РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

09.08.2017 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Социальные технологии"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1Б.В.ОД "Психология и психодиагностика"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки

43.03.01 Сервис

программа прикладного бакалавриата

Сервис на транспорте

Квалификация выпускника "Бакалавр"

Ростов-на-Дону

2018 г.

 



 






Автор-составитель к.п.н., доц. Ежак Евгения Владимировна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1Б.В.ОД "Психология и психодиагностика" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Социальные технологии".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.ф.н., проф. Минасян Лариса Артуровна, профессор, филиал ДГТУ.





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1БВОД_Психология и п_Б_43.03.01_во_1_СТ_п26121_и32251.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Психология и психодиагностика".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Психология и психодиагностика" является расширение и углубление подготовки в составе других базовых и вариативных дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом и профилем подготовки "Сервис на транспорте".

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Безопасность жизнедеятельности", "Конфликтология", "Сервисная деятельность и сервисология";

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: особенности диверсификации сервисной деятельности

Умеет: находить пути благоприятного разрешения психологических конфликтов

Имеет навыки: методами этнокультурной диверсификации сервисной деятельности

ПК-8 - способностью к диверсификации сервисной деятельности в соответствии с этнокультурными, историческими и религиозными традициями

Знает: методы психологии,совокупность явлений, составляющих основу психодиагностического поля личности потребителя

Умеет: оценивать психические,физиологические особенности человека, социальную значимость потребителей

Имеет навыки: выделения и учета основных психологических особенностей потребителя в процессе сервисной деятельности

ПК-9 - способностью выделять и учитывать основные психологические особенности потребителя в процессе сервисной деятельности

Место дисциплины 1Б.В.ОД "Психология и психодиагностика" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1Б Образовательной программы. Дисциплина входит в состав вариативной части (В.ОД).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Введение в профессию".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 4 года. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 4 года очное бакалавриат, 4.8 лет заочное бакалавриат.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ЗСБ, ТСБ.

Дисциплина реализуется в 1 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 5 зачетных единиц, или 180 часов, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 68 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
1
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 64 64 64
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 32 32 32
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
4 4 4
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 76   76
Контрольная работа (К)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 76   76
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 180 68 180
Зачетные единицы (ЗЕТ) 5   5

Вид обучения: 4.8 лет заочное бакалавриат

Общая трудоемкость данной дисциплины 5 зачетных единиц, или 180 часов, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 13 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
2 3
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 10 10 4 6
Лекции (Лек) 4 4 4  
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 6 6   6
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 3  
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 158   65 93
Контрольная работа (К) 12     12
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 146   65 81
Контроль, всего и в т.ч. 9     9
Экзамен (Экз) 9     9
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 180 13 72 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 5      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 1

1. Методологические основы дисциплины «Психология и Психодиагностика». (Компетенция/и ПК-8, ПК-9)

1.1. Предмет, задачи, функции дисциплины: Основы психологии, сущность явлений, составляющих основу психодиагностического поля личности потребителя. Социальная и практическая значимость психодиагностики. Предмет и принципы психологической диагностики. Сферы применения психодиагностических методик. Структура современной психодиагностики.

1.2. История развития психологии как науки: Период формирования психологического знания в рамках других научных дисциплин ( IV- V вв. до н. э. — 60-е гг. XIX в.). Развитие представлений о душе в рамках религиозных систем и ритуалов. Учение о душе. Учения об опыте и о сознании. Общая характеристика допарадигмального периода формирования психологического знания.Психология как самостоятельная научная дисциплина (60-е гг. XIX в. — настоящее время). Этап формирования первых парадигм. Кризис психологии (10-30-е гг. XX в.). Совре­менное состояние психологии. Основные направления развития психологической науки. Психологическая наука и психологическая практика . Фундаментальная психология и прикладная психология. Основные направления практической психологии. Сферы практи­ческого применения психологического знания.

2. Общая психология. (Компетенция/и ПК-8, ПК-9)

2.1. Психика, сознание, деятельность: Развитие психики в филогенезе . Возникновение психики. Психика и поведение. Типы нервной системы. Формирование органов чувств. Мозг человека. Психофизиологическая проблема. Основные подходы к проблеме биологического и социального в психологии . Типоло­гический подход. Концепция индивидуальности. Психогенетический подход. Взаимодействие генотипа и среды. Структура психики. Функции психики . Объективная и субъективная реальности. Когнитивная, регулятивная и коммуникативная функции психики. Концепция психической функциональной системы дея­тельности. Психические процессы, состояния и свойства . Процессы психической регуляции. Эмо­циональные процессы. Процессы принятия решения. Процессы контроля. Познавательные процессы. Коммуникативные процессы. Основные группы психических свойств: особенно­сти темперамента, способности, личностные черты. Основные характеристики психических состояний. Сознание и бессознательное . Деятельность. Мотив и мотивация. Виды мотивов. Действие. Виды действий. Операция. Психофизиологические основы деятельности. Творчество. Механизм творческого процесса. Фазы творческого процесса. Креативность.

2.2. Высшие психические функции: Определение эмоций. Виды эмоций. Роль эмоций . Отражательно-оценочная, управляющая и дезорганизующая роль эмоций. Функции эмоций: защитная, мобилизующая, санкционирующая, компенсаторная, сигналь­ная, подкрепляющая. Чувства.Проблема внимания в психологии сознания. Крите­рии внимания. Свойства внимания.Сенсорные и перцептивые процессы. Виды ощущений . Восприятие пространства и движения . Восприятие глубины и удаленности предметов. Восприятие движения. Восприятие формы.Константность восприятия. Память: структура, уровни и виды. Мышление как вид познания. Интел­лект и адаптация. Виды мышления . Этапы мыслительного процесса. Индивидуальные особенности интеллекта . Речь и язык.

3. Психология личности. (Компетенция/и ПК-8, ПК-9)

3.1. Основные теории личности: Основные подходы к изучению личности. Уровни ана­лиза личности как психологического образования. Психодинамическая теория личности . Аналитическая теория личности . Гуманистическая теория личности . «Клиническое» и «мотивационное» направления. Самоактуализация. Пять уровней мотивации по А. Маслоу. Структура «Я». Характеристики целостной личности. Когнитивная теория личности . Поведенческая теория личности . Рефлекторное и социальное направления. Деятельностная теория личности . Деятельность как источник развития личности. Интериоризация. Предметность и субъектность как характеристики деятельности. Четырехком­понентная модель личности. Диспозициональная теория личности . Теория черт. Формально-динамические и содержательные свойства личности.

3.2. Психическое развитие личности: Факторы психического развития человека . Биологические и средовые факторы. Дан­ные психогенетики. «Эпигенетический ландшафт». Стадиальность и непрерывность психи­ческого развития. Периодизации психического развития . Гетерохронность развития. Сензитивные и кри­тические периоды. Периодизации жизненного цикла человека.Периодизации когнитивного развития . Уровни нравственного развития по Л. Колбергу. Исследования возрастной дина­мики когнитивных способностей. Планирование и выбор жизненного пути . Жизненный путь как проблема. Жизненные планы и жизненный сценарий.

4. Социальная психология. (Компетенция/и ПК-8, ПК-9)

4.1. Социальная психология: история становления и развития: Предмет и структура социальной психологии . Определение социальной психологии. Объекты исследования в социальной психологии. Структура социальной психологии. Инте­грация социальной психологии в системе наук. История отечественной социальной психологии . История зарубежной социальной психологии .

4.2. Социальная психология личности и межличностного взаимодействия: Социальные установки, стереотипы и предрассудки личности . Структура социальной установки. Свойства социальных установок. Функции социальных установок. Автостереотип и гетеростереотип. «Я-концепция» как социально-психологический феномен. Межличностное восприятие и понимание . Основные задачи межличностного взаимо­действия. Субъект и объект межличностного познания. Процесс познания человека. Межличностные отношения . Динамика межличностных отношений. Механизм регулиро­вания межперсональных отношений и условия их развития. Психология общения . Общение и деятельность. Структура общения. Функции общения. Психология межличностного воздействия . Сущность психологического воздействия. Стратегия, тактика, средства, методы, формы и критерии эффективности воздействия.

4.3. Психология малых и больших групп и массовых явлений: Количественные признаки малой группы. Виды малых групп. Формальная и неформальная структура малой группы. Коммуникативная и ролевая структура малой группы.Лидерство в малых группах . Признаки лидерства. Функции лидера. Виды лидерства. Психологические качества лидера. Классификации стилей лидерства. Конформизм и групповое давление . Нормативное и информационное влияние. Внешний и внутренний конформизм. Развитие малой группы . Психология межгруппового взаимодействия . Этноцентризм. Внутригрупповой фавори­тизм. Внешнегрупповая дискриминация. Социальная категоризация, социальная идентифи­кация и социальное сравнение. Виды больших социальных групп. Уровни раз­вития больших социальных групп. Психические явления в больших социальных группах.Психология толпы . Признаки толпы. Виды толп. Психологические особенности поведения человека в толпе.Массовые явления в больших диффузных группах . Основные признаки большой диф­фузной группы. Психология слухов. Психология паники.

5. Психодиагностика. (Компетенция/и ПК-8, ПК-9)

5.1. Психодиагностика индивидуальности: Способы исследования индивидуальных психофизиологических особенностей человека. Диагностика индивидуально-личностных черт. Диагностика характерологических особенностей личности. Измерение интеллекта. Определение и структура интеллекта. Невербальные и вербальные тесты, тесты общих и специальных способностей, тесты текучего и кристаллизованного интеллекта. Психодиагностика способностей. Различные трактовки способностей в психологии и психодиагностике. Тесты общих и специальных способностей. Диагностика профессиональной пригодности. Профессиональное консультирование.

5.2. Проективные методики:: Понятие проекции (З. Фрейд). Виды проекций и их классификация. Проективные методы, их специфика и особенности применения. Тест Розенцвейга, тест руки, ТАТ, метод неоконченных предложений, тест юмористических фраз, ДДЧ, автопортрет, тест «Несуществующее животное», ассоциативный тест.

5.3. Методы социально-психологического исследования : Наблюдение. Анализ документов. Опрос. Социометрия. Групповая оценки Личности (ГОЛ). Тесты. Шкалы измерения социальных установок. Аппаратурный метод.

5.4. Заключение по результатам психодиагностического обследования: Требования к психодиагностическим средствам. Операционализация и верификация – основные требования, предъявляемые к понятиям и методам психодиагностики Психологическая оценка и психологический диагноз. Тестовая компетентность и этические нормы психодиагностики. Диагностика и тестирование: возможности и ограничения. Уровни психодиагностического исследования.Этапы психодиагностического обследования. Протокол. Три блока в структуре диагностического заключения. Психодиагностический профиль личности - диагностограмма. Психологичсекий диагноз. Психологический профиль личности. Специфика составления группового портрета. Виды заключений.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 6 6   10
2 6 6   16
3 6 6   16
4 6 6   16
5 8 8   18
Итого 32 32   76
В т.ч. по интерактивным формам 32 32    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Платон и Аристотель и учение о душе; развитие психологических знаний в рамках философии познания; оформ­ление психологии как самостоятельной научной дисциплины В. Вундт и И. М. Сеченов; психоанализ; бихевиоризм; когнитивный бихевиоризм Э. Толмена; гештальтпсихология; динамическая психология; описательная психология В. Дильтея и Э. Шпрангера; генетическая психология Ж. Пиаже; культурно-историческая теория Л. С. Выготского; теория деятельности: реактология; психология установки. Специфика методов психодиагностики. 6
2 Нейрофизиологические механизмы высшей нервной деятельности . Нейронауки. Строение нейрона. Электроэнцефалография.Центральная нервная система . Морфология ЦНС. Особенности строения мозга у живот­ных. Мозг человека. Механизмы адаптации.Аккомодация и ассимиляция как составляющие адаптации Социальная адаптация и социализация. Конструктивные и защитные механизмы адаптации Нарушения процесса адаптации. Классификация состояний сознания. Способы снятия эмоционального напряжения. Чувства . Соотношение между чувствами и эмоциями. Нравственные чувства. Эстетичские чувства. Понятие о мотивации . Определение мотивации. Феноменологический и эксперименталь­ный подходы в изучении мотивации. Решение проблемы мотивации в рамках бихевиоризма .Роль потребности и подкрепления в процессе научения.Психоаналитические теории мотивации . Основные инстинкты по 3. Фрейду. Сублима­ция. Концепции К. Юнга, А. Адлера, К. Хорни, Э. Фромма.Гуманистические теории мотивации . Экзистенциализм как философская основа гума­нистической психологии. Пять основных групп мотивов человеческого поведения по А. Маслоу Когнитивные теории мотивации . Теория когнитивного диссонанса. Теория баланса. Сценарии и контрфакты. Мотивационный контроль действий . Теория функциональной системы. Планы и структура поведения. Теория четырех стадий действия, или «модель Рубикона». Теория мотивационного контроля Д. Хайленда. Основные структурные блоки контроля действия. 6
3 Проблема личности в психологии.Психодинамическая теория личности. Аналитическая теория личности. Гуманистическая теория личности. Когнитивная теория личности. Поведенческая теория личности. Деятельностная теория личности. Диспозициональная теория личности. Психическое развитие личности. Факторы психического развития человека. Периодизации психического развития. Периодизации когнитивного развития. Планирование и выбор жизненного пути. Психология индивидуальных различий. История становления дифференциальной психологии. Предмет и методы дифференциальной психологии. Основные направления дифференциально-психологических исследований. Тестирование личности. 6
4 Межличностное восприятие и понимание. Межличностные отношения. Психология общения.Психология межличностного воздействия. Психология малых групп и межгруппового взаимодействия. Виды и структура малой группы. Лидерство в малых группах. Конформизм и групповое давление. Развитие малой группы. Психология межгруппового взаимодействия. Психология внутри- и межгрупповых конфликтов.Массовые явления в больших диффузных группах 6
5 Виды наблюдения: включенное, систематическое, скрытое и др. Объект и предмет наблюдения. Наблюдаемые ситуации и единицы наблюдения. Требования к наблюдению. Документы наблюдения (программа, дневник). Ошибки (эффекты) личностного и психологического происхождения, возникающие в ходе наблюдения. Возможность формализации результатов, полученных с помощью наблюдения. Квалификация наблюдателя. Метод беседы. Виды, типы, функции. Метод эксперимента. Виды, типы, функции. Специфика использования и применения. Проблема выбора методики и описания данных. 8

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 4 года очное бакалавриат

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 1
1 Предмет и принципы психологической диагностики. Психология как самостоятельная научная дисциплина (60-е гг. XIX в. — настоящее время). Этап формирования первых парадигм. Кризис психологии (10-30-е гг. XX в.). Современное состояние психологии. Основные направления развития психологической науки.Психологическая наука и психологическая практика . 10
2 Когнитивная, регулятивная и коммуникативная функции психики. Концепция психической функциональной системы деятельности.Психические процессы, состояния и свойства . Процессы психической регуляции. Эмоциональные процессы. Процессы принятия решения. Процессы контроля. Познавательные процессы. Коммуникативные процессы. Основные группы психических свойств: особенности темперамента, способности, личностные черты. Основные характеристики психических состояний. Сознание и бессознательное . Деятельность. 16
3 Основные подходы к изучению личности. Уровни анализа личности как психологического образования. Психодинамическая теория личности . Аналитическая теория личности . Гуманистическая теория личности . «Клиническое» и «мотивационное» направления. Самоактуализация. Пять уровней мотивации по А. Маслоу. Структура «Я». Характеристики целостной личности. Когнитивная теория личности . Поведенческая теория личности . Рефлекторное и социальное направления. Деятельностная теория личности . Деятельность как источник развития личности. Интериоризация. Предметность и субъектность как характеристики деятельности. Четырехкомпонентная модель личности. Диспозициональная теория личности . Теория черт. Формально-динамические и содержательные свойства личности 16
4 Социальные установки, стереотипы и предрассудки личности . Структура социальной установки. Свойства социальных установок. Функции социальных установок. Автостереотип и гетеростереотип.«Я-концепция» как социально-психологический феномен. Межличностное восприятие и понимание . Основные задачи межличностного взаимодействия. Субъект и объект межличностного познания. Процесс познания человека.Межличностные отношения . Динамика межличностных отношений. Механизм регулирования межперсональных отношений и условия их развития. Психология общения . Общение и деятельность. 16
5 Конформизм и групповое давление . Нормативное и информационное влияние. Внешний и внутренний конформизм. Развитие малой группы . Психология межгруппового взаимодействия . Этноцентризм. Внутригрупповой фаворитизм. Внешнегрупповая дискриминация. Социальная категоризация, социальная идентификация и социальное сравнение.Виды больших социальных групп. Уровни развития больших социальных групп. Психические явления в больших социальных группах. 18

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 4.8 лет заочное бакалавриат составляет 146 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание
1 Ежак Е.В. Психология и психодиагностика: Методические указания для самостоятельной работы обучающихся и выполнения контрольных работ. – Ростов н/Д: РГУПС, 2017. – 19 с.

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
1
ПК-8 +
ПК-9 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ПК-8 1 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ПК-9 1 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

1. Проведение психодиагностического исследования;

2. Направления и области психологического тестирования;

3. Основные методы психодиагностики;

4. Психодиагностика сенсорно-перцептивных свойств;

5. Диагностика когнитивного стиля познавательной деятельности и интеллекта;

6. Диагностика темперамента и свойств нервной системы;

7. Психодиагностическая оценка личности;

8. Диагностика эмоциональной сферы личности;

9. Диагностика мотивационно-потребностной сферы личности;

10. Психологическая оценка работников в организации и кадровый психологический отбор. Определение психологических типов личности.

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 1

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Психодиагностика в системе наук.
2) Аппаратные методы получения психодиагностических данных. Возможности технологии БОС.
3) Основы математико-статистической обработки и интерпретации психодиагностических данных.
4) Направления разработки социально-психологического паспорта личности.
5) Психодиагностический метод: основные подходы. Классификация методов психодиагностики.
6) Психодиагностическое исследование и обследование: сообщение результатов и написание заключения.
7) Психологический диагноз. Уровни и виды диагноза.
8) Основные методы психодиагностики и их классификация.
9) Ситуация клиента и ситуация экспертизы как основные типы психодиагностических ситуаций.
10) Основы общехарактерологической диагностики и специфика ее применения.
11) Проблема отечественной психодиагностики умственного развития.
12) Достоверность как особый вид валидности. Обеспечение достоверности.
13) Стандартизация: цель, процедура эксперимента, стандартизация условий.
14) История становления психодиагностики.
15) Многомерные методы анализа данных.
16) Технология конструирования репертуарной методики.
17) Критериальная, текущая и прогностическая, эмпирическая, содержательная, концептуальная (конструктная) валидность. Специфика установления перечисленных видов валидности.
18) Конвергентная, дивергентная, очевидная, инкрементная, концептуальная (конструктная) валидность. Специфика установления перечисленных видов валидности.
19) Корреляционный и регрессионный анализ.
20) Факторный анализ. Валидность по возрастной дифференциации.
21) Линейная и нелинейная стандартизация. Репрезентативность тестовых норм.
22) Понятие «проекции» в психодиагностике. Вероятные ошибки в проективной диагностике.
23) Дифференциальная психометрика.
24) Стандартные шкалы в психодиагностике: Z-шкала, IQ-шкала, T-шкала, шкала стенов.
25) Соотношение валидности и надежности. Коэффициенты валидности и надежности. Методы экспертной оценки.
26) Основные типы данных в психодиагностике.
27) Графические методы исследования в психодиагностике.
28) Параметры оценивания ответов. Ипсативное и нормативное оценивание. Адаптация теста.
29) Основные типы шкал и их краткая характеристика.
30) Выборка стандартизации, генеральная совокупность и репрезентативность тестовых норм.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Проведение психодиагностического исследования.
2) Выделить и описать этапы проведения психодиагностического исследования.
3) Профессиональная психодиагностика в сфере сервиса.
4) Дать характеристику основных методов психодиагностики.
5) Дать характеристику проективных методов.
6) Дать характеристику объективных тестов.
7) Дать характеристику диалоговых техник.
8) Раскрыть типичные диагностические процедуры.
9) Раскрыть направления психодиагностического обследования сенсорно-моторных свойств.
10) Раскрыть особенности диагностики когнитивного стиля познавательной деятельности и интеллекта.
11) Описать различия в диагностике темперамента и свойств нервной системы.
12) Раскрыть подходы психологической оценки свойств личности.
13) Провести психологическую оценку работников в организации и кадровый психологический отбор.
14) Раскрыть особенности количественного исследования психических процессов в нормальном и патологическом состоянии Г.И.Россолимо.
15) Сравните состояние отечественной и зарубежной психодиагностической практики.
16) Охарактеризовать психофизиологические методики тестирования
17) Охарактеризовать процедуру проведения контент-анализа.
18) Проблема тестирования в отечественной психологии.
19) Охарактеризовать тесты специальных способностей и достижений.
20) Проективное тестирование и техники.
21) Охарактеризовать области использования опросников.
22) Охарактеризовать использование группового тестирования.
23) Раскрыть проблемы стандартизации в психологической диагностике.
24) Раскрыть понятие репрезентативности тестовых норм.
25) Группировка данных психодиагностического обследования группы лиц в электронной таблице

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Методы диагностики темперамента и свойств личности.

2) Основные методы психодиагностики.

3) Техниками общения, выстраивания его целей.

4) Техниками вербальной и невербальной коммуникации.

5) Навыки диагностики актуального психологического состояния человека.

6) Навыки диагностики социально-психологического состояния группы.

7) Методами организации и проведения психодиагностического исследования.

8) Построение плана и специфика проведения психодиагностического тестирования.

9) Процедура определения психологического типа личности.

10) Психодиагностика сенсорно-перцептивных свойств.

11) Диагностика когнитивного стиля познавательной деятельности и интеллекта.

12) Диагностика темперамента и свойств нервной системы.

13) Психодиагностическая оценка личности.

14) Диагностика эмоциональной сферы личности.

15) Диагностика мотивационно-потребностной сферы личности.

16) Психологическая оценка работников в организации и кадровый психологический отбор.

17) Классификация методик психодиагностики по предмету.

18) Классификация методик психодиагностики по операциональному статусу.

19) Критерии комплектования методик в батареи.

20) Составить программу диагностики эмоционально-волевой сферы личности.

21) Составить программу диагностики мотивационно-потребностной сферы личности.

22) Основы критериально-ориентировочного тестирование (КОРТ).

23) Способы эмпирического измерения валидности.

24) Варианты перевода сырых тестовых показателей в стандартизированные.

25) Типологии психодиагностических задач.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-8 1 1, 2, 3, 4, 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4, 5 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-9 1 1, 2, 3, 4, 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4, 5 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Ступницкий В.П. Психология [Электронный ресурс]: учебник для бакалавров/ Ступницкий В.П., Щербакова О.И., Степанов В.Е.— Электрон. текстовые данные.— М.: Дашков и К, 2014.— 518 c. ЭБС IPRbooks

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Корягина, Н. А. Социальная психология. Теория и практика : учебник для бакалавров / Н. А. Корягина, Е. В. Михайлова. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 492 с. — (Бакалавр. Академический курс). (ЭБС ЮРАЙТ электронный ресурс)
2 Управление персоналом: теория и практика. Управления социальным развитием и социальная работа с персоналом организации : учеб.-практич. пособие / под ред. А.Я. Кибанова. - М. : Проспект, 2014

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины


Электронные образовательные ресурсы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/.Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/.Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/.Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/.Электронно-библиотечная система РГУПС

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/.Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/.КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание
1 Ежак Е.В. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Психология и психодиагностика". РГУПС. - Ростов н/Д, 2018.
2 Ежак Е.В. Психология и психодиагностика: Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины. – Ростов н/Д: РГУПС, 2017. – 19 с.

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader.

Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий использованы:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Персональные компьютеры.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 32251.