РОСЖЕЛДОР

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение высшего образования

"Ростовский государственный университет путей сообщения"

(ФГБОУ ВО РГУПС)

  УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе - начальник учебно-методического управления М.А. Кравченко

30.06.2018 г.
"Для размещения в ЭИОС настоящая РПД подписана
с использованием простой электронной подписи"

Кафедра "Экономика и менеджмент"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ДИСЦИПЛИНЫ

1С.Б "Основы маркетинга"

по Учебному плану

в соответствии с ФГОС ВО по специальности

23.05.04 Эксплуатация железных дорог

Специализация

№ 7 Транспортный бизнес и логистика

Квалификация выпускника "Инженер путей сообщения "

Ростов-на-Дону

2018 г.

 



 






Автор-составитель к.э.н., доц. Лобас Юлия Николаевна предлагает настоящую Рабочую программу дисциплины 1С.Б "Основы маркетинга" в качестве материала для проектирования Образовательной программы РГУПС и осуществления учебно-воспитательного процесса по федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования.

Рабочая программа дисциплины рассмотрена на кафедре "Экономика и менеджмент".





Экспертизу Рабочей программы дисциплины провел(а):

д.э.н., проф. Акопова Елена Сергеевна, зав. кафедрой "Мировая экономика и международные отношения", ФГОУ ВО «Южный федеральный университет».





Рекомендуемое имя и тип файла документа:
1СБ_Основы м_С_23.05.04_во_5_ЭиМ_п27039_39097.doc


Наименование, цель и задача дисциплины

Дисциплина "Основы маркетинга".

Учебный план по Образовательной программе утвержден на заседании Ученого совета университета от 09.08.2017 № 15.

Целью дисциплины "Основы маркетинга" является фундаментальная подготовка в составе других базовых дисциплин блока "Блок 1 - Дисциплины (модули)" Образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования для формирования у выпускника общепрофессиональных, профессиональных, профессионально-специализированных компетенций, способствующих решению профессиональных задач в соответствии с видами профессиональной деятельности, предусмотренными учебным планом.

Для достижения цели поставлены задачи ведения дисциплины:

подготовка обучающегося по разработанной в университете Образовательной программе к успешной аттестации планируемых результатов освоения дисциплины;

подготовка обучающегося к освоению дисциплин "Основы логистики", "Основы транспортного бизнеса";

развитие социально-воспитательного компонента учебного процесса.


Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения Образовательной программы

Планируемый результат освоения дисциплины Планируемый результат освоения Образовательной программы

Знает: классификацию окружающей маркетинговой среды; комплексное исследование товарного рынка; сегментацию рынка

Умеет: определять цели и задачи проведения маркетингового исследования; организовать проведение маркетинговых исследований,а также разработку стратегии проекта и концепции маркетинга обеспечивающих успех проекта

Имеет навыки: навыками построения модели покупательского поведения; навыками разработки этапов проведения маркетингового исследования

ОПК-5 - владением основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации, наличием навыков работы с компьютером как средством управления информацией и автоматизированными системами управления базами данных

Знает: основные функции маркетинговых подразделений; основные цели и принципы маркетинга

Умеет: определять цели стратегического и операционного маркетинга

Имеет навыки: навыками выбора цели и принципов маркетинговой деятельности компании

ПК-6 - готовностью к формированию целей развития транспортных комплексов городов и регионов, участию в планировании и организации их работы, организации рационального взаимодействия видов транспорта, составляющих единую транспортную систему, при перевозках пассажиров, багажа, грузобагажа и грузов

Знает: основы проведения мониторинга качества технологических операций

Умеет: оценивать степень конкурентоспособности транспортных услуг

Имеет навыки: осуществления контроля качества оказываемых транспортных услуг

ПК-12 - готовностью к эксплуатации автоматизированных систем управления поездной и маневровой работой, использованию информационных систем мониторинга и учета выполнения технологических операций

Знает: основы планирования и оперативного управления маркетингом на предприятии транспорта

Умеет: управлять маркетингом на транспортном предприятии; контролировать исполнение маркетинговых планов

Имеет навыки: оперативного регулирования маркетинговых процессов на транспортном предприятии

ПСК-7.4 - способностью к применению типовых программных продуктов для планирования и оперативного управления цепями поставок, материальными потоками на складах, автоматизации управления эффективностью транспортного бизнеса, обеспечения автоматизации таможенных процедур, оперативному бизнес-регулированию процессов

Место дисциплины 1С.Б "Основы маркетинга" в структуре Образовательной программы

Дисциплина отнесена к Блоку 1С Образовательной программы. Дисциплина входит в состав базовой части (Б).

Требования к входным знаниям, умениям и компетенциям обучающегося, необходимым для изучения данной дисциплины, соответствуют требованиям по результатам освоения предшествующих дисциплин : "Основы менеджмента".

Нормативный срок освоения Образовательной программы по очной форме обучения – 5 лет. Наименование формы и срока обучения из базы данных РГУПС (вид обучения): 5 лет очное, 5 лет заочное.

Обозначения-аббревиатуры учебных групп, для которых данная дисциплина актуальна: ДЛС, ЗЛС.

Дисциплина реализуется в 5 семестре.

Объем дисциплины в зачетных единицах с указанием количества академических часов, выделенных на контактную работу обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) и на самостоятельную работу обучающихся

Вид обучения: 5 лет очное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы, или 108 часов, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 50 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в семестре
5
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 48 48 48
Лекции (Лек) 32 32 32
Лабораторные работы (Лаб)      
Практические, семинары (Пр) 16 16 16
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
2 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 49   49
Контрольная работа (К)      
Расчетно-графическая работа (РГР)      
Курсовая работа (КР)      
Курсовой проект (КП)      
Самоподготовка 49   49
Контроль, всего и в т.ч. 9   9
Экзамен (Экз)      
Зачет (За) 9   9
Общая трудоемкость, часы 108 50 108
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3   3

Вид обучения: 5 лет заочное

Общая трудоемкость данной дисциплины 3 зачетные единицы, или 108 часов, в том числе контактная работа обучающегося с преподавателем (КРОП); по учебным занятиям КРОП с учетом ИЗ и КСР, составляет 12 часов.

Виды учебной работы Всего часов КРОП, часов Число часов в заезде
7 8
Аудиторные занятия всего и в т.ч. 8 8 2 6
Лекции (Лек) 4 4 2 2
Лабораторные работы (Лаб)        
Практические, семинары (Пр) 4 4   4
Индивидуальные занятия (ИЗ),
контроль самостоятельной работы (КСР)
4 4 2 2
Самостоятельная работа (СРС), всего и в т.ч. 92   46 46
Контрольная работа (К) 12     12
Расчетно-графическая работа (РГР)        
Курсовая работа (КР)        
Курсовой проект (КП)        
Самоподготовка 80   46 34
Контроль, всего и в т.ч. 4     4
Экзамен (Экз)        
Зачет (За) 4     4
Общая трудоемкость, часы 108 12 50 58
Зачетные единицы (ЗЕТ) 3      

Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием отведенного на них количества академических часов и видов учебных занятий

Содержание дисциплины

Семестр № 5

1. Маркетинговые исследования: основные методы, способы и средства получения, хранения и переработки маркетинговой информации. (Компетенция/и ОПК-5)

2. Стратегический маркетинг, формирование целей развития транспортного предприятия. (Компетенция/и ПК-6)

3. Управление маркетингом: планирование и оперативное управление маркетингом, оперативное регулирование маркетинговыми процессами. (Компетенция/и ПСК-7.4)

4. Товарный маркетинг, мониторинг качества выполнения технологических операций. (Компетенция/и ПК-12)


Отведенное количество часов по видам учебных занятий и работы

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Трудоемкость в часах по видам занятий
Лекции Практические занятия, семинары Лабораторные работы Самоподготовка
1 8 4   10
2 8 4   10
3 8 4   10
4 8 4   19
Итого 32 16   49
В т.ч. по интерактивным формам 10 2    

Лабораторный практикум

Не предусмотрено.


Практические занятия (семинары)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование (тематика) практических работ, семинаров Трудоемкость аудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Организация маркетинговых исследований. 2
Оценка новых рыночных возможностей организации 2
2 Оценка стратегических альтернатив. 2
Выбор стратегии развития транспортного предприяти 2
3 Планирование маркетинга. 2
Контроль исполнения планов маркетинга. Контроллинг. 2
4 Оценка конкурентоспособности организации 2
Оценка конкурентоспособности продукции 2

Самостоятельное изучение учебного материала (самоподготовка)

Вид обучения: 5 лет очное

Номер раздела данной дисциплины Наименование тем, вопросов, вынесенных для самостоятельного изучения Трудоемкость внеаудиторной работы, часы
Семестр № 5
1 Исследование внешней среды и ее воздействие на функционирование организации 10
2 Оценка конкурентных преимуществ транспортного предприятия 10
3 Методы обработки массивов данных, полученных опытным путем 10
4 Изучение методики позиционирования товара 19

Объем самостоятельного изучения учебного материала (самоподготовка) по виду обучения 5 лет заочное составляет 80 час.


Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

№ п/п Библиографическое описание
1 Каплунова, И.М. [Электронный ресурс]: Маркетинг : учебно-методическое пособие к практическим занятиям / И.М. Каплунова. — Рост. гос. ун-т путей сообщения. – Ростов н/Д, 2011. – 16 с
2 Основы маркетинга. Методические указания к самостоятельной работе / Лобас Ю.Н., РГУПС, 2017, ФГБОУ РГУПС, - 32. ЭБС РГУПС
3 Методические указания по подготовке к контролю результатов самостоятельной работы обучающихся в форме компьютерного тестирования заочная форма обучения)/ Лобас Ю.Н., ФГБОУ РГУПС, 2017, 32 с. ЭБС РГУПС

Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения Образовательной программы

Компетенция Указание (+) этапа формирования в процессе освоения ОП (семестр)
5
ОПК-5 +
ПК-6 +
ПК-12 +
ПСК-7.4 +

Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования

Компе-
тенция
Этап
формирования
ОП (семестр)
Показатель оценивания Критерий оценивания
ОПК-5 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ПК-6 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ПК-12 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
ПСК-7.4 5 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Описание шкал оценивания компетенций

Значение оценки Уровень освоения компетенции Шкала оценивания (для аттестационной ведомости, зачетной книжки, документа об образования) Шкала оценивания (процент верных при проведении тестирования)
Балльная оценка - "удовлетворительно". Пороговый Оценка «удовлетворительно» выставляется обучающемуся, который имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 59%
Балльная оценка - "хорошо". Базовый Оценка «хорошо» выставляется обучающемуся, твердо знающему программный материал, грамотно и по существу его излагающему, который не допускает существенных неточностей в ответе, правильно применяет теоретические положения при решении практических работ и задач, владеет необходимыми навыками и приемами их выполнения. От 60% до 84%
Балльная оценка - "отлично". Высокий Оценка «отлично» выставляется обучающемуся, глубоко и прочно усвоившему программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающему, в ответе которого тесно увязываются теория с практикой. При этом обучающийся не затрудняется с ответом при видоизменении задания, показывает знакомство с литературой, правильно обосновывает ответ, владеет разносторонними навыками и приемами практического выполнения практических работ. От 85% до 100%
Дуальная оценка - "зачтено". Пороговый, Базовый, Высокий Оценка «зачтено» выставляется обучающемуся, который имеет знания, умения и навыки, не ниже знания только основного материала, может не освоить его детали, допускать неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности изложения программного материала и испытывает трудности в выполнении практических навыков. От 40% до 100%
Балльная оценка - "неудовлетворительно", Дуальная оценка - "не зачтено". Не достигнут Оценка «неудовлетворительно, не зачтено» выставляется обучающемуся, который не знает значительной части программного материала, допускает ошибки, неуверенно выполняет или не выполняет практические работы. От 0% до 39%

Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы

Типовые контрольные задания

Курсовые проекты (работы)

Не предусмотрено.


Контрольные работы, расчетно-графические работы, рефераты

решение основных типовых задач по маркетингу (согласно вариативной выборке).

Для заочной формы обучения контрольная работа проводится в форме компьютерного тестирования на базе ЦМКО.


Перечни сопоставленных с ожидаемыми результатами освоения дисциплины вопросов (задач):

Зачет. Семестр № 5

Вопросы для оценки результата освоения "Знать":

1) Определение маркетинга и его эволюция.
2) Основные цели, задачи и принципы маркетинговой деятельности.
3) Развитие управленческих концепций маркетинга.
4) Структура функций маркетинговой деятельности.
5) Основные виды маркетинга.
6) Понятие маркетинговой среды.
7) Внутренняя и внешняя среда фирмы. Внешняя микро- и макросреда.
8) Влияние основных элементов маркетинговой среды на стратегию и тактику фирмы.
9) Разработка системы контролируемых факторов.
10) Конкуренция. Маркетинговая политика фирмы при разных типах конкуренции.
11) Анализ рыночных возможностей.
12) Разработка комплекса маркетинга.
13) Планирование организации маркетинговой деятельности.
14) Стратегическое планирование. Стратегические уровни в организации: корпоративный и хозяйственных подразделений.
15) Процесс стратегического маркетинга и его стадии.
16) Понятие рынка и его основные элементы. Определение и удовлетворение потребностей покупателя.
17) Состояние спроса и задачи маркетинга, соответствующие этим состояниям.
18) Факторы, оказывающие влияние на поведение потребителей.
19) Признаки классификации групп потребителей. Типы поведения покупателей на рынке.
20) Процесс принятия решения о покупке и его этапы.
21) Этика и социальная ответственность в маркетинге.
22) Система маркетинговой информации, методы её сбора.
23) Источники первичной и вторичной информации. Основные объекты маркетинговых исследований и источники сведений о них.
24) Процесс создания нового товара.
25) Основные объекты исследования внутренней среды фирмы: оценка возможностей, анализ финансово-экономического положения, товарного ассортимента, производственных мощностей, стратегии фирмы на рынке.
26) Оценка конкурентных позиций фирмы.
27) Выбор целевого рынка. Критерии и методы сегментирования рынка.
28) Методы маркетинговых исследований.
29) Роль маркетинговых исследований состояния рынка и его конъюнктуры. Процесс маркетинговых исследований и его этапы.
30) Информация для маркетинговых решений и её структура.
31) Классификация товаров. Понятие нового товара и причины их неудач

Вопросы для оценки результата освоения "Уметь":

1) использовать источники первичной и вторичной информации
2) применять основные принципы маркетинговой деятельности.
3) изучать поведение и мотивации потребителей
4) оценивать возможности, анализировать финансово-экономическое положение, товарный ассортимент, производственные мощности, стратегии фирмы на рынке
5) оценивать конкурентные позиции фирмы
6) оценивать стратегические уровни в организации: корпоративный и хозяйственных подразделений
7) исследовать внутреннюю и внешнюю среду фирмы, внешнюю микро- и макросреду.
8) оценивать влияние основных элементов маркетинговой среды на стратегию и тактику фирмы.
9) разрабатывать системы контролируемых маркетинговых факторов.
10) определять маркетинговую политику фирмы при разных типах конкуренции.
11) проводить анализ рыночных возможностей.
12) разрабатывать комплекса маркетинга.
13) планировать и организовывать маркетинговую деятельность на транспортном предприятии.
14) осуществлять стратегическое планирование.
15) проектировать процесс стратегического маркетинга.
16) проектировать процесс принятия решения о покупке и его этапы.
17) оценивать состояние спроса и определять задачи маркетинга, соответствующие этим состояниям.
18) выявлять факторы, оказывающие влияние на поведение потребителей.
19) классифицировать потребителей, определять типы поведения покупателей на рынке

Вопросы для оценки результата освоения "Иметь навыки":

1) выбора целевого рынка, применения критериев и методов сегментации рынка.

2) применения основных методов маркетинговых исследований.

3) проектирования процесса создания нового товара.

4) разработки маркетинговой стратегии транспортным предприятием.

5) разработки тарифной политики транспортным предприятием.

6) разработки коммуникационной политики транспортным предприятием.

7) разработки сбытовой политики транспортным предприятием.

8) разработки товарной политики и транспортным предприятием.

9) расчета тарифов транспортных услуг.

10) определять перспективные и текущие потребности рынка.

11) изучение поведения и мотивации потребителей.


Методические материалы, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций

№ п/п Библиографическое описание
1 Методические указания, определяющие процедуру оценивания знаний, умений, навыков, характеризующих этапы формирования компетенций. Ресурс ЦМКО РГУПС.

Для каждого результата обучения по дисциплине определены

Показатели и критерии оценивания сформированности компетенций на различных этапах их формирования

Резуль-
тат
обуче-
ния
Компе-
тенция
Этап
формиро-вания в
процессе
освоения
ОП
(семестр)
Этапы
формирования
компетенции
при изучении
дисциплины
(раздел
дисциплины)
Показатель
сформиро-
ванности
компетенции
Критерий
оценивания
Знает, Умеет, Имеет навыки ОПК-5 5 1 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
1 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-6 5 2 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
2 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПК-12 5 4 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
4 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.
Знает, Умеет, Имеет навыки ПСК-7.4 5 3 Дуальная оценка на зачете - полнота усвоения материала,
- качество изложения материала,
- правильность выполнения заданий,
- аргументированность решений.
3 Выполненное практическое задание - правильность выполнения заданий.

Шкалы и процедуры оценивания

Значение оценки Уровень
освоения
компетенции
Шкала оценивания
(для аттестационной
ведомости, зачетной
книжки, документа
об образовании)
Процедура оценивания
Балльная оценка -
"отлично",
"хорошо",
"удовлетворительно".
Дуальная оценка -
"зачтено".
Пороговый, Базовый, Высокий В соответствии со шкалой оценивания в разделе РПД "Описание шкал оценивания компетенций" Зачет (письменно-устный).
Выполнение практического задания в аудитории.
Балльная оценка -
"неудовлетворительно".
Дуальная оценка -
"не зачтено".
Не достигнут

Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Основная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Черченко Н.В. Основы маркетинга [Электронный ресурс] : ответы на экзаменационные вопросы / Н.В. Черченко. — Электрон. текстовые данные. — Минск: ТетраСистемс, Тетралит, 2014. — 112 c. — 978-985-7067-94-7. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/28170.html

Дополнительная литература

№ п/п Библиографическое описание
1 Маркетинг в России и за рубежом. Журнал. 2012.
2 Вопросы экономики. Журнал. 2017
3 Криворотов В.В. Конкурентоспособность предприятий и производственных систем [Электронный ресурс]: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки «Экономика»/ Криворотов В.В., Калина А.В., Ерыпалов С.Е.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.— 351 c.-ЭБС АйПиЭрБукс
4 Сафронова Н.Б. Маркетинговые исследования [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Сафронова Н.Б., Корнеева И.Е..- Электронн.текстовые данные.-М.: Дашков и К, 2015.-296 с.- ЭБС "АйПиЭрБукс"

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины


Электронные образовательные ресурсы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://rgups.ru/.Ресурс ЭИОС РГУПС
2 http://www.iprbookshop.ru/.Электронно-библиотечная система "IPRBooks"
3 https://www.biblio-online.ru/.Электронно-библиотечная система "Юрайт"
4 http://www.umczdt.ru/.Электронная библиотека "УМЦ ЖДТ"
5 http://jirbis2.rgups.ru/jirbis2/.Электронно-библиотечная система РГУПС

Профессиональные базы данных и информационно-справочные системы

№ п/п Адрес в Интернете, наименование
1 http://www.glossary.ru/.Глоссарий.ру (служба тематических толковых словарей)
2 http://www.consultant.ru/.КонсультантПлюс

Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

№ п/п Библиографическое описание
1 Лобас Ю.Н. Учебно-наглядное пособие - тематические иллюстрации по дисциплине "Основы маркетинга". РГУПС. - Ростов н/Д, 2018.
2 Каплунова, И.М. [Электронный ресурс]: Маркетинг : учебно-методическое пособие к практическим занятиям / И.М. Каплунова. — Рост. гос. ун-т путей сообщения. – Ростов н/Д, 2011. – 16 с + Э.р. НТБ
3 Основы маркетинга. Учебно-методическое пособие для практических занятий / Лобас Ю.Н., ФГБОУ РГУПС, 2017, -32 с. ЭБС РГУПС

Перечень информационных технологий, включая перечень ПО и информационных справочных систем

№ п/п Наименование
1 Операционная система ОС Microsoft Windows. Офисное программное обеспечение Microsoft Office. Общесистемное ПО Acrobat Reader.

Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

Для изучения настоящей дисциплины в зависимости от видов занятий использованы:

Учебная мебель;

Технические средства обучения (включая стационарный либо переносной набор демонстрационного оборудования);

Тренажёрный комплекс.

Самостоятельная работа обучающихся обеспечивается компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и ЭИОС.


"____" _________________20___г.


Код РПД: 39097.