РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2018 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Теория организации и управление персоналом"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.Б "Организационная культура"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки

38.03.03 Управление персоналом

программа прикладного бакалавриата

Управление персоналом организации

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2018 г.

 



 






Автор-составитель к.э.н. Киященко Татьяна Андреевна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.Б "Организационная культура" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Теория организации и управление персоналом".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.э.н., доц. Абазиева Камилла Григорьевна, профессор, ФГБОУ ВПО РГЭУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1ББ_Организационная к_Б_38.03.03_во_6_ТОУП_п27617_34725.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Организационная культура".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Организационная культура" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Управление персоналом организации", "Управление социальным развитием персонала";

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: понятие, виды организационно-правовых , экономических, социально- психологических регламентов; знать структуру организационных регламентов , принципы, требования к разработке локальных нормативных актов

Умеет: анализировать регламенты, касающиеся организации труда; уметь проектировать локальные нормативные акты, касающиеся организации труда.

Имеет навыки: разработки организационной и функционально-штатной структуры; разработки локальных нормативных актов.

ПК-11 - владением навыками разработки организационной и функционально-штатной структуры, разработки локальных нормативных актов, касающихся организации труда (правила внутреннего трудового распорядка, положение об отпусках, положение о командировках)

Место дисциплины 1Б.Б "Организационная культура" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Введение в профессию", "Культурология", "Основы управления персоналом".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ГПБ, КПБ.

Дисциплина реализуется в 6 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы, или 144 часа, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 51 час.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
6
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 24 24 24
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 24 24 24
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 57   57
Контрольная работа (К)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 57   57
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 144 51 144
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4   4

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 4 зачетные единицы, или 144 часа, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 14 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
8 9
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 10 10 4 6
Лекции (Лек) 4 4 4  
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 6 6   6
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
4 4 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 121   66 55
Контрольная работа (К) 15     15
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 106   66 40
Контроль, всего и в т.ч. 9     9
Экзамен (Экз) 9     9
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 144 14 72 72
Зачетные единицы (ЗЕТ) 4      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 6

1. Организационно-правовые основы управления предприятием. (Компетенция/и ПК-11)

1.1. Нормативное правовое регулирование деятельности предприятия.

1.2. Нормативно-правовое регулирование организационной культуры предприятия.

2. Внутрикорпоративные коммуникации в структуре организацион ной культуры. (Компетенция/и ПК-11)

2.1. Теоретические основы организационной культуры.

2.2. Корпоративные коммуникационные каналы в системе организационной культуры.

3. Методы диагностики организационной культуры предприятия. (Компетенция/и ПК-11)

3.1. Методы оценки организационной культуры.

3.2. Построение профиля организационной культуры.

4. Управление организационной культурой. (Компетенция/и ПК-11)

4.1. Методы сохранения и поддержания организационной культуры предприятия.

4.2. Инструменты управления организационной культурой предприятия.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 6 6   15
2 6 6   14
3 6 6   14
4 6 6   14
Итого 24 24   57
В т.ч. по интерактивным формам 12 12    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 6
1 Нормативно-правовое регулирование организационной культуры предприятия 6
2 Внутрикорпоративные коммуникации в культуре организации. Сильная и слабая организационные культуры: основные признаки, факторы формирования. Субкультуры и контркультуры. 6
3 Методы оценки организационной культуры. Классификация методов. Построение профиля организационной культуры по методу К. Камерона и Р. Куинна. 6
4 Поддержание организационной культуры. Используемые методы. Необходимость и возможности изменения организационной культуры. Влияние организационной культуры на организационную эффективность. 6

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 6
1 Особенности организационной культуры российских предприятий. Компоненты организационной культуры российских предприятий. Организационная культура и культурное взаимодействие работников в организации. Этика делового общения (взаимоотношения в коллективе). 15
2 Виды внутрикорпоративных коммуникаций. Коммуникативные проблемы в культуре организации: предупреждение и решение. Понятие и виды субкультур. Субкультуры в организационной культуре предприятия. Контркультура. 14
3 Методы и инструмент исследования и оценки организационной культуры. Классификация и характеристика методов диагностики организационной культуры. Метод "рамочных конструкций" К.Камерона и Р. Куинна. 14
4 Организационная культура в системе управления современным предприятием. Технология разработки и внедрения организационной культуры. Эволюция и трансформация организационной культуры. Методы сохранения и поддержания организационной культуры. 14

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 106 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание
1 Сербинович, Л.Ю. Самостоятельная работа студента при изучении организационной культуры предприятия: учебно-методическое пособие / Л.Ю. Сербинович. – Рост. гос. ун-т путей сообщения. – Ростов н/Д, 2010.

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
6
ПК-11 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ПК-11 6 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

1 Понятие, структура и содержание организационной культуры, ее основные компоненты. 2 Подходы к формированию организационной культуры. 3 Структура организационной культуры. Уровни в структуре организационной культуры. 4 Свойства и функции организационной культуры. 5 Типы организационной культуры. Типологии К. Ханди и Т. Дила; А. Кеннеди. 6 Модели организационной культуры У. Оучи; Г. Хофстеде; Г. Лэйн и Дж. Дистефано. 7 Подходы к мотивации, определяющие тип организационной культуры (научный, патерналистский, вовлекающий). 8 Сильная и слабая организационные культуры: основные признаки, факторы формирования. 9 Понятие и виды субкультур. Контркультура. Управление организационной субкультурой и контркультурой. 10 Принципы и методы формирования организационной культуры. 11 Составляющие организационной культуры (организационное поведение; коммуникация; коммуникативная система). 12 Составляющие организационной культуры (общение, привычки, традиции и организационные ценности в культуре организации). 13 Составляющие организационной культуры (нормы в культуре организации, организационное чувство времени и отношение к нему сотрудников). 14 Внешняя адаптация и внутренняя интеграция персонала организации. 15 Субъективная и объективна организационная культура. 16 Цели организации и организационной культуры (экономические, социальные, экологические, адаптационная цели). 17 Лидерство и лидеры в системе организационной культуры. Типы лидерства. 18 Общепринятые теории лидерства. 19 Поддержание организационной культуры, его методы и факторы. 20 Методы и инструмент исследования и оценки организационной культуры.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 6

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Содержание организационной культуры. Основные компоненты организационной культуры.
2) Роль организационной культуры в управлении организацией.
3) Структуру организационной культуры. Уровни в структуре организационной культуры.
4) Подходы к изучению организационной культуры.
5) Типы организационной культуры. Типологии О.С. Виханского, А.И. Наумова; Т.Ю. Базарова; А. Маслоу; К. Камерона, Р. Куинна; Ю.Ю. Петрунина, В.К. Борисова.
6) Типы организационной культуры. Типологии К. Ханди и Т. Дила; А. Кеннеди.
7) Модели организационной культуры У. Оучи; Г. Хофстеде; Г. Лэйн и Дж. Дистефано.
8) Понятие, виды организационно-правовых , экономических, социально-психологических регламентов;
9) Структуру организационных регламентов.
10) Принципы, требования к разработке локальных нормативных актов в управленческой и организационной деятельности.
11) Что такое этика бизнеса.
12) Что включает в себя корпоративная социальная политика.
13) Как соотносятся между собой понятия «социальная ответственность бизнеса» и «корпоративная социальная политика».
14) Какие нормы и правила регулируют социальную политику предприятий.
15) Какими качествами характеризуется корпоративная социальная политика.
16) В чем выражается корпоративная социальная ответственность в «компании собственников».
17) В чем состоит гендерный аспект корпоративной социальной политики.
18) Как формировалась корпоративная социальная политика в России.
19) Что характеризует корпоративную социальную политику советского периода.
20) Что характеризует современную российскую корпоративную социальную политику.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Использовать внешней среды в управлении организационной культурой.
2) Осознать человеком себя и своего места в организации.
3) Поддерживать организационную культуру. Используемые методы.
4) Необходимость и возможности изменения организационной культуры.
5) Влиять организационной культурой на организационную эффективность.
6) Вести учет характеристик организационной культуры при привлечении, отборе и адаптации персонала.
7) Анализировать регламенты, касающиеся организации труда.
8) Уметь проектировать локальные нормативные акты, касающиеся организации труда
9) Типы и виды организационной культуры в коммерческих организациях.
10)Особенности формирования кодекса корпоративной культуры организации.
11) Определить взаимосвязь видения, миссии, корпоративной культуры организации, принятой стратегии и стиля управления с системами оценки персонала.
12) Оценивать персонала как инструмент решения задач управления человеческими ресурсами в организации.
13) Использовать нетрадиционные методы регулярной оценки, оценка 360° и психологические методы.
14) Применять ассессмент-центр (центр оценки) как комплексная кадровая технология, ориентированная на получение надежной информации о профессиональных и личностных качествах (компетенциях) сотрудников.
15)Разрешать конфликты в организации, выявлять причины возникновения конфликтов.
16) Что характеризует зарубежную организационную культуру.
17) Чем характеризуются основные направления внешней социальной политики предприятий.
18) Чем характеризуются основные черты внутренней социальной политики предприятий.
19) В чем состоят особенности политики доходов предприятий.
20) В чем состоит идеология социально-ответственного предпринимательства. В каких условиях она формируется.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Продемонстрировать владение методами разработки и реализации маркетинговых программ в управлении персоналом.

2) Продемонстрировать современные технологии управления персоналом организации (найма, отбора, приема и расстановки персонала, социализации, профориентации и трудовой адаптации персонала, организации труда персонала, высвобождения персонала).

3) Продемонстрировать владение технологиями управления поведением персонала (управления мотивацией и стимулированием трудовой деятельности, формирования и поддержания морально-психологического климата в организации, управления повышением этического уровня деловых отношений и эффективности делового общения, управления организационной культурой, управления конфликтами и стрессами, управления безопасностью организации и ее персонала, управления дисциплинарными отношениями).

4) Показать на примере предприятия разработку организационной и функционально-штатной структуры.

5) Показать навыки разработки локальных нормативных актов в направлении организационной культуры.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-11 6 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Курбанов Р.А. Право социального обеспечения [Электронный ресурс]: Учебник/ Курбанов Р.А., Озоженко С.И., Зульфугарзаде Т.Э.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 439 c..— ЭБС «IPRbooks»
2 Гламаздин Е. С. Управление корпоративными программами. Информационные системы и математические модели [Текст] / Гламаздин Е. С. - Москва : ИПУ РАН, 2003. - 159 с.— ЭБС «IPRbooks»

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Богомолов В. А. Экономическая безопасность (2-е издание) [Электронный ресурс] : Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям экономики и управления / Богомолов В. А. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 295 с.- ЭБС «IPRbooks»
2 Патласов О. Ю. Маркетинг персонала [Текст] : Учебник для бакалавров / Патласов О. Ю. - Москва : Дашков и К, 2016. - 384 с. - ЭБС «IPRbooks»
3 Мумладзе Р.Г. Основы управление персоналом [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Мумладзе Р.Г., Васильева И.В., Алёшина Т.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Русайнс, 2015.— 151 c.—ЭБС «IPRbooks»
4 Управление организацией и персоналом: вопросы теории и практики: коллективная монография / К.Г. Абазиева, М.В. Беликова, М.В. Ватолина, В.Д. Верескун [и др.]; под. ред. А.В. Охотникова, А.В. Ворониной; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2015. – 188 с.: ил. – Библиогр..: с. 178 – 183. -ЭБС «IPRbooks»

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины


Электронные образовательные ресурсы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/.Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/.Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/.Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/.Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/.Электронно-библиотечная система РГУПС

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/.Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/.КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание
1 Киященко Т.А. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Организационная культура". РГУПС. - Ростов н/Д, 2018.
2 Сербинович Л.Ю. Управление организационной культурой/Л.Ю. Сербинович. – Рост. гос. ун-т путей сообщения. – Ростов н/Д, 2013. + э.р. НТБ.
3 Киященко Т.А. Организационная культура: учебно-методическое пособие. -Ростов н/Д: РГУПС. 2017.

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader.

Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий использованы:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 34725.