РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2018 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Теория организации и управление персоналом"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.В.ОД "Основы управления персоналом"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки

43.03.01 Сервис

программа прикладного бакалавриата

Сервис на транспорте

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2018 г.

 



 






Автор-составитель к.э.н., доц. Воронина Александра Владимировна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.В.ОД "Основы управления персоналом" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Теория организации и управление персоналом".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.э.н., доц. Абазиева Камилла Григорьевна, профессор, ФГБОУ ВО РГЭУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БВОД_Основы у п_Б_43.03.01_во_5_ТОУП_п23211_34740.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Основы управления персоналом".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Основы управления персоналом" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых и вариативных дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и профилем подготовки "Сервис на транспорте".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплины "Экономика и анализ деятельности в сфере транспорта";

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: процесс сервиса, необходимый набор ресурсов и средств с учетом требований потребителя

Умеет: организовать процесс сервиса, проводить выбор ресурсов и средств

Имеет навыки: проводить выбор ресурсов и средств с учетом требований потребителя

ОПК-3 - готовностью организовать процесс сервиса, проводить выбор ресурсов и средств с учетом требований потребителя

Знает: основные психологические особенности потребителя в процессе сервисной деятел

Умеет: оценивать психические,физиологические особенности человека, социальную значимость потребителей

Имеет навыки: диагностирования поведения и влияния на потребителя

ПК-9 - способностью выделять и учитывать основные психологические особенности потребителя в процессе сервисной деятельности

Место дисциплины 1Б.В.ОД "Основы управления персоналом" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав вариативной части (В.ОД).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Экономика".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат.

Обозначение-аббревиатура учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ТСБ.

Дисциплина реализуется в 5 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы, или 144 часа, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 72 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
5
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 64 64 64
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 32 32 32
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
8 8 8
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 63   63
Контрольная работа (К)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 63   63
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 144 72 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 5

1. Организация процесса управления на предприятиях сервиса. (Компетенция/и ОПК-3)

1.1. Основы формирования системы управления персоналом: 1) Закономерности, принципы, методы управления персоналом. 2) Принципы и методы управления персоналом. 3) Цели и функции системы управления персоналом. 4) Служба управления персоналом.

1.2. Основы планирования управления персоналом: 1) Кадровое, информационное, техническое, нормативно-методическое, правовое, делопроизводственное обеспечение системы управления персоналом. 2) Стратегия управления персоналом. 3) Сущность, цели и задачи планирования управления персоналом. 4) Планирование привлечения, высвобождения, сокращения персонала.

2. Выбор ресурсов и средств в процессе управления организациями сервиса. (Компетенция/и ОПК-3)

2.1. Технология управления персоналом и его развитием: 1) Найм и отбор персонала в организацию. 2) Методы оценки кандидатов при найме и отборе: анализ документов, кадровое интервью, тестирование.

2.2. Подбор и расстановка персонала: 1) Принципы и задачи подбора и расстановки кадров. 2) Показатели, влияющие на подбор и расстановку кадров. 3) Аттестация персонала.

3. Адаптация управления деловой карьерой в организациях сервиса. (Компетенция/и ПК-9)

3.1. Профориентационная и трудовая адаптация: 1) Социализация персонала. 2) Сущность и виды профориентации. 3) Трудовая адаптация персонала.

3.2. Управление деловой карьерой: 1) Понятие и этапы деловой карьеры. 2) Управление деловой карьерой. 3) Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала.

4. Основные психологические особенности потребителя в процессе управления сервисной деятельностью. (Компетенция/и ПК-9)

4.1. Управление этическими нормами и конфликтами: 1) Этические нормы в деятельности организации. 2) Управление этическими нормами межличностных отношений в коллективе. 3) Управление конфликтами.

4.2. Управление поведением потребителей и персонала сервисного предприятия: 1) Сущность и виды поведения потребителей. 2) Основные функции и методы системы управления персоналом при высвобождении работников.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 8 8   15
2 8 8   16
3 8 8   16
4 8 8   16
Итого 32 32   63
В т.ч. по интерактивным формам 16 32    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 1)Раскрыть закономерности, принципы, методы управления персоналом. 2) Показать принципы и методы управления персоналом. 3) Раскрыть цели и функции системы управления персоналом. 4) Дать определение, назначение, структуру и задачи служб управления персоналом. 4
1) охарактеризовать кадровое, информационное, техническое, нормативно-методическое, правовое, делопроизводственное обеспечение системы управления персоналом. 2) Раскрыть основные положения стратегии управления персоналом. 3) Показать сущность, цели и задачи планирования управления персоналом. 4) Охарактеризовать планирование привлечения, высвобождения, сокращения персонала. 4
2 1) Охарактеризовать основные этапы найма и отбора персонала в организацию. 2) Показать особенности документирования найма и отбора персонала. 3) Раскрыть методы оценки кандидатов при найме и отборе: анализ документов, кадровое интервью, тестирование. 4
1) Раскрыть принципы и задачи подбора и расстановки кадров. 2) Раскрыть и охарактеризовать показатели, влияющие на подбор и расстановку кадров. 3) Охарактеризовать назначение и виды аттестации персонала. 4) Показать этапы документирования при проведении аттестации персонала. 4
3 1) Охарактеризовать процесс социализации персонала. 2) Раскрыть сущность и виды профориентации. 3) Раскрыть сущность трудовой адаптации персонала. 4) Показать пути преодоления проблем, возникающих в ходе трудовой адаптации персонала. 4
1) Дать определение понятию деловой карьеры. 2) Раскрыть этапы деловой карьеры. 3) Охарактеризовать процесс управления деловой карьерой. 4) Раскрыть сущность мотивации и стимулирования трудовой деятельности персонала. 4
4 1) Раскрыть этические нормы в деятельности организации. 2) Показать особенности управления этическими нормами межличностных отношений в коллективе. 3) Управление конфликтами. 4) Показать основные психологические особенности потребителя в сервисе. 4
1) Сущность и виды высвобождения работников. 2) Основные функции и методы системы управления персоналом при высвобождении работников. 3) Использование методов управления для осуществления помощи высвобождаемым работникам. 4) Соблюдение статей Трудового кодекса при высвобождении работников. 4

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Изучить основы формирования системы управления персоналом, основы планирования управления персоналом. 15
2 Изучить технологию управления персоналом и его развитием, подбор и расстановку персонала. 16
3 Изучить профориентационную и трудовую адаптацию, управление деловой карьерой. 16
4 Изучить управление этическими нормами и конфликтами, технологии высвобождения персонала. 16

Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание
1 Воронина, А.В. Основы управления персоналом [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие для обучающихся по направлению подгот. "Сервис" (для практ. занятий и самостоят. работы) / А. В. Воронина ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 43 с.

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
5
ОПК-3 +
ПК-9 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-3 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ПК-9 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

организация процесса сервиса. Выбор ресурсов и средств в процессе сервиса. Подбор и расстановка персонала. Основные психологические особенности потребителя в процессе сервисной деятельности.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 5

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Закономерности, принципы, методы управления персоналом.
2) Принципы и методы управления персоналом.
3) Цели и функции системы управления персоналом.
4) Служба управления персоналом.
5) Кадровое, информационное, техническое, нормативно-методическое, правовое, делопроизводственное обеспечение системы управления персоналом.
6) Стратегия управления персоналом.
7) Сущность, цели и задачи планирования управления персоналом.
8) Планирование привлечения, высвобождения, сокращения персонала.
9) Найм и отбор персонала в организацию.
10) Методы оценки кандидатов при найме и отборе: анализ документов, кадровое интервью, тестирование.
11) Принципы и задачи подбора и расстановки кадров.
12) Показатели, влияющие на подбор и расстановку кадров.
13) Аттестация персонала.
14) Социализация персонала.
15) Сущность и виды профориентации.
16) Трудовая алаптация персонала.
17) Понятие и этапы деловой карьеры.
18) Управление деловой карьерой.
19) Мотивация и стимулирование трудовой деятельности персонала.
20) Этические нормы в деятельности организации.
21) Управление этическими нормами межличностных отношений в коллективе.
22) Управление конфликтами.
23) Сущность и виды высвобождения работников.
24) Основные функции и методы системы управления персоналом при высвобождении работников.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Разработать принципы управления персоналом организации.
2) Разработать методы управления персоналом.
3) Разработать цели служб управления персоналом.
4) Раскрыть функции системы управления персоналом.
5) Разработать положение службы управления персоналом.
6) Раскрыть кадровое обеспечение системы управления персоналом.
7) Раскрыть информационное обеспечение системы управления персоналом.
8) Раскрыть техническое обеспечение системы управления персоналом.
9) Раскрыть нормативно-методическое обеспечение системы управления персоналом.
10) Раскрыть правовое обеспечение системы управления персоналом.
11) Раскрыть делопроизводственное обеспечение системы управления персоналом.
12) Разработать стратегию управления персоналом.
13) Разработать цели и задачи планирования управления персоналом.
14) Планировать привлечение персонала.
15) Планировать высвобождение персонала.
16) Планировать сокращение персонала.
17) Раскрыть найм и отбор персонала в организацию.
18) Провести анализ документов при найме и отборе персонала.
19) Провести кадровое интервью при найме и отборе персонала.
20) Провести тестирование при найме и отборе персонала.
21) Провести аттестацию персонала.
22) Раскрыть социализацию персонала.
23) Раскрыть профориентацию персонала.
24) Раскрыть трудовую адаптацию персонала.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Провести планирование привлечения персонала.

2) Провести высвобождения персонала.

3) Провести сокращения персонала.

4) Провести найм персонала.

5) Провести отбор персонала.

6) Провести оценку кандидатов при найме.

7) Провести оценку кандидатов при отборе персонала.

8) Провести анализ документов при отборе кандидатов.

9) Провести кадровое интервью.

10) Провести професиональное тестирование.

11) Провести личностное тестирование.

12) Провести подбор кадров.

13) Провести расстановку кадров.

14) Провести аттестацию персонала.

15) Провести профориентацию персонала.

16) Провести планирование деловой карьеры.

17) Провести стимулирование трудовой деятельности персонала.

18) Раскрыть управления этическими нормами межличностных отношений в коллективе.

19) Раскрыть управления конфликтами.

20) Провести процедуру высвобождения работников.

22) Провести документирование подготовки к аттестации персонала.

23) Провести документирование проведения аттестации персонала.

24) Провести подведение итогов аттестации персонала.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-3 5 1, 2 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 2 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-9 5 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Мумладзе Р.Г. Основы управление персоналом [Электронный ресурс]: Учебное пособие/ Мумладзе Р.Г., Васильева И.В., Алёшина Т.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Русайнс, 2015.— 151 c.
2 Управление персоналом [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Г.И. Михайлина [и др.].– Электрон. текстовые данные.– М.: Дашков и К, 2014.– 280 c.– ЭБС «IPRbooks».

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Кауфман Н.Ю. Документирование управленческой деятельности [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Кауфман Н.Ю.— Электрон. текстовые данные.— Омск: Омский государственный институт сервиса, 2014.— 177 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26681
2 Управление организацией и персоналом: вопросы теории и практики: коллективная монография / К.Г. Абазиева, М.В. Беликова, М.В. Ватолина, В.Д. Верескун [и др.]; под ред. А.В. Охотникова, А.В. Ворониной; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2015. – 188с. : ил. – Библиогр.: с. 178 - 183.
3 Профессиональный стандарт "Специалист по управлению персоналом ". рег. № 559, утвержден приказом Минтруда 6.10.2015 № 69/н СПС «КонсультантПлюс»
4 Управление персоналом, журнал. Зарегистрированные поступления 2012-2018
5 Дейнека А.В. Управление персоналом организации [Электронный ресурс]: Учебник для бакалавров/ Дейнека А.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2015.— 288 c ЭБС IPRbooks

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины


Электронные образовательные ресурсы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/.Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/.Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/.Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/.Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/.Электронно-библиотечная система РГУПС

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/.Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/.КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание
1 Воронина А.В. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Основы управления персоналом". РГУПС. - Ростов н/Д, 2018.
2 Воронина, А.В. Основы управления персоналом [Электронный ресурс] : учеб.-метод. пособие для обучающихся по направлению подгот. "Сервис" (для практ. занятий и самостоят. работы) / А. В. Воронина ; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д : [б. и.], 2017. - 43 с.

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader.

Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий использованы:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 34740.