РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2018 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Теория организации и управление персоналом"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.В.ОД "Геоинформационные системы"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки

38.03.03 Управление персоналом

программа прикладного бакалавриата

Управление персоналом организации

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2018 г.

 



 






Автор-составитель к.г.н., доц. Логвинова Ирина Константиновна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.В.ОД "Геоинформационные системы" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Теория организации и управление персоналом".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.э.н., проф. Абазиева Камилла Григорьевна, профессор, ФГБОУ ВО РГЭУ кафедра "Управления персоналом и социология".





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БВОД_Геоинформационные с_Б_38.03.03_во_5_ТОУП_п21344_34683.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Геоинформационные системы".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Геоинформационные системы" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых и вариативных дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и профилем подготовки "Управление персоналом организации".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Современное управление персоналом на производстве, транспорте и в сервисе", "Управление персоналом организации";

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: Основные требования информационной безопасности при решении стандартных задач профессиональной деятельности.

Умеет: Применять информационные технологии для решения управленческих задач

Имеет навыки: Соблюдать требования информационной безопасности в процессе решения стандартных задач профессиональной деятельности с применением информационно-коммуникационных технологий

ОПК-10 - способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности

Знает: Основные понятия и современные принципы работы с деловой информацией, а также иметь представление о корпоративных информационных системах и базах данных

Умеет: Применять информационные технологии для решения управленческих задач

Имеет навыки: Программами для работы с деловой информацией и основами Интернет-технологий, специализированными кадровыми компьютерными программами

ПК-2 - знанием основ кадрового планирования и контроллинга, основ маркетинга персонала, разработки и реализации стратегии привлечения персонала и умением применять их на практике

Место дисциплины 1Б.В.ОД "Геоинформационные системы" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав вариативной части (В.ОД).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Информатика", "Информационные технологии в управлении персоналом".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ГПБ, КПБ.

Дисциплина реализуется в 5 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы, или 108 часов, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 34 часа.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
5
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 32 32 32
Лекции (Лек)      
Лабораторные работы (Лаб) 16 16 16
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 65   65
Контрольная работа (К)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 65   65
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 108 34 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы, или 108 часов, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 12 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
7 8
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 8 8 2 6
Лекции (Лек)        
Лабораторные работы (Лаб) 4 4   4
Практические, семинары (Пр) 4 4 2 2
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
4 4 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 92   32 60
Контрольная работа (К) 15     15
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 77   32 45
Контроль, всего и в т.ч. 4     4
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 4     4
Общая трудоемкость, часы 108 12 36 72
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 5

1. Введение в геоинформатику. (Компетенция/и ОПК-10)

1.1. Понятие географической информационной системы.

1.2. Геоинформатика: наука, технология, индустрия.

1.3. Периодизация в развитии геоинформатики.

2. Функциональные возможности ГИС. (Компетенция/и ПК-2)

2.1. Информационные обеспечение ГИС.

3. ГИС как основа интеграции пространственных данных и технологий. (Компетенция/и ОПК-10)

3.1. ГИС и глобальные системы позиционирования.

3.2. ГИС и Интернет.

4. Проектирование и реализация ГИС. (Компетенция/и ПК-2)

4.1. Разработка системного проекта ГИС.

4.2. Нормативно-правовая база геоинформатики.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1   4 4 17
2   4 4 16
3   4 4 16
4   4 4 16
Итого   16 16 65
В т.ч. по интерактивным формам   4 16  

Лабораторный практикум

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Знакомство с компьтерными моделями, базирущимися на применении ГИС-технологий. 2
Макет ГИС как пользовательская среда с набором функций для моделировани и анализа пространственной информации о различных процессах. 2
2 Подсистемы ГИС: информационная и экспертная базы. 4
3 Информационная база ГИС, как база предназначенная для сбора, хранения и поиска геоинформации, представленной в виде данных. 2
Экспертная база ГИС, как база отражающая и программно реализующая картографическме модели, связанные с различными процессами. 2
4 Картографическме модели занятости населения, основанные на математическом моделировании и прогнозировании. 4

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Базовые категории - данные, информация, знания. Функциональные возможности ГИС. Классификация ГИС. Понятие ГИС. 4
2 Источники данных для ГИС. Системы координат. Модели пространственных данных и их аналого-цифровое преобразование. Базы данных и управление ими. 4
3 Задачи, решаемые спутниковыми системами. Глобальные системы позиционирования (ГПС) и их подсистемы: GPS и ГЛОНАСС. Современное состояние взаимодействия ГИС и Интернет. 4
4 Характеристика информации в различных видах управленческой деятельности. Выбор программного обеспечения ГИС. Нормативно-правовая база геоинформатики: ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации и другие нормативно-технические документы. Сертификация продукции. Конфиденциальная информация и пространственные данные, составляющие государственную тайну. 4

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Представление технологической схемы ввода, обработки и вывода данных в ГИС. 17
2 Пользуясь общими представления о функциях ГИС, необходимо предложить пути решения пространственных задач, основанных на использовании пространственных данных. 16
3 Характеристика современного состояния ГИС и Интернет. 16
4 Характеристика этапов и правил проектирования информационных систем. Определение входных и выходных данных систем. Выбор программного обеспечения ГИС. 16

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 77 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание
1 Логвинова И. К. Программа дисциплины и методические указания по дисциплине "Геоинформационные системы" : учеб.-метод. пособие/ И. К. Логвинова, Е. А. Хошафян; ФГБОУ ВПО РГУПС. -Ростов н/Д, 2013. -58 с.:a-ил. Заказ № 6917, 125 экз. + э.р. НТБ

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
5
ОПК-10 +
ПК-2 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-10 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
ПК-2 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

ГИС-технологии в различных сферах деятельности общества. ГИС и бизнес, ГИС и телекоммуникации и т.д;

геоинформационные системы как новая сфера человеческой деятельности;

создание и развитие инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации;

международная картографическая ассоциация (МКА). Стратегический план развития;

функциональные возможности географических информационных систем;

использование геоинформационных технологий и цифрового моделирования в тематическом картографировании;

данные, получаемые в процессе дистанционного зондирования;

анализ структуры данных для представления в ГИС. Современные информационные технологии хранения информации и организации доступа к ней;

геоинформатика: понятие, этапы развития. География и геоинформатика - современный прорыв в ХХI век;

информационная система как средство создания единого внутри- и межкорпоративного информационного пространства.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 5

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Теоретические основы картографии и геоинформатики.
2) Типы и источники пространственных данных.
3) Задачи геоинформатики и ГИС.
4) Задачи и методы геоинформационного картографирования.
5) Особенности социальных, этнических, конфессиональных и культурных различий.
6) Понятие о географической информационной системе. Классификация ГИС.
7) Периодизация в развитии геоинформатики.
8) Три формы геоинформатики: наука, технология, индустрия (производственная деятельность).
9) Интеграция картографии, геоинфоматики и дистанционного зондирования. Основные модели взаимодействия.
10) Использования функциональных возможностей ГИС на примере трудовых ресурсов.
11) Предмет и метод геоинформатики. Научные дисциплины и технологии, образующие окружение геоинформатики.
12) Государственная статистика как один из источников данных для ГИС.
13) Основные типы форматов пространственных данных.
14) Обеспечение надежности хранения данных в БД.
15) Специализированные ГИС.
16) Геоинформационное программное обеспечение.
17) Программное обеспечение для обработки данных дистанционного зондирования Земли.
18) «Пространственный объект» и «пространственные данные».
19) Особенности использования текстовых материалов в геоинформационных системах.
20) Геоинформационная индустрия.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Работать в программе ObjectLand.
2) Создавать "Проект", "Вид", "Тему".
3) Работать с объектами полигональных, линейных и точечных тем.
4) Создавать и редактировать объекты.
5) Настраивать отображения объектов.
6) Создавать атрибутивные таблицы.
7) Работать с таблицами, строить запросы, находить объекты на карте.
4) Создавать базы данных.
5) Редактировать базы данных.
7) Создавать цифровые тематические карты.
8) Защищать информацию в информационных системах.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Методикой работы в программе ObjectLand.

2) Методикой создания базы данных.

3) Методикой редактирования базы данных.

4) Методикой создания цифровых тематических карт.

5) Методикой защиты информации в информационных системах.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.
2 Фонд оценочных средств по дисциплине "Геоинформационные технологии": учебно-методическое пособие / И.К. Логвинова; ФГБОУ ВПО РГУПС. - Ростов н/Д, 2015. - 20 с. - Библиогр.: с.20. + э.р. НТБ

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-10 5 1, 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 3 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
1, 3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
1, 3 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-2 5 2, 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
2, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
2, 4 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Волков А.В. Географические информационные системы [Электронный ресурс]: Учебное пособие/ Волков А.В., Орехов М.М.— Электрон. текстовые данные.— Санкт- Петербург: Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2015.— 76 c

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Геоинформатика : учеб. для вузов : в 2 кн, Кн. 1/ ред. В.С. Тикунов. -2-е изд., перераб. и доп.. -М.: Aкадемия, 2008. -375 с.:a-цв.ил.
2 Геоинформатика : учеб. для вузов : в 2 кн., Кн. 2/ ред. В.С. Тикунов. -2-е изд., перераб. и доп.. -М.: Aкадемия, 2008. -381 с.:a-табл.
3 Информационные технологии - журнал
4 Ловцов Д.А. Геоинформационные системы [Электронный ресурс]: Учебное пособие/ Ловцов Д.А., Черных А.М.— Электрон. текстовые данные.— М.: Российский государственный университет правосудия, 2012.— 192 c. АйПиЭрБукс
5 Клочко И.А. Информационные технологии в профессиональной деятельности [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Клочко И.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2017.— 236 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20424.

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины


Электронные образовательные ресурсы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/.Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/.Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/.Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/.Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/.Электронно-библиотечная система РГУПС

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/.Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/.КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание
1 Логвинова И.К. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Геоинформационные системы". РГУПС. - Ростов н/Д, 2018.
2 Геоинформационные системы: учебно-методическое пособие к лабораторным и практическим занятиям / И.К. Логвинова; ФГБОУ ВО РГУПС. – Ростов н/Д, 2017. (электронный вид)

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader.
2 Операционная система ОС Microsoft Windows (Open Value Subscription/подписка Microsoft). Офисное программное обеспечение Microsoft Office (Open Value Subscription/подписка Microsoft).
3 https://trudvsem.ru – портал «Работа в России». Всероссийская база вакансий.
4 http://sovman.ru/article/6206/#_ftn1 – статья «Маятниковая трудовая миграция».
5 http://bus.gov.ru/pub/search/map - Официальный сайт для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях
6 https://www.google.ru/maps/search/%D0%B2%D1%83%D0%B7%D1%8B+%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8/@47.254001,39.6729866,13z/data=!3m1!4b1 – вузы России (подготовка кадров)

Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий использованы:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Персональные компьютеры.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 34683.