РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2018 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Теория организации и управление персоналом"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1М.В.ДВ "Основы научных исследований"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки

38.04.03 Управление персоналом

программа академической магистратуры

Стратегическое управление персоналом

Квалификация выпускника "Магистр"

Ростов-на-Дону

2018 г.

 



 






Автор-составитель к.э.н., доц. Воронина Александра Владимировна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1М.В.ДВ "Основы научных исследований" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Теория организации и управление персоналом".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.э.н., доц. Абазиева Камилла Григорьевна, профессор, ФГБОУ ВО РГЭУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1МВДВ_Основы н и_М_38.04.03_во_1_ТОУП_п21378_34734.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Основы научных исследований".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Основы научных исследований" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и профильной направленностью магистерской программы "Стратегическое управление персоналом ".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка магистранта по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка магистранта к освоению дисциплины "Информационно-аналитические технологии в профессиональной деятельности";

подготовка магистранта к прохождению практики;

подготовка магистранта к научно-исследовательской работе и семинару;

подготовка магистранта к итоговой аттестации;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: понятийный аппарат в области научных исследований

Умеет: собирать, анализировать, синтезировать, логически и абстрактно обобщать полученную информацию

Имеет навыки: абстрактного мышления, анализа, синтеза

ОК-1 - способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу

Знает: направления поиска актуальных научных проблем управления персоналом

Умеет: выявлять и формулировать актуальные научные проблемы управления персоналом

Имеет навыки: обобщения и формализованной интерпретации актуальные научные проблемы управления персоналом

ОПК-11 - умением выявлять и формулировать актуальные научные проблемы управления персоналом

Знает: методологию поиска, сбора, обработки, анализа и систематизации информации по теме исследования, подготовки обзоров, научных отчетов и научных публикаций по актуальным проблемам управления персоналом

Умеет: искать, обрабатывать, анализировать и систематизировать информацию по теме исследования, готовить обзоры, научные отчеты и научные публикации по актуальным проблемам управления персоналом

Имеет навыки: поиска, сбора, обработки, анализа и систематизации информации по теме исследования, подготовки обзоров, научных отчетов и научных публикаций по актуальным проблемам управления персоналом

ПК-24 - владением навыками поиска, сбора, обработки, анализа и систематизации информации по теме исследования, подготовки обзоров, научных отчетов и научных публикаций по актуальным проблемам управления персоналом

Место дисциплины 1М.В.ДВ "Основы научных исследований" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1М Образовательной программы. Дисциплина является дисциплиной по выбору обучающегося (В.ДВ).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Методы и инструменты исследования экономики и управления".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 2 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 2 года очное магистратура, 2.4 года заочное магистратура.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ГПМ, КПМ.

Дисциплина реализуется в 1 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Общая трудоемкость данной дисциплины 5 зачетных единиц, или 180 часов, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 52 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
1
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 16 16 16
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 32 32 32
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
4 4 4
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 92   92
Контрольная работа (К)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 92   92
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 180 52 180
Зачетные единицы (ЗЕТ) 5   5

Вид обучения: 2.4 года заочное магистратура

Общая трудоемкость данной дисциплины 5 зачетных единиц, или 180 часов, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 9 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
1 2
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 6 6 2 4
Лекции (Лек) 2 2 2  
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 4 4   4
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3   3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 162     162
Контрольная работа (К) 12     12
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 150     150
Контроль, всего и в т.ч. 9     9
Экзамен (Экз) 9     9
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 180 9 2 178
Зачетные единицы (ЗЕТ) 5      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 1

1. Абстрактное мышление, синтез и анализ в менеджменте. (Компетенция/и ОК-1)

1.1. Организация и эффективность научных разработок: 1) Организация и эффективность НИР. 2) Планирование трудоемкости и длительности выполнения работ по НИР. 3) Оценка эффективности научных исследований (научно-технический, социальный, оборонный, экономический эффекты).

1.2. Экономическая эффективность новой техники и инновационной продукции: 1) Экономическая эффективность новой техники и инновационной продукции. 2) Обоснование себестоимости и цены проектируемых изделий. 3) Расчет производительности.

2. Актуальные научные проблемы в управлении персоналом. (Компетенция/и ОПК-11)

2.1. Планирование опытно-конструкторских работ: 1) Нормативный и вероятностный методы планирования ОКР. 2) Разработка, анализ и оптимизация сетевого графика выполнения опытно-констукторских работ.

2.2. Функционально-стоимостной анализ: 1) Содержание и цели функционально-стоимостного анализа. 2) Принципы и особенности функционально-стоимостного анализа. 3) Основные условия применения функционально-стоимостного анализа. 4) Этапы проведения функционально-стоимостного анализа и их содержание.

2.3. Оценка стоимости объектов интеллектуальной собственности: 1) Состав интеллектуальной собственности. 2) Коммерциализация объектов промышленной собственности. 3) Оценка сделок с объектами интеллектуальной собственности.

3. Научные обзоры и отчеты. (Компетенция/и ПК-24)

3.1. Поиск информации в средствах массовой информации.

3.2. Правила и методика формирования научных отчетов и публикаций.

4. Научные публикации. (Компетенция/и ПК-24)

4.1. Поиск, сбор и обработка информации в средствах коммуникации, проведение опроса.

4.2. Правила и методика формирования научных отчетов и публикаций.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 4 8   23
2 4 8   23
3 4 8   23
4 4 8   23
Итого 16 32   92
В т.ч. по интерактивным формам   4    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Менеджмент инновационных процессов 8
2 Организационно-экономическое проектирование инноваций 8
3 Исследование информационных источников в области актуальных проблем в управлении персоналом 8
4 Обзор научных публикаций в области актуальных проблем в управлении персоналом 8

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Организация и эффективность научных разработок 13
Экономическая эффективность новой техники и инновационной продукции 10
2 Функционально-стоимостной анализ как инструмент анализа научных проблем в области управления 13
Оценка стоимости и целесообразности использования объектов интеллектуальной собственности 10
3 Обзор и сбор информации в области актуальных проблем в управлении персоналом, определение специфики в различных отраслях и сферах деятельности Подготовка обзоров 23
4 Обзор и сбор информации в области актуальных проблем в управлении персоналом, определение специфики в различных отраслях и сферах деятельности Подготовка отчетов 23

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 2.4 года заочное магистратура составляет 150 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание
1 Воронина А.В. Основы научных исследований : учебно-методическое пособие / А.В. Воронина; ФГБОУ ВО "РГУПС", - 2017, - 46 с.

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
1
ОК-1 +
ОПК-11 +
ПК-24 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОК-1 1 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ОПК-11 1 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ПК-24 1 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 1

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Сущность и классификация инновационного проекта, структура инновационного проекта.
2) Стадии разработки инновационного проекта. Особенности разработки и реализации инновационного проекта.
3) Этапы и процедуры бизнес-проектирования.
4) Сущность понятия технико-экономического обоснование проекта. Отличие ТЭО от бизнес-плана.
5) Организация и эффективность НИР.
6) Эффективность проектируемых изделий и их конкурентоспособности.
7) Показатели качества и технического уровня продукции.
8) Нормативный и вероятностный методы планирования ОКР.
9) Содержание и цели функционально-стоимостного анализа.
10) Основные условия применения функционально-стоимостного анализа.
11) Этапы проведения функционально-стоимостного анализа и их содержание.
12) Сущность и проблемы оценки эффективности инноваций и показатели эффективности инвестиционного проекта.
13) Состав интеллектуальной собственности.
14) Понятие научного отчета
15) Понятие научного обзора
16) Понятие: синтез, анализ, абстракция

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Сделать технико-экономическое обоснование проекта.
2) Спланировать трудоемкость и длительность выполнения работ по НИР.
3) Оценить эффективность научных исследований (научно-технический, социальный, оборонный, экономический эффекты).
4) Оценить экономической эффективности новой техники и инновационной продукции.
5) Обосновать себестоимости и цены проектируемых изделий.
6) Рассчитать производительность техники и эксплуатационных затрат.
7) Оценить конкурентоспособности техники.
8) Разработать, проанализировать и оптимизировать сетевой график выполнения опытно-констукторских работ.
9) Оценить инновационный проект.
10) Оценить экономическую эффективность инновационного проекта.
11) Оценить эффективность проекта при помощи функционально-стоимостного анализа.
12) Просчитать коммерциализацию объектов промышленной собственности.
13) Оценить сделку с объектами интеллектуальной собственности

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Решить индивидуальную задачу по изучаемому курсу.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОК-1 1 1 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-11 1 2 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-24 1 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Кузнецов И.Н. Основы научных исследований [Электронный ресурс]: Учебное пособие для бакалавров/ Кузнецов И.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2014.— 283 c. ЭБС - IRPbooks
2 Шкляр, М.Ф. Основы научных исследований [Электронный ресурс] : учебное пособие для бакалавров / Шкляр М. Ф. - Москва : Дашков и К, 2015. - 208 с. ЭБС IPRbooks.

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Управление персоналом,журнал, 2017
2 Управление организацией и персоналом: вопросы теории и практики: коллективная монография / К.Г. Абазиева, М.В. Беликова, М.В. Ватолина, В.Д. Верескун [и др.]; под ред. А.В. Охотникова, А.В. Ворониной; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2015. – 188с. : ил. – Библиогр.: с. 178 - 183.
3 Ли Р.И. Основы научных исследований [Электронный ресурс]: Учебное пособие/ Ли Р.И.— Электрон. текстовые данные.— Липецк: Липецкий государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2013.— 190 c.
4 Воронина А.В. Управление персоналом : учебное пособие / А.В. Воронина, О.Г. Сорокина, Л.Ю. Сербинович, А.В. Охотников; под ред. А.В. Ворониной; ФГБОУ ВО РГУПС. - Ростов н/Д, 2016. - 186 с. ЭБС РГУПС

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины


Электронные образовательные ресурсы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/.Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/.Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/.Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/.Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/.Электронно-библиотечная система РГУПС

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/.Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/.КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание
1 Воронина А.В. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Основы научных исследований". РГУПС. - Ростов н/Д, 2018.
2 Гибнер Я. М. Методы оценки инноваций : учеб.-метод. пособие/ Я. М. Гибнер; ФГБОУ ВПО РГУПС. -Ростов н/Д, 2014. -57 с.:a-табл. Заказ 7366, 126 экз + э.р. НТБ
3 Воронина А.В. Основы научных исследований : учебно-методическое пособие / А.В. Воронина; ФГБОУ ВО "РГУПС", - 2017, - 46 с.

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader.

Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий использованы:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 34734.