РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2018 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Теория организации и управление персоналом"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

ФТД "Маркетинг персонала"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки

38.04.03 Управление персоналом

программа академической магистратуры

Стратегическое управление персоналом

Квалификация выпускника "Магистр"

Ростов-на-Дону

2018 г.

 



 






Автор-составитель к.э.н. Сорокина Оксана Геннадьевна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины ФТД "Маркетинг персонала" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Теория организации и управление персоналом".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.э.н., проф. Абазиева Камилла Григорьевна, профессор, ФГБОУ ВО РГЭУ кафедра "Управления персоналом и социология".





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
ФТД_Маркетинг п_М_38.04.03_во_4_ТОУП_п21795_34716.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Маркетинг персонала".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка магистранта по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка магистранта к прохождению практики;

подготовка магистранта к научно-исследовательской работе и семинару;

подготовка магистранта к итоговой аттестации;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: особенности и актуальные проблемы системы управления персоналом

Умеет: использовать формы и методы исследований системы управления персоналом в своей профессиональной деятельности

Имеет навыки: использования методов и инструментов проведения исследований в системе управления персоналом.

ОПК-12 - умением разрабатывать и применять методы и инструменты проведения исследований в системе управления персоналом и проводить анализ их результатов

Место дисциплины ФТД "Маркетинг персонала" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку ФТД Образовательной программы.

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Теория организации, организационное проектирование и стратегическое управление персоналом", практики.

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 2 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 2 года очное магистратура, 2.4 года заочное магистратура.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ГПМ, КПМ.

Дисциплина реализуется в 4 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Общая трудоемкость данной дисциплины 1 зачетная единица, или 36 часов, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 9 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
4
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 8 8 8
Лекции (Лек)      
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 8 8 8
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
1 1 1
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 18   18
Контрольная работа (К)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 18   18
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 36 9 36
Зачетные единицы (ЗЕТ) 1   1

Вид обучения: 2.4 года заочное магистратура

Общая трудоемкость данной дисциплины 1 зачетная единица, или 36 часов, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 3 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
6
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 2 2 2
Лекции (Лек)      
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 2 2 2
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
1 1 1
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 29   29
Контрольная работа (К)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 29   29
Контроль, всего и в т.ч. 4   4
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 4   4
Общая трудоемкость, часы 36 3 36
Зачетные единицы (ЗЕТ) 1    

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 4

1. Сущность и содержание маркетинга персонала. (Компетенция/и ОПК-12)

1.1. Сущность, субьекты и особенности рынка труда.

1.2. Значение и роль маркетинга на рынке труда.

1.3. Основные принципы маркетинга персонала. Составные элементы маркетинга персонала.

2. Методологические основы маркетинга персонала. (Компетенция/и ОПК-12)

2.1. Классификация рынка труда.

2.2. Цена рабочей силы. Направления установления цены рабочей силы. Методики определения цены на рабочую силу.

2.3. Способы трудоустройства. Стратегии привлечения персонала.

3. Маркетинговые исследования рынка труда. Контроллинг. (Компетенция/и ОПК-12)

3.1. Сущность и основные направления маркетинговых исследований.

3.2. Методические основы маркетинга персонала.

3.3. Процедура маркетинговых исследований. Кадровое планирование и контроллинг.

4. Методы и инструменты проведения исследований в системе управления персоналом. (Компетенция/и ОПК-12)

4.1. Разработка и внедрение требований к должостям.

4.2. Разработка критериев подбора и расстановки персонала.

4.3. Разработка и внедрение программ и процедур подбора и отбора персонала.

4.4. Методы деловой оценки персонала при найме.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1   2   4
2   2   4
3   2   5
4   2   5
Итого   8   18
В т.ч. по интерактивным формам   8    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 4
1 1.Экспресс-исследование потребности работодателей в менеджерах по персоналу и требований к их подготовке». 2. Планирование трудовых ресурсов. Динамика численности населения России. Понятие и динамика численности экономически активного населения 2
2 Сформировать систему требований, которые организация-работодатель предъявляет к менеджеру по персоналу, претендующему на вакансию. 2
3 Разработать оперограмму управленческих процедур 2
4 1.Составить модель компетенций менеджера по управлению персоналом. 2.Использование трудовых ресурсов на предприятии. 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 2 года очное магистратура

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 4
1 Роль маркетинга в системе управления рынком труда на различных уровнях. Возрастание роли маркетинга персонала. Основные принципы маркетинга персонала. Составные элементы маркетинга персонала. 4
2 Особенности товара «рабочая сила». Классификация товара «рабочая сила». Конкурентоспособность товара «рабочая сила». Цена рабочей силы. Направления установления цены рабочей силы. Методики определения цены на рабочую силу. 4
3 Методические основы маркетинга персонала. Процедура маркетинговых исследований. Прогнозирование рынка труда. 5
4 Механизм управления маркетингом персонала. Управление маркетингом персонала на предприятии. Государственное регулирование маркетинга персонала. 5

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 2.4 года заочное магистратура составляет 29 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание
1 Сорокина О.Г. Маркетинг персонала ( факультатив для магистрантов) - учеб-метод. пособие/ О.Г. Сорокина, ФГБОУ ВО РГУПС - 2017. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
4
ОПК-12 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-12 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

- роль, функции маркетинга персонала в кадровой политике организации;;

- система управления МП организации: структура целей МП;;

- маркетинговые исследования рынка труда;;

- имидж организации как работодателя;;

- планирование потребностей организации в персонале;;

- применение стратегического и тактического инструментария МП организации;;

- применение коммуникативной функции организации-работодателя на рынке труда;;

- экономическая эффективность МП: методы, показатели;;

- принципы формирования информации в управленческом учете;;

- управленческий учет процессов обеспечения трудовыми ресурсами;;

- методы прогнозирования потребности в персонале;;

- маркетинговый подход к развитию кадрового потенциала организации;;

- организация маркетинга персонала на предприятии;;

- оценка эффективности деятельности организации – работодателя на рынке труда;;

- тестирование персонал-маркетинга организации;;

- анализ конкурентов на рынке труда;;

- разработка и внедрение маркетинговых мероприятий для формирования кадровой политики организации;;

- разработка плана маркетинга персонала;;

- разработка программы кадрового аудита;;

- лизинг персонала как источник покрытия потребности;;

- методы оценки управленческих кадров;;

- рынок труда и его роль в формировании кадрового потенциала организации.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 4

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Сущность и особенности рынка труда.
2) Субъекты рынка труда.
3) Условия маркетинговой деятельности на рынке труда.
4) Значение маркетинга на рынке труда.
5) Роль маркетинга в системе управления рынком труда на различных уровнях.
6) Возрастание роли маркетинга персонала.
7) Основные принципы маркетинга персонала.
8) Составные элементы маркетинга персонала.
9) Классификация рынка труда.
10) Особенности товара «рабочая сила».
11) Классификация товара «рабочая сила».
12) Конкурентоспособность товара «рабочая сила».
13) Цену рабочей силы.
14) Направления установления цены рабочей силы.
15) Методики определения цены на рабочую силу.
16) Коммуникативую политику в маркетинге персонала.
17) Способы трудоустройства.
18) Организацию рекламы субъектов рынка рабочей силы.
19) Методологические подходы к оценке эффективности маркетинга персонала.
20) Оценку эффективности маркетинга персонала.
21) Сущность и основные направления маркетинговых исследований.
22) Методические основы маркетинга персонала.
23) Процедуры маркетинговых исследований.
24) Прогнозирование рынка труда.
25) Сущность и характеристика процесса управления маркетингом персонала.
26) Механизм управления маркетингом персонала.
27) Управление маркетингом персонала на предприятии.
28) Государственное регулирование маркетинга персонала.
29) Общую характеристику международного рынка труда.
30) Формирование международного рынка труда.
31) Международную миграцию рабочей силы и возможные социально-экономические последствия.
32) Сегменты международного рынка труда.
33) Дифференциацию международной рабочей силы.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Cgрогнозировать и планировать потребность организации в персонале в соответствии со стратегическими планами организации и определять эффективные пути ее удовлетворения.
2) Проанализировать состояние и тенденции развития рынка труда с точки зрения обеспечения потребности организации в персонале.
3) Оценить положение организации на рынке труда, разрабатывать систему мероприятий по улучшению имиджа организации как аботодателя.
4) Разработать мероприятия по привлечению и отбору новых сотрудников и осуществлять программы по их адаптации.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Продемонстрировать использование методов планирования численности и профессионального состава персонала в соответствии со стратегическими планами организации.

2) Продемонстрировать использование методов разработки и реализации маркетинговых программ в управлении персоналом.

3) Продемонстрировать использование современных технологий управления персоналом организации (найма, отбора, приема и расстановки персонала).

4) Продемонстрировать использование современных технологий управления персоналом организации (социализации, профориентации и трудовой адаптации персонала, организации труда персонала, высвобождения персонала).


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-12 4 1, 2, 3, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Управление персоналом [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Г.И. Михайлина [и др.].— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2014.— 280 c.—ЭБС «IPRbooks»

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Кадровая политика и кадровый аудит организаций [Электронный ресурс] : учебное пособие / сост. С. В. Левушкина. - Ставрополь : Ставропольский государственный аграрный университет, 2014. - 168 с. ЭБС IPRbooks.
2 Управление персоналом. Ежемес. ж-л. 2018.
3 Управление персоналом: учеб. пособие / А.В. Воронина, О.Г. Сорокина, Л.Г. Сербинович, А.В. Охотников; под ред. А.В. Ворониной; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2016. – 186 с.: ил. – Библиогр.: с. 184–186. ЭБС РГУПС

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины


Электронные образовательные ресурсы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/.Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/.Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/.Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/.Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/.Электронно-библиотечная система РГУПС

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/.Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/.КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание
1 Сорокина О.Г. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Маркетинг персонала". РГУПС. - Ростов н/Д, 2018.
2 Сорокина О.Г. Маркетинг персонала ( факультатив для магистрантов) - учеб-метод. пособие/ О.Г. Сорокина, ФГБОУ ВО РГУПС - 2017. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader.

Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий использованы:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Персональные компьютеры.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 34716.