РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2018 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Станции и грузовая работа"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.Б "Железнодорожные станции и узлы (часть III)"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО по специальности

23.05.04 Эксплуатация железных дорог

Специализация

№ 1 Магистральный транспорт

№ 3 Грузовая и коммерческая работа

№ 4 Пассажирский комплекс железнодорожного транспорта

№ 7 Транспортный бизнес и логистика

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения "

Ростов-на-Дону

2018 г.

 



 






Автор-составитель д.т.н., доц. Числов Олег Николаевич предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Железнодорожные станции и узлы (часть III)" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Станции и грузовая работа".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

Шаманаев Владимир Николаевич, главный инженер, Северо-Кавказская дирекция управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД".





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Железнодорожные с и у ( I_С_23.05.04_во_7_СГР_п29330_39117.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Железнодорожные станции и узлы (часть III)".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Железнодорожные станции и узлы (часть III)" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных, профессиональных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Основы транспортного бизнеса", "Транспортная безопасность", "Управление эксплуатационной работой (часть V)";

подготовка обучающегося к прохождению практики;

подготовка обучающегося к защите выпускной квалификационной работы;

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: требования к составлению пояснительных записок, технологических карт, схем и другой технической документации по проектированию и переустройству железнодорожных станций и узлов, классификационные признаки раздельных пунктов, станционных путей и их технические характеристики, схемы промежуточных, участковых, сортировочных, грузовых, пассажирских и технических станций железных дорог, требования ГОСТ и ЕСКД, согласно которым составляется проектная и техническая документация железнодорожной станции, правила и инструкции по охране труда в пределах выполняемых проектных работ.

Умеет: разрабатывать, анализировать и использовать техническую документацию по проектированию ж.-д. станций и узлов, использовать технические нормы проектирования железнодорожных станций и узлов, производить оценку технического состояния объектов транспортной инфраструктуры в части соответствия путевого развития железнодорожных станций установленным требованиям, оформлять нормативную документацию по проектированию горочного сортировочного устройства большой мощности.

Имеет навыки: расчета основных технических параметров путевого развития, отображаемых на схемах железнодорожных станций, а также в пояснительных записках, технологических картах и другой технической документации по развитию железнодорожных станций и узлов, определения соответствия информации, представленной на схемах ж.-д. станций и узлов, пояснительных записках, технологических картах и других технических документах, требованиям действующих технических регламентов, стандартов, норм и правил.

ОПК-13 - способностью составлять графики работ, заказы, заявки, инструкции, пояснительные записки, технологические карты, схемы и другую техническую документацию, а также установленную отчетность по утвержденным формам, осуществлять контроль соблюдения на транспорте установленных требований, действующих технических регламентов, стандартов, норм и правил

Знает: содержание и принципы построения техническо-распорядительного акта сортировочной станции, содержание и принципы построения технологических процессов сортировочных, грузовых и пассажирских станций, правила проектирования и технические характеристики путей сортировочной, грузовой и пассажирской станции, требования к нумерации путей и парков, расположение парков и инфраструктурных объектов сортировочной станции, виды сортировочных комплексов, классификацию железнодорожных узлов, схемы сортировочных станций, грузовых, пассажирских и технических станций.

Умеет: разрабатывать типовые схемы сортировочных станций, грузовых, пассажирских и технических станций, определять пропускную способность приемоотправочных и сортировочных путей, проектировать развязки подходов ж.-д. линий узлов по направлениям и родам движения, разрабатывать отдельные пункты техническо-распорядительного акта станции, разрабатывать предложения по внесению изменений в техническую документацию сортировочной станции, разрабатывать технологические графики станционных процессов.

Имеет навыки: анализа техническо-распорядительного акта и технологического процесса работы сортировочных, грузовых, пассажирских и технических станций, готовности к корректировке технической документации железнодорожной станции, использования технологических и технических норм проектирования станций и узлов при разработке и внедрению технологических процессов, техническо-распорядительных актов и иной технической документации железнодорожной станции, определения рациональных параметров плана и профиля железнодорожных путей на путепроводных развязках подходов ж.-д. линий, обоснования изменений, вносимых в техническо-распорядительные акты, технологические процессы и иную техническую документацию сортировочных, грузовых, пассажирских и технических станций.

ПК-1 - готовностью к разработке и внедрению технологических процессов, техническо-распорядительных актов и иной технической документации железнодорожной станции

Знает: классификацию и принципы построения транспортных узлов, организацию работы транспортно-пересадочных узлов городских транспортных систем, проектирование и технологию работы железнодорожных вокзальных комплексов, цели развития транспортных комплектов городов и роль в них железнодорожных и промышленных узлов.

Умеет: определять основные направления развития транспортных узлов в составе транспортных комплексов городов, определять соответствие транспортных комплексов городов и регионов принятой системе классификации, применять принципы проектирования и развития узлов при формировании целей развития транспортных комплексов городов и регионов.

Имеет навыки: формирования целей развития транспортных комплексов, разработки схемных решений при переустройстве ж.-д. раздельных пунктов, осуществляющих взаимодействие видов транспорта, обоснования рациональных методов повышения пропускной и перерабатывающей способности станций и узлов, принятия обоснованных проектных решений по основным направлениям развития железнодорожных и транспортных узлов.

ПК-6 - готовностью к формированию целей развития транспортных комплексов городов и регионов, участию в планировании и организации их работы, организации рационального взаимодействия видов транспорта, составляющих единую транспортную систему, при перевозках пассажиров, багажа, грузобагажа и грузов

Знает: классификацию и схемные решения транспортно-грузовых комплексов, графическое представление согласно ГОСТ и ЕСКД на планах станций транспортно-грузовых комплексов, современное состояние и перспективные схемные решения транспортно-грузовых комплексов.

Умеет: выбирать рациональный вариант схемы транспортно-грузового комплекса, выполнять расчет и обоснование рациональных параметров транспортно-грузового комплекса, разрабатывать предложения для развития железнодорожной инфраструктуры транспортно-грузовых комплексов.

Имеет навыки: анализа зависимости грузопотока и выбора рационального схемного решения транспортно-грузового комплекса, масштабного проектирования складов, определения их рациональных геометрических размеров, разработки технологии работы.

ПК-7 - способностью обеспечивать решение проблем, связанных с формированием транспортно-грузовых комплексов

Место дисциплины 1С.Б "Железнодорожные станции и узлы (часть III)" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Железнодорожные станции и узлы (часть II)", "Управление эксплуатационной работой (часть I)".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5.8 лет заочное.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ДГС, ДЛС, ДМВ, ДМС, ДМэ, ДПС, Дэ, ЗГС, ЗЛС, ЗМС, ЗПС.

Дисциплина реализуется в 7 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 5 зачетных единиц, или 180 часов, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 67 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
7
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 64 64 64
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб) 4 4 4
Практические, семинары (Пр) 28 28 28
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
3 3 3
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 77   77
Контрольная работа (К)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП) 10   10
Самоподготовка 67   67
Контроль, всего и в т.ч. 36   36
Экзамен (Экз) 36   36
Зачет (За)      
Общая трудоемкость, часы 180 67 180
Зачетные единицы (ЗЕТ) 5   5

Вид обучения: 5.8 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 5 зачетных единиц, или 180 часов, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 10 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
10 11
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 8 8 2 6
Лекции (Лек) 2 2 2  
Лабораторные работы (Лаб) 2 2   2
Практические, семинары (Пр) 4 4   4
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 1 1
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 161   70 91
Контрольная работа (К)        
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП) 40     40
Самоподготовка 121   70 51
Контроль, всего и в т.ч. 9     9
Экзамен (Экз) 9     9
Зачет (За)        
Общая трудоемкость, часы 180 10 73 107
Зачетные единицы (ЗЕТ) 5      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 7

1. Классификация сортировочных станций. (Компетенция/и ОПК-13, ПК-1)

1.1. Сортировочные станции: 1) Назначение сортировочных станций, основные операции и устройства. 2) Классификация сортировочных станций. 3) Размещение сортировочных станций на линиях и полигонах сети железных дорог. 4) Назначение и основы технологии работы и безопасность движения.

1.2. Схемы односторонних сортировочных станций: 1) Схема односторонней сортировочной станции с последовательным расположением парков (прием поездов непреимущественного направления через предгорочную горловину). Достоинства и недостатки. 2) Схема односторонней сортировочной станции с последовательным расположением парков (прием поездов непреимущественного направления через входную горловину парка приема с петлевым подходом). Достоинства и недостатки. 3) Схема односторонней сортировочной станции с комбинированным расположением парков (парк приема последователен сортировочному парку). Достоинства и недостатки. 4) Схема односторонней сортировочной станции с комбинированным расположением парков (парк отправления последователен сортировочному парку). Достоинства и недостатки. 5) Схема односторонней сортировочной стации с большим объемом транзитных и местных вагонопотоков и ее особенности. 6) Схема односторонней сортировочной станции с параллельным расположением парков. Достоинства и недостатки. 7) Четырехпарковая схема односторонней сортировочной станции с последовательным расположением парков и ее особенности. 8) Влияние взаимного расположения парков односторонних сортировочных станций на безопасность движения поездов и маневровой работы.

1.3. Схемы двусторонних сортировочных станций: 1) Схема двусторонней сортировочной станции с последовательным расположением парков. Достоинства и недостатки. 2) Схема двусторонней сортировочной станции с комбинированным расположением парков. Достоинства и недостатки. 1.4. Схемы промышленных сортировочных станций: 1) Схемы промышленных сортировочных станций и их особенности. 2) Схемы заводских сортировочных станций и их особенности.

2. Проектирование сортировочной горки. (Компетенция/и ОПК-13, ПК-1)

2.1. Расчёт и проектирование сортировочных горок: 1) Классификация сортировочных устройств. 2) Требования, предъявляемые к плану головы сортировочного парка. 3) Расчет плана головы сортировочного парка (расчет углов поворота на примере). 4) Расчет координат основных точек головы сортировочного парка.

2.2. Основы динамики скатывания вагонов с горки: 1) Теоретические основы динамики скатывания вагонов с горки. 2) Расчет высоты сортировочной горки. 3) Обоснование расчетной формулы.

2.3. Разработка и проверка продольного профиля спускной части горки: 1) Порядок разработки продольного профиля спускной части горки. 2) Тормозные средства на сортировочных горках и их устройство. Расчет мощности тормозных средств. 3) Использование ЭВМ в расчетах сортировочных горок. Подготовка исходных данных, ввод информации, ее распечатка и анализ. 4) Методы расчета и построения кривых времени, скорости и энергетических высот скатывания вагонов с горки. 5) Определение возможности перевода разделительных стрелок и шин замедлителей при роспуске составов. Анализ профиля горки. 6) Определение ДИФа. Интервалы между отцепами.

2.4. Перерабатывающая способность сортировочной горки и ее определение: 1) Расчет горочного технологического интервала. 2) Определение перерабатывающей способности сортировочных горок. 3) Безопасность сортировочных процессов. 4) Выбор типа и схемы сортировочной станции. Условия целесообразности укладки второй системы парков.

3. Сооружения и устройства на сортировочных станциях. (Компетенция/и ОПК-13, ПК-1, ПК-7)

3.1. Основные положения автоматизации и комплексной механизации регулирования скоростей скатывания вагонов на горках сортировочных станций: 1) Системы автоматического регулирования скоростей скатывания вагонов. 2) Горочная автоматическая централизация. 3) Устройства для определения параметров скатывающихся отцепов. 4) Устройства для торможения вагонов. 5) Система автоматического задания скоростей роспуска вагонов.

3.2. Сооружения, размещаемые на сортировочных станциях: 1) Устройства локомотивного хозяйства на сортировочных станциях. 2) Устройства вагонного хозяйства на сортировочных станциях. 3) Устройства для грузовых и пассажирских операций и прочие устройства на сортировочных станциях.

4. Проектирование и переустройство сортировочных станций. (Компетенция/и ОПК-13, ПК-1, ПК-7)

4.1. Общий порядок проектирования и определение объемов работы сортировочных станций: 1) Методика определения числа путей в парках сортировочных станций. 2) Условия расположения сортировочных станций и их парков в плане и профиле. 3) Конструкция горловин парков приема сортировочных станций. Требования, предъявляемые к ним. 4) Конструкция горловин парков отправления и транзитных парков. Требования, предъявляемые к ним. 5) Конструкция хвостовых горловин сортировочных парков. Требования, предъявляемые к ним.

4.2. Направления развития сортировочных станций: 1) Последовательность развития сортировочных станций. 2) Размещение сортировочной станции в узле. 3) Основные направления развития сортировочных станций в России. 4) Зарубежный опыт проектирования и развития сортировочных станций.

5. Проектирование железнодорожных узлов. (Компетенция/и ПК-1, ПК-6, ПК-7)

5.1. Железнодорожные и транспортные узлы. Основные типы и схемы: 1) Понятие о железнодорожных и транспортных узлах. 2) Классификация железнодорожных узлов. Железнодорожные узлы в крупнейших городах. 3) Промышленные железнодорожные узлы и их особенности. 4) Классификация транспортных узлов и основные проблемы их развития.

5.2. Проектирование и размещение пассажирских и пассажирских технических станций в ж-.д. узле: 1) Пассажирские станции. Назначение и классификация. 2) Схемы пассажирских станций. 3) Пассажирские технические станции. Назначение и классификация. 4) Схемы технических пассажирских станций. 5) Вокзалы и привокзальные площади. 6) Расчеты путевого развития пассажирских и технических пассажирских станций. 7) Технология работы в узле и обеспечение безопасности пассажиров при движении поездов на пассажирских станциях.

5.3. Проектирование и размещение грузовых станций в ж-.д. узле: 1) Грузовые станции. Назначение и классификация. 2) Схемы грузовых станций тупикового и сквозного типа. 3) Расчет путевого развития грузовой станции. 4) Специализированные грузовые станции. 5) Технология работы грузовой станции в узле и обеспечение безопасности движения поездов и маневровой работы.

5.4. Проектирование железнодорожных узлов: 1) Развязки в местах пересечения или примыкания железнодорожных линий. 2) Развязки на многопутных участках в местах изменения числа главных путей. 3) Развязки по роду движения. 4) Обходы железнодорожных узлов. 5) Комплексное развитие различных видов транспорта в транспортных узлах для обслуживания пассажиров и грузовых перевозок. 6) Увязка ж.-д. узла с развитием города. Организационные меры по повышению безопасности движения поездов в ж.-д. узлах.


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 8     16
2 8 14 2 12
3 4 2   12
4 4 2   12
5 8 10 2 15
Итого 32 28 4 67
В т.ч. по интерактивным формам 8 8    

Лабораторный практикум

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование лабораторных работ Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 7
2 Автоматизированное CAD -проектирование и расчет горловин сортировочных парков и горочных комплексов 2
5 Перспективное развитие горочных сортировочных процессов и схем станций. 2

Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 7
2 Выбор и графическое масштабное построение плана головы сортировочного парка. 2
Аналитическое определение углов поворота путей в пучках. Определение длин составных элементов расчетного пути. Размещение тормозных позиций, кривых и стрелочных переводов. 2
Расчет высоты и продольного профиля сортировочной горки. Расчет мощности тормозных средств и их размещение на горке. 2
Расчет скорости, времени и энергетических высот скатывающихся вагонов на ЭВМ. 2
Построение кривых, характеризующих процесс скатывания вагонов с горки. 4
Проверка перевода разделительных стрелок и шин замедлителей. Определение перерабатывающей способности сортировочной горки 2
3 Определение объемов работы сортировочной станции. Выбор и сравнение вариантов схем станции. Выбор направления примыкания боковых линий. Определение направления сортировки вагонов 2
4 Определение объемов работы сортировочной станции. Выбор и сравнение вариантов схем станции. Выбор направления примыкания боковых линий. Определение направления сортировки вагонов. 2
5 Выбор типа схемы пассажирской и технической пассажирской станции. Методика расчета путевого развития. Выбор мест расположения станций на плане местности. 2
Выбор типа грузовой станции. Методика расчета путевого развития. Выбор мест расположения станций на плане местности. 2
Формирование вариантов схем железнодорожных узлов. Проектирование развязок подходов узлов. 2
Масштабное построение плана лучшего варианта железнодорожного узла. 2
Расчет продольных уклонов ж.-д. линий, отметок на схеме узла. Технико-экономическое обоснование проекта. 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 7
1 Схемы сортировочных станций повышенной производительности. Сортировочные станции промышленных узлов. Заводские сортировочные станции. 16
2 Перспективные устройства торможения вагонов на спускной части горки. 12
3 Перспективы автоматизации горочных сортировочных процессов. 12
4 Принцип модульности в формировании схем путевого развития железнодорожных станций и узлов. 12
5 Промышленно-транспортные узлы основных отраслей промышленности. Транспортно-логистическое взаимодействие в узлах. 15

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 5.8 лет заочное составляет 121 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание
1 Чернов В.Н. Классификация и нормы проектирования раздельных пунктов: тексты лекций по разделу "Ж.-д. станции и узлы" / В.Н. Чернов; РГУПС. - Ростов н/Д, 2008. - 102с. ЭБС РГУПС
2 Числов О.Н. Технология работы грузовой станции: учебно-методическое пособие для выполнения лабораторных работ на интерактивном макете / О.Н. Числов, В.В. Трапенов, В.М. Задорожний / ФГБОУ ВПО РГУПС. – Ростов н/Д, 2014. – 20 с. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
7
ОПК-13 +
ПК-1 +
ПК-6 +
ПК-7 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-13 7 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовой проект - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
ПК-1 7 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовой проект - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
ПК-6 7 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовой проект - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
ПК-7 7 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
Балльная оценка за курсовой проект - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

проектирование железнодорожного узла с размещением сортировочной, пассажирской и грузовой станции.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

Не предусмотрено.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Экзамен. Семестр № 7

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Назначение сортировочных станций, основные операции и устройства.
2) Классификацию сортировочных станций.
3) Размещение сортировочных станций на линиях и полигонах сети железных дорог.
4) Схему односторонней сортировочной станции с последовательным расположением парков (прием поездов непреимущественного направления через предгорочную горловину). Достоинства и недостатки.
5) Схему односторонней сортировочной станции с последовательным расположением парков (прием поездов непреимущественного направления через входную горловину парка приема с петлевым подходом). Достоинства и недостатки.
6) Схему односторонней сортировочной станции с комбинированным расположением парков (парк приема последователен сортировочному парку). Достоинства и недостатки.
7) Схему односторонней сортировочной станции с комбинированным расположением парков (парк отправления последователен сортировочному парку). Достоинства и недостатки.
8) Схему односторонней сортировочной стации с большим объемом транзитных и местных вагонопотоков и ее особенности.
9) Схему односторонней сортировочной станции с параллельным расположением парков. Достоинства и недостатки.
10) Четырехпарковую схему односторонней сортировочной станции с последовательным расположением парков и ее особенности.
11) Схему двусторонней сортировочной станции с последовательным расположением парков. Достоинства и недостатки.
12) Схему двусторонней сортировочной станции с комбинированным расположением парков. Достоинства и недостатки.
13) Схемы промышленных (заводских) сортировочных станций и их особенности.
14) Классификацию сортировочных устройств.
15) Требования, предъявляемые к плану головы сортировочного парка.
16) Условия расположения сортировочных станций и их парков в плане и профиле.
17) Конструкция горловин парков приема сортировочных станций. Требования, предъявляемые к ним.
18) Конструкция горловин парков отправления и транзитных парков. Требования, предъявляемые к ним.
19) Конструкция хвостовых горловин сортировочных парков. Требования, предъявляемые к ним.
20) Устройства локомотивного хозяйства на сортировочных станциях.
21) Устройства вагонного хозяйства на сортировочных станциях.
22) Устройства для грузовых и пассажирских операций и прочие устройства на сортировочных станциях.
23) Последовательность развития и переустройства сортировочных станций.
24) Основные направления развития сортировочных станций в России и зарубежом.
25) Системы автоматического регулирования скоростей скатывания вагонов.
26) Горочная автоматическая централизация.
27) Устройства для определения параметров скатывающихся отцепов.
28) Устройства для торможения вагонов.
29) Система автоматического задания скоростей роспуска вагонов.
30) Пассажирские станции сквозного типа.
31) Пассажирские станции тупикового типа.
32) Пассажирские станции комбинированного типа.
33) Требования к их планировке вокзалов.
34) Зонные станции и пассажирские остановочные пункты.
35) Назначение технических пассажирских станций, их классификация и основные устройства.
36) Схемы пассажирских технических станций и их особенности.
37) Назначение грузовых станций и их классификация.
38) Грузовые станции общего пользования, основные операции и устройства.
39) Схемы тупиковых грузовых станций общего пользования и их особенности.
40) Схемы сквозных грузовых станций общего пользования и их особенности.
41) Особенности схем зарубежных грузовых станций.
42) Узлы с одной станцией и их особенности.
43) Узлы крестообразного типа и их особенности.
44) Узлы треугольного типа и их особенности.
45) Узлы с параллельным расположением станций и их особенности.
46) Узлы с последовательным расположением станций и их особенности.
47) Узлы радиального типа и их особенности.
48) Узлы тупикового типа и их особенности.
49) Узлы кольцевого типа и их особенности.
50) Узлы радиально-полукольцевого типа и их особенности.
51) Узлы комбинированного типа и их особенности
52) Теоретические основы динамики скатывания вагонов.
53) Классификацию ж.-д. узлов.
54) Классификацию транспортных узлов.

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) Рассчитывать план головы сортировочного парка (на примере).
2) Определять координаты основных точек головы сортировочного парка.
3) Определять значения углов поворота и длины кривых плана головы сортировочного парка.
4) Рассчитывать высоту сортировочной горки.
5) Проектировать продольный профиль сортировочной горки.
6) Рассчитывать мощность тормозных позиций на спускной части сортировочной горки.
7) Выбирать параметры отцепов для проверки продольного профиля спускной части горки.
8) Рассчитывать путевое развитие пассажирских станций.
9) Рассчитывать путевое развитие пассажирских технических станций.
10) Проектировать развязки в местах пересечения или примыкания железнодорожных линий.
11) Проектировать развязки на многопутных участках в местах изменения числа главных путей.
12) Проектировать развязки по роду движения.
13) Проектировать обходы железнодорожных узлов.
14) Определять значения скоростных уклонов продольного профиля ГБМ.
15) Рассчитывать перерабатывающую способность сортировочных горок.
16) Рассчитывать количество путей в транзитных парках сортировочных станций.
17) Рассчитывать количество путей в приемочных парках сортировочных станций.
18) Рассчитывать количество путей в сортировочных парках сортировочных станций.
19) Рассчитывать количество путей в отправочных парках сортировочных станций.
20) Строить кривые времени, скорости и энергетических высот скатывания отцепов при проверке продольного профиля горки.
21) Разрабатывать схемы сортировочных станций.
22) Разрабатывать схемы грузовых станций.
23) Разрабатывать схемы пассажирских станций.
24) Разрабатывать схемы пассажирских технических станций.
25) Разрабатывать схемы железнодорожных узлов.
26) Разрабатывать схемы транспортных узлов.
27) Строить развернутый план «трудного» пути головы сортировочного парка.
28) Определять положение перевальной части горба горки.
29) Выбирать и обосновывать параметры замедлителей на спускной части горки.
30) Обосновывать параметры рационально запроектированной головы сортировочного парка.

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) Графоаналитической проверки продольного профиля спускной части сортировочной горки.

2) Расчета перерабатывающей способности сортировочных горок.

3) Определения рационального количества путей в парках сортировочных станций.

4) Расчета горочного технологического интервала при последовательном роспуске.

5) Расчета горочного технологического интервала при параллельном роспуске.

6) Выбора направления преобладающей сортировки вагонов на сортировочной станции.

7) Планировки вокзалов.

8) Планировки привокзальных площадей.

9) Расчета единовременной вместимости вокзала.

10) Расчета путевого развития грузовых станций.

11) Расчета капитальных затрат по проекту железнодорожного узла.

12) Выбора взаимодействия различных видов транспорта в транспортных узлах для обслуживания грузовых и пассажирских перевозок.

13) Комплексного проектирования плана ж.-д. узла.

14) Выбора методов увязки транспортного узла с развитием города.

15) Выбора оптимального угла пересечения линий на путеводной развязке.

16) Автоматизированного расчета и масштабного построения планов железнодорожных станций и узлов.

17) Расчета интервалов скатывания отцепов.

18) Определения ДИФа.

19) Построения «ворот времени» для определения возможности перевода разделительных стрелок и шин замедлителей при скатывании отцепов в расчетном сочетании.

20) Разрабатывать технологические графики работы горок.

21) Масштабного построения плана ж.-д. узла.

22) Определения объемов работ по проекту развития ж.-д. узла.

23) Разработки мероприятий по увеличению перерабатывающей способности сортировочных горок.

24) Расчета параметров устройств для обслуживания пассажиров на станциях.

25) Разработки схем специализированных грузовых станций.

26) Выбора технологии работы промышленных узлов.

27) Выбора схем головных участков ж.-д. узлов.

28) Определения максимально допустимой скорости роспуска.

29) Расчета уклонов, длин участков, скоростей движения и тормозных усилий при скатывании отцепов на спускной части горки (на примере).

30) Обоснования вариантов размещения устройств определения параметров скатывающихся отцепов.


Иные контрольные материалы для автоматизированной технологии оценки имеются в Центре мониторинга качества образования


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-13 7 1, 2, 3, 4 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
2, 3, 4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
2 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4 Балльная оценка за курсовой проект - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-1 7 1, 2, 3, 4, 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1, 2, 3, 4, 5 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
2, 3, 4, 5 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
2, 5 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
1, 2, 3, 4, 5 Балльная оценка за курсовой проект - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-6 7 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
5 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
5 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
5 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
5 Балльная оценка за курсовой проект - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-7 7 3, 4, 5 Балльная оценка на экзамене - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
3, 4, 5 Процент верных на тестировании - правильность выполнения заданий.
3, 4, 5 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
5 Выполненная лабораторная работа - правильность выполнения заданий.
3, 4, 5 Балльная оценка за курсовой проект - качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Экзамен (письменно-устный).
Автоматизированное тестирование.
Выполнение практического задания в аудитории.
Выполнение лабораторной работы (подготовка отчета).
Защита курсового проекта.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Железнодорожные станции и узлы: учебник / В.И. Апатцев и др.; под ред. В.И. Апатцева и Ю.И. Ефименко. — М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2014. — 855 с. ISBN 978-5-89035-674-14 НТБ РГУПС
2 Под ред. Н.В. Правдина, С.П. Вакуленко Проектирование инфраструктуры железнодорожного транспорта (станции, ж.д. и транспортные узлы), 2012г. ЭлУ УМЦ ЖДТ

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Техника и технология автоматизированное проектирование ж.-д. станций (практика применения и перспективы) : учеб. пособие/ Н.В. Правдин, С.П. Вакуленко, А.К. Головнич (и др.); Учеб.-метод. центр по образованию на ж.-д. трансп..-М., 2014.-399с. НТБ РГУПС
2 Железнодорожные станции и узлы (задачи, примеры, расчеты) [Текст] : учеб. пособие / Учеб.-метод. центр по образованию на ж.-д. трансп. ; ред.: Н. В. Правдин, С. П. Вакуленко. - 5-е изд., испр. и доп. - М. : [б. и.], 2015. - 648 с. : ил., табл. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-89035-826-4 НТБ РГУПС

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины


Электронные образовательные ресурсы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/.Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/.Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/.Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/.Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/.Электронно-библиотечная система РГУПС

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/.Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/.КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание
1 Числов О.Н. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Железнодорожные станции и узлы (часть III)". РГУПС. - Ростов н/Д, 2018.
2 Числов О.Н. Проектирование грузовых станций: Учебное пособие / О.Н. Числов, Д.С. Безусов, В.М. Задорожний, В.В. Хан / ФГБОУ ВПО РГУПС. – Изд. второе, перераб. и доп./ – Ростов н/Д, 2014. – 68 с. ЭБС РГУПС
3 Проектирование пассажирских станций : Учебно-методическое пособие к курсовому и дипломному проектированию / В.А. Лебедева, И.А. Мрулишвили, М.В. Бакалов; Рост. гос. ун-т путей сообщения. – Ростов н/Д, 2017 ЭБС РГУПС
4 Размещение железнодорожных станций в узлах: учебное пособие / О.Н. Числов, В.В. Хан. ФГБОУ ВО «Рост. гос. ун-т путей сообщения». Ростов н/Д, 2017, 89 с. ЭБС РГУПС
5 Проектирование пассажирских технических станций : Учебно-методическое пособие к курсовому и дипломному проектированию / В.А. Лебедева, И.А. Мрулишвили; Рост. гос. ун-т путей сообщения. – Ростов н/Д, 2017 ЭБС РГУПС
6 Числов, О.Н. Проектирование и расчет сортировочных горок: учебное пособие / О.Н. Числов, В.А. Лебедева, В.В. Хан. // Рост. гос. ун-т путей сообщения. Ростов н/Д, 2017. – 84 с. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader.

Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий использованы:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования).

Макет «Технология работы грузовой станции».

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 39117.