранта к прохождению практики;

подготовка магистранта к научно-исследовательской работе и семинару;

подготовка магистранта к итоговой аттестации;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: методологию общих принципов корпоративной социальной ответственности

Умеет: использовать принципы корпоративной социальной ответственности при разработке и реализации стратегии организации, в том числе ее кадровой стратегии

Имеет навыки: навыки сопоставления, диагностики корпоративной социальной ответственности на основе соответствующих принципов при разработке и реализации стратегии организации, в том числе ее кадровой стратегии

ОПК-6 - способностью использовать принципы корпоративной социальной ответственности при разработке и реализации стратегии организации, в том числе ее кадровой стратегии

Место дисциплины ФТД "Практикум по теории организации" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку ФТД Образовательной программы.

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Теория организации, организационное проектирование и стратегическое управление персоналом".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 2 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 2 года очное магистратура, 2.4 года заочное магистратура.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ГПМ, КПМ.

Дисциплина реализуется в 1 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Общая трудоемкость данной дисциплины 1 зачетная единица, или 36 часов, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 9 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
1
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 8 8 8
Лекции (Лек)      
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 8 8 8
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
1 1 1
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 18   18
Контрольная работа (К)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 18   18
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 36 9 36
Зачетные единицы (ЗЕТ) 1   1

Вид обучения: 2.4 года заочное магистратура

Общая трудоемкость данной дисциплины 1 зачетная единица, или 36 часов, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 3 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
2
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 2 2 2
Лекции (Лек)      
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 2 2 2
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
1 1 1
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 29   29
Контрольная работа (К)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 29   29
Контроль, всего и в т.ч. 4   4
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 4   4
Общая трудоемкость, часы 36 3 36
Зачетные единицы (ЗЕТ) 1    

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 1

1. Типы организационных структур и принципы их проектирования. (Компетенция/и ОПК-6)

1.1. Природа и сущность организации:.

1.2. Организационные структуры управления:.

2. Экономическая, организационная, правовая сущность управленческих решений. (Компетенция/и ОПК-6)

2.1. Классификация организационно-управленческих решений.

2.2. Правовые и экономические принципы управленческих решений.

3. Формирование стратегии организации с помощью принципов корпоративной социальной ответственности. (Компетенция/и ОПК-6)

3.1. Методы и принципы кадровой стратегии.

3.2. Понятие и принципы корпоративной социальной ответственности.

4. Формирование системы управления знаниями в организации. (Компетенция/и ОПК-6)

4.1. Культура мышления и культура организации.

4.2. Организация труда.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1   2   4
2   2   4
3   2   4
4   2   6
Итого   8   18
В т.ч. по интерактивным формам   4    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 1.Постройте производственную структуру предприятия. 2. Ценности организации. 3. Анализ ситуации. 2
2 1. Анализ ситуации "Организация и методы принятия решений". 2.Деловая игра по разработке управленческого решения методом коллективного генерирования идей («мозговой атаки». 2
3 1.Методы и принципы кадровой стратегии. 2.Понятие и принципы корпоративной социальной ответственности. 3.Управление этикой и социальной ответственностью организации за принятые решения 2
4 1. Анализ организационных структур управления (на конкретном примере. 2. Анализ организационно-управленческих решений в организации (на конкретном примере) 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Анализ форм построения различных видов организационных структур - линейно-функциональных, дивизиональных, проектных и матричных. Основные подходы и способы формирования структур управления. Современные формы государственного регулирования, принципы организации и формирование рыночной инфраструктуры. 4
2 Понятие, черты, особенности творческой деятельности. Развитие и формы проявления творческого потенциала организации. Методы привлечения, удержания, мотивации, поощрения, организации использования талантливых специалистов, их влияния на повышение эффективности развития организации. 4
3 Системный подход к организации. Функционирование организации. Основные разновидности организаций. Макротеории организации. Различные подходы к развитию организации. 4
4 Основные характеристики организаций "с внутренними рынками" и сетевых организаций. Механизм функционирования новых типов организаций, как виртуальные, многомерные, круговые. Обучающиеся организации как фактор организационного развития. 6

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 2.4 года заочное магистратура составляет 29 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание
1 Сорокина О. Г. Теория организации : учеб.-метод. пособие / О. Г. Сорокина. - 2015. - 40 с.

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
1
ОПК-6 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-6 1 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

развитие теории организации;

современная организация как система;

организационные процессы в современной организации;

бюрократическая теория организации и ее значение для современной практики;

развитие основных подходов к управлению организацией;

социальная организация и ее особенности в современных условиях;

внутренняя среда организации и ее характеристика;

макроокружение организации и его особенности в современной ситуации;

основные законы организации и их использование для обеспечения эффективности ее деятельности;

синергия как источник развития современной организации;

закон самосохранения организации в обеспечении ее адаптации к изменениям;

закон развития организации и его действие в современной практике управления;

типология организаций в современной отечественной и зарубежной практике;

экономическая интеграция на современном этапе в условиях глобализации экономики;

организационные формы объединения компаний и их особенности;

построения и функционирование систем управления организации;

методические и практические подходы к оценке эффективности системы управления организации;

использование методологии стратегического управления в практике современных организаций;

коммуникационные процессы в обеспечении устойчивости организации;

роль человеческого фактора в организации;

организационная культура организации и особенности ее формирования в современных условиях;

современные формы организаций, особенности их использования в экономике России;

особенности регулирования деятельности общественных и благотворительных организаций в России;

современные методы и практика проектирования корпоративных структур;

организационные нововведения: сущность, направленность, этапы процесса нововведений;

организационное поведение. Групповая динамика - важнейший аспект организационного поведения;

коммуникации в организации: формы, методы, развитие на современном этапе;

виды и развитие информационных систем в современных производственно-хозяйственных системах;

сетевая организация – одна из современных форм организаций;

организационные изменения. Формирование потенциала для изменений;

сущность организационных конфликтов и управление ими в современной организации;

организационные проекты и оценка их эффективности;

мотивационные модели и их использование в современных организациях;

координация в организациях;

нравственные и этические нормы ведения бизнеса как форма самоорганизации современных компаний;

социальная ответственность бизнеса в современной отечественной и зарубежной практике;

перспективы развития организационной культуры в российском бизнесе;

модели социально-экономических организаций.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 1

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Теорию организации в системе наук.
2) Классическую теорию организации.
3) Тектологию - всеобщую организационную науку.
4) Факторы эффективной организации.
5) Теорию административного поведения.
6) Теорию подсистем организации.
7) Формирование жизнеспособной структуры.
8) Ресурсную теорию организации.
9) Основы стратегического управления.
10) Понятие и сущность организации.
11) Стратегию организации.
12) Структурный подход к организации.
13) Формальные и неформальные организации.
14) Суть централизации и децентрализации.
15) Основные формы связей по горизонтали.
16) Условия эффективных взаимодействий.
17) Линейно-функциональные и дивизиональные структуры.
18) Понятие бюрократической системы.
19) Значение и задачи организационного проектирования.
20) Процесс формирования организационной структуры.
21) Методы проектирования структур.
22) Оценка эффективности организационных проектов.
23) Основные черты управленческого профессионализма.
24) Понятие и основные теории лидерства.
25) Сущность, основные проявления и элементы организационного поведения.
26) Формы проявления межгрупповых отношений.
27) Виды, источники и роль доверия.
28) Сущность и понятие культуры организации.
29) Культура как фактор деловой активности.
30) Формирование этических норм организации.
31) Имидж и деловая репутация компании.
32) Организация и методы принятия решений.
33) Понятие, элементы и значение коммуникаций.
34) Модели коммуникации.
35) Типы коммуникаций.
36) Теории организационной экономики.
37) Основные критерии экономики знаний и требования к управлению.
38) Понятие и источники знаний.
39) Общие положения и понятия нематериальных активов организации.
40) Особенности использования нематериальных активов.
41) Формирование системы компетенций организации.
42) Руководитель – организатор системы управления.
43) Основные черты корпорации как организационной формы интеграции предприятий.
44) Тенденции развития крупных корпораций.
45) Функции и преимущества управления в холдинговых структурах.
46) Классификация и преимущества финансово-промышленных групп.
47) Понятие и роль транснациональных компаний в современной экономике.
48) Особенности управления международными совместными предприятиями.
49) Сущность концепции организационных изменений.
50) Какие факторы воздействуют на проведение организационных изменений.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Выполнить анализ внешней и внутренней среды организации, выявить ее ключевые элементы и оценить их влияние на организацию и ее персонал.
2) Исследовать организационную структуру и разработать предложения по ее совершенствованию.
3) Определить принципы кадровой стратегии.
4) Проанализировать организационно-управленческие решения (на конкретном примере).
5) Использовать принципы корпоративной социальной ответственности при разработке и реализации стратегии организации.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Продемонстрировать работу с программами организационной диагностики состояния организации.

2) Продемонстрировать применение метода организационной диагностики и организационного проектирования организации.

3) Описать правовые и экономические принципы управленческих решений.

4) Описать методы корпоративной социальной ответственности.

5) Диагностика корпоративной социальной ответственности на основе соответствующих принципов при разработке и реализации стратегии организации.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-6 1 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Агарков А.П. Теория организации. Организация производства [Электронный ресурс]: интегрированное учебное пособие/ Агарков А.П., Голов Р.С., Голиков А.М.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2015.— 271 c.— ЭБС «IPRbooks»
2 Коробко В.И. Теория управления [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент организации»/ Коробко В.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 383 c.ЭБС «IPRbooks»

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Дейнека, А. В. Управление персоналом организации [Текст] : учебник для бакалавров / Дейнека А. В. - Москва : Дашков и К, 2015. - 288 с. ЭБС IPRbooks.
2 Управление организацией и персоналом: вопросы теории и практики: коллективная монография / К.Г. Абазиева, М.В. Беликова, М.В. Ватолина, В.Д. Верескун [и др.]; под ред. А.В. Охотникова, А.В. Ворониной; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2015. – 188с. ЭБС РГУПС
3 Управление персоналом, журнал

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины


Электронные образовательные ресурсы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/.Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/.Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/.Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/.Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/.Электронно-библиотечная система РГУПС

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/.Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/.КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание
1 Сорокина О.Г. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Практикум по теории организации". РГУПС. - Ростов н/Д, 2018.
2 Сорокина О. Г. Практикум по теории организации: учеб.-метод. пособие / О. Г. Сорокина. - 2017. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader.

Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий использованы:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 34765.